Водород в природе. Водород как химический элемент и простое вещество. Применение водорода

ЦЕЛЬ:

1. Познакомить учащихся с распространением
водорода в природе (на Земле и во Вселенной):

  • с положением в Периодической Таблице
    Д.И.Менделеева;
  • с водородом – как простым веществом, его
    физическими свойствами, со способом получения
    водорода.

2. Развивать умения:

  • давать характеристику водороду, как
    химическому элементу и простому веществу, по
    опорным конспектам;
  • анализировать, сравнивать;
  • отвечать на вопросы, слушать;
  • самоанализа;
  • наблюдения.

ОБОРУДОВАНИЕ:

1.

Схемы: а) распространение элемента в
природе;

б) водород как простое вещество и химический
элемент.

2. Телевизор и видеомагнитофон.

3. Видеокурс (часть I) – Водород.

4. Штатив с пробирками, соляная кислота,
цинк, спички.

5. Отпечатанные таблицы для самостоятельной
работы учащихся на уроке.

Доводы, до которых человек додумывается сам,
Обычно убеждают его больше, нежели те,
Которые пришли в голову другим.

Б. Паскаль


Ход урока

Мотивационно-организационный момент.

Учитель:

(звучит музыка)

Взгляни на звезды: много звезд
В безмолвии ночном
Горит, блестит кругом луны
На небе голубом.

Баратынский

Учитель:

О чем идет речь в
стихотворении?

Учащиеся:

о звездах

Учитель:

И их количество во
Вселенной огромно.

Как вы думаете, какой химический
элемент занимает первое место по
распространенности во Вселенной?

(Учащиеся высказывают свои
предположения, учитель записывает все на доске в
виде схемы, например: – кислород

– водород
– углерод
– железо).

Учитель:

Чтобы ответить на этот
вопрос и сформулировать тему урока – нужно
решить кроссворд, отгадать ключевое слово.

(Для данной работы класс делится на
группы по 4 – 5 человек)

Кроссворд

  • Метод разделения однородных смесей путем
    удаления избытка жидкости при нагревании.
  • Химический элемент номер 35.
  • Оксид водорода.
  • Единица измерения количества вещества.
  • В воздухе его содержится примерно 21%.
  • Мельчайшая химически неделимая частица.
  • Метод разделения однородных смесей основанный
    на разности температур кипения веществ, входящих
    в состав смеси.
  • Формулирование темы урока и
    целеполагание.

    Учитель:

    Кроссворд разгадан. Группа,
    которая справилась с заданием быстрее всех,
    сформулирует тему урока.

    Учащиеся:

    тема урока – Водород и его
    свойства.

    (учитель возвращается к схеме, которую
    сделал вначале урока по предположениям детей и
    вычеркивает неправильные варианты ответов,
    оставив только водород).

    Учитель:

    в ходе урока вы должны
    ответить на вопрос: Почему номер один? (вопрос
    записан на доске)

    Чтобы ответить на этот вопрос, какие
    знания вы должны получить о водороде? С чем
    должны познакомиться? Что узнать?

    (Учащиеся высказывают свои
    предложения, учитель на доске составляет схему).

    Изучение нового материала, его осмысление.

    Учитель: что вам уже известно о
    водороде? (учащиеся говорят то, что им известно о
    водороде).

    Учитель:

    По ходу урока вы должны
    заполнять таблицу, в которую записываете все, что
    узнаете о водороде, а затем приклеить ее в
    тетрадь.


    Водород – химический элемент, Н Водород – простое вещество, Н2 Применение
    Положение в периодической таблице Д.И.
    Менделеева
    1
    Номер элемента – 2
    Аr – 3
    Номер группы – 4
    Номер периода – 5
    Получение водорода:

    Химическая реакция получения водорода:

    Водород в природе.

    Учитель:

    Распространенность водорода в
    природе. Обратимся к диаграмме.

    (диаграммы, используемые на уроке, развешаны в
    классе в разных местах, с целью профилактики
    усталости школьников).

    Учитель:

    Какой процент на долю
    водорода приходится в Земной коре и во Вселенной?
    (Учащиеся работают с диаграммами).

    Учащиеся:

    в Земной коре на долю
    водорода приходится примерно 1%, а во Вселенной 92%.

    Учитель:

    Какой можно сделать вывод о
    распространенности водорода во Вселенной?

    Учащиеся:

    водород самый
    распространенный химический элемент во
    Вселенной – № 1.

    Учитель:

    Сейчас узнаем о водороде
    как о химическом элементе, простом веществе и его
    физических свойствах.

    Для этого обратимся к схемам и
    Периодической Таблице Д.И.Менделеева.

    Схема

    химический элемент простое
    вещество физические свойства

    Водород как химический элемент.


    Учитель:

    Что вы можете сказать о
    водороде как о химическом элементе? (Учащиеся
    отвечают, используя схему и Периодическую
    Таблицу Д.И.Менделеева).

    Учащиеся:

    – химический знак – Н;

    – входит в состав химических
    соединений;

    – положение в Периодической Таблице
    Д.И.Менделеева:



    порядковый номер 1;
    расположен в первой группе, в первом периоде;
    относительная атомная масса равна 1,00794;
    латинское название Hydrogenium.

    Учитель:

    Какой можно сделать вывод о
    положении водорода в Периодической Таблице
    Д.И.Менделеева.

    Учащиеся: В Периодической Таблице
    Д.И.Менделеева водород является элементом номер
    один.

    Водород простое вещество.


    Учитель:

    Каков состав простого
    вещества водорода?

    Учащиеся:

    (используя схему)
    Простое вещество водород состоит из двух атомов
    водорода, и на письме записывается как – Н2.

    Физические свойства водорода.


    Учитель:

    Какими физическими
    свойствами обладает водород?

    Учащиеся:

    Простое вещество водород
    – это газ, легче воздуха, без цвета, без запаха,
    без вкуса, tкип = – 2530С. Собирать
    водород можно путем вытеснения воздуха из
    пробирки или воды. При это пробирку нужно
    перевернуть вверх дном.

    О применении водорода и истории
    открытия.


    Учитель:

    О применении водорода и
    истории открытия водорода узнаем из доклада.
    (Книга для чтения по неорганической химии. Ч. I.)

    Вопросы к докладу:

    1. Кто первый поднялся в воздух на воздушном шаре?
      (Монгольфье)
    2. Кто первый использовал водород для полета на
      воздушном шаре? (Шарль)
    3. Почему опасно использовать водород в воздушных
      шарах и дирижаблях?
    4. Где применяют водород?

    Получение водорода.

    Учитель:

    Сейчас мы с вами проведем
    интересный опыт – получим водород. Обратите
    внимание на физические свойства водорода.

    Демонстрационный эксперимент. Для
    эксперимента необходимо взять две чистые
    пробирки. В одну пробирку поместим цинк и прильем
    раствор соляной кислоты. Что вы наблюдаете?
    (учащиеся отвечают, что видят выделение какого–
    то газа).

    Учитель:

    Какой это газ? Опишите его
    физические свойства.

    Учащиеся:

    Этот газ без цвета, без
    запаха.

    Учитель:

    Затем возьмем вторую
    пробирку и поставим ее на первую пробирку вверх
    дном. Зачем?

    Учащиеся:

    Возможно, этот газ легче
    воздуха и чтобы его собрать, необходимо пробирку
    перевернуть вверх дном.

    Учитель: Сейчас к отверстию
    пробирки, в которую собирали газ, поднесем
    горящую лучинку. Что вы наблюдали? (учащиеся
    отмечают, что слышали хлопок). Так сгорает
    водород. Значит, в результате взаимодействия
    цинка с соляной кислотой выделяется водород.

    Учитель:

    Как можно получить водород
    в лаборатории, и какими физическими свойствами
    он обладает?

    Учащиеся:

    Водород можно получить,
    если в соляную кислоту опустить цинк. Водород это
    газ легче воздуха, без цвета, без запаха, сгорает
    с характерным хлопком.

    Учитель:

    Запишите уравнение реакции
    получения водорода в тетради:

    Zn + 2 HCl = ZnCl2 + H2

    ФИЗМИНУТКА. Предложите детям встать
    из–за стола и потянуться. Это позволит
    активизировать движение крови по организму и
    произойдет расслабление мышц.

    Закрепление пройденного материала.

    Учитель:

    Для закрепления нового
    материала просмотрим фильм о водороде. При
    просмотре фильма обратите внимание на следующие
    вопросы.

    1. В каком аппарате получают водород?
    2. Как растворяется водород в воде?
    3. Почему перед началом опытов проверяют водород
      на чистоту? Какой водород мы получили?
    4. Что означает латинское название водорода
      Hydrogenium?
    5. Где применяется водород?

    Учитель:

    Вернемся к поставленному в
    начале урока проблемному вопросу.

    Можем ответить, почему водород номер
    один?

    Учащиеся:

    Да, можем. Водород является
    элементом номер один, т.к. по распространенности
    во Вселенной он занимает первое место;

    в Периодической Таблице Д.И.Менделеева
    он так же является элементом номер один;
    самый легкий, легче воздуха в 14,5 раз;
    противостоит горению, т.к. Hydrogenium переводится как,
    рождающий воду;
    очень горюч.

    Учитель:

    (возвращаясь к схеме, где
    учащиеся ставили цели урока
    ) На все,
    поставленные в начале урока цели, вы нашли
    ответы? Что вы узнали о водороде? (Учащиеся
    отвечают, что на все поставленные в начале урока
    цели они нашли ответы; узнали о водороде как о
    химическом элементе, простом веществе, его
    физических свойствах, получении и применении).

    Рефлексия.

    Закончите предложение:
    Меня удивило……………..

    Домашнее задание. 1.

    Составить
    кроссворд по теме “Водород” (творческое задание
    дается на выбор);

    2.

    Гузей Л.С. Химия. 8 класс: Учеб. Для
    общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2003.

    Параграфы 6.1, 6.2, 6.3; у.1 с.102, у.2 с.103.

    Итог.

    Оцените свою работу на уроке.

    Оценки заносятся в следующую таблицу.

    ФИО ученика

    Оценка



    Следующий: