Воспитание учащихся методами народной педагогики


Вопросы воспитания учащихся волнуют сегодня многих…



В русском языке слово «воспитание» первоначально полностью соответствовало своему прямому значению – питать, вскармливать ребенка, пока он «не встанет на ноги». Воспитание направлено на человека, на личность. Оба слова тесно связаны; слово «человек» содержит два корня – чело (лицо, облик) и век (жизненный путь). Таким образом, человек в понятиях русского языка, — это личность в развитии. Наряду с воспитанием как с процессом, — личность, как продукт этого процесса, становится ключевым понятием, идущим к нам из народной педагогики.



За много веков своего существования наш бурятский народ накопил богатый опыт воспитания. Первейшей и основной целью воспитания детей у бурят являлась подготовка достойных хранителей огня в родном очаге и продолжателей имени и чести отца, матери.

Один из основополагающих принципов народной педагогики – воспитание реальной жизнью. Ребенок как член семьи принимает посильное участие во всех делах взрослых.

Общаясь с людьми, природой, участвуя в труде, отдыхе, он приобретает необходимые жизненные навыки, формирует свои человеческие качества. В этом процессе происходит социализация его личности, все жизненно важное он приобретает в деятельности.

Воспитание реальной жизнью – это, прежде всего, совместная жизнь детей и взрослых.

Совместная деятельность младших и старших, неопытных и опытных представляет собой естественный процесс объективной реальности, форму и способ народного воспитания. Совместная деятельность детей и взрослых порождает и другие положения и традиции воспитания в народе. Среди них особое место занимает культ старших, родителей, предков.

Почтительное отношение к старшим – качество, особо ценимое у многих азиатских народов. Наибольшим почетом пользуется тот, кто больше сделал для других. Эта традиция, прежде всего, повышает ответственность взрослых, что они во всем должны быть примером для младших.

Культ старших, родителей, предков начинается с любви и почитания матери. Народ вырабатывает у молодежи любовное, бережное отношение к матери, женщине – хранительнице семейного благополучия, человеческой нравственности.

Особенно сильным и действенным средством воспитания являются прогрессивные национальные традиции и обычаи. Они выступают в виде принципов, норм, правил, идеалов, которые регламентируют жизнь человека. Мальчикам с раннего детства внушали, что они должны стать идеальными мужчинами. Идеальный мужчина у бурят должен обладать способностями: бороться, мастерить, плести кнут из восьми ремешков, плести треножник для коня, натягивать тетиву лука, быть наездником, охотиться, знать кузнечное дело, ударом руки ломать позвоночную кость скотины. Одновременно дети воспитывались в духе высокой нравственности. Им постоянно внушали мысль, что идеальный человек (мужчина и женщина) в своей жизни не должен совершать десяти «черных дел», которые состоят из трех действии тела (воровства, прелюбодеяния, убийства); из четырех действий языка (клеветы, лжи, пустой болтовни, сквернословия); из трех действий помыслов (корыстолюбия, зависти, злобы). Идеал человека хранит в себе неограниченные возможности духовного, физического богатства отдельных личностей. И воспитательный процесс, совместная деятельность и общение старших с младшими строятся таким образом, что каждый человек, как заметил К.Д. Ушинский: «… сознавая всю недоступность этого идеала для себя лично, берет его за образец…, он желает также осуществления этого идеала в существах, близких к сердцу» (29. С.101).

Много народных традиций, обычаев, установок, регулирующих поведение детей, способствующих формированию положительных качеств личности. Среди них особое место у бурят занимает устойчивая традиция культа предков, старших, родителей. Люди справедливо отмечают, что человек, оторванный от своего народа, не впитавший его культуру, подобен дереву, которого лишили корней.

С момента рождения ребенок знакомился со своей родословной. Например, бурятские дети должны были знать имена своих предков до 10-12 колена, знать, откуда они родом, какого рода. Знание про жизнь своих предков важно для того, чтобы ребенок не терял своих корней, гордился своими родственниками. Через это осуществляется связь поколений. Весьма мудрым и поучительным является народное поучение: «без любви к старым нет любви и детям»; «без дедов нет мудрости, без внуков нет радости». Чем теснее и глубже преемственность поколений, тем лучше для воспитания молодых, для жизни старших и престарелых.

Связь поколений в народной педагогике начинается с родного порога, с почитания родителей. Самый близкий родной человек – мать. Первый взор ребенка, первые слова нежности посвящены матери. Любовь, ласку родителей, силу ее воздействия на формирование прекрасной человеческой души в детях ничто на земле не может заменить. Любовь матери к детям, нежность и чистоту их отношений в поэзии бурятского народа сравнивают с лучами солнца, сиянием луны, прозрачностью родниковой воды, ласковостью и теплотой весеннего легкого ветра. И народ стремится выработать у детей гуманное отношение к матери, женщине – хранительнице семейного благополучия, человеческой нравственности. Мать в народном творчестве всегда нежна, сильна и прекрасна. В своей воспитательной деятельности народ убедился, что трудно воспитать нравственного человека, если в нем нет чувства любви и уважения к матери.

Весьма важное значение имеет в народе отношение человека к родным местам. Можно с уверенностью заключить, что любовь к родным местам – это особое чувство народов, которые живут в тесном контакте с природой. Близкое, взаимно доброе отношение человека и природы породило много ценных личностных качеств у человека. Среди них самым ценным нужно считать бережное отношение к флоре и фауне, являющееся твердой основой для осуществления экологического воспитания.

Понятие «труд» у бурятского народа связано с деятельностью скотоводства, земледельца, ремесленника. Приучение к труду с раннего детства – это положительная традиция народного воспитания. С трех лет, как правило, малыши вовлекаются в посильный труд, связанный с общими интересами семьи. Так, бурятская народная поговорка гласит: «Человеком становятся с детства, вожаком табуна с жеребенка». Взрослые всегда берут с собой на работу малышей, даже если они не в состоянии оказать практическую помощь. При этом родители руководствуются народной мудростью: «Пусть глаза привыкают к работе». Ежедневные образцовые примеры и поучительные наставления старших прививают детям уважение к труду и почтительное отношение к труженикам.



В ситуации всеобщего труда воспитывается нетерпимое отношение к безделью, формируется бережливость, аккуратность. В народном творчестве высмеиваются ленивые ( «у ленивого сотни причин», «от лени – баловство, от жадности — воровство»). У нашего народа принято с малых лет приучать мальчиков к «мужскому» труду, девочек – к «женскому». Так, мальчиков приучали к пастьбе скота, охоте, рыболовству, девочек – к обработке шкур, доению домашних животных, шитью одежды, приготовлению пищи и т.д. Создан глубоко осмысленный педагогический канал передачи детям примерных трудовых навыков.

Народная педагогика – это совокупность и взаимозависимость представлений, взглядов, суждений, убеждений, идей, навыков и приемов в области воспитания, отраженных в народном творчестве. Народное творчество следует рассматривать как широкое явление, потому что оно включает в себя различные виды трудовой деятельности, ремесла, традиции, обычаи, праздники, обряды, фольклор, игры, танцы, народный костюм, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Сохраняя многие изначальные черты, оно находится в постоянном развитии и обновлении, является как бы зеркалом своего времени. Особое место в народном творчестве занимает фольклор – действенное средство народной педагогики. В сказках, улигерах, песнях, загадках, пословицах и поговорках отражаются нравы и обычаи, интересы и потребности, желания и воля народов, их стремление воспитать детей здоровыми, умными, трудолюбивыми, нравственно чистыми. Долгими вечерами слушали сказки, участвовали в исполнении песен, скороговорок, пословиц, поговорок, загадок. Пели народные песни аккомпанируя на самодельных музыкальных инструментах – морин хууре , загадывали детям загадки, развивающие ум, сообразительность, воображение. В загадках (аллегорически-метафорических, описательно-повествовательных, числовых) обобщены познания, наблюдения людей над окружающей жизнью. Они являются средством развития находчивости, наблюдательности, остроумия. Через них дети познают реальную действительность в художественно образной, обобщающей, иносказательной, афористической форме.

Народные игры – это отражение действительной жизни наших предков. Различные исторические, социально-экономические и географические условие жизни и деятельности плюс глубокое осознание роли игры в практике формирования личности человека, привели к тому, что у каждого народа возникли свои сугубо национальные игры и игрушки. Например, это такие игры, как «шагай наадан» (игра в лодышки), «hойр наадан» (глухариная игра), «баабгайн наадан» (медвежья игра), «тибhэ малтааша наадан» (танец выкапывания сараны) и т.д.

В воспитании человека важное место принадлежит музыке, она сопровождает его всю жизнь – от самого рождения до смерти. С молоком матери впитывает ребенок нежные колыбельные песни. Музыка способна возбуждать в человеке смелость, воспитывать в нем благородство, гуманность, влиять на отношение человека к миру, к людям, к труду. Не случайно народная мудрость гласит: «Человек, который поет, танцует или играет, не совершит зла».

Человек, любя свою культуру, понимает, что и в другой культуре всегда есть ценное и необходимое. Без доброго и уважительного отношения к «чужой» культуре создать цивилизованное общество практически невозможно.

Из поколения в поколение передаются проверенные временем моральные правила, ставшие общечеловеческими духовными ценностями. Умело используя россыпи народной мудрости: пословицы, поговорки, благопожелания, сказки, притчи, былины, приобщали детей к моральным нормам и учили гуманному отношению к людям, к миру.

Важность задач этнокультурного образования трудно переоценить, так как речь идет о таких категориях, как возрождение национальной культуры, восстановление утраченных ценностей, исторической памяти народа, воспитание в подрастающем поколении высоких духовных качеств, чувства своей причастности к родному народу, формирование устойчивого интереса к его истории и культуре, материальным и духовным ценностям.




Следующий: