Волшебное искусство готического витража

Урок-погружение в культуру Франции. 4-й
класс

Этот урок был проведен в культурологическом
лицее города Екатеринбурга, концептуальное
своеобразие которого в том, что
учебно-воспитательный процесс подразумевает
углубленное изучение культуры, накопленной
человечеством в ходе развития. “Погружения в
культуру” превратились в ежегодную традицию
праздников культуры определенной эпохи, либо
страны.

Суть погружений в том, что организаторами
заранее определяется эпоха или страна, элементы
культуры которой будут изучать в текущем учебном
году. Презентация идеи осуществляется 1 сентября
перед учащимися, педагогами и родителями. Затем в
ходе культурологических чтений и “мозговых
штурмов” определяется весь сценарий.

Все учителя-предметники разрабатывают
уроки-“погружения”.

Цель урока

Изготовить модель витража на кальке для
оформления классной комнаты к празднику
“Погружение в культуру Франции”.

Задачи урока

1.Воспитание художественной культуры учащихся,
как неотъемлемой части культуры духовной, т.е.
культуры мироотношений, выработанных
поколениями.

2. Развитие художественно-образного мышления,
наблюдательности, умения вглядываться в явления
жизни и на этой основе строить свой
художественный образ.

3.Развитие творческого потенциала отдельно
взятой личности и всего коллектива. Укрепление
содружества гимназистов. Развитие
коммуникативных связей посредством работы в
группе:

  • - достигать поставленной цели в заданные сроки с
    высоким качеством работ;
  • - понимать, что твоя часть работы должна
    гармонично вписываться в целое, создавать единый
    художественный образ;

4. Развитие изобразительного мастерства
учащихся [аккуратности, точности движений руки и
глаза (глазомера), мелкой моторики руки].

5. Развитие эстетической отзывчивости,
способности к эмоциональному проживанию
художественного образа.

Подготовка к уроку.

Ребята заранее готовятся к уроку, приносят из
дома старые папины рубашки в качестве рабочих
халатов, сдвигают парты в два больших стола,
покрывают их клеёнкой.

На кружковом занятии учащиеся склеивают листы
кальки по форме и размеру классных окон,
размечают на них узор, подбирают и обозначают
цвета. Рисунок 1.

Формы работы

: рассказ учителя, практическая
работа в группе.

Оборудование и материалы учащихся

: цветные
чернила, разные кисти, баночки для воды, ветошь,
рубашки-халаты, размеченные кальки.

Зрительный ряд

: витражи собора в Шартре(1225
год) (Приложение 1)

Музыкальный ряд:

Иоганн Себастьян Бах
“Токката и фуга ре-минор”

План урока

1. Приветствие.

2. Организационный момент. Проверка готовности
к занятию. Разделение на две бригады
“стекольщиков” (по желанию).

3. Рассказ учителя.

4. Постановка цели (особенности работы в группе)

5.Практическая работа (техника безопасности)

6.Просмотр работы, прикладывание витража к
стеклам окон, первые впечатления от изменения
внутреннего пространства класса.

7.Наведение порядка: мытье инструментов,
расстановка парт, складывание клеенок,
переодевание, раскладывание калек на просушку.

Конспект урока

1,2.

Здравствуйте, дорогие ребята!

Сегодня из учащихся культурологического лицея
вы превращаетесь в мастеров-стекольщиков, потому
что нам поступил заказ изготовить разноцветные
стекла для окон. Прошу вас разделиться на две
бригады и выбрать мастера.

Давайте проверим, все ли мы приготовили к
работе. Нашим “стеклом” сегодня будет
полупрозрачная бумага-калька, она уже лежит на
столах. Чтобы “стекла” были цветными,
используем прозрачную краску-чернила. Вы -
большие молодцы, что защитили свою одежду
халатами.



3

. Мы — не просто мастера-стекольщики, а жители
города Шартр в средневековой Франции. Здесь
построили красивый собор, и осталось только
вставить витражи.

Витраж

- произведение декоративного
искусства, выполненное из цветного стекла.
Витражи используют для украшения окон,
стеклянных дверей, прозрачных перегородок. Свет,
проходя через витраж, окрашивается в его цвета и
создает особую эмоциональную атмосферу в
интерьере. Вероятно, поэтому витражи с давних
времен использовались в храмах.

800 лет назад в средневековой Франции люди жили в
маленьких домах, не превышающих двух метров в
высоту.

В городе среди тесноты домишек на площади
возвышался собор — громадное, устремлённое
своими формами вверх архитектурное сооружение.
Казалось, шпили и башни собора касаются неба
.
Уставшие от тяжёлого труда люди приходили сюда
молиться, они выбирались из своих каморок и
попадали в необыкновенное высокое пространство,
освещённое разноцветными потоками света,
льющегося из больших окон, застеклённых
многоцветными витражами.

Свет- это вечный материал, применение которого
насчитывает столько лет, сколько лет
архитектуре. Начиная с древности, цветной свет
выступает в роли неумолимой и неуловимой силы,
определяющей поведение человека, воздействует
на его ум, сердце и душу
. У вошедшего в собор
средневекового человека возникало чувство
восторга, благоговения и …страха.

Многоцветные витражи из разнообразных по форме
стёкол, скреплённых свинцовыми перемычками,
обязательная принадлежность готических соборов.
Они изображали религиозные и бытовые сцены,
размещались в огромных стрельчатых окнах
боковых сторон храма и над центральным входом в
круглых окнах, именуемых розами. Таинственная и
духовная среда храма во многом возникала именно
благодаря этим излучающим свет картинам.

3

. Вот такую картину мы сейчас начнем
создавать. Для того чтобы представить себе хотя
бы чуть-чуть эту красоту, мы создадим на уроке
модель витража на кальке и превратим прозрачные
стекла класса в стрельчатые витражи.

Каждый из вас “остеклит” часть витража, а
получиться должна цельная картина, поэтому
важно:

  • правильно встать;
  • не толкать товарища;
  • договориться с ним, где будет граница вашей
    работы и сделать цветовой переход незаметным;
  • работаем аккуратно, точно и быстро, чтобы
    одновременно закончит работу;
  • потом наводим порядок в классе.

4.

Во время практической работы звучит музыка
Иоганна Себастьяна Баха.

5,6

. Посмотрите, как преобразился узор, когда
он стал цветным. Красно-розовый и
изумрудно-зеленый усиливают яркость друг друга
(дополнительные цвета).

Давайте приложим кальку-витраж к стеклу. Что
произошло с внутренним пространством класса?

Учащиеся высказывают свои первые впечатления
радости от содеянного, искренние
непредсказуемые слова уважения друг другу.

Все любуются визуализированным успехом дела,
благодарят всех присутствующих и высказывают
свое желание для дальнейшей работы.

На высокой эмоциональной ноте наводится полный
порядок, а кальки раскладываются для
окончательной просушки и дальнейшего
использования в оформлении класса на празднике
“погружения в культуру”.




Следующий: