Воспитательная программа Будь здоров для учащихся 1–4-х классов

Отсутствие личных мотивов в
сохранении здоровья привело к тому, что в
настоящее время во всем мире все большую тревогу
специалистов вызывает тенденция к его ухудшению.
Без сомнения, Россия является одной из тех стран,
где ухудшение состояния здоровья населения
приобрело катастрофический характер. Состояние
здоровья детей в России вызывает обоснованную
тревогу. Сохраняется тенденция ухудшения
здоровья школьников от первого класса к
одиннадцатому. Поэтому охрана здоровья
подрастающего поколения является важнейшей
государственной задачей не только потому, что
определяет качество жизни ребенка, но и в силу
того, что фундамент здоровья взрослого населения
страны закладывается в детском и подростковом
возрасте. Отмечаемые в последние годы
неблагоприятные сдвиги в состоянии здоровья
детей и подростков, если не принимать
определенные меры, в дальнейшем могут нанести
огромный социальный и экономический ущерб,
отрицательно сказаться на продолжительности
жизни в стране.

В такой ситуации, как никогда,
актуальной для любого человека становится
задача сохранения и укрепления здоровья с
раннего возраста. Очевидно, что значительную
помощь в решении этой задачи должна оказывать
школа.

Состояние здоровья подрастающего
поколения в последние годы неуклонно ухудшается,
что вызывает обоснованную тревогу. Данные многих
авторов свидетельствуют о том, что за время
обучения в школе численность здоровых учащихся
сокращается в 4-5 раз. Различные патологические
изменения обнаруживаются у 86% учащихся 1 класса.
Это объясняется низким исходным уровнем
здоровья поступающих в школу детей, что
неблагоприятно отражается на процессе их
адаптации к школьным нагрузкам, являясь причиной
дальнейшего ухудшения их здоровья и плохой
успеваемости. В связи с этим возникает явная
необходимость активного участия педагогов в
разработке и внедрении здоровьесберегающих
технологий в школьные программы в целях
улучшения ситуации со здоровьем учащихся. На
современном этапе подключение системы
образования к решению проблем укрепления и
сохранения здоровья учащихся является особенно
актуальным.

Анализ заболеваний учащихся класса показал
ведущие формы имеющейся патологии:

1 место – нарушение осанки -28%
2 место – заболевание органов дыхания -24%
3 место – заболевание стопы — 20%
4 место – заболевание органов зрения -12%
5 место – нервно-психические расстройства -8%

В контексте рассматриваемой проблемы
созданная программа призвана решать задачи
укрепления здоровья школьников.


ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Предметом исследования, а так же целью
данной программы является:

- поиск наиболее оптимальных средств
сохранения и укрепления здоровья (психического,
физического, социального) учащихся, создание
наиболее благоприятных условий для улучшения
состояния здоровья детей;
- формирование внутренней мотивации к здоровому
образу жизни, необходимость заботы о своем
здоровье и здоровье окружающих;
- развитие основных навыков личной гигиены,
гигиены питания, самообслуживания и принятия
самостоятельного решения в различных ситуациях,
касающихся здоровья.

Реализацию выдвинутых целей позволяют
решать следующие задачи программы “Будь
здоров”:

- формировать элементарные
представления о строении тела человека и
функциях основных органов и систем;
- давать знания по основам личной гигиены и
охраны своего здоровья;
- развивать представления о взаимосвязи человека
с окружающей средой.


ОСНОВНЫЕ ИДЕИ


- В программе представлены необходимые
условия для формирования, укрепления и
сохранения здоровья детей с самого раннего
возраста.
- Проблема обеспечения здоровья должна решаться
не только медициной, но и педагогикой через
внедрение системы знаний о человеке, его
здоровье, способах его формирования и
сохранения.
- Содержание программы помогает учителю учить
детей самим заботиться о своём здоровье,
формировать установки на поддержание здорового
образа жизни.
- Содержание программы соответствует интересам,
потребностям, возможностям возрастного и
индивидуального развития ребенка.


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ

- Принцип природосообразности.
Принимать ребенка, таким, каков он есть.
- Принцип целостности учебно-воспитательного
процесса.
- Принцип сотрудничества. Работа строится на
отношениях партнёрства, уважения, доверия.
- Личностно-ориентированный подход. Уважение
личности ребенка, его индивидуальности, бережное
отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям.


УСЛОВИЯ НЕОБХОДИМЫЕ, ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ
ПРОГРАММЫ:

- кабинет;
- актовый зал;
- в теплое время года бассейн, в холодное каток;
- стадион;
- тренажерный зал;
- спортивный зал и спортивный инвентарь;
- спортивные школы, секции, танцы;
- зеленая зона школы;
- технические средства: телевизор,
видеомагнитофон, магнитофон, компьютер;
- в летнее время пришкольный лагерь, профильные
смены, детская площадка.


НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Программа “Будь здоров”
основывается на принципах учета ведущих форм
патологий учащихся:

- отклонения в состоянии
опорно-двигательной системы: страдают 48%
учащихся.
- заболевание органов дыхания: страдают 24%
учащихся.
- нарушение зрения: страдают 12% учащихся.
- нервно-психическими расстройствами: страдают 8%
учащихся.



ПРОГРАММА “БУДЬ ЗДОРОВ” ВКЛЮЧАЕТ 5
НАПРАВЛЕНИЙ:

  1. Профилактика заболеваний.
  2. Охрана жизни и здоровья учащихся.
  3. Спортивно- оздоровительная работа.
  4. Организация работы “Школа здоровья”.
  5. Исследовательская работа. Мониторинг.

1) Профилактика заболеваний

  1. Мероприятия по профилактике заболеваний
    опорно-двигательной

системы:

- проведение физкультурных пауз;
- организация зарядки, динамические перемены;
- организация подвижных, двигательно-речевых,
творческих игр;
- соблюдение гигиенических нормативов школьной
мебели;
- постоянный контроль за осанкой учащихся.

  • Профилактика заболеваний органов дыхания:
  • - динамические перемены;
    - дыхательные гимнастики;
    - танцевальные и ритмические минутки.

  • Профилактика нарушений зрения:
  • - проведение гимнастики для глаз;
    - контроль за естественным и искусственным
    освещением кабинета;
    - уменьшение зрительной нагрузки путем
    чередования письменных и устных заданий;
    - соблюдений принципа рассаживание учащихся.

  • Обще-оздоровительные мероприятия:
  • - проведение профилактических
    прививок;
    - проведение специализированных медицинских
    осмотров;
    - витаминизация пищи;
    - профилактика антиструмином;
    - соблюдение режима питания;
    - строгое соблюдение санитарно-гигиенического
    режима: проветривание, влажная уборка;
    - проведение работы по профилактике вредных
    привычек;
    - оздоровление детей с хроническими
    заболеваниями;
    - проведение карантинных мероприятий в период
    карантина.

    2) Охрана жизни и здоровья учащихся:

      - пополнение аптечки в кабинете;
      - соблюдение правил пожарной безопасности;
      - соблюдение техники безопасности в кабинете,
      спортивном зале, на свежем воздухе;
      - своевременный ремонт осветительной системы,
      мебели, школьного оборудования;
      - ведение просветительной работы среди учащихся
      и родителей;
      - ведение листов здоровья в классных журналах с
      рекомендациями для учителей и ведение “Дневника
      здоровья” каждым учащимся;
      - своевременное утепление школы.

    3) Спортивно-оздоровительная работа:

      - работа спортивных секций и клубов;
      - проведение спортивных соревнований в школе;
      - участие в городских соревнованиях по всем видам
      спорта;
      - проведение дней Здоровья;
      - проведение месячника спортивно-массовой
      работы;
      - проведение недели безопасности дорожного
      движения;
      - проведение недели “Школа без табака и
      наркотиков”
      - проведение операции “Здоровье”

    4) Организация “Школы здоровья”

      - просветительная работа для
      родителей;
      - проведение лекций, бесед, встреч с врачами –
      специалистами;
      - проведение “Уроков Мойдодыра”, “Уроков
      Айболита”, “Правил на всю жизнь”, “Уроков
      Знайки”, “Половое воспитание”, “Физическое
      воспитание”.

    5) Исследовательская работа.
    Мониторинг.

    Подведение итогов спортивных зачетов,
    школьных и городских соревнований.
    Анкетирование. Анализ заболеваний учащихся по
    итогам медицинских осмотров.


    В СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ПРОСЛЕЖИВАЮТСЯ
    СЛЕДУЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ:

    1. Психологический настрой на деятельность
    реализуется через игру “Здравствуйте!”

    2. Работа с телом (в зависимости от состояния
    детей):

    • если очень возбуждены, то может быть предложена
      дыхательная гимнастика;
    • если очень утомлены, то самомассаж для снятия
      усталости, физкультурные паузы, динамические
      перемены;
    • если утрачены жизненные силы, то используются
      гимнастики для улучшения общего кровоснабжения;
    • если у детей мышечная усталость, то проводятся
      упражнения для перераспределения мышечного
      напряжения; подвижные игры, танцевальные
      упражнения, ритмические упражнения;
    • если умственная усталость, то проводятся
      упражнения для насыщения головного мозга
      энергией, дидактические игры с движениями,
      двигательные действия и задания, развивающие
      игры;
    • Рефлексия в разнообразных формах (словесная,
      изорефлексия, театральная, танцевальная и т.д.)
    • Церемония прощания (посыл добрых пожеланий друг
      другу, близким людям, природе)

    Структуру, естественно, можно
    выстраивать и в другой логике, важно усвоить одну
    мысль: эти мероприятия не должны быть скучными,
    неподвижными, книжными.

    Внеклассные занятия, при
    необходимости, могут проводиться в классной
    комнате, спортивном зале, на свежем воздухе и т.д.

    Программа рассчитана на учащихся с 1 по
    4 класс.

    Реализация программы рассчитана на 4
    года.


    РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ “БУДЬ ЗДОРОВ”.

  • Снизился показатель сезонных заболеваний на 9%.
  • Возросла посещаемость детьми занятий на 90%.
  • Вырос уровень познавательной активности на 18%.
  • Вырос уровень мотивации учебной деятельности
    на 9%.
  • Снизился уровень тревожности на 14%.
  • Возросли показатели физического развития на 9%.
  • Наблюдается последовательное продвижение
    детей в учебном процессе.
  • О благоприятном завершении оздоровления в
    младшем школьном возрасте можно говорить тогда,
    когда при окончании начальной школы ребёнок:
    хочет учиться, может (умеет) учиться, верит в свои
    силы, ему хорошо, интересно, комфортно в школе (во
    всяком случае, он идёт туда не со страхом и
    отвращением.)




    Следующий: