Воспитатель – творческая профессия


Работа воспитателя или педагога дошкольного
образования – одна из самых важных и сложных. При
этом она существенна не только в процессе
воспитания маленького человека, но и в
становлении его личности.

Данная работа рекомендована молодым педагогам
ДОУ. В ней воспитатель делится опытом своей
работы.

Работа воспитателя или педагога дошкольного
образования – одна из самых важных и сложных. При
этом она существенна не только в процессе
воспитания маленького человека, но и в
становлении его личности.

Что же такое “творческая личность”
применительно к профессии педагога дошкольного
образования.

Основным качеством такого педагога должна быть
постоянная готовность к игре и умение превращать
в игру самое скучное и серьезное занятие. Это не
значит, что все занятия нужно превращать в
театрализованные представления. В дошкольном
возрасте игра является основным средством
общения, обучения, познания и формирования
характера и личности ребенка. Поэтому нужно быть
готовыми к участию в игре и уметь ее
организовать. Дети живут в мире образов, они
очень любят разные превращения, часто сами, без
участия взрослых, становятся различными
персонажами сказок и мультфильмов.

В зависимости от того, какой нужен результат,
можно совершать различные “превращения”.
Например, если нужно создать тишину можно
“превратить” детей в рыбок, бабочек, цветы,
камни т.п. Можно вместе с детьми придумать разные
слова – заклинания для подобного
“превращения”. Если же необходимо ускорить
наведение порядка или сборы на прогулку, можно
ввести соревновательный момент: кто быстрее,
лучше, точнее, аккуратнее уложит игрушки, наденет
одежду и т.д.

Чтобы собрать внимание детей и подготовить их к
проведению спокойного и серьезного занятия, не
помешают “превращения” в умных мальчиков и
девочек, художников, артистов.

Чтобы настроить детей на занятие можно начать
его с определенного звука, мелодии,
стихотворения. Поэтому нужно иметь в группе
звонкий колокольчик, будильник, дудочку,
“волшебную палочку” и др. предметы для создания
нужной атмосферы и настроения.

Очень помогает в проведении занятия с детьми
большой запас учебного материала. Тогда дети,
выполняя то или иное занятие, будут иметь
возможность выбора цвета, формы. Это развивает
самостоятельность мышления, ускоряет процесс
обучения.

Нужно ознакомить родителей с произведениями
творчества их детей. Для этого можно сделать
стенд, лист плотной бумаги с “кармашками”, куда
можно вставлять детские работы. В свое группе я
подготовила ширму – персональную выставку
детских работ. Каждый месяц в одну кармашку
вставляю фотографию ребенка, а в другие кармашки
его работы – рисунки. Поэтому каждый ребенок
старался рисовать аккуратно, правильно
составлял композицию. Все родители хотят видеть
своего ребенка в “лидерах”, поэтому работы
детей оценивались не только по общему, но и по
индивидуальному принципу, исходя из
возможностей каждого ребенка. Нужно постараться,
чтобы придумать каждому ребенку особые слова
похвалы за рисунок, поделку, чтение
стихотворения.

Одной из составляющих творческой личности
ребенка является развитие у детей фантазии. Игра
может начаться в любой момент и с помощью любого
предмета, только нужно знать, как ее организовать
и на чем построить. Потренируем свою фантазию.
Например, что можно сделать с помощью упавшего на
пол со стола карандаша? Какие варианты историй
могут возникнуть.

  • карандаш потерял своих друзей другого цвета;
  • карандаш не хочет рисовать “каляки-маляки”,
    ему жаль свой замечательный стержень, созданный
    для прекрасных рисунков;
  • карандаш придумал веселую историю и хочет ее
    рассказать, изображая персонажей на картинках;
  • карандаш мечтает превратиться в волшебную
    палочку, но боится, вдруг не получится, и ждет
    помощи от ребят.

Теперь попробуем выбрать характер игры на
придуманные темы.



Тема

: Поиски друзей – карандашей.

Варианты



:

  • Можно достать остальные карандаши, раздать их
    детям и вспомнить названия предметов такого
    цвета;
  • Можно отправиться в далекое путешествие в
    разноцветные страны и путешествовать целую
    неделю, ежедневно осваивая какой-либо цвет. Это
    могут быть страны разных предметов, фруктов,
    цветов, птиц, насекомых, рыб.

У каждого педагога есть свои излюбленные формы
работы, темы и методики. И я решила провести в
группе кружок театрализованной деятельности,
потому что дети больше всего любят
театрализованные игры, игры – драматизации,
сценки, настольные театры. Для проведения
занятия можно использовать куклы – перчатки или
пальчиковый театр. Какой бы материал на занятии
ни объясняла можно использовать прием ведения
диалога с игрушкой. Если дети не могут понять
суть задания, объясняю это игрушке. Игрушка
отвечает “правильно” или честно признается, что
ничего не поняла. Тогда можно попросить кого-либо
из детей объяснить непонятливой игрушке, что
требуется сделать. Дети с удовольствием
объясняют задание своим детским языком. Вне
занятий мы с детьми репетируем разные сказки,
готовим костюмы, маски, драматизируем.
Обязательно на утреннике или в свободные дни в
зале перед детьми других групп показываем свое
представление.

Из фотографий делаем выставку. Какого было
удивление, гордость и радость детей, когда их
родители превращались в сказочных героев,
показывали им сказку – импровизацию “Репка”.
Сделали ширму с фотографиями.

Чтобы не возникало трудностей с созданием
тишины перед началом занятий нужно иметь в
запасе короткие и простые общие игры, которые
помогут навести порядок и собрать внимание.

Например: руки – вверх – потянулись; руки – в
стороны – покачали головой вправо-влево; сложили
ладони перед собой, плотно прижали пальцы и не
разъединяя мизинцев больших пальцев, “ раскрыли
цветок – тюльпан”. Очень хорошо помогает
собрать внимание детей, развивает голос, дыхание,
снимает застенчивость следующий прием:

  • “зажимаем” в кулачок гласную “а”, затем
    “бросаем” ее – а-а-а-а;
  • также с буквой “о”;
  • повторяем действия с другими гласными, затем
    “сматываем” в клубочек гласную “и”, пока
    хватит дыхания –и-и-и-и. ы;

Также в тренировке правильного произнесения
проблемных звуков можно поиграть в игры “Мой
автомобиль”, “Продавец слов”.



Чем больше мы соберем материал для занятий, игр,
тем интереснее заниматься с детьми. Свои
собственные находки всегда пригодятся с большей
пользой при творческом осмыслении сценариев,
подготовке к праздникам, или адаптации нового
материала.




Следующий: