Воспитательная программа Счастье быть здоровым


Пояснительная записка

Стратегическая цель дальнейшего
развития системы образования ориентирована на
воспитание и развитие, здоровой, свободной и
жизнелюбивой личности, обогащенной научными
знаниями, готовой к созидательной творческой
деятельности и нравственному поведению, что
невозможно успешно реализовать без формирования
у обучающихся культуры здорового образа жизни.

Здоровье является естественным
состоянием и неотъемлемым правом человека. Быть
здоровым – природное стремление каждого, а
формирование, сохранение и укрепление здоровья
детей было и остается актуальной проблемой и
предметом первоочередной важности. Школа –
идеальное место для формирования здорового
образа жизни и реализации оздоровительных
программ, так как большую часть времени дети
проводят в школе. На состояние здоровья детей
оказывает существенное влияние неблагоприятные
экологические и социальные условия. Сложившаяся
экологическая ситуация в городе Новокузнецке
влияет на рост заболеваемости подростков, тем
самым снижая качественный уровень обученности.

Одним из неблагоприятных районов
нашего города является Заводской район, в
котором располагается МОУ “Средняя
общеобразовательная школа № 18”. В этом районе
сосредоточены одно из крупнейших промышленных
предприятий металлургии, ряд шахт, шлаковый
отвал. Выбросы этих предприятий отрицательно
воздействуют на здоровье детей, их физическое,
психическое развитие, поэтому в педагогический
коллектив образовательного учреждения принял
решение выбрать основным направлением
воспитательно-образовательного процесса
сохранение и формирование культуры здоровья
участников образовательного процесса.

Цель программы

: формирование
культуры здоровья участников образовательного
процесса посредством развития
здоровьеформирующей и здоровьесберегающей
среды в образовательном учреждении.

Задачи программы

:

  • формирование у обучающихся через цикл учебных
    дисциплин и внеурочных форм деятельности
    системы знаний о здоровье человека и здоровом
    образе жизни;
  • создание и апробация здоровьесберегающих
    технологий в воспитательно-образовательном
    процессе;
  • пропаганда здорового образа жизни.


Основные направления программы:

1этап: Организация
здоровьесберегающего
воспитательно-образовательного процесса.

Социально-экономические изменения во
всех сферах жизни нашей страны привели к смене
ценностных ориентаций в воспитании и
образовании. Ведущей целью становится не объём
усвоенных знаний и умений, а гармоничное,
разностороннее развитие личности и её главного
потенциала — здоровья. Задача педагогов состоит
не только в том, чтобы укреплять и сохранять
здоровье детей, но и учить их тому, как быть
здоровыми используя потенциал каждого предмета
и вовлекать самого ребенка в здравотворческую
деятельность на любом уроке.

Работа ведется через:

  • обновление и пополнение нормативно-правовой
    базы школы;
  • обеспечение соблюдения
    санитарно-гигиенических при организации
    образовательного процесса, норм по охране труда
    и техники безопасности;
  • организация рациональной системы питания
    обучающихся;
  • обеспечение оптимального режима двигательной
    активности обучающихся;
  • использование комплекса мероприятий по
    выявлению уровня физического и психологического
    здоровья обучающихся;
  • создание банка данных по заболеваемости
    обучающихся.

2 этап: Психолого-педагогическая
поддержка воспитательно-образовательного
процесса

В период обучения отмечается
интенсивный рост и развитие организма молодого
человека, происходит его биологическое и
социальное созревание, формируется
мировоззрение, готовность к трудовой
разнообразной творческой деятельности, поэтому
необходимы мероприятия по созданию условий для
психолого-педагогической поддержки
воспитательно-образовательного процесса,
направленного на сохранение здоровья.

К ним относятся:

  • организация работы с учащимися по формированию
    культуры здоровья;
  • организация семинаров для учителей:
    “Здоровьесберегающая педагогика”, “Проблемы
    нравственного воспитания обучающихся”,
    “Особенности полового воспитания в школе”;
    “Предупреждение переутомления школьников”;
  • организация родительского всеобуча: “Домашний
    режим школьника”, “Закаливание”, “Укрепление
    здоровья, предупреждение утомляемости, нервных и
    инфекционных заболеваний у подростков”,
    “Трудности переходного периода”,
    “Безопасность при работе с компьютером”,
    “Лудомания — эпидемия XXI века”, “Компьютер
    против человечества”;
  • разработка и издание методических рекомендаций
    по применению здоровьесберегающих технологий в
    воспитательно-образовательном процессе.

3 этап: Формирование культуры здоровья
участников воспитательно-образовательного
процесса.

В современных условиях уровень
культуры общества немыслим без культуры
здоровья, так как она является частью культуры
общества. В процессе деятельности культура
рассматривается как формирование самого
человека, а процесс становления личности есть
процесс усвоения человеческой культуры. С первых
дней нахождения в школе ребенка следует увлекать
в деятельность по сохранению и укреплению своего
здоровья, результатом которой должна быть личная
культура здоровья, которую следует понимать как
часть культуры личности, опирающуюся на систему
ценностных ориентаций.

Возможны следующие формы работы по
этому направлению:

  • использование на уроках и во внеурочной
    деятельности здоровьесберегающих технологий;
  • разработка мероприятий, посвященных
    формированию культуры здоровья (Приложение
    1, Приложение 2
    );
  • организация работы спортивных секций;
  • проведение спортивно-массовых мероприятий;
  • проведение профилактических мероприятий в
    период каникул;
  • проведение “Дней здоровья”(Приложение
    3, Приложение 4
    );
  • проведение в школе вечеров здоровья и отдыха (Приложение 5).

Ожидаемые результаты реализации
программы

:

  • снижение заболеваемости участников
    образовательного процесса;
  • сознательный выбор здорового образа жизни
    всеми участниками программы;
  • использование здоровьесберегающих технологий
    в образовательном процессе;
  • повышение социально-психологической
    комфортности участников образовательного
    процесса.

План работы по реализации программы

“Счастье быть здоровым”

1 этап. Организация
здоровьесберегающего
воспитательно-образовательного процесса.


№ п/п

Мероприятия

Сроки

Исполнители

1.

Обновление банка данных о
заболеваемости обучающихся. Анализ заболеваний
и динамика.

1 раз в год

Мед. работник

Классные руководители

2.

Составление социологических
карт по классам, составление списков:

  • учащихся группы риска;
  • проблемных семей;
  • многодетных семей;
  • малообеспеченных семей;
  • неполных семей.

Сентябрь (ежегодно)

Социальный педагог, классный
руководитель

3.

Поддержание в школе
надлежащих санитарно-гигиенических норм.

  • Соблюдение воздушного, светового и питьевого
    режима в школе.
  • Организация горячего питания в школьной
    столовой.
  • Подбор школьной мебели в зависимости от
    возраста учащихся.

В течение года

Директор, зам. директора по
АХЧ, зам. директора по БЖ

4.

Организация дежурства по
школе.

Сентябрь (ежегодно)

Зам. директора по ВР

5.

Диспансеризация обучающихся
школы.

В течение года

Медицинский работник

6.

Контроль состояния здоровья
обучающихся по итогам диспансеризации.

Апрель

Медицинский работник,
классный руководитель

7.

Проведение рейдов

  • по проверке внешнего вида обучающихся;
  • по сохранности книг библиотечного фонда школы;
  • по выполнению обучающимися режима дня

В течение года

Зам. директора по ВР,
социальный педагог, библиотекарь, Совет
старшеклассников

8.

Организация занятий для
будущих первоклассников с целью адаптации их к
условиям школьной образовательной среды

Февраль-март

Зам. директора по УВР, учителя
начальных классов

9.

Оформление листков здоровья
в классных журналах.

Сентябрь

Классный руководитель, мед.
работник

10.

Проведение динамических
пауз, физической зарядки до начало занятий.

В течение года

Учителя предметники

11.

Участие ОУ в реализации
федеральной программ “Разговор о правильном
питании”

2004г.

Учителя начальных классов

2 этап. Психолого-педагогическая
поддержка воспитательно-образовательного
процесса


№п/п



Мероприятия

Сроки

Исполнители

1.

Организация работы с
обучающимися, мотивированными на успешное
обучение через участие в олимпиадах, предметных
неделях, различных конкурсах.

В течение

года

Зам. директора по УВР,
руководитель ШМО

4.

Проведение классных часов и
бесед по предупреждению несчастных случаев и
травматизма.

В течение года

Классные руководители

5.

Проведение обучающих
семинаров по вопросам формирования культуры
здоровья.

В течение года

Зам. директора по ВР, классные
руководители

6.

Рассмотрение на
педагогическом совете вопросов сохранения и
укрепления здоровья обучающихся.

В течение года

Администрация

7.

Создание библиотеки
методической литературы по проблеме здорового
образа жизни.

с 2005г

Зам. директора по ВР,
библиотекарь

8.

Проведение родительских
лекториев по здоровьесбережению.

В течение года

Администрация, мед. работник,
психолог, классные руководители

9.

Проведение консультаций для
родителей по проблеме сбережения здоровья детей.

В течение года

Зам. директора по ВР, психолог,
мед. работник

10.

Проведение
научно-практической конференции “Школа-центр
“Здоровье”.

Ежегодно

Администрация, классные
руководители

11.

Проведение круглых столов
для учителей по формированию культуры здоровья.

2 раза в год

Зам. директора по УВР,
руководитель ШМО

12.

Проведение МО классных
руководителей по вопросам организации работы по
программе “Здоровье”

В течение года

Зам. директора по ВР

13.

Оказание социальной
поддержки детям и подросткам, оказавшимся в
трудной жизненной ситуации.

В течение года

Соц. педагог, психолог,
классные руководитель

14.

Обучение подростков
эффективным поведенческим стратегиям: умению
разрешать жизненные проблемы, эффективно
общаться, владеть своими эмоциями.

В течение года

Психолог

15.

Проведение
психолого-педагогического мониторинга

1 раз в год

Психолог

3 этап. Формирование культуры здоровья
участников воспитательно-образовательного
процесса.


№п/п

Мероприятия

Сроки

Исполнители

1.

Контроль соблюдения режима
дня обучающихся.

В течение года

Классные руководители, соц.
педагог

2.

Организация работы по
пропаганде здорового образа жизни среди
обучающихся (лекции, беседы, вечера).

В течение года

Классные руководители, зам.
директора по ВР

3.

Организация работы лагеря с
дневным пребыванием

Каникулы

Зам. директора по ВР, классные
руководители

4.

Озеленение учебных кабинетов
и территории школы.

В течение года

Зам. директора по ВР и АХЧ,
учителя биологии

5.

Проведение дней здоровья.

Ежемесячно

Зам. директора по ВР, учитель
физ. воспитания

6.

Проведение недели пропаганды
здорового образа жизни.

Май

Зам. директора по ВР

7.

Взаимодействие школы с
“Центром “Здоровье” психолого-педагогической
реабилитации и коррекции” в вопросе
формирования культуры здоровья.

В течение года

Зам. директора по ВР, психолог

8.

Обеспечение соблюдения
санитарно-гигиенических требований на уроках,
профилактики у обучающихся близорукости и
сколиоза, режима проветривания классных комнат
на перемене.

В течение года

Зам. директора по УВР,
учителя-предметники.

9.

Проведение медицинского
осмотра педагогов школы в рамках национального
проекта “Образование”.

Август

Администрация школы

10.

Проведение подвижных
школьных перемен.

В течение года

Классные руководители

11.

Витаминотерапия.

Март-апрель

Классные руководители

12.

Организация отдыха
обучающихся школы в летний период.

Июнь-август

Зам. директора по ВР,

соц. педагог

13.

Проведение бесед о вреде
курения, употребления спиртосодержащей
продукции, наркотических и психотропных средств.

В течение года

Зам. директора по ВР,

соц. педагог

14.

Организация и проведения
походов выходного дня, экскурсии,
эколого-оздоровительных выездов.

В течение года

Классные руководители

15.

Организация участия во
Всероссийском дне здоровья

Апрель

Зам. директора по ВР, классные
руководители.

16.

Выпуск санитарных бюллетеней
и стенгазет.

В течение года

Зам. директора по ВР, классные
руководители.

Список литературы

  1. Амбросьева Н.Н. Классный час с психологом [Текст]
    / методическое пособие. – 2-е изд.; доп. и перераб.
    – М.: Глобус, 2007. – 189с.
  2. Диденко Т.И. Сборник классных часов и
    родительских собраний [Текст]./ Методика работы с
    учащимся. — Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 124с.
  3. Дик Н.Ф. Веселые классные часы во 2-3-х классах
    [Текст] / Н.Ф. Дик. – Ростов н/Д : “Феникс”, 2005. –
    320с.
  4. Жизнь в свете, дома и при дворе. [Текст] — СП
    “Интербук”, “Экомак”, 1990, — 125с.
  5. Здоровьесберегающие технологии в
    образовательно-воспитательном процессе [Текст].
    – М.: Илекса, Народное образование; Ставрополь:
    Ставропольсервисшкола, 2006. – 400с.
  6. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных
    творческих дел. [Текст] /Иванов И.П. – М.:
    Педагогика, 1989. – 208 с.
  7. История Российского государства: сценарии
    внеклассных мероприятий в начальной школе
    [Текст] / авт. – сост. Е.А. Гальцова. – Волгоград:
    Учитель, 2007. – 157с.
  8. Касимова Т.А. Патриотическое воспитание
    школьников [Текст]: методическое пособие. — М.:
    Айрис-пресс, 2006. – 68с.
  9. Кацюба Д.В. История Кузбасса [Текст]:
    краеведческое пособие для учащихся — Кемерово:
    Кн. Изд-во, 1983 – 153с.
  10. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии
    [Текст]: школьник и компьютер: 1-4 классы. – М.: ВАКО,
    2007. – 304с.
  11. Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или
    практическая психология на каждый день. [Текст]
    /Козлов Н.И. – М.: Новая школа; АСТ-Пресс, 1996, – 320 с.
  12. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е.
    Нравственно-экологическое воспитание
    школьников [Текст]: Основные аспекты, сценарии
    мероприятий. 5-11 классы. – М.: 5 за знания, 2007. – 208с.
  13. Патриотическое воспитание: Нормативные
    правовые документы. [Текст] — М.: ТЦ Сфера, 2005. – 87с.
  14. Пашкович И.А. Патриотическое воспитание:
    система работы, планирование, конспекты уроков,
    разработки занятий. [Текст] — Волгоград: Учитель,
    2006. – 121с.
  15. Правила светской жизни и этикета. Хороший тон
    [Текст]: Сборник советов и наставлений на разные
    случаи домашней и общественной жизни. — М.: Рипол,
    1991, — 234с.
  16. Сборник мероприятий ко Дню Победы, Дню
    защитника Отечества. – изд. 2-е, испр. [Текст] / авт.
    – сост. М.В. Видякин. – Волгоград: Учитель, 2006. –
    280с.
  17. Сгибнева Е.П, Солдатова Т.Б. Классные часы в 10-11
    классах. [Текст] -Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 306с.
  18. Сгибнева Е.П., Солдатова Т.Б. Классные часы в 10-11-х
    классах. [Текст] – Ростов н/Д: “Феникс”, 2003. – 384с.
  19. Харламов И.Ф., Горленко В.П. и др. Этические
    беседы с учащимися [Текст]./ 5 класс. Пособие для
    учителя. — Мн.: Нар. Асвета, 1985. – 135с.
  20. Хороший тон: Сборник правил и советов на все
    случаи жизни. [Текст] — М.: ТЕР-РА; “Книжная лавка -
    РТР”, 1996. – 154с.
  21. Экология. 10 класс. [Текст] : Комплексные
    поурочные планы / Сост. М.Б. Брякина. – Волгоград:
    Учитель – АСТ, 2003. – 128с.
  22. Эстетическое воспитание в школе [Текст]/ Под.
    редакцией Б.Т. Лихачева. – М.: Педагогика, 1995. –
    136с.



Следующий: