Воспитательный потенциал физического образования и его реализация в урочной и внеурочной деятельности

Все произошедшие изменения в жизни российского
общества, обращение отечественной
педагогической науки к идее личностно -
ориентированного обучения привели к пересмотру
общей стратегии обучения и воспитания учащихся в
школе.

Сегодня настало время рассматривать
воспитательный, развивающий и дидактический
потенциал физического образования с позиции
новых целей и нового образования.

Базой развития и воспитания ребенка продолжают
оставаться фундаментальные знания, которые он
получает в ходе образовательного процесса.
Однако образование личности должно быть
сориентировано не только на усвоение
определенной суммы знаний, но и на развитие
самостоятельности, личной ответственности,
сознательных способностей и качеств человека,
позволяющих ему учиться, действовать и
эффективно трудиться в современных
экономических условиях. На это ориентирует нас
Концепция модернизации российского образования,
определяем приоритетность воспитания в процессе
достижения нового качества образования.

Велики воспитательные возможности всех
школьных предметов, особенно, конечно , физики.
Использование новых технологических схем урока
требует от учителя понимания того, эффективна ли
применяемая схема с точки зрения реализации
задач обучения и воспитания, или ее применение -
только дань моде.

Перед учителем физики стоит важная задача
формирования личности учащегося на материале
учебного курса как в урочной, так и внеурочной
деятельности. Нельзя согласиться с мнением о том,
что урок совершенно изжил себя. Дидактические и
воспитательные возможности урока далеко не
исчерпаны.

Содержание современных учебных программ
обладает значительным воспитательным
потенциалом. Его реализация зависит от
целенаправленного отбора содержания учебного
материала, представляющего ученикам образцы
подлинной нравственности, патриотизма,
духовности, гражданственности, гуманизма.

Главная задача нравственного воспитания
молодежи — выработка у нее сознательного
отношения к гражданскому долгу, формирование
возвышенных духовных запросов, этических норм
поведения, глубоких личных убеждений,
трудолюбия, честности, доброты, совестливости.
Ведь без этих качеств высоконаправленные
действия невозможны.

Примеры из истории науки и техники позволяют
раскрыть учащимся духовные богатства настоящей
личности, нравственную чистоту лучших
представителей интеллигенции — таких людей,
которых можно считать выразителями нравственных
идеалов; они — путеводные звезды для морального
совершенствования. «Моральные качества
выдающейся личности, — говорил величайший физик
А.Эйнштейн, — имеют, возможно, большее значение
для данного поколения и всего хода истории, чем
чисто интеллектуальные достижения».

Раскрывая облик ученого, деятеля техники, в
урочной и внеурочной деятельности, нужно
непременно обратить внимание на те конкретные
условия, в которых приходилось ему работать.
Следует строить работу так, чтобы учащиеся
осознали: великие люди раньше, чем кто- либо
другой, понимали существо стоящих задач и
значение сделанных открытий.

Какие возможности имеет учитель физики для
воспитания нравственных представлений у своих
питомцев, можно видеть на следующих примерах:

- при изучении вопроса «Естественная
радиоактивность» уместно рассказать о Пьере
Кюри и его научной деятельности. В моральном
кодексе П.Кюри первой заповедью было: «Людям, а
не себе»;

- изучая полупроводники, полезно рассказывать о
работах в этой области и жизни замечательного
отечественного физика академика А.Ф. Иоффе;

- при изучении атомной физики и использовании
ее достижений есть повод поговорить об академике
Андрее Дмитриевиче Сахарове — одном из
создателей отечественной водородной бомбы.
Сегодня часто приходится слышать, что не было
такого ученого, который оказал бы на нашу жизнь и
наше сознание большее влияние, чем А.Д.Сахаров.
Так профессор Я.Г. Дорфман пишет: «Абрам
Федорович никогда не оказывал давления, никогда
не пользовался своим авторитетом, он терпеливо
выслушивал любые возражения и замечания.»



На примерах раскрытия нравственных установок и
норм научной деятельности А.Эйнштейна, Н.Бора,
И.Е.Гамма, Л.Д. Ландау, А.Д. Сахарова и других
известных ученых — физиков, у школьников
формируются представления о приоритете
нравственных устоев личности. Важно подчеркнуть
возрастание роли нравственных качеств личности
в условиях проведения масштабных научных
исследований.

Уроки, на которых применяется специально
подобранный эстетический материал, обобщают
эмоциональный мир учащихся, знакомят с той
глубиной гармонии, которая определяет внешнюю
красоту природы.

Об эстетических ценностях учитель может вести
разговор, говоря на уроках и внеклассных
мероприятия об элементах научной интуиции,
пользуемой на самых разных этапах исследований
ученых. Возможность отметить красоту научной
мысли появляется при знакомстве с фрагментами
литературы, в которой ученые излагают научные
истины для пропаганды новых открытий и
популяризации научных знаний в обществе.

Например, изучая на уроках опыты Кулона,
Фарадея, Лебедева, обращаем внимание учащихся,
как на научную значимость этих экспериментов,
так и на то, что они по-своему красивы. На
многочисленных примерах учащиеся убеждаются в
том, что нередко там, где красота, там и истина.
Фундаментальные законы физики, как правило,
изящны. В итоге у школьников возникает своего
рода эстетическое видение мира физики,
усиливающее ценность научного познания и
одновременно существенно расширяющее их
традиционные представления о прекрасном.

Необходимо отметить, что в повседневном
преподавании по ряду причин еще не везде
знакомят учащихся с основными этапами получения
научных знаний. Порой умалчивается о второй
стороне процесса познания — имевших место в
истории физики научных заблуждениях и ошибках. А
между тем анализ на уроках наиболее поучительных
примеров ошибок исследователей служит
формированию у учащихся представлений о
реальной сложности процесса познания,
углублению понимания того материала школьного
урока физики, при изучении которого используются
эти примеры, развитию у учеников ценностного
отношения и познавательного интереса к физике и
науке в целом и, разумеется, формированию
творческого мышления.

Например, говоря о распространении радиоволн в
атмосфере, знакомим учащихся с существованием
представления о том, что огибание волнами
поверхности Земли обязано только их дифракции.
Однако выдвинутая английским ученым
О.Хевисайдом гипотеза о наличии ионосферы
позволила правильно объяснить это явление.

Заканчивая рассмотрение воспитательного
потенциала физического образования на уроках
физики, необходимо отметить наличие
социокультурной компоненты содержания
образования во всех элементах учебной
деятельности : при усвоении теоретических
знаний, решении задач , выполнении практических
заданий, демонстрационных опытов и лабораторных
работ. При этом осуществляется систематический
контроль знаний и представлений ценностного
характера, суждений и ориентации для осознания
учащимися личной важности приобретенных
физических знаний . В результате учитель может
определить меру эффективности проводимой работы
и скорректировать методику воспитания в целом.

Л И Т Е Р А Т У Р А

  1. Эйнштейн А. Физика и реальность. — М.1965 с.116
  2. Иоффе А.Ф. О физике и физиках. Л.: Наука,1977. с. 218
  3. Бордонская Л.А. Физические задачи
    общекультурного содержания. — Чита.1997.
  4. Щербаков Р.Н. Ценностные аспекты процесса
    обучения и воспитания на уроках физики. — М.:
    Прометей, 1998.
  5. Тихомирова С.А. Гуманитаризация физического
    образования // Физика в школе. — 1996 — №6.
  6. Щербаков Р.Н. Воспитание при обучении физике . //
    Физика в школе. — 2002 — №8.



Следующий: