Воспитание семейно-нравственных ценностей в процессе внеклассной работы по физической культуре


В духовной жизни общества во всем мире с наступлением XXвека наметился
заметный спад.

Доминирующее положение в нем стали занимать экономические проблемы и
связанные с ними политические вопросы: усилия людей оказались в основном
направленными на накопление материальных благ.

Коротко и выразительно наше современное общество охарактеризовал патриарх
Московской и Всея Руси Алексий II: “Безумный мир, где господствуют волчьи
законы, где ложь и обман стали нормой поведения”.

Человек не рождается с врожденной нравственностью. Нравственность – это
продукт воспитания. Таким продуктом воспитания в нашей гимназии является
проведение различных соревнований, которые мы называем “Детки и предки”.

Так, в своем выступлении я хотела показать, как дети посредством
спортивно-массовых мероприятий учатся у своих родителей формированию
нравственных чувств. Таким как совесть, ответственность, терпение, незлобивость
и готовность к преодолению жизненных испытаний.

При проведении спортивных мероприятий вместе с родителями ставились цели:

  1. Создание условий для духовно-нравственного воспитания детей;
  2. Формирование духовно-нравственной личности.

Задачи:

  1. Ознакомить обучающихся с системой духовных ценностей;
  2. Формировать у школьников ценностные ориентиры, моральные нормы и нормы
    человеческого общежития;
  3. Способствовать развитию коммуникативных навыков.

Нравственный и духовный человек имеют здоровую душу, которая определяет не
только психологическое, но и физическое здоровье человека.

В своей жизни мы наверняка сталкивались с такими словами как духовность,
нравственность, нравственные принципы, нравственные нормы поведения. А
задумывались ли мы над тем, что они означают? Чему они обязывают человека? Может
быть, можно прожить и без них. Кто-то скажет – можно. Но это далеко не так, ибо
они являются основополагающими в определении смысла жизни не только отдельного
человека, но и целых поколений.

В жизни есть вопросы, которые вечны. Что такое духовность, нравственность?
Задачей любого общества является воспитание и обучение детей, где
духовно-нравственное воспитание играет главенствующую роль.

Основными сферами жизни ребенка, в которой происходит непрерывный процесс
духовно-нравственного становления его личности, является семья.

В раннем детстве семья является единственной социальной средой, близкой,
нужной, дорогой для ребенка, который воспринимает через нее весь мир: отношение
матери и отца, атмосферу, царящую в доме.

Связь с семьей хранится нами всю жизнь, как не растрачиваемый капитал, как
источник жизненных сил. Сердце и ум ребенка необходимо наполнять светом и добром
с самого раннего детства – сила доверия, простота, способность к умилению, к
состраданию, отсутствие жестокости, выражены наиболее полно.

Это именно та почва, в которой посеянное даёт богатый урожай. Издревне
процветание семьи строилось на традиционно – нравственной основе, подтвержденной
многовековым опытом наших предков.

Кризис современной семьи является отражением системного кризиса и является
следствием отступления духовно-нравственных традиций русской цивилизации.

Семейное воспитание – это педагогика будней, это творчество, труд, не имеющий
конца. Детство – это удивительная страна, ее впечатления остаются на всю жизнь.
Детство всегда обращено в бедующее, как бы ни было беспощадно настоящее. Дети,
как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит их жизнь.
Кончено, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего
общества. Наши педагоги, изучая все лучшее, что было наработано до революции и
после, пытаются воспитать физически здорового человека, наполненного духовной
энергией.

В самом слове “воспитание” заложен высокий и сокровенный смысл. Воспитывать
означает -“питать” духовно.

При подготовке своего выступления о семейно-нравственном воспитании, я
столкнулась с такими понятиями как ценность, патриотизм, культура,
нравственность, воспитание, личность.

Нет большей победы, чем победа над собой. И вот они: красивые, счастливые,
спортивные. Вы догадались, это наши спортивные семьи, которые будут целый год
бороться за переходящий кубок – “Спортивный Орфей”.



Песнею звонкой, дружным парадом
Мы начинаем нашу программу.
Дружно крикнем, детвора!
Папам и мамам, физкульт –ура!

Все началось с предложения классного руководителя 1 “А” класса. Он предложил
в течение года разыгрывать кубок.

Этой встрече мы все рады
Собрались не для награды
Нам встречаться чаще нужно
Чтобы все мы жили дружно.

Раз в четверть мы стали встречаться в спортивном зале. Родители и дети
боролись за то, чтобы стать обладателями заветного кубка. На площадку выходили 3
семьи: спортивные и озорные.

Посмотрите-ка у нас
Здесь собрался целый класс
Рядом – папы, мамы
Папы бросили диваны
Мамы бросили кастрюли
И костюмы натянули.

На соревнования приходил весь класс, а так же бабушки и дедушки, братья и
сестры. Все стали одной большой семьей.

Тематика соревнований соответствовала времени года. “Золотая осень”, “Снежная
карусель”, “Весенняя капель”. При штрафном броске вспоминали, что кто-то
занимался баскетболом в детстве. Папы подтягивались по 20 раз, особенно те, кто
не забывал ходить в тренажерный зал. Конечно же, дети смотрели на своих
родителей с восхищением. После первого тура кто-то радовался медалям и грамотам,
а кто-то расстраивался, не получив их.

Умение радоваться и жизни и умение мужественно переносить поражения,
закладываются в раннем детстве. Поэтому родители, успокоив своих детей,
продолжали тренироваться. И зимой лидер сменился, и эстафеты были усложнены.
Сколько же сил и терпения требовалось, для того, чтобы дойти до 4го тура! И вот
месяц май все расставил по местам. Кубок нашел свою семью. Я была очень
счастлива, что детям есть с кого брать пример.



От родителей зависит очень многое, но не стоит забывать и о другой социальной
среде, которая так же в большой степени влияет на развитие ребенка – это школа.
Школа во все времена была и остается связующим звеном между семьей и обществом.
На протяжении многих веков школа на Руси не только распространяла знания, но и
была духовным учителем и наставником.

Месяц февраль очень насыщен в нашей Гимназии. Месячник по патриотическому
воспитанию собрал все возраста. Рыцарский турнир, Маленький рыцарь, А ну-ка,
парни! А ну-ка, папы! Девочки заранее нарисовали портреты своих мальчиков в
классе. На плечах погоны. Портреты прикрепили к стене, и кто сколько очков
зарабатывал в спортивных эстафетах, они превращались в звезды на погонах.

“А ну-ка парни!” собирает чуть ли не всю Гимназию в спортзале. Ключевой
момент – это поднятие гири. Директор нашей Гимназии показывает ребятам технику
толчка, так как он гиревик-разрядник.

“А ну-ка папы!” завершает серию соревнований, посвященных Дню Защитника
Отечества. В битву вступают две команды “Танкисты” и “Убойная сила”. Позднее
было решено сыграть в волейбол – игра длилась ни одни час! Были видны
улыбающиеся лица, оказывается так мало надо для счастья! Дай бог, чтобы Ваши
дети были похожи на ВАС!

Пусть все это только игра
Но ею сказать мы хотели:
“Великое чудо – семья
Храните ее, берегите ее,
Нет в жизни важнее цели”



Литература:

  1. “Духовно-нравственное воспитание в семье”. Из материалов Покровских
    чтений 2008–2009 гг. Малахова А.С., Семенова Н.Н.
  2. Спортивный праздник “Папа, мама. я – спортивная семья”. Кононенко
    Т.Н.
    2011 г.
  3. “Папа, мама, я – спортивная семья” – спортивно-развлекательная
    программа. Кочеткова Ю.Н. 2010 г.
  4. “Духовно-нравственное воспитание в семье”. Якимова И.В. , Тихонова
    И.А., Томашева Л.М.
    2011 г.
  5. Современное общество и нравственность. Статья Кудрявцев Л.В.
  6. Нравственные проблемы современного общества России. К.Ю. Лящук,
    2012 г.



Следующий: