Воспитание культуры здоровья младших школьников. Путешествие на остров Неболеек

ЦЕЛЬ: Воспитать устойчивый навык по
сохранению здоровья.

Состояние здоровья подрастающего поколения -
важнейший показатель благополучия общества и
государства, не только отражающий настоящую
ситуацию, но и дающий прогноз на

будущее. Трудовые ресурсы страны, ее
безопасность, политическая стабильность,
экономическое благополучие и
морально-нравственный уровень здоровья детей,
подростков, молодежи.

Согласно самому всеобъемлющему определению
Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ),
здоровье — это состояние полного физического,
душевного и социального благополучия.
Полноценное здоровье обеспечивает нормальное
существование. Установлено, что здоровье людей
только на 20-25% зависит от индивидуальных
генетических факторов, а на 75-80% от
социально-экологических и экономических условий
существования, образа жизни, состояния среды,
уровня здравоохранения. Из полученных данных
Министерства здравоохранения (проведя
диспансеризацию) за последние 5 лет
заболеваемость детей возросла в 1,5 раза. Самые
высокие темпы роста наблюдаются у болезней
костно-мышечной системы в 2,6 раза, системы
кровообращения в 2,5 раза, эндокринной и
мочеполовой систем. В структуре заболеваемости
ведущие места принадлежат болезням органов
дыхания, инфекционным заболеваниям.

Самую большую группу составляют дети,
находящиеся «между здоровьем и болезнью».
Это разнообразные функциональные нарушения, не
достигшие уровня болезни, но свидетельствующие о
напряжении адаптационных ресурсов организма,
повышенном риске возникновения клинически
выраженной патологии. Их нельзя отнести к
здоровым, но и диагноза хронического заболевания
врачи им не выставили. Однако отсутствие
медицинского диагноза — еще не свидетельство
здоровья.

За время обучения в школе число здоровых детей
с первого класса к выпускному уменьшается в 4
раза, число близоруких увеличивается с 3,9% до 12,3%,
с нарушением осанки с 1,9% до 16,8%,
сердечно-сосудистой системы с 10,3% до 17,8%,
пищеварительной системы с 6,7% до 10,5%, лор-органов с
6,7% до 10,5%, эндокринной и обменных нарушений с 2,4%
до 7,3%.

Учебная нагрузка до 20% школьников 1 класса и от
20,40% школьников 11 класса значительно превышает
существующие гигиенические и физиологические
нормативы, что ведет к функциональной
перегрузке, нарушению режима труда и отдыха и
может неблагоприятно отразиться на состоянии
здоровья.

В немалой степени неблагополучие здоровья
школьников зависит от недостаточного уровня
грамотности в вопросах сохранения и укрепления
здоровья — самих учащихся, их родителей,
педагогов. Поэтому без воспитания у учащегося
ответственности за свое здоровье и
предоставления ему возможностей
воспользоваться здоровье сберегающими
программами. Необходимо обучить школьников
элементарным упражнениям, способствующим
профилактике нарушений сердечно-сосудистой и
дыхательной систем, нарушении осанки, зрения,
плоскостопия.

Задачи урока:

  • Воспитание у школьников потребности в
    систематическом занятии физической культурой,
    привитие основ здорового образа жизни.
  • Развитие духовных и физических качеств
    личности.
  • Освоение знаний: по содержанию и направленности
    основных оздоровительных систем.
  • Формирование умений: правильного выполнения
    упражнений по одной или несколько
    оздоровительных систем.

Тип урока: обучающий.

Метод проведения: групповой.

Место проведения: спортивный зал.

Инвентарь: конверт с заданием, палки,
коврики, мелкие игрушки, салфетки, малые мячи;
текст для глаз, дорожки из пуговиц.

I часть.

Вводная: построение, расчет, дежурный сдает
рапорт и цели урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы отправимся на
поезде на остров «Неболеек». Мы посетим три
станции: 1. «Здоровый позвоночник»; 2.
«Сильные стопы»; 3. «Зоркий глаз».

Класс! «Равняйсь», «Смирно!» На 1й-3й
рассчитайсь.

ОРУ выполняют в кругу.

  • I упражнение- Ходьба: ИП руки лруг другу на плечи,
    с высоким подниманием бедра.
  • II упражнение- Ходьба на носках: ИП руки на поясе
    друг у друга.
  • III упражнение — Прыжки на двух ногах: ИП руки на
    плечах друг у друга. Каждый прыжок по сигналу.
  • IV упражнение — Бег: ИП встать лицом в круг,
    взявшись за руки, 3 раза вправо, 3 раза влево.
  • V упражнение — Голоп: ИП то же, по сигналу вправо,
    влево.
  • VI упражнение -На дыхание: Ходьба по кругу. ИП
    руки в стороны, вверх-вниз; выдох «Ха»,

«Ух», «У-у-у».

Класс! В три колонны «Шагом марш!».

II Часть.

Учитель:

Каждый вагон получает по конверту с
заданием. Направляющие ведут свой состав по
станциям. ИП стоя друг за другом, руки на поясе
впереди-стоящего. По свои станциям «Шагом
марш!».

I Станция: «Здоровый позвоночник».

ИП — стоя, пятки и носки вместе, руки опущены.
«Свеча». Спина прямая, развернуть грудь,
немного приподнять голову;

1 — руки прямые поднять над головой, ладони
соединить, руки прижать к ушам; стоять 7 счетов,
дыхание свободное, равномерное.

2 — ИП — широкая стойка ноги врозь, стопы
параллельны, руки вдоль туловища. Поднять прямые
руки через стороны до уровня плеч, наклониться
вправо, левой рукой коснуться ступни правой ноги,
правую руку вертикально вверх. Смотреть на
поднятую вверх правую руку. Стоять 7 счетов,
возвратиться в ИП., то же в другую сторону.

3 — ИП — широкая стойка ноги врозь, руки опущены.
Поднять руки над головой, соединить ладони,
повернуть туловище и ступни вправо, при этом
правая нога согнута в колене под углом 90″,
левая вытянута. Отвести голову назад, смотреть на
ладони. Стоять 7 счетов. Возвратиться в ИП и
повторить упражнение в другую сторону.

4. «Замок» ИП — о.с. Сгибая правую руку в
локтевом суставе, завести за спину и приподнять
вверх. Левую руку поднять вверх и, так же сгибая в
локтевом суставе, завести за спину над левым
плечом. Затем сцепить пальцы обеих рук за спиной
в замок.Стоять 7 счетов. Повторить упражнение с
левой руки заводя ее за спину снизу, а правую над
плечом.

5. «Бревнышко».ИП — лежа на спине руки вверх,
перекатиться в правую сторону, ИП, в левую
сторону, повторить 4 раза в правую сторону, 4
влево.

6. ИП — лежа на спине, руки вдоль туловища.
Поднять прямые руки вверх и положить их за голову
на пол ладонями кверху. Затем, поднимая туловище,
сесть и наклониться вперед с максимальной
амплитудой, руки вытянуть вперед. Ноги в коленях
не сгибать. После выполнения возвратиться в ИП.
Повторить 6-7 раз.

7. ИП — лежа на животе руки вперед. Правая рука
вверх с противоположной ногой — держать 7 счетов,
вернуться в ИП, повторить с другой руки.

II Станция: «Сильные стопы».

1. Прохождение по дорожке по пуговицам 5-6 раз.

2. «Каток». ИП сидя на скамейке ноги на полу,
под стопами скалка, гимнастическая палка, мяч.
Прокатывать палку стопами от носков до пяток и
обратно 6-7 раз. Прокатывая, стараться, чтобы палка
была плотно прижата подошвой стопы. Темп средний,
дыхание свободное.

3. «Разбойник». ИП — сидя на скамейке пятки
плотно прижаты к полу. Движениями пальцев ноги
ребенок старается подтащить под пятки
разложенное на полу полотенце (салфетку), на
котором лежит какой-нибудь груз. Упражнение
выполняется сначала одной, затем другой ногой.

4. «Гусеница». ИП- сидя на скамейке. Под
ногами салфетка. Сгибая пальцы ног и стопу
собираем салфетку. Упражнение выполняется
обеими ногами одновременно. Повторить 6-7 раз.

5. «Сборщик». ИП сидя на скамейке. Под ногами
мелкие игрушки, прищепки для белья, шишки и др.
Собираем пальцами одной ноги все предметы,
складывая в другое место. Затем другой ногой на
свое место. Повторить 6-7 раз каждой ногой.

6. «Художник». ИП сидя на скамейке. Под
ногами альбомный лист. Карандаш зажатый пальцами
ног, рисуем на листке бумаги различные фигуры и
подписываем рисунок, придерживая лист другой
ногой. Упражнение выполняется сначала одной,
затем другой ногой.

7. «Гусеница». ИП- стоя, руки свободно вдоль
тела, ноги вместе. Сгибая пальцы и стопу
двигаться вперед. Пройти 1 метр.

III Станция: «Зоркий глаз».

1. ИП- руки опущены, в правой мяч. Переложить мяч
из правой руки в левую (рука прямая) и наоборот.
Следить глазами за мячом, голову не поворачивать.
Повторить 6-7 раз.

2. ИП- лежа на спине, руки опущены, в правой руке
мяч. Попеременные круговые движения мяча по
часовой стрелке и обратно, глазами следить за
мячом.

3. ИП — лежа на спине, смотреть прямо. Крепко
зажмурить глаза на 3-5 секунд; затем открыть.
Повторить 6-7 раз.

4. ИП- стоя О.с. мяч в руках. Подбросить мяч вверх
и поймать, повторить 6-7 раз. Смотреть на мяч.

5. ИП- стоя смотреть на кончик носа (можно
приложить палец к носу и смотреть на него). ИП.
Повторить 6-8 раз.

6. ИП- стоя. Вытянуть вперед руку, смотреть на
кончик пальца, расположенный на линии лица,
медленно приближать палец, не сводя с него глаз.
Повторить 6-8 раз.

7. ИП — сидя. Медленно переводить взгляд с пола на
потолок и обратно, голова неподвижна, повторить
6-8 раз.

8. ИП — сидя. Возьмите таблицу для чтения,
поднесите ее близко к глазам, чтобы можно еще ее
видеть, прочитайте верхнюю строчку, затем
прочитайте ее на расстоянии вытянутой руки,
чередуя такое чтение на близком и более дальнем
расстоянии. Повторить 3-4 раза.

9. Быстро моргать в течение 1-2 минут с
перерывами.

10. ИП — сидя. Указательными пальцами фиксировать
кожу надбровных дуг, медленно закрывать глаза,
пальцы удерживают кожу надбровных дуг, держать в
течение 1-2 секунд. Повторить 3-4 раза.

III Часть.

Построение, малоподвижная игра «Минутка»,
подведение итогов урока.

Учитель: Ребята, где мы побывали? На каких
станциях мы были? Для чего мы посещали этот
остров?

Одним из профилактических способов укрепления
здоровья детей являются упражнения. При
регулярном выполнении несложных комплексов
уменьшаются дефекты осанки, меньше устают глаза
и укрепляются мышцы.

Выполнять комплекс упражнений для осанки
рекомендуется на уроках физической культуры,
занятиях в группах продленного дня и дома.

Каждые 30 минут при работе на компьютере
рекомендуется выполнять комплекс для глаз не
только в школе, но и дома; ежедневная гимнастика
- основные средства профилактики плоскостопия.

Систематически занимающиеся физическими
упражнениями дети имеют развитой
связочно-мышечный аппарат стопы, прочно
удерживающий свод и обеспечивающий плотное
прилегание костей стопы друг к другу.

Систематические занятия укрепляют организм,
способствуют тренировке мышц, укреплению связок
и суставов, участвующих в нормальной
деятельности свода стопы.

Предложенный комплекс полезно включать в
домашние задания. Эффект от выполнения
упражнений можно ожидать только при
систематическом и продолжительном их
использовании.

Необходимо обратить внимание родителей на
важность применения данного комплекса в целях
укрепления здоровья детей.

Мотивация к выполнению домашних заданий
увеличивается, если родители будут выполнять
предложенный комплекс упражнений вместе с
детьми.

Литература.

  1. Н.К.Смирнов «Здоровье сберегающие
    образовательные технологии и психология
    здоровья в школе»,Москва 2006.
  2. Ю.Хван «Уникальный учебник защиты и
    восстановления здоровья вашего ребенка (Учебник
    здоровья) Кн.1: Королевская сила. 2004 год.
  3. А.П.Матвеев «Физическая культура».
    Методические рекомендации по основам
    преподавания. Дрофа 2003г.
  4. В.В.Попова «Физическая культура в начальной
    школе: учебное пособие для учащихся начальной
    школы. Феникс 2005 год.
  5. Н.Б.Коростелев «Воспитание здорового
    школьника: пособие для учителя. М.Просвещения
    1998г.
  6. П.А. Виноградов Физическая культура и здоровый
    образ жизни.М:Физкультура и спорт 1999 год.

Следующий: