Воспитание экологической культуры школьников как один из факторов формирования всесторонне развитой личности

Учитесь поведению в природе
В любом местечке, при любой погоде,
Звучало гордо чтоб вовек
Простое слово Человек!
Г. Парфёнова

В последнее время слово “экология” приобрело
особую популярность. Как образно заметил эколог
Н.Ф. Реймерс, “экология, долго ютившаяся где-то
на задворках биологии, вдруг сделалась королевой
научного бала”. Действительно, сегодня только
ленивый не говорит о проблемах экологии, очень
часто не осознавая до конца глубины
экологических проблем. Ведь экология — это,
прежде всего наука, а не загрязнение среды, как
считают многие обыватели.

“Природа не храм, а мастерская”, — утверждал
герой знаменитого романа И.С. Тургенева “Отцы и
дети”. Именно так мы долгое время относились к
окружающей среде, забывая, что нельзя
существовать без чистой воды и чистого воздуха.
Опасность происходящих в природе изменений
заставила нас задуматься над тем, что необходимо
сделать для того, чтобы окружающий мир оставался
благоприятным и безопасным для человека.

Теоретической основой современного
экологического образования становится
концепция коэволюции человека и природы. Это
предполагает усиление взаимодействия
естественнонаучных и гуманитарных знаний,
усиления гуманистической компоненты в
образовательном процессе.

Одним из основных условий существования
современного общества является воспитание
экологически грамотной личности, понимающей, что
каждый гражданин обязан не только знать об
экологических проблемах, но и уметь их устранять.
А ещё более разумно было бы их не создавать.
Поэтому экологическое воспитание направлено на
формирование новых стереотипов, на изменение
сознания людей и возможности использования
приобретенных знаний на практике.

Именно школьному учителю биологии и экологии, в
первую очередь, нужно направить свою
деятельность на экологизацию мировоззрения
учащихся. И делать это не только на своих уроках,
но также через мероприятия, объединяющие
различные формы природоохранной деятельности:
практической, исследовательской,
пропагандистской, культурно-развлекательной,
туристско-познавательной.

В МБОУ СОШ №28 г. Балаково, Саратовской области
предмет экология изучается с 1999г., как
региональный компонент. Образовательные
программы по экологическому образованию и
воспитанию нацелены на творческое овладение
знаниями и формирование позитивного отношения к
окружающему миру. Можно смело сказать, что в
нашей школе ведется непрерывное экологическое
образование. И не только в процессе изучения
предмета, но и во внеурочное время.

Ежегодно учащиеся нашей школы принимают
активнейшее участие в месячнике по защите от
экологической опасности. В рамках этой декады
проходит масса мероприятий, в которых с большим
интересом принимают участие ребята. Это и
конкурс экологических плакатов (сегодня –
интерактивные плакаты), и защита экологических
проектов, и конкурс авторских стихов о природе, и
экологический театр и др. Особо хотим отметить
работу наших учащихся в областной акции
“Очистим планету от мусора”, где мы заняли
призовые места и были удостоены дипломов. А ведь
это не просто теоретический тур, а еще и
практический – ребята убирали определенные
территории от мусора в районе своей школы,
благоустраивали территорию для детской площадки
в другом микрорайоне города. Работали споро и с
удовольствием: сгребали мусор, красили детскую
горку, качели, сажали молодые деревца.

Традиционно учащиеся нашей школы принимают
самое активное участие в федеральной молодежной
экологической акции “оБЕРЕГАй”, которая
проводится с 2007 г. по инициативе ОАО “РусГидро.
Акции завершаются установкой на очищенных
территориях табличек с надписью “Пожалуйста, не
сорите! Здесь убирали дети”.

В г. Балаково Центром дополнительного
образования и городским отделением
Всероссийского общества охраны природы
проводится ежегодный “Самый добрый детский
фестиваль”, где учащиеся школ города показывают,
какие добрые дела ими сделаны за год. Направления
работы очень разные, но обязательно есть
экологическое, которое поражает разнообразием
номинаций и количеством работ. Ученики нашей
школы традиционно принимают участие в фестивале.
И, как правило, ежегодно у нас множество побед.
Так, например, с 2007 г. они победители и призёры в
номинациях “Питание и экология”, “Экология и
космос”, “Самый добрый экологический проект”,
“Вредные привычки”, “Искусство вести здоровый
образ жизни” и др.

Биологи и экологи нашей школы широко
используют современные технологии, такие как –
технология проектного обучения, в основе
которого лежит развитие познавательных
интересов учащихся; умения самостоятельно
конструировать свои знания, ориентироваться в
информационном пространстве; развивать
критическое мышление. Используемый метод
проектного обучения позволяет добиваться
положительных результатов в обучении -
обучающиеся успешно выступают на научно –
практических конференциях; способствует
социализации ребенка — дети учатся на
собственном опыте и опыте других. Например, в
ходе создания проектов “Горы мусора”
“Экологическая почта”, “Экологические
проблемы города Балаково” и др. дети знакомятся
с практической реализацией концепции
устойчивого развития; осваивают способ
планирования своей деятельности. Проектное
обучение педагоги используют и на элективных
курсах и элективных предметах, где учащиеся
выполняют проекты, которые направлены на
формирование эколого-нравственной культуры.
Например, “Как Архимед первым смог использовать
солнечную энергию?”; “Атомная энергетика:
фактор прогресса или возможная гибель
цивилизации”; “Нетрадиционные источники
энергии в городе Балаково”; “Город будущего”.
Все они заставляют осознать факт, что ресурсы
необходимо расходовать рационально и грамотно,
как рачительный хозяин.



Творческий театральный коллектив учащихся
школы №28 ежегодно принимает активное участие в
конкурсе экологических театров и агитбригад.
Ребята сами сочиняют сказки, стихи, готовят
костюмы. Со своими постановками агитбригада
“Неравнодушные” выступает перед младшими
школьниками, на педагогических советах. В городе
помнят выступления “Неравнодушных” с
постановкой в защиту природы “Посмотришь – и
сердце замрёт!..”, с постановкой, посвящённой
25-летию аварии на ЧАЭС “Чёрная боль…
Знаем…Помним…Расскажем…” И, конечно, такие
выступления не оставляют равнодушным никого! А
это самое главное — вызвать положительные эмоции,
желание самим стать участником экологических
акций.

Участие в мероприятиях способствуют
накоплению учениками экологических знаний, а
также социального опыта в принятии решений по
отношению к окружающей среде. Такого рода
деятельность помогает учителю подготовить
экологически грамотную личность.

Для активизации познавательной деятельности,
для того, чтобы знания были результатом их
собственных поисков, осуществляем
научно-исследовательскую деятельность учащихся
по экологии. Старшеклассники работают над такими
актуальными темами, как “Исследование почвы на
пришкольном участке”, “Степень загрязнённости
атмосферного воздуха в разных районах города”,
“Исследование состава и качества пищевых
продуктов”, “Проблемы мусора”, “Причины
развития аллергии” и др. Исследовательская
деятельность способствует развитию интеллекта
учащихся, творческому подходу к собственной
деятельности, к профессиональному
самоопределению ребёнка.

Учащиеся нашей школы активно участвуют в
мероприятиях Областного детского
экологического центра “Сохраним планету чистой
и зелёной”, являются участниками молодёжного
форума “ТЭМП” (Творчество. Экология. Молодёжь.
Просвещение.), Заочной школы по биологии и
экологии.

С целью изучения природы и истории родного
края, ежегодно с учащимися организуем поездки в
города Вольск, Хвалынск, Саратов. Особо
запомнилась поездка в Хвалынский национальный
парк, где была организована экскурсия
“Экологическая тропа”, в процессе которой
ребята получили много новых знаний, в том числе,
по поведению в лесу. Ни один человек не оставил
после себя ни одной бумажки, ни одного
пластикового стаканчика. Более того, был собран
весь случайный мусор в один пакет по инициативе
детей. Такие уроки поведения в природе позволяют
надеяться, что эти школьники, будучи взрослыми
людьми, не позволят себе потребительского
отношения к окружающей среде и других остановят
от подобных деяний.

В экологической работе школьников
осуществляется преемственность:
старшеклассники проводят викторины и конкурсы с
учащимися среднего звена, привлекают их к
активному участию в “Неделе биологии”,
“Экологической декаде”, где они организовывают
выставки “Отходы и стиль жизни”, “Очумелые
ручки”, “Поделки-оригами” и т.д. Также учащиеся
старших классов готовят младших к выступлениям
на сцене. Авторитет старшеклассников для
подростков, несомненно, высок и результат даёт о
себе знать.

Ежегодно наши школьники участвуют в акциях,
проводимых “Международным фондом в защиту
животных”. Они собирали подписи в защиту
уссурийского тигра, слонов, белого медведя,
провели конференцию на аналогичные темы, где
были предоставлены и защищены интересные
проекты об этих животных, занесённых в Красную
книгу, отправили рисунки со слоганами в Комитет
фонда. Такие мероприятия формируют чувство
ответственности, самоуважения, значимости
сделанного во благо животных, причастности к
общему важному делу.

С целью обобщения своего опыта и освещения
злободневных проблем, учащиеся публикуют свои
статьи и стихи в газете “Экологическая радуга”.
Газета “Экологическая радуга” заняла в
муниципальном конкурсе экологических газет
второе место.

Так, пользовались успехом их публикации
“Художник от слова худо…” о вандалистических
разрисовках стен зданий, вывесок и дверей
магазинов, школ; “Город свой умой…” с призывом к
горожанам любить и по мере сил благоустраивать
свой город, улицу, подъезд, двор, в котором живут…
Они расклеивали стихи-листовки и раздавали
жителям семена тагетиса, настурции, цинии, ночной
красавицы, выращенных и собранных на пришкольном
участке.

Актуальность опыта педагогов школы №28
несомненна. Эколого-нравственная культура в
современной школе это не дань моде, а забота о
подрастающем поколении, о сохранении биосферы.
На современном этапе вопросы традиционного
взаимодействия природы с человеком вырастают в
глобальную экологическую проблему. Если люди в
ближайшем будущем не научатся бережно
относиться к природе, они погубят себя. А для
того, чтобы этого не случилось, надо воспитывать
экологическую культуру и ответственность за
состояние окружающей среды с самого раннего
возраста.

Таким образом, многоплановая, систематическая,
внеурочная деятельность по биологии и экологии
способствует формированию экологически
грамотной личности с активной жизненной
позицией, ведущей здоровый образ жизни. А это
сейчас очень важный вопрос современности,
успешно решаемый при желании работать творчески,
нестандартно, при условии любви к своей работе и,
детям, в первую очередь.

Литература

  1. Винокурова Н.Ф., Трушин В. В. Глобальная экология
    10-11 класс. – М.: Просвещение, 1998
  2. Литвинова Л.С., Жиренко О. Е.
    нравственно-экологическое воспитание
    школьников. – М.: 5 за знания, 2005
  3. Небел Б. Наука об окружающей среде. Как устроен
    мир: в 2 т. — М.: Мир, 1993
  4. Экология 6-11 классы. Внеклассные мероприятия.
    Исследовательская деятельность учащихся. / Сост.
    Чередниченко И.П.. — Волгоград: Учитель, 2008



Следующий: