Вредным привычкам — нет!

Цель занятия: научить делать осознанный
выбор относительно курения; формирование
культуры здорового образа жизни.

Задачи:

1. Проанализировать вместе с учащимися
отрицательные и положительные последствия
выбора.

2. Подвести подростков к самостоятельному
осознанному выбору в отношении курения.

Основной метод, используемый в данной работе -
сопровождение становления и саморазвития
личности учащегося, которое предполагает:

1) обучение поиску альтернативных вариантов
решения любой проблемы (как выбора образ,
маршрута, так и выбора в отношении алкоголя,
наркотиков, курения, досуговой деятельности и
т.д.);

2) обучение осознанному самостоятельному
выбору.

Приветствие Упражнение-разминка
«Снежинка».

Каждому участнику раздаются листы бумаги.
Участники должны выполнять инструкцию ведущего,
при этом они не должны смотреть на соседей и
ведущего.

Ведущий.

Сверните листок пополам и оторвите
верхний правый угол. Опять сверните пополам и
снова оторвите верхний правый угол. И последний
раз сверните лист пополам и оторвите верхний
правый угол. Затем разверните. У вас получилась
«снежинка». Сравните ее со «снежинкой» соседа,
и вы увидите, что они разные. Так и все люди не
похожи друг на друга и привычки у всех разные.

Ребята, назовите известные вам хорошие
привычки. (Занятия спортом, почитание старших,
чтение книг, привычки вовремя ложиться спать,
быть вежливым, не грубить, не обижать слабых и
т.д.).

А теперь назовите плохие привычки. (Плевать на
пол, ковырять в носу, грубить старшим, курить,
лениться и делать все не вовремя…)
Верно,
ребята.

Тестирование.

Ведущий

. Ребята, постарайтесь честно
ответить на следующие вопросы:

  1. Курите ли вы?
  2. Пробовали ли вы хотя бы раз алкоголь?
  3. Как вы считаете для чего люди курят, выпивают:
    • желание быть как все;
    • стремление испытать новые ощущения;
    • способ развлечения;
    • возможность повысить статус;
    • способ заглушить внутренние противоречия;
    • чтобы было проще общаться;
    • возможность уйти от проблем;
    • протест против родителей;
    • для стимуляции творческих способностей;
    • подражание кумирам.
  4. Нравится ли вам, если ваш друг или подруга курят?

Вывод:

Путем анкетирования мы установили, что
почти многие из вас против курения и алкоголя.
Так почему же? (Обсуждение.)

АНАГРАММЫ «Последствия курения»

Акшель (кашель)

Дыокша (одышка)

Неболиз асдцер (болезни сердца)

Сартгти (гастрит)

Акр егликх (рак легких)

Яарння мресть (ранняя смерть)

Ваилднетиось (инвалидность)

Ракисе (кариес)

Ымрощни (морщины)

Кто знает о последствиях табакокурения и
алкоголизма? (Ответы детей.) Ученые доказали,
что если дети и подростки употребляют табак и
алкоголь, то увеличивается вероятность того, что
они начнут принимать наркотики.

1-й ученик

. По мнению медиков:

  • 1 сигарета сокращает жизнь на 15 мин;
  • 1 пачка сигарет — на 5 часов;
  • тот, кто курит 1 год, теряет 3 месяца жизни;
  • кто курит 4 года — теряет 1 год жизни;
  • кто курит 20 лет — 5 лет жизни;
  • кто курит 40 лет — теряет 10 лет жизни

2-й ученик

. Часто употребление легких
наркотиков сопровождаются ложью, мелким
воровством и хулиганством, прогулами занятий и
плохой успеваемостью в школе.

Ведущий.

Употребление табака и алкоголя -
сложное, противоречивое явление современной
массовой культуры. С одной стороны, употребление
этих веществ не запрещено, а иногда даже
поощряется рекламой в коммерческих целях. С
другой стороны, употребление табака является
установленным фактором риска возникновения
сердечнососудистых и онкологических
заболеваний, а употребление алкоголя — причина
множества несчастных случаев и преступлений. Не
зря наше государство борется с употреблением
алкоголя и курением табака взрослыми, но все, же
оставляет за ними право выбора. Но в отношении
детей закон категорически запрещает им
продавать алкоголь и сигареты.

РОЛЕВАЯ ИГРА Умей сказать «Нет!»

Цель: научиться правильно вести себя в
ситуации, когда кто-то из окружающих предлагает
закурить, попробовать алкогольный напиток.

Ведущий

. Сейчас мы разделимся на 3 группы и
разыграем некоторые ситуации.

Важно не просто ответить «Нет!», но и повести
себя таким образом, чтобы у предлагавшего больше
не возникло желания настаивать и по возможности
избежать ссоры, скандала.

При инсценировке ни в коем случае нельзя
переходить рамки приличия — использовать грубый
нажим. Как только правила вежливости оказались
нарушены — обидчик извиняется.

Прежде чем мы начнем, хочу дать некоторую пищу
для размышлений. Отказ может принимать разные
формы.

Отказ-соглашение

(формальный отказ). Человек
согласен с предложением, но по каким-то причинам
не решается сразу дать согласие. Проявляется как
в содержании ответа, так и интонационно.
Например:

Вы не хотите выпить чаю?

Спасибо, но мне так неудобно вас затруднять…

Отказ-обещание.

Человек в принципе согласен с
предложением, но в данный, конкретный момент он
не может его принять. Как правило, отказ
направлен на внешние обстоятельства, которые
мешают принять предложение. Например:

- Пойдем завтра в кино?

- С удовольствием, но завтра у меня курсы.

Отказ-альтернатива.

Отказ может быть
направлен на предложение или внешние
обстоятельства, однако при удачных формах отказа
не затрагиваются личные чувства предлагающего,
поскольку дается понять, что общение с ним
желательно. Трудность в том, чтобы придумать
ценное альтернативное предложение. Например:

Пойдем завтра в бассейн?

Давай лучше поиграем в футбол.

Отказ-отрицание.

Обычно направлен на само
предложение или предлагающего. Человек дает
понять, что не согласится ни при каких
обстоятельствах на предложение.

Нет, я не поеду на байдарках, потому что боюсь
воды.

Нет, я не буду постригать свои волосы, т.к.
длинные волосы мне больше идут.

А теперь сами ситуации:

а) В дверь позвонили. Инга открыла дверь — на
пороге стояла Дарья, ее давняя подруга. Девушки
уселись на кухне и стали оживленно обсуждать
новости. «Слушай, Инга, давай покурим…»

6) Ты оказался на дне рождения в незнаком
компании ребят, тебе сделали замечание по поводу
того, что ты отказываешься выпить шампанского.
Твои действия.

в) На дне рождения Олег первый раз выпил пиво.
«Поехали, я же могу вести автомобиль» обратился
он к Сергею.

г) Этого дня Димка ждал очень долго. Совершенно
неожиданно Лена — девочка из соседнего подъезда,
которая очень нравилась Димке, пригласила его на
день рождения. Праздник получился очень веселым.
Все танцевали, играли, даже пускали фейерверки,
наконец, все уселись за стол с именинным пирогом.
В этот момент папа Лены достал из шкафа большую
красивую бутылку.

«Ну что, думаю, ради праздника можно выпить!
Большинство ребят за столом оживились. Димка
насторожился…

Ведущий.

Очень важно найти в себе силу воли и
твердость характера, чтобы отказаться от вредных
привычек.

КОНКУРС ПЛАКАТОВ.

Попробуйте свое «Нет

- вредным
привычкам!» выразить в рисунках/

Песня на мотив «В траве сидел кузнечик».

В кустах сидит Сережа.
Учиться он не может,
Учиться он не может,
А пробует курить.

Припев:
Представьте себе,
Представьте себе,
Он пробует курить. (2 раза)

Какой плохой мальчишка!
Читал бы лучше книжки,
Читал бы лучше книжки,
Чтоб можно похвалить.

Припев:
Представьте себе,
Представьте себе,
Не хочет он учиться. (2раза)

Давайте скажем дружно:
«Учиться тебе нужно,
Учиться тебе нужно,
Но только не курить»

Припев:
Представьте себе,
Представьте себе,
Послушным надо быть! (2 раза)

И вот сидит мальчишка,
Задумался он слишком,
Читает теперь книжки
И бросил он курить.

Припев:
Представьте себе,
Представьте себе,
Здоровым надо быть! (2 раза)

ИНСЦЕНИРОВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ.

Кроха-сын пришел к отцу,
И спросила кроха:
- Если я курить начну,
- Это очень плохо?
Видимо, врасплох застал
Сын отца вопросом.
Папа быстро с кресла встал,
Бросил папиросу.
И сказал отец тогда,
Глядя сыну в очи: -
Да, сынок, курить табак
Это плохо очень.
Сын, услышав, сей совет,
Снова вопрошает:
- Ты ведь куришь много лет
И не умираешь?
-Да, курю я много лет,
Отдыха не зная,
Я не ведал страшных бед —
А голова седая.
Закурил я с юных лет,
Чтоб казаться взрослым,
Ну, а стал от сигарет
Меньше нормы ростом.
Я уже не побегу
За тобой вприпрыжку,
Бегать быстро не могу,
Мучает одышка.
Прошлым летом…
Иль забыл, что со мною было?
Я в больницу угодил,
Сердце прихватило.
Целый месяц пробыл там,
Еле откачали.
Да, спасибо, докторам -
Умереть не дали.
Сердце, легкие больны,
В этом нет сомненья.
Я здоровьем заплатил
За свое куренье.
Никотин — опасный яд,
Сердце поражает,
А смола от сигарет
В бронхах оседает.
А угарный газ СО
Попадает с дымом,
Он в крови вступить готов
В связь с гемоглобином.
Ведь курильщика всегда
Гипоксия мучит,
Под глазами синева
Почернее тучи.
- Ну и ну! — воскликнул сын.
Как ты много знаешь:
Про смолу и никотин,
Гипоксию, гемоглобин,
А курить, однако ж, не бросаешь!
- Дорогой сыночек мой,
Я б тебе слукавил,
Но, признаюсь, лишь с тобой
Факты сопоставил.
Я бросал курить раз пять,
Может быть, и боле,
Да беда — курю опять,
Не хватает воли.
- Нет, ты сильный, мой отец,
Волевой. И Смело
Завершишь ты, наконец,
Начатое дело.
Я хочу, чтоб ты курить
Бросил эту гадость,
Некурящим начал жить
Всем родным на радость.
Знаю, что курить бросать -
Никогда не поздно.
Трудно снова не начать,
Трудно, но возможно.
Ты — мой папа. Я — твой сын,
Справимся с бедою.
Ты бросал курить один,
А теперь нас двое.
И семейный наш бюджет
Станет побогаче,
Купим мне велосипед,
Чтоб гонять на даче.
- Ну и кроха!
Вот так сын!
Хитрован ужасный!
Все проблемы враз решил,
Ладно, я согласный.
Но условия скорей
Тоже выдвигаю:
Ты и пробовать не смей,
А я курить бросаю!
И решили впредь еще
И отец, и кроха:
- Будем делать хорошо
И не будем плохо!

Ведущий.

Отец с сыном приняли решение не
курить. А какое решение примете вы?

ПОЖЕЛАНИЕ СОСЕДУ.

Участники становятся в круг и произносят
пожелания своему соседу

Подведем итог нашей беседы.

Прочитаем, что
написано на плакате. (Дети хором читают: «Курить -
здоровью вредить!») Почему Я не написала «Курить
- себя губить!» или «Курить — своему здоровью
вредить!»? (Ответы детей.) Курильщик губит не
только свое здоровье, но и вредит здоровью
окружающих его людей, которые являются в этом
случае пассивными курильщиками, вдыхая яд. А ядов
в табаке ученые насчитали 1200! Мы познакомились
только с двумя. Назовите их. (Ответы детей:
никотин и деготь.)

Давайте попробуем выразить свой протест
курению в виде запрещающего дорожного знака.
(Если дети не знают, что это такое, учитель
объясняет, показывает.) Что нарисовать в кругу, а
потом перечеркнуть красной линией — это вы
решаете сами. Итак, за работу!

Учитель раздает детям заготовленные кружки из
белой альбомной бумаги. Ученики рисуют.
Демонстрация работ. (Все почему-то нарисовали
сигарету и перечеркнули ее красной линией.)

Учитель.

Как назовем свою работу? (Ответы
детей: «Нет курению!», «Курить запрещено!», «Не
кури!» и др.)

  • Почему человек привыкает к курению, что
    происходит в его организме — это разговор
    следующего занятия.
  • Понравилась ли вам наша беседа? Чем? Что нового
    узнали? Что каждый взял для себя из этого занятия?

Домашнее задание

— расскажите папам и мамам о
том, что узнали на уроке, попробуйте убедить
родителей, что курить вредно.

Следующий: