Воспитательный потенциал пространства физической культуры и спорта в школе

Одним из наиболее важных условий успешности и
эффективности деятельности человека является
укрепление здоровья, всесторонняя физическая
подготовленность к профессиональной
деятельности, приобретение практически важных
знаний по физической культуре. Выполнение
требований дисциплины “физическая культура”, с
одной стороны, способствует созданию этих
условий, с другой, напрямую зависит от того,
насколько актуально пространство физической
культуры и спорта в школе.

Исследования показывают, что в настоящее время
пространство физической культуры и спорта не
всегда является формирующим самореализацию
личности.

В связи с этим возникла необходимость
акцентирования внимания учителей школы и
тренеров на использовании всего потенциала
физической культуры и спорта для всестороннего
развития школьников и формирования у них
оптимальной самореализации в пространстве
физической культуры.

Для этого нами взята за основу модель
пространства физической культуры и спорта
С.И.Филимоновой (2003) и построено пространство
физической культуры школы. Формирование и
действие многогранных отношений в пространстве
физической культуры спорта в целом
обеспечиваются наличием социогенного
подпространства, состоящего из политического,
правового, экономического, культурного,
образовательного, информационного,
нравственного полей. Все события и участники
спортивных отношений составляют содержание
физического подпространства, где виды занятий -
это моторное поле, а участники – физические
агенты пространства

Политическое поле представляет собой арену
действия различных политических сил, субъектов
(институтов, организаций, союзов), движений,
процессов, идей, теорий, лозунгов и призывов, а
также отношений между классами и государствами,
народами и другими политическими образованиями
и системами. В пространстве физической культуры
и спорта школы для актуализации политического
поля был создан информационный плакат с
выдержками из Федерального Закона “О физической
культуре и спорте в Российской Федерации” от 1999
г., которые непосредственно касаются развития
физической культуры и спорта в образовательных
учреждениях.

В пространстве физической культуры и спорта
четко определены границы правового поля.
Спортивная деятельность подчиняется множеству
различных правил: одни относятся к самой
спортивной игре, другие – к внутренней
деятельности спортивных организаций, третьи –
определяют и регулируют финансовые
взаимоотношения внутри и между спортивными
организациями. Правовое пространство физической
культуры и спорта включает нормативно-правовые
документы всех спортивных организаций. К ним
относятся внутренние уставы, хартии, регламенты,
правили положения и т.п. В этой связи, спортивным
классам было поручено подготовить наглядный
материал о правилах, принятых при проведении
соревнований по хоккею. Спортивный актив школы
разработал Хартию спортивной культуры в школе,
основанную на идеалах олимпийского движения.

Экономическое поле в пространстве физической
культуры и спорта обеспечивалось администрацией
школы, которая изыскивала средства на
организацию спортивной секции по аэробике для
учителей и родителей, а также на проведение
спортивных соревнований, праздников, викторин и
т.п.

Информационное поле пространства физической
культуры и спорта в школе было актуализировано
проведением конкурса на лучший плакат по теме
физической культуры и спорта. Кроме того,
спортивным активом школы была создана группа
корреспондентов, выпускающая еженедельную
спортивную стенгазету, в которой отражались
спортивные и учебные достижения лучших
спортсменов школы, а также анонсировались все
спортивные мероприятия, предстоящей недели.

Немаловажное значение в структуре
пространства спорта имеет культурное поле,
обладающее сложной структурой и целостностью,
особым свойством, “духом” места. Для
формирования культурного поля в школьном
пространстве физической культуры и спорта были
запланированы походы на соревнования по
фигурному катанию, хоккею, с последующим
обсуждением поведения победителей и
побежденных, всех участников соревновательных
действий, судей, тренеров и т.п. для
воспроизведения тех ценностей и отношений,
которые пронизывают духовно-нравственную сферу
общества.

На всех мероприятиях устраивались
показательные выступления лучших спортсменов
школы. Лучшими считались спортсмены, имеющие по
совокупности высокие спортивные результаты и
успешную учебную деятельность. Культура задает
способ действия индивиду, фактически она задает
определенный способ его физического бытия, и на
этой основе в дальнейшем, в прямой связи с
сущностными, внутренними характеристиками
культуры, и вырастает сознательная способность,
способность к рефлексии.

В этой связи актуальным становится
рассмотрение физической культуры и спорта с
точки зрения нравственного поля,
представляющего собой исключительно “тонкую
материю”, выражающую характеристику одного из
наиболее глубинных элементов духовной жизни. Для
актуализации нравственного поля на классном
часе школьникам были предложены проблемные
ситуации из жизни знаменитых спортсменов, когда
спортсмен поставлен перед выбором между победой
любой ценой и благородством.

Выполнение гражданского долга – центральная
задача спортсмена, тогда как в силу самой
специфики спорта высших достижений как
институциализированной деятельности
профессионального долга у него фактически нет.
Стратегия нравственного воспитания в спорте в
связи со сказанным должна состоять, прежде всего,
в том, что с первых шагов на путях, достаточно
определенно ведущих человека к большому спорту
спортсмен должен целенаправленно формироваться
как пропагандист коллективистских принципов
межличностных отношений. Спортсмен должен с
самого начала отдавать себе отчет, что его
“соревновательное действие” — это “моральное
действие”, что его взаимоотношения с соперником
- это персонификация определенного принципа
межличностных взаимодействий, утверждение (или
отрицание) определенной идеи человеческого
существования и самоопределения.

Специфика внутреннего содержания
соревновательного действия спортсмена, тесная
слитость его с “нравственным действием”
определяют и конкретный путь, по которому
следует идти в процессе нравственного
воспитания спортсмена. Это, прежде всего, путь
формирования определенной идейно-нравственной
установки, в соответствии с которой спортсмен
подходит к спортивному соревнованию. Если
компоненты этой установки не актуализируются
непосредственно перед соревнованием (и в ходе
соревнований), то тем самым теряется
определённая часть “энергетического
потенциала” личности, который может
использоваться для достижения результата.

Для исследования проблем образовательного
поля пространства физической культуры и спорта
особое значение имеет концепция образования,
разработанная П.Ф. Лесгафтом. Она является
единственной в истории, имеющей философские
основы, принципы, категории, цели и задачи,
обоснованное содержание и структуру
образования. В концепции П.Ф. Лесгафта главным
является личность и ее интересы. “Цель всякого
общего образования, в конечном результате… в
выяснении своей собственной личности и ее
значения” (Лесгафт П.Ф. 1953.) П. Ф. Лесгафт
принципиально настаивает на отличии физического
воспитания и обучения как пути формирования
качеств и навыков от физического образования,
которое обеспечивает способность человека
сознательно относиться к своей деятельности.
Речь идет, прежде всего, о необходимости
формирования творческих способностей личности.
Именно это — главное в образовании, а не овладение
многочисленными методиками, приемами, — к чему
обычно сводится физическое воспитание и
обучение.

Образование в пространстве физической
культуры и спорта предполагает формирование
особого уровня, стиля мышления, широкого взгляда
на вещи и явления, самостоятельность позиции,
свободы выбора и, главное, способности к
творчеству – созданию нового знания. Для
актуализации образовательного поля и повышения
уровня компетентности учителей, родителей и
школьников проводилась серия бесед с
информацией об основном содержании
физкультурного образования детей и подростков.
Беседы были направлены на формирование у них
физкультурной грамотности, первичных знаний о
том, что такое физическая культура, каково
назначение физических упражнений, для чего
предназначены те или иные упражнения и как ими
пользоваться. Особая роль при этом отводилась
тому, как научиться правильно двигаться, ходить,
бегать, передвигаться на лыжах, ездить на
велосипедах, лазать, прыгать. Беседы для
родителей и учителей были ориентированы на
необходимость формирования у школьников
физической культуры личности. В этой связи
актуальной была информация об умении школьников
правильно, гуманно взаимодействовать между
собой, играть, бороться, соревноваться,
оперировать предметами и приспособлениями.
Главным становится самопознание и формирование
своего физического идеала. В этом процессе
большую роль играет мода, приближение к
принятому в данном возрасте физическому идеалу и
стилю жизни. В процессе занятий модными видами
физической культуры и спорта, такими как
аэробика, скейтборд и т.п. происходит осознание
себя, окружающего мира и самопознания в этом
мире.

По окончании серии бесед в каждом классе была
проведена викторина на тему: “Знакомые и
неизвестные физическая культура и спорт”. Кроме
того, был объявлен конкурс “Ярмарка идей о
физической культуре и спорте” для участия в
научно-исследовательской группе с последующим
участием в районном и окружном конкурсах.

Физическое подпространство так же было
подвергнуто некоторой коррекции. Так, моторное
поле, представленное в школе, прежде всего,
уроками по физической культуре, которые
составляют всего 2 занятия в неделю. Увеличили
количество занятий до 3. Кроме того, на уроках
физической культуры были введены зачеты по
легкой атлетике, гимнастике, волейболу,
баскетболу, лыжам и т.п. с обязательным
проведением соревнований в рамках учебного
процесса, в периоды, когда изучаются данные виды
спорта (соревнования проводились между
параллельными классами). К этим соревнованиям
обязательно привлекались спортивные классы.
Результаты по всем видам шли в общий зачет класса
в “Спартакиаде школы”, где выявлялись
победители. Информация о результатах
соревнований фиксировалась в стенгазете.

Расширению физического подпространства школы
способствовало привлечение к самостоятельным
занятиям по физической культуре наиболее
активных родителей. Целью занятий явилась
подготовка и участие лучших семей в
соревнованиях “Папа, мама, Я — спортивная семья”.
Таким образом, были подвергнуты актуализации все
структурные компоненты пространства физической
культуры и спорта.

Следующий: