Воспитательная программа летнего пришкольного оздоровительно-образовательного лагеря Олимпионик

К битвам спортивным все мы готовы.
Каждый уверен в силе своей.
И побеждает на финише снова
Дружба и сила команды моей.
Пусть мальчишки и девчонки,
Вся озорная детвора,
Сегодня скажут звонко-звонко:
“Добро пожаловать, Олимпийская игра”

Введение

Приближается лето – пора отдыха детей в летних
пришкольных лагерях. В условиях летнего
пришкольного лагеря, отдых детей уникален с
точки зрения организации самостоятельной
жизнедеятельности личности в свободное время.
Именно в пришкольном лагере ребенок заполняет
свое свободное время полезными делами. Сегодня в
лагере учащиеся школы могут получить
дополнительные знания, поправить свое здоровье и
просто отдохнуть. Весь педагогический коллектив
лагеря ориентирует свою работу на развитие
личности. В деятельности и общении детей,
педагогов, родителей культивируется
сотрудничество, сотворчество, соуправление,
равноправие и равноценность личностных позиций
всех участников педагогического процесса.

Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к
сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь
ребенку осознать, что нет ничего прекраснее
здоровья. “Здоровому каждый день – праздник”, –
гласит восточная мудрость. Вот поэтому тему для
нашего пришкольного оздоровительного лагеря
взяли “Олимпийскую”. Считаем, что в основе
игротеки летнего оздоровительного лагеря должны
быть спортивные и подвижные игры, а так же
познакомить ребят с историей Олимпийских игр.

Целью пришкольного оздоровительного лагеря
является – выявление способностей ребенка и его
развитие в спорте, туризме, искусстве,
техническом творчестве и других видов игровой
деятельности. Личностно-ориентированное
образование и воспитание основывается на
идеалах олимпизма как философии жизни,
соединяющей в сбалансированное целое
достоинства тела, воли и разума.

Цель эксперимента – разработка системы
школьного олимпийского образования.

Данная программа посвящена “Спорту” –
который является одним из важнейших
составляющих современного мира. Ребят ждут
соревнования, конкурсы, игры, увлекательные
рассказы о том, как на протяжении веков
зарождались современные виды спорта, об истории
Олимпийских игр, о самых разнообразных
спортивных играх нашего времени,
распространенных на всех континентах Земли.
Познание культуры предполагает не только
размышления о ее глубинах, восприятие ее
национального богатства, но и умение
сопереживать увиденному и услышанному.

Задачи воспитательной работы

1. Формирование у учащихся знаний о мировой
культуре. Знакомство с историей Олимпийского
движения.

2. Диагностирование и тестирование состояния
здоровья, уровня физической подготовленности,
особенности психики, способностей детей,
духовного и физического совершенствования на
основе ценностей и идеалов олимпизма, культурных
обычаев и традиций народов разных стран,
овладение миром искусства и спорта.

3. Организация разнообразной досуговой
деятельности, и прежде всего – активного общения
с природой.

4. Вовлекать в систематические занятия
физической культурой и спортом всех детей,
отдыхающих в лагере.

5. Практическая и теоретическая подготовка
понятий у детей:

  • Земля – общий дом человечества, ее надо беречь;
  • Отечество – единственная, уникальная для
    каждого человека Родина;
  • Культура – великое богатство, накопленное
    человечеством;
  • Мир – покой и согласие между людьми;
  • Знание – результат разнообразного творческого
    труда.

6. Привлечение к активным формам деятельности
учащихся группы риска.

Направления деятельности
пришкольного оздоровительного лагеря
“Олимпионик”:

– гуманизация физкультурно-спортивной работы
(Спартианские игры, малые Олимпийские и
творческие игры);
– укрепление связи спорта с искусством на основе
интеграции учебных программ профилирующих
предметов (физическая культура, музыка,
литература, история, изобразительное искусство);
– организация связи различных видов воспитания
(нравственного, трудового, эстетического и
других) в ходе воспитания олимпийского;
– организация жизни ребят на основе положения
Спартианского кодекса;
– организация учебы ученического актива в
летнем оздоровительном лагере “Олимпионик”.

Концепция современного олимпизма заключается
в том, чтобы всемерно содействовать реализации
гуманистического потенциала спорта и
предотвращать возможность его антигуманного
использования, негативного воздействия спортом
на здоровье людей.

Спартианские игры – это форма реализации
олимпийского движения в летнем оздоровительном
лагере “Олимпионик” (спорт, искусство,
духовность).

Основы воспитательной деятельности
лагеря “Олимпионик”

1. Физкультурный актив лагеря преобразуется в
Международный олимпийский комитет. В него войдут
по одному представителю от каждой команды.
Главная задача комитета – развитие спорта в
своих отрядах: внутренние состязания, подготовка
команд к соревнованиям, подача олимпийских
заявок.

2. В каждом отряде назначается капитан команды.

3. Вожатые ежедневно ведут учет, какая команда
получила больше медалей.

4. Все результаты соревнований на Играх
вывешиваются на специальном информационном
стенде “Табло Олимпиады”, на котором отражается
количество золотых, серебряных, и бронзовых
медалей по командам. Информация меняется каждый
день.

5. Вожатые проводят беседы об Олимпийских играх.
Ежедневно в эфир выходит радиогазета
“Олимпийский лекторий”, подготовленная
библиотекарем, учителем физической культуры и
Международным Олимпийским комитетом лагеря
“Олимпионик”.

6. Работа кружков направлена на отражение
олимпийской и спортивной темы. В конце смены
провести выставку работ занимающихся.

7. В библиотеке лагеря готовиться специальная
тематика в помощь педагогам.

Главные особенности программы летнего
оздоровительного лагеря “Олимпионик”

– наличие комплексной программы турниров,
фестивалей, викторин;
– включение в программу нетрадиционных
соревнований и конкурсов, предполагающих
сочетание спорта и искусства;
– организация соревнований, в ходе которых перед
каждым участником ставится задача “победить
самого себя, а не других”;
– проведение так называемых “новых игр”, в
которых отсутствует разделение участников на
победителей и проигравших;
– при определении лауреатов учитываются не
только результаты выступления участников, но так
же нравственные и эстетические аспекты их
поведения.

Олимпийские события Зимней Олимпиады в Италии
феврале 2006 года и предстоящая летняя Олимпиада в
Китае 2008 года подтолкнули нас к идее проведения
тематической смены в нашем оздоровительном
лагере, которая получила название “Общелагерные
Олимпийские игры”.

Смена пройдет под девизом: “Мы хотим всем
рекордам наши звонкие дать имена!” и будет
включать не только спортивные соревнования, но и
интеллектуальные игры, музыкальные мероприятия,
культурно-просветительская работа, связанная с
олимпийской тематикой.

Важнейшим направлением в работе лагеря в эту
смену станет активное приобщение детей к
физкультуре, спорту, олимпийским традициям и
здоровому образу жизни.

“В воспитании нет каникул” – эта
педагогическая формула становиться правилом при
организации детского летнего отдыха, а заодно и
правилом творческого подхода к каникулам –
радостному времени духовного и физического
развития роста каждого ребенка.

При составлении плана работы на летнюю
смену мы учитывали следующее:

– продолжительность лагерных игр составляет 16
дней, как и на Олимпийских играх, церемония
открытия и закрытия Игр должны иметь яркий,
торжественный вид. Это должно действительно
стать главным событием лагерной жизни;
– после закрытия игр у детей должно остаться
время, чтобы поделиться своими впечатлениями;
– при планировании соревнований нужно учитывать
спортивный инвентарь, место соревнований;
– за каждые соревнования их победителям и
призерам должны вручаться олимпийский венок,
призы, награды, грамоты, медали, сувениры.

“Общелагерные Олимпийские игры” мы
разбили на 4 цикла:

1. Предолимпискую (дети знакомятся со
спортивными площадками лагеря, создают свои
команды, дают им названия, знакомятся с историей
Олимпийских игр в Древней Греции, готовятся к
церемонии открытия Игр).

2. Знакомство с историей Королевой спорта
легкой атлетикой . Это доступный и любимый детьми
вид спорта. Дети соревнуются в беге, прыжках и
метании.

3. Знакомство с историей игровых видов спорта.
Турниры по различным подвижным и спортивным
играм можно проводить на протяжении недели.

“День пионербола”, “День баскетбола”, “День
футбола”.

4. Знакомство и интеллектуальными видами
спорта, куда входят спортивное ориентирование,
шахмотно-шашечный турнир.

5. Обязательно включить народные подвижные игры
“Сабантуй”, “Общеславянский сход. Городище”,
“Летние забавы” Познакомить с историей и
таридициями родного края. Включать во все
мероприятия музыкальное сопровождение.

Сроки работы пришкольного
оздоровительного лагеря “Олимпионик”

5 июня – 24 июня / кроме воскресенья/.

Время: 8.00 – 14.00

Открытие лагеря: 5 июня в 9.00ч.

Экспериментальный план
воспитательной работы в летнем пришкольном
оздоровительном лагере “Олимпионик”


Блоки

Задачи блока

Направление

Ответственные

Основы олимпийских знаний

Формирований знаний по истории
Олимпийских игр, олимпийского движения и
развития спорта
Рассказы воспитателя, викторины, игры Воспитатель, библиотекарь, учитель
физкультуры

Физкультурно-оздоровительный

Формирование З ОЖ, укрепление
духовного, физического и психологического
здоровья.
Утренняя гимнастика, подвижные игры,
соревнования, День здоровья, походы.
Воспитатель, учитель физкультуры

Художественно-эстетический

Приобщение детей к духовной культуре,
развитие мотивации
Музыка, литература, история, ИЗО, чтение
книг.
Воспитатель, музыкальный руководитель

План реализации программы летнего
пришкольного оздоровительного лагеря
“Олимпионик”


Дата

Проводимые мероприятия

Ответственные

5 июня

Знакомство со спортивными сооружениями
лагеря, комплектование команд.
Лекторий “Происхождение мира и богов. Легенды и
мифы Древней Греции”.

Вожатый

6 июня

Открытие лагерных “Олимпийских игр”

Вожатый

7 июня

Мероприятие “Туристический калейдоскоп”

Вожатый

Учитель физкультуры

8 июня

Знакомство с историей Королевой спорта –
Легкой атлетикой. Соревнование “Навстречу
Олимпиаде”

Учитель физкультуры

9 июня

Олимпийские игры древности и современности
игра “Поле чудес”.

Вожатый

10 июня

Эстафета “От игры – к спорту”.

Учитель физкультуры

12 июня

“Сабантуй”

Весь педагогический коллектив

13 июня

Знакомство с историей игровых видов спорта.
“День пионербола”

Библиотекарь

14 июня

“День баскетбола”

Учитель физкультуры

15 июня

“День футбола”

Учитель физкультуры

16 июня

“День Нептуна”

Учитель физкультуры

17 июня

“Общеславянский сход. Городище”.

Воспитатель

19 июня

Знакомство с историей шахмат и шашек.
Шахматно-шашечный турнир

Воспитатель

20 июня

“День здоровья”

Учитель физкультуры

21 июня

“Игры доброй воли”

Учитель физкультуры

22 июня

“ Военно-спортивная игра “Зарничка”

Учитель ОБЖ

23 июня

“Планета ФИС.

Библиотекарь

24 июня

Закрытие Олимпийских игр. Подведение итогов.
Награждение команд-победителей
Прощание с лагерем

Весь педагогический коллектив
лагеря

Приложение 1

Литература:

1. Детская энциклопедия “Я познаю мир” Спорт,
Москва, изд АСТ, 1999 г.

2. Журнал “Физкультура в школе” №3 2006 г.

3. Кун Н.А. “Легенды и мифы Древней Греции”
Фрунзе “Мектеп” 1984 г.

4. Книга для учителя “Физическая культура”
сценарии праздников и игровых занятий. Москва
“Первое сентября” 2002 г.

5. Сивачева Л.Н. “Физкультура – это радость!
Спортивные игры с нестандартным оборудованием”
Санкт-Петербург “Детство-пресс” 2002 г.

6. Газета “Спорт в школе” №1 2004 г.

  • № 10 2004 г.
  • № 17 2004 г.
  • № 20 октябрь 2003 г.
  • № 11 2005 г.

7. Газета для учителей начальной школы
“Педсовет” № 4, 2006.

Следующий: