Воспитательные возможности социально значимой деятельности подростков в общественных организациях

Становление ценностных ориентиров подростков
как нового поколения российских граждан
осуществляется в единстве процесса социализации
и индивидуализации воспитания личности. По
мнению Шиловой М. И., в процессе социализации
человек входит в систему социальных отношений
путём воспроизводства опыта и культуры
предшествующих поколений в результате развития
и саморазвития личности. (7, с.23). При этом развитие
личности зависит еще и от того, насколько верно
организован процесс индивидуализации
воспитания, как широко он позволяет раскрыть
индивидуальные способности подростка, дать
возможность реализовать себя в деятельности,
осуществляя общественные преобразования.

Социальные инициативы позволяют формировать у
детей такие ценности как коллективизм, взаимную
требовательность, взаимовыручку, милосердие,
доброту, ответственность, доверие, активность,
организованность. И в этом смысле — социально-
значимая деятельность связана с развитием
гражданского сознания человека, патриотических
чувств и понимания своего общественного долга.
Именно готовность приносить пользу людям, выбор
и направленность инициативы определяет
ценностное самосознание подростка как
гражданина и общественного деятеля.

Чаще развитие и поддержка социально-значимой
деятельности реализуется в рамках общественных
объединений или организаций через средства
социальных проектов, но вместе с тем она
представляет собой достаточный багаж знаний,
умений, навыков, энергии. Ведущая идея такой
организации системы воспитания состоит в том,
что в центре нее находится личность
воспитанника, готовая включиться и внести свой
индивидуальный вклад в развитие общества. При
этом содержание воспитания необходимо наполнить
ценностями духовной культуры, мировоззрения и
нравственности обеспечивая интеллектуальное,
этическое, гражданское воспитание, развивая в
детской среде здоровый образ жизни и формируя у
личности готовность к самостоятельной
профессиональной и семейной жизни путем
вовлечения в социально-значимую деятельность.

Поэтому большое значение отводится
профессиональным и личностным качествам
руководителей детских и молодежных общественных
организаций, которые и осуществляют процесс
воспитания подростков и обеспечивают
необходимые условия для духовно-нравственного
становления личности ребенка, его
самореализации. Такими
социально-педагогическими условиями может быть
наличие в объединении:

  • атмосферы партнерских дружеских отношений
    между подростками и взрослыми в процессе
    социально-инициативной деятельности;
  • “ситуации успеха” подростков в процессе
    реализации социальных инициатив;
  • высокого уровня готовности подростковой группы
    к совместному осуществлению общественно
    значимых преобразований, проявляющейся в
    устойчивой потребности, высоком уровне
    организованности и сплоченности;
  • активной жизненной позиции педагогов,
    осуществляющих вместе с детьми социально -
    инициативную деятельность;
  • широкого и деятельного участия государственных
    структур в сотрудничестве с инициативной
    группой.

В настоящее время районной молодежной детской
общественной организацией
“Аквилон”
Калининского района города
Новосибирска накоплен позитивный опыт
реализации инициатив по различным направлениям
досуга, здорового образа жизни, патриотического,
гражданского, художественного, эстетического и
социального воспитания. Данное детское
объединение было образовано 10 октября 1999 года на
основе совета Старшеклассников МОУ СОШ № 184.
главной целью организации является:
формирование позитивного социального опыта,
готовности к активным социальным действиям.
Поставленная цель достигается через решение
следующих задач:

  • создание благоприятных условий для
    сознательного выбора сферы социально значимой
  • деятельности и выражения членами организации
    своих интересов;
  • расширение содержания и форм социальной
    активности воспитанников;
  • воспитание качеств лидера;
  • оказание помощи конкретным детям в овладении
    доступными для них способами
  • реализации своих прав в государстве и обществе;
  • укрепление гражданской, патриотической позиции
    в пределах возможностей социального
  • действия детского коллектива;
  • обучение аргументированному выбору стратегии
    жизненного пути, успешному выбору
  • будущей профессиональной деятельности.

Взаимосвязь педагогического и детского
самоуправления осуществляется на следующих
уровнях:

  • социально-психологический – взрослые и
    дети – члены одной организации, от их
    взаимопонимания, умения общаться друг с другом,
    желания избегать конфликтов зависит успешность
    ее жизнедеятельности
  • нормативно-правовой – обеспечение
    гарантий, которые позволяли бы органам детского
    самоуправления полноценно реализовывать свои
    функции. Гарантом выступают педагоги – взрослые
  • организационно-управленческий
    взрослые и дети взаимодействуют в управлении
    коллективом через работу органов соуправления,
    которые вырабатывают общие решения, составляют
    реально выполнимые программы деятельности.

Организация ведет свою деятельность по
нескольким направлениям: информационный центр
(выпуск печатной продукции, ежемесячной газеты
“Классная жизнь”), школа Лидера, научное
общество (проведение исследований и написание
работ на школьные, районные и городские
научно-практические конференции), шоу-программы,
вожатское мастерство.

Одним из ярких примеров по включению
подростков в социально-значимую деятельность
является организация деятельности пришкольного
летнего лагеря на базе МОУ СОШ № 184,
благоустройство пришкольной территории,
создание и реализация проекта направленного на
улучшение общего микроклимата в классных
коллективах.

Сопутствующими стимулами при этом выступают
“ситуации успеха” подростков, радость
индивидуального и совместного творческого
труда, стремление к воплощению своего и общего
социально-значимого идеала в реальности.
Благодаря тому, что дети вовлечены в
социально-инициативную деятельность
музыкальной, изобразительной, литературной и
театральной направленности происходит
личностный рост подростка, осознание своих
возможностей и способностей, углубление сферы
эмоциональных переживаний. Ребенок, получая
признание и осознавая возможность
самореализации в одном или нескольких видах
социальной деятельности, участвуя в
благотворительных концертах и творческих
выставках, стремится к достижению подобного
успеха в любой другой ситуации. Приобретенный
социальный опыт в областных, городских и
районных конкурсах, при работе вожатыми в летней
смене пришкольного лагеря активизирует
стремление подростков участвовать в
самоуправлении своей организации, районных и
областных научно-практических конференциях
школьников, в совместной деятельности с другими
детскими и молодежными общественными
организациями.

В условиях погружения в непрерывный творческий
процесс, каждый ребенок имеет возможность пройти
путь от простого любопытства и случайного
интереса до общественной ценностной потребности
в социально-значимой деятельности. Это позволяет
в полной мере осуществлять социализации и
индивидуализации воспитания, дает возможность
утверждать о высокой степени готовности как
подростковой группы в целом, так и в частности
каждого члена группы к совместному и
индивидуальному осуществлению
общественно-значимых преобразований.

Еще одними ярким примером воспитательного
влияния социально-значимой деятельности детских
и молодежных общественных организаций является
работа школы Лидера. Цели деятельности данной
школы определяются потребностями общества, они
сформулированы Федеральным законом “Об
образовании” и уставом РМДОО “Аквилон”.

Члены “Аквилона” — это будущие специалисты, а
может быть и руководители различных направлений
промышленности. От их личностных качеств и
направленности во многом зависят качественные
преобразования в нашем обществе. С появлением
детских организаций и становлением
самоуправления появилась возможность
реализовать активную гражданскую позицию и
испытать себя в роли лидеров. Стремление
подростка выполнять руководящую функцию ставит
необходимость овладения им специальными
знаниями и умениями, которые бы способствовали
его личностному росту, и позволил бы эффективно
управлять группой в тех или иных условиях.

Решение этой задачи осуществляется через
деятельность школы Лидера, представляющей собой
сообщество детей и взрослых, совместная
деятельность которых направлена на воспитание
лидерских качеств каждого члена РМДОО
“Аквилон”, а также на формирование и проявление
лидерской позиции в практической деятельности.
Девиз школы “Хочешь быть лидером – будь им!”

Главная цель школы Лидера – формирование
личности детского и молодежного лидера с
гражданской и гуманистической направленностью.

Задачи школы Лидера:

  1. Создать условия для актуализации потребности в
    саморазвитии и формировании лидерской позиции у
    участников школы через включение их в различные
    виды деятельности по направлениям работы школы.
  2. Развить творческий и интеллектуальный
    потенциал молодых людей как лидеров детских и
    молодежных объединений и организаций.
  3. Научить лидеров технологиям психологической
    культуры общения, влияния на людей, технологиям
    самопомощи в современных условиях.

Школа ведет свою деятельность в трех
пространствах:

  • учебное — строится на основе
    лекционно-практических занятий, посвященных
    вопросам психологии управления,
    самоорганизации, теории лидерства;
  • деятельностное — означает реализацию
    конкретных социальных проектов на основе
    полученных знаний и умений;
  • рефлексивное — анализ участниками школы своих
    практических действий, осмысление теории через
    практику и обратно, освоение технологий анализа
    и рефлексии.

Содержание учебного блока основано на
субъектно-деятельностном, ценностном подходах к
рассмотрению лидерства как явления групповой
жизни. Учебный блок включает в себя следующие
разделы:

  • лидерство как явление групповой жизни;
    диагностика и формирование лидерских качеств;
    роль лидера в групповой структуре и динамике;
  • эффективные коммуникации.

На наш взгляд, деятельность школы Лидера должна
ориентироваться на перспективу возможного
расширения круга участников школы из числа
учащихся школы № 184, как являющихся реальными
лидерами, так и желающих самосовершенствоваться
в данном направлении.

Таким образом, организуя процесс воспитания в
детских и молодежных общественных организациях,
следует учитывать воспитательные возможности
социально-значимой деятельности подростков и их
интересы и потребности создавая определенные
условия для участия детей и подростков в
реализации социальных инициатив различной
направленности, используя при этом как
традиционные, так и нетрадиционные методы и
формы работы, мы вполне можем рассчитывать на
повышение качества воспитания, и творческого
развития самой личности.

Литература

  1. Гиль СС. Педагогика поддержки инициатив
    молодежи. М.. 1 Социальный проект, 2003. 492 е.
  2. Никандров Н.Д. Россия: социализация в воспитание
    на рубеже тысячелетий. — М.: Педагогическое
    общество России. 2000. — 304 с.
  3. Организатору детского движения. Сборник
    документов и методических материалов/Сост. ИП.
    Руденко. ЛА. Муравьева — Самара, 2003 -72 е
  4. Социокинетика. Стратегия и тактика детского
    движения нового века. — М., 2003. — 512с.
  5. Социокинетика: книга о социальном движении в
    детской среде. В 2 — х частях/ Сост. и ред.: Т.В.
    Трухачева, А.Г. Кирпичник.- Москва, 2000.- Часть 1. — 240
    с.
  6. Тетерский С. В. Социальные инициативы детей и
    молодежи: поддержка общества и государства:
    Монография, М.: РЕГЛАНТ, 2003. — 214 г.
  7. Шилова М.И. Социализация и воспитание личности
    школьника в педагогическом процессе: Учебное
    пособие: Изд. второе, переработанное и
    дополненное. — Красноярск: РИО КГПУ, 2002. — 218 с.

Следующий: