Встречное движение — урок математики в 4-м классе по программе Школа-2100


Класс 4.

Учебно-методический комплект: «Школа-2100″.

Тема урока: Встречное движение.

Форма проведения: мультимедиа игра
«Морской бой».

Цели урока:

  • Научить решать задачи на встречное движение и
    находить скорость сближения;
  • Развивать речь, внимание, логическое мышление;
  • Способствовать формированию информационной
    культуры у учащихся;
  • Воспитывать интерес к математике.

Оборудование учителя:

  • Мультимедийный проектор;
  • Ноутбук;
  • Экран;
  • Мультимедийная презентация к уроку (Приложение
    1);
  • Учебник «Математика» Петерсон, 4 класс;
  • Магниты.

Оборудование учащихся:

  • Учебник «Математика» Петерсон, 4 класс;
  • Тетрадь;
  • Сигнальные карточки (красная, жёлтая и зелёная);
  • Линейка;
  • Лист бумаги формата А4, фломастеры.

Ход урока

1. Орг.момент

На экране открывается слайд — название игры
«Морской бой» с эффектом анимации «Цветовая
волна» и игровое поле с четырьмя кораблями: слайд
3

Слайд сопровождается музыкой.

Дети заходят в класс, занимают свои места.

(Появляется следующий аналогичный слайд 4, но
без анимации и звукового сопровождения.)

У. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас будет
необычный урок. Я предлагаю вам отправиться в
морское путешествие и сыграть в математический
морской бой. Кто знает правила этой игры?

Д. Играют обычно 2 человека. Они выставляют на
игровом поле свои корабли. Выигрывает тот, кто
первым уничтожает корабли противника.

У.Хорошо. Отличие математического «Морского
боя» в том, что играть мы будем все вместе одной
дружной командой. Мы выполним задания,
написанные на кораблях. А нашим выигрышем станут
новые знания, умения и хорошее настроение.
Согласны?

Д. Да.

2. Уст. счёт. Актуализация знаний

У. Мы отправляемся в путешествие на красивом
теплоходе. До появления теплоходов люди ездили
на пароходах. А знаете ли вы, когда в России был
построен первый пароход? Чтобы ответить на этот
вопрос, найдём устно значения трёх длинных
выражений — по одному для каждого ряда. А, сложив
три этих значения, мы узнаем год выпуска первого
русского парохода и его название.

Учитель открывает слайд 5 «Устный счёт». Потом
появляются изменения на слайде в следующем
порядке:

Цепочка примеров для первого ряда,

Поочерёдное добавление ответов напротив
каждого действия (окончательный ответ выделен
жёлтым цветом),

Цепочка примеров для второго ряда,

Поочерёдное добавление ответов напротив
каждого действия (окончательный ответ выделен
жёлтым цветом),

Цепочка примеров для третьего ряда,

Поочерёдное добавление ответов напротив
каждого действия (окончательный ответ выделен
жёлтым цветом),

Каждый ребёнок объясняет устно по цепочке
решение одного действия. Остальные
сигнализируют красной и зелёной карточками,
согласны они или нет.

Полностью посчитанные цепочки выглядят
следующим образом:

84:6 14 130: 2 65 630:30 21
х7 98 +35 100 х 4 84
- 49 49 +180 280 -48 36
+15 64 : 40 7 : 18 2
: 16 4 х 60 420 х 450 900
х20 80 : 3 140 : 30 30
+23 103 -58 82 х14 420
х5 515 +718 800 +80 500

У. Сложите окончательные результаты трёх
цепочек примеров.

(Появляется слайд 6 с надписью: 515 + 800 +500). Как это
удобнее сделать?



Д.

  • 500 + 515 = 1015
  • 1015 + 800 = 1815

(Появляется надпись 515 + 800 +500 = 1815).

У. Итак, когда был построен первый русский
пароход слайд 8?

Д. В 1815 году. (Слайд: «1815 г. — построен первый
русский пароход «Елизавета». Дети читают.)

У. Молодцы. Вы отлично посчитали и уничтожили
корабль, который назывался «Устный счёт». (Снова
появляется слайд 8 с изображением игрового поля,
и учитель с помощью эффекта пишущего карандаша
зачёркивает корабль «Устный счёт»).

3. Новая тема

У. Мы узнали что-то новое о пароходе, а навстречу
нашему теплоходу плывёт другой теплоход. Как
называется такое движение?

Д. Встречное движение.

У. Это и будет темой нашего урока. (Появляется
слайд 9 со словами встречное и движение. Эти
слова движутся навстречу друг другу и
останавливаются рядом). Запишите в тетрадь дату и
тему урока.

Как вы думаете, чему вы должны научиться
сегодня на уроке?

Д. Решать задачи на встречное движение.
(Появляется слайд 10, на котором обозначена цель
урока.

А после него — слайд 11 «Работа с задачей».

4. Постановка проблемы

У. Итак, впереди теплоход. И именно о теплоходах
говорится в задаче, которую нам предстоит решить.

(Слайд 12 с текстом задачи.)

Д. (1 ученик читает задачу вслух):

Из двух портов А и В, расстояние между которыми
164 км, вышли одновременно навстречу друг другу
два теплохода. Скорость белого теплохода 18 км/ч, а
скорость синего — 23 км/ч. Какое расстояние будет
между ними через 3 часа после выхода?

У. Давайте понаблюдаем на экране, как
происходило движение этих теплоходов.
(Появляется серия слайдов 13-17, сменяющихся
автоматически и демонстрирующих встречное
движение теплоходов и оставшееся между ними
расстояние при помощи мигающей стрелки).

5. Поиск решения задачи

У. Обратимся к тексту задачи (Снова слайд 18 с
текстом).

Что известно в задаче? Что нужно найти?

(Появляется слайд 19 «Поиск решения задачи»).

У. Как изменится расстояние между теплоходами
за 1 час? (Слайд 20 с изображением пройденного
теплоходами расстояния за 1 час).

Д. Оно уменьшится.

У. На сколько?

Д. 23+18=41. На 41 км.

У. Как называется величина, показывающая, на
сколько сблизятся теплоходы за 1 час?

Д. Скорость сближения. (Слайды 21, 22 с
определением скорости сближения и с формулой её
нахождения.)

У. Как найти оставшееся расстояние между
теплоходами через 1 час? Вы поработаете в группах.
На листах бумаги фломастером напишите крупно
выражение для нахождения оставшегося
расстояния. Слайд 23.

: Вывесите на доску результаты работы групп.

(После анализа предложенных решений на слайде
добавляется правильное выражение:

164-(23+18)х1=123 км).

У. Как найти оставшееся расстояние через 2 часа?
(Появляется слайд 24 с изображением пройденного
теплоходами расстояния за 2 часа).

Д. 164-(23+18)х2=

У. Как найти оставшееся расстояние через 3 часа?
(Появляется слайд 25 с изображением пройденного
теплоходами расстояния за 3 часа).

Д. 164-(23+18)х3=

У. Сравните 3 полученных выражения. (Появляется
слайд 26 с тремя выражениями, занесёнными в
таблицу и с заданием: запишите формулу
нахождения оставшегося расстояния d, где:
S-первоначальное расстояние, V1 и V2-скорости
объектов, t-время).

Д. d = S -Vсбл. х t. (Соответствующий слайд 27.)

У. Для того, чтобы усвоить, как образована эта
формула, можно записать решение задачи по
действиям. Комментирует запись решения 1 ряд.

Д.

23+18=41 (км/ч) скорость сближения.

41х3=123 (км) прошли теплоходы за 3 часа.

164-123=41 (км)

У. Кто прокомментирует запись решения
выражением?

Д. 164-(23+18)х3=41 (км)

(Появляется слайд 28 с записью решения и дети
проверяют свою запись).

У. Можно ли было решить задачу по-другому?

Д. Да.

18х3=54 (км) прошёл белый теплоход.

23х3=69 (км) прошёл синий теплоход.

54+69=123 (км) прошли оба теплохода.

164-123=41 (км)

Слайд 29.

У. Запишите самостоятельно ответ задачи.

Проверьте. (Появляется слайд 30 с ответом.)

У. Подведём итог. Какую задачу мы научились
сегодня решать?

Д. Задачу на встречное движение.

(Появляется слайд 31 с игровым полем «Морской
бой». Учитель зачёркивает корабль «Задача»).

6. Физминутка

(Слайд 32, 33 с движущимся человечком: Упражнение
для ног)

7. Повторение

У. Ребята, люди каких профессий работают на
теплоходе?

Д. Капитан, матросы, кок.



У. Кем из них вы хотели бы быть?

Д. Капитаном.

У. Чтобы быть капитаном, нужно очень хорошо
знать географию, математику и отлично уметь
считать. Откройте учебник стр. 92 № 10.

Д. (Читают задание вслух). Найди ошибки в решении
примеров. Запиши и реши их правильно. (Появляется
слайд 34 «Решение примеров»).

У. Поработайте в парах. Найдите ошибку в записи
первого примера и запишите его в тетрадь без
ошибки. Появляется слайд с первым примером, слайд
35:

_4001053
832974
4169089

После работы детей появляется слайд с
исправленными в этом примере ошибкой слайд 36



_4001053
832974
3168079

Аналогично проводится работа по второму и
третьему примерам, слайд 37-41.

У. Молодцы! Подведём итог. Почему примеры иногда
бывают решены с ошибками?

Д. Из-за невнимательности.

У. Верно. Вы были очень внимательны, и поэтому
вам удалось сбить и этот корабль. (Появляется
слайд 42 с игровым полем, на котором учитель
зачёркивает корабль «Примеры»).

8. Проверка результативности урока

У. Наш теплоход прибывает на конечную станцию, и
пора проверить, насколько полезным было для вас
наше игровое путешествие. (Появляется слайд 43
«Блиц-опрос»).

Перед вами появится диаграмма с вопросом и
тремя вариантами ответов, расположенными на
красном, жёлтом и зелёном фоне. Вы должны
показать сигнальной карточкой, какой ответ
правильный. За каждую правильно поднятую
карточку вы ставите себе в тетрадь один плюс.
Сколько плюсов вы получите, такая оценка будет у
вас за урок. (Поочерёдно появляются слайды с
заданиями и с правильными ответами для каждого
слайда).

1.Что такое скорость сближения?

Варианты ответов, слайд 44, 45:

Расстояние, на которое сближаются объекты за
единицу времени.

Расстояние, на которое отдаляются объекты за
единицу времени.

Расстояние, на которое сближаются объекты.

2. Из двух станций выехали одновременно два
катера (слайд 46, 47) и встретились через 2 часа.
Найди расстояние между станциями, если скорость I
-20 км/ч, а II — 30 км/ч..

(Варианты ответов: 90 км. 100 км, 110 км)

3. Как найти время движения? слайд 48, 49

(Варианты ответов:

t = S · v t = v : S t = S : v )

4. Что такое скорость удаления? слайд 50, 51

(Варианты ответов:

Расстояние, на которое сближаются объекты за
единицу времени.

Расстояние, на которое отдаляются объекты за
единицу времени.

Расстояние, на которое отдаляются объекты.

5. Как найти оставшееся между объектами
расстояние при встречном движении? слайд 52, 53

Варианты ответов:

d = S — Vсбл · t

d = t — Vсбл. · S

d = S — Vсбл.

Учитель зачёркивает корабль «Блиц-турнир»,
слайд 54

9. Итог урока

У. Молодцы! Поднимите руки, кто получил «5″. (На
слайде 55 с диаграммой учитель отмечает
выделением количество человек, получивших «5″).

Поднимите руки, кто получил «4″. (На слайде с
диаграммой учитель отмечает выделением
количество человек, получивших «4″).

Поднимите руки, кто получил «3″. (На слайде с
диаграммой учитель отмечает выделением
количество человек, получивших «3″).

Отлично! (Подводится итог первичного усвоения
темы).

10. Рефлексия

У. Что нового вы сегодня узнали? Что было самым
трудным на уроке? Самым важным? слайд 56

11. Дом. задание

У. Дома вы выполните задание по выбору:

  • потренируетесь решать задачи на встречное
    движение из учебника, слайд 57 (№.2, с. 91)
  • или составите свою задачу на нахождение
    оставшегося между объектами расстояния при
    встречном движении.



Следующий: