Воспитательная деятельность Ангарского педагогического колледжа в рамках формируемого здоровьесберегающего образовательного пространства


Концепция воспитания Ангарского
педагогического колледжа и программа ее
реализации – один из ключевых аспектов
действующей на его базе экспериментальной
площадки “Создание здоровьесберегающего
образовательного пространства в системе
“педагогический колледж – образовательное
учреждение”: содержание, технологии,
организация обучения, воспитания”.
Здоровьесберегающее воспитательное
пространство включает в себя педагогический
коллектив колледжа, студентов, их семьи, а также
педагогические пространства базовых
образовательных учреждений. Такой системный
подход объясняется комплексным пониманием
здоровья в единстве его физического,
психологического, социокультурного компонентов;
целостностью образовательного пространства.

Актуальность этой программы связана с
остротой проблемы сохранения
нервно-психического, нравственного и
социокультурного здоровья педагога, от которого
напрямую зависит здоровье учащегося,
воспитанника. Между тем, как показали наши
исследования, показатели здоровья нынешних
студентов очень низкие. Так, для 68% студентов
первые места занимают ценности материального
благополучия, волевых и деловых качеств
личности, тогда как нравственные ценности
занимают последнее место;

Из всех поступающих на первый курс
практически здоровыми являются только 14,3%
обучающихся. Согласно данным института
педиатрии и репродукции человека СО РАМН на
первых местах – заболевания нервной,
эндокринной и пищеварительной систем.

Низкие показатели нервно-психического
и когнитивного здоровья студентов проявляются в
том, что больше половины студентов первых курсов
испытывают учебные затруднения, связанные со
своевременно некомпенсированной
нейропсихологической симптоматикой,
нарушениями волевой регуляции,
несформированностью
индивидуально-рационального учебного стиля.
Также они обусловлены оторванностью студентов
от дома (70% приезжают обучаться из территорий
Иркутской области), слабой школьной базой на фоне
информационных перегрузок и нерационального
режима дня.

Согласно исследованиям кафедры охраны
здоровья ребенка ИПКРО, такая ситуация типична и
для других педагогических колледжей и педвузов,
поэтому актуальность наших исследований выходит
за рамки Ангарского педколледжа. При разработке
концепции мы исходили из того, что основным
инструментом решения проблемы может быть исторически
и культурно обусловленное ценностно-смысловое
образовательное пространство, которое бы
содействовало развитию у будущих педагогов
экоцентрического мировоззрения, органично
включающего в себя понимание
взаимообусловленности здоровья человека,
здоровья природы и здоровья общества; ценности
здоровья и здорового образа жизни, ценностные
ориентиры на сохранение и укрепление здоровья
будущих воспитанников.

Цель нашей воспитательной
деятельности:

разработка условий превращения
педагогического колледжа в социокультурный
центр по формированию в ближайшем социуме
здоровьесберегающей образовательной политики,
направленной на нравственное и социокультурное
воспитание студента как гуманной, духовной и
свободной личности, социально-мобильного
субъекта и педагога – профессионала.

Для реализации цели нами определены
задачи:

Выявление здоровьесберегающего
потенциала в ранее существовавших и современных
теориях и практике воспитания, в народной
педагогике.

Создание модели воспитательной
деятельности колледжа в части формирования
здоровьесберегающего образовательного
пространства, которая позволяет учитывать
специфику образовательного учреждения,
психосоциальный статус обучающихся и их семей,
комплексные показатели здоровья субъектов
образования, полиэтнокультурное пространство.

Разработка технологии составления
индивидуальных образовательно-оздоровительных
траекторий для студентов и преподавателей,
решающих задачи их оздоровления и повышения
качества образования в русле его модернизации.

Определение критериев мониторинга
воспитательной деятельности педагогического
колледжа по формированию здоровьесберегающего
образовательного пространства и проведение
такого мониторинга.

Теоретические основания концепции
составили: философия гуманистического
образования, современные дидактические принципы
субъект-субъектной педагогики, осмысление с
позиций психологии и современной дидактики
полиэтнокультурного наследия народной
педагогики. На этой основе были определены
принципы формирования здоровьесберегающего
образовательного пространства средствами
воспитательной деятельности, а именно: принципы
гуманизма, комплексности (биосоциального
подхода), субъект-субъектности, погружения в
культурный поток, культуросообразности и
культуросозидательности, индивидуализации,
экологосообразности.

Тем самым обеспечилась “система
воспитания”,
которую мы понимаем как
целостную здоровьесберегающую систему
отношений преподавателей и студентов, в основе
которой – обмен гуманистическими ценностями,
психоэмоциональный комфорт, профессиональное
сотрудничество и сотворчество, самореализация
каждого субъекта воспитательного пространства с
учетом их индивидуальности.

Для выявления основных
закономерностей перевода системы воспитания в
режим устойчивого развития, надежного и
эффективного функционирования нами
использовались ключевые положения теории
систем. Среди них: реализация принципов обратной
связи, альтернативной регуляции, флуктуации или
поисковости, саморегуляции, самокомпенсации
имеющихся дефектов.

Это позволило с новых, не только
дидактических, философских, но и кибернетических
позиций подойти к проблеме реализации поистине
комплексного, биосоциального –
психофизиологического и культурологического –
подходов к воспитанию. В частности, опираясь на
работы Л.С. Выготского и А.Р. Лурия, учитывали
особенности учета в воспитании психических
новообразований. Использовали открытые В.
Ясвиным и Дерябой [3] закономерности формирования
экологических ценностей и экологического
экоцентрического сознания. Учитывали фило – и
социогенетические корни мировоззрения
современного человека, раскрытые в работах В.П.
Эфроимсона [7]по этнологии и этнопсихологии.
Опирались на положения Е.Н. Дзятковской [2] об
особенностях воспитания в здоровьесберегающем
образовательном пространстве и Е.Н. Дзятковской
[2], М.Б. Дьяковой о проектировании
здоровьесберегающих образовательных
технологий, на культурологическую теорию
личностно-ориентированного образования Е.В.
Бондаревской, теорию А.С. Косоговой [4] о
становлении личности педагога в
культуротворческом образовательном
пространстве. Это позволило определить
компоненты здоровьесберегающего
образовательного пространства.

Центральным компонентом
здоровьесберегающего образовательного
пространства является система отношений
неавторитарного типа:


между преподавателями, студентами и их
семьями, колледжом и работниками базовых
образовательных учреждений;
внутри студенческого и преподавательского
социума (соуправление и др.);
между микросоциумами (микросоциум – это группа,
объединенная общими ценностями, целью,
совместной деятельностью: отдельная группа,
школа лидеров, клуб КВН,
учебно-исследовательская лаборатория, совета
кураторов и др. Значимость того или иного
микросоциума определяется нами тем, насколько
велико его воздействие на формирование
ценностных установок студента, его мнений,
убеждений)

Следующим компонентом является
структура педагогического пространства. Ее
составляющие:

медико–психолого–педагогическое


сопровождение учебно – воспитательного
процесса в целях становления у субъектов
ценности здоровья и здоровьесберегающих
профессиональных позиций через разработку, в
частности, индивидуальных
образовательно-оздоровительных траекторий;
психолого–педагогическое сопровождение,
основной функцией которого является развитие у
субъектов потенциала самопознания, рефлексии,
саморегуляции и самореализации своей
индивидуальности;
система работы кураторов, направленная на
самоорганизацию и саморазвитие студенческого
коллектива, создание условий для нравственного и
социокультурного роста личности студента;
студенческое самоуправление и соуправление,
которое решает задачи формирования навыков
управленческой культуры молодого специалиста,
самостоятельности в принятии решения,
самоопределения личности студента;
интегрирование образовательного пространства
“урок – практика – учебно-исследовательская
работа”, “воспитание — обучение – развитие”
;
система художественно-эстетического воспитания;
система традиций педагогического колледжа;

Следующий компонент – система внешних
связей педколледжа, его сотрудничество с
образовательными, социокультурными и
спортивно-оздоровительными учреждениями города
и области.

При этом здоровьесберегающее
образовательное пространство строится на
принципе экологосообразности, обеспечивая его
адаптацию как к окружающему социокультурному
пространству, так и психофизиологическим
особенностям каждого субъекта. Это
обеспечивается

учетом объективных законов психологии
воспитуемого;
соединением в процессе воспитания чувств, эмоций
с логикой и всех их – с практикой, уходом от традиционного
левополушарного воспитания, опора на
правополушарные центры нравственно-этического
поведения;

кумулятивно-резонансным эффектом коллективного
воспитания,
индивидуализацией воспитательного процесса и
учетом состояния здоровья всех субъектов (студентов
и их семей, преподавателей);
выстраиванием воспитательного процесса на
основе полиэтнокультурного наследия населения
Прибайкалья, на пробуждении генетической памяти
поведения человека; его национального сознания.
Это особенно актуально, если учитывать специфику
подготавливаемых нами специалистов – педагогов,
которым предстоит на практике разрабатывать
траектории воспитания нравственности и
духовности подрастающего поколения, которое
издавна на Руси и в Байкальском регионе шло через
традиционное общинное воспитание.
диалогом культур, диалогом поколений –
психологических, эмоциональных и
интеллектуальных связей поколений.

В результате поиска адекватных форм
воспитания, на практике реализующих эти
направления, мы пришли к многоаспектной
интеграции дисциплин общекультурного,
медико-биологического,
психолого-педагогического и предметного циклов
с педагогической практикой и выходом на
метазнания, метаязык, метод проектов, совместное
проектное творчество студентов и преподавателей
.

На решение этой задачи направлены все
компоненты пространства и особенно система
традиций колледжа (совместные со студентами и
преподавателями родительские собрания, Дни
здоровья, фестивали народов, живущих на
территории области), система
художественно-эстетического воспитания,
развитие толерантности через совместное
проживание 70% всех обучающихся в общежитии,
сотрудничество с учреждениями города и др.

В заключении считаем важным отметить:
для оценки продуктивности, жизнеспособности
системы воспитания в здоровьесберегающем
пространстве Ангарского педагогического
колледжа нами были расширены и уточнены критерии
оценки эффективности воспитательной
деятельности. Ими явились:

уровень воспитанности, потенциал
самовоспитания (в т.ч. состояние систем
саморегуляции, рефлексии, устойчивость к
асоциальным и безнравственным проявлениям),
динамика гражданской зрелости студентов,
иерархия нравственных ценностей;
степень этнокультурной ассоциации/диссоциации;
состояние психонейросоматического здоровья в
динамике;
потребность в формировании субъект-субъектных
отношений, умения и навыки педагогической
деонтологии;
творческая активность и инициативность
преподавателей и студентов в
здоровьесберегающем образовательном
пространстве.

Разработана методика проведения по
результатам комплексной диагностики
супервизорных групп по составлению
индивидуальных образовательно-оздоровительных
траекторий студентов.

Мониторинг показывает, что по
сравнению с 2000 г. все показатели имеют стабильную
динамику роста. Как результат, изменяется
иерархия ценностных ориентиров. Например, у
студентов четвертых курсов:

1 место – Ц.О на развитие нравственных
качеств
2 место – Ц.О на познание
3 место – Ц.О на труд

От первого до третьего курсов снижается
количество пропусков по болезни на 54%

98% студентов отмечают, что в колледже общение
студентов и преподавателей, студентов между
собой имеет ярко выраженный не авторитарный
стиль и основано на доверии, сотворчестве и к
завершению обучения в колледже они не испытывают
проблем в учебной работе, общении.

По оценке студентов – выпускников (84%), к
завершению обучения они владеют рациональными
способами учебной работы, приемами
саморегуляции. 79 % – ведут здоровый образ жизни.

Ежегодно в педагогические колледжи из ВУЗов
возвращаются в качестве преподавателей его
выпускники. В настоящее время их количество
составило 46%



Таким образом, воспитательная
деятельность по формированию
здоровьесберегающего образовательного
пространства, осуществляемая в рамках
экспериментальной работы Ангарского
педагогического колледжа, позволила определить
психологические, педагогические,
медико-биологические, культурные условия
превращения педагогического колледжа в
социокультурный центр по формированию в
ближайшем социуме здоровьесберегающей
образовательной политики, направленной на
воспитание студента как гуманной, нравственной и
свободной личности, социально-мобильного
субъекта и педагога – профессионала.

Система воспитания в
здоровьесберегающем образовательном
пространстве колледжа представлена в
приложении-презентации.

ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА по вопросам
формирования здоровьесберегающего
образовательного пространства отражен в
следующих сборниках:

Проблемы профессионального и личностного
самоопределения студентов и преподавателей
педагогических училищ и колледжей. – Иркутск –
С. – Петербург. 1997.

Инновационные процессы в образовательных
учреждениях Иркутской области: состояние,
проблемы и перспективы развития. – Иркутск. 1999.

Дзятковская Е.Н., Колесникова Л.И., Долгих В.В.
Образование и здоровье. – Иркутск – С.–
Петербург. 1997.
Здоровьесберегающие технологии в образовании:
наука и практика. – Иркутск.2001.
Социальное партнерство в образовании взрослых,
профессиональной подготовке и переподготовке
населения. – Санкт – Петербург . 2002.

Печатные издания





  • Здоровьесберегающие позиции специалиста –
    основа здоровья ребенка (целевая комплексная
    программа). – Ангарск. 2002.
  • Здоровьесберегающее пространство
    педагогического колледжа: пути становления. –
    Ангарск – С. – Петербург. 2002.
  • Список литературы:

  • Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика. – М.
    – Ростов–на–Дону. 1999.
  • Дзятковская Е.Н. Концепция воспитания в
    здоровьесберегающем образовательном
    пространстве. – Иркутск. 2000.
  • Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика
    и психология. – Ростов–на–Дону. “Феникс”.1996.
  • Косогова А.С. Становление педагога. Монография.
    – Иркутск. 2001.
  • Кулюткин Ю.Н. Изменяющийся мир и проблемы
    развития творческого потенциала личности.
    Ценностно-смысловой анализ. – С. – Пб. 2002.
  • Лихачев Б.Т. Философия образования. – М.. “Прометей”.
    1995.
  • Эфроимсон В.П. Родословная альтруизма (Этика с
    позиции эволюционной генетики человека. http: // www.ibmh.msk.su/vivovoco.).
  • Презентация




    Следующий: