Воспитание творческой личности на уроках технологии

Время, в которое мы живем, выдвинуло перед
школой задачу воспитания свободной, творческой,
образованной, культурной и активной личности.
Актуальной проблемой является проблема развития
творческих способностей человека. Большая роль в
этом отводится школе, и огромный вклад в развитие
творческих способностей вносит наш предмет. Ведь
развивать творческие способности человека –
это, прежде всего, воспитывать творческое
отношение к труду. При этом труд рассматривается
как источник формирования познавательной
деятельности, самостоятельного отношения к
поставленной задаче. Творческое отношение к
труду – это одновременно и воспитание любви к
делу, и стремление к познанию его особенностей,
которые в свою очередь стимулируют испробовать
свои силы, добиться успеха. В процессе
творческого отношения к труду вырабатываются
такие ценные качества, как настойчивость,
любознательность, целеустремленность,
инициативность, самостоятельность, умение
выбрать наилучший способ и метод выполнения
работы, т.е. те качества, без которых невозможно
творчество.

На протяжении 14 лет свою педагогическую
деятельность планирую так, чтобы максимально
развивать творческие способности учащихся
средствами предмета. Предмет «Технология» – это
творческий предмет, который представляет собой
большие возможности для воспитания творческой,
разносторонней личности. Я успешно реализую эти
возможности, опираясь на традиционные и
нетрадиционные методы, на собственное
педагогическое творчество. В нашей школе есть
все условия для развития творческого потенциала
учащихся средствами предмета: хорошая
материально-техническая база, множество
наглядных средств и пособий, творчество самого
учителя.

Для формирования творчески активной личности,
способной к саморазвитию использую следующее:

  • развиваю творческую активность учащихся;
  • включаю учащихся в творческую деятельность;
  • вношу «проблемность» в учебный процесс;
  • развиваю качества творческого мышления:
    самостоятельность, критичность и т.п.

Развитие творческих способностей учащихся
осуществляю, опираясь на принципы:

1) принцип развития мотивации к творческой
деятельности;
2) принцип развития умений самообразования и
самовоспитания;
3) принцип приоритета творческой деятельности;
4) принцип согласования педагогического процесса
и индивидуальных особенностей учащихся;
5) принцип выбора форм обучения, обеспечивающих
самостоятельность и творчество учащихся;

Улучшить организацию моей работы помогает
соблюдение некоторых правил:

Служить примером для подражания.
Учителю необходимо самому профессионально
демонстрировать приемы работы, выставлять
работы на выставках. Некоторые мои творческие
работы использованы для оформления кабинета.

Поощрять сомнения. Конечно,
дети не должны подвергать сомнению любое
исходное положение, но каждый должен уметь
находить объект, достойный сомнения.

Разрешать делать ошибки. Ученик
не должен бояться рисковать, бояться думать
независимо. На уроках необходимо избегать резких
высказываний, которые подавляют творческую
активность ребят.

Поощрять разумный поиск.
Позволяя своим ученикам рисковать, и даже
поощряя их в этом, учитель может помочь им
раскрыть свой творческий потенциал.
Поощрять умение находить, формулировать и
первыми предлагать проблему.
Поощрять творческие идеи и результаты
творческой деятельности. Давая учащимся задания,
необходимо объяснить, что от них ожидают не
только демонстрации знаний основ предмета, но
и элементов творчества, которые будут
поощряться.

Готовить к препятствиям.
Творчество – это не только умение мыслить
творчески, но и умение не сдаваться, встречая
сопротивление, трудности, отстаивать свое
мнение, добиваясь признания.

Повысить мотивацию к творческой деятельности
помогает использование такого продуктивного
метода как метод проектов.

Так, например, в разделе «Основы
проектирования» наилучшим образом создаются
условия для развития творческих способностей,
самостоятельности учащихся. Выполняя проектные
работы, школьники на собственном опыте должны
составить представление о жизненном цикле
изделия от зарождения замысла до его реализации
и использования на практике. При проектировании
учащихся приобретают опыт решения нетиповых
задач.

Выбирая тему проекта и выполняя, его учащиеся
находят область применения знаний и умений,
полученных ранее, реализуют свои способности,
проявляют инициативу. Проектный метод
позволяет не только «разбудить» дремлющие
творческие задатки личности, но и создать
условия для их развития. Перед выбором темы
проекта я предлагаю учащихся минимальное
количество примерных тем. Упор делаю на то, чтобы
учащихся самостоятельно придумали тему, которая
должна быть им интересна. Проект выполняется по
определенному плану. Я предлагаю подойти к
каждому пункту проекта творчески.

Уроки нашего предмета – это уроки жизни.
Этот школьный предмет дает девочкам
необходимые знания и умения, которые необходимы
каждый день в обыденной жизни, все разделы и темы
идеально подходят для творческого
проектирования.

При объяснении теоретического материала
использую различные энциклопедические сведения,
исторические факты. Часто даю задания учащимся
подготовить сообщение по той или иной теме и
заранее придумать вопросы по сообщению для
учащихся класса.

На занятиях использую проблемный метод. Суть
его заключается в следующем: перед учеником
ставлю проблему, а ученики при непосредственном
участии учителя или самостоятельно исследуют
пути решения. Проблемное обучение учит детей
мыслить самостоятельно, творчески, формирует у
них элементарные навыки исследовательской
деятельности.

В процессе работы создаю на уроке проблемные
ситуации. Например, очень ответственная операция
раскрой. Она требует не только знаний, умений, но
и творчества. На занятиях по раскрою ставлю перед
девочками проблему: предлагаю самостоятельно
разложить выкройку на ткани с учетом рисунка,
структуры, экономии. При этом активность
учащихся проявляется в выборе варианта и его
объяснения. Данная работа позволяет девочкам
самим находить пути выполнения задания, т.е.
решать проблему.

При изучении раздела «Кулинария» формирую у
девочек навыки приготовления пищи. Они
знакомятся с физиологией питания, пищевой
ценностью продуктов, технологией приготовления
блюд, с правилами сервировки стола и т.д. На
данных уроках применяю элементы творчества.

В 5-м классе даю учащимся задание придумать свою
форму нарезки овощей, свой рецепт приготовления
бутерброда и т.п. Творческие способности хорошо
проявляются при оформлении блюд. Я показываю
некоторые приёмы изготовления украшений блюд и
даю учащимся задание придумать свои варианты
украшения блюд, украсить приготовленное блюдо.

В течение прохождения кулинарных работ даю
девочкам следующее домашнее задание:
приготовить изученное на уроке блюдо для своей
семьи дома, его украсить, выполнить сервировку
стола. На следующий урок учащиеся приносят
отзывы родителей в письменной форме с оценкой за
работу. Это задание вызывает у девочек большой
интерес, способствует проявлению активности,
творчества, позволяет сплотить родителей и
детей.

При прохождении раздела «Рукоделие» знакомлю
учащихся с творчеством умельцев родного края,
материалами, инструментами, применяемыми при
выполнении работ. Девочки с большим
удовольствием вышивают нитками и лентами,
выполняют изделия из лоскута, шьют мягкие
игрушки.

Ежегодно, в конце года в нашей школе
проходит презентация уроков технологии. На
ней учащиеся представляют итоги работы за
учебный год (демонстрируют сшитые модели,
организуют выставки творческих работ). Работы
старших, девочек являются стимулом для младших.
Данное мероприятие также способствует развитию
творчества у детей, так как прежде чем выйти на
подиум, учащиеся создают себе имидж,
соответствующий своей изготовленной модели.

Развитие творческих способностей учащихся
является результатом применения элементов
творчества в организации учебно-познавательного
процесса через творческие работы, проекты,
проблемные, игровые ситуации и т.п. Данный опыт
позволяет создать качественные критерии
результативности: положительный эмоциональный
комфорт на уроках, высокий познавательный
интерес, большинство учащихся способны
перенести ранее усвоенные знания и умения в
новую ситуацию, положительное отношение к
предмету, учителю.

У КАЖДОГО РЕБЁНКА ЕСТЬ СПОСОБНОСТИ И ТАЛАНТЫ.
ДЕТИ ОТ ПРИРОДЫ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫ И ПОЛНЫ ЖЕЛАНИЯ
УЧИТЬСЯ. ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ОНИ МОГЛИ ПРОЯВИТЬ СВОИ
ДАРОВАНИЯ НУЖНО ПРАВИЛЬНОЕ РУКОВОДСТВО.

Следующий: