Вода. Водные растворы. Массовая доля растворенного вещества в растворе

Цели:

активизировать все знания учащихся о
воде; развитие эмоциональных качеств за счет
использования в работе ТСО, ярких примеров,
воздействующих на чувства учащихся; развитие
творческих способностей учащихся, их
познавательной активности, научить решать
задачи на нахождение массовой доли
растворенного вещества в растворе.

Оборудование:

Телевизор, Фильм Ж. Кусто
“Тишина”, слайды проекта “Вода и водные
растворы”. Блоки-задания по изучению данной
темы. Индивидуальные карты изучения предмета.
Реактивы (вода, сахар); фильтры, стаканы
химические, палочки.

I. Организационный момент

На доске “Изучение нового материала”
закреплены слайды учебного проекта “Вода и
водные растворы”, обратить внимание учащихся на
необходимость заполнения индивидуальных карт
изучения предмета (у каждого учащегося карта
находится на парте). Повторить правила техники
безопасности при работе с растворами. ПТБ
вывешены на доске.

ПРАВИЛА ВЫЖИВАНИЯ В ХИМИЧЕСКОЙ
ЛАБОРАТОРИИ

  • Если в руках у вас жидкое – не разлейте,
    порошкообразное – не рассыпьте, газообразное –
    не выпустите наружу.
  • Если включили – выключите.
  • Если открыли – закройте.
  • Если разобрали – соберите.
  • Если вы не можете собрать – позовите на помощь
    умельца.
  • Если вы не разбирали – не вздумайте собирать.
  • Если вы одолжили что-нибудь – верните.
  • Если вы пользуетесь чем-либо, держите в чистоте
    и порядке.
  • Если вы привели что-либо в беспорядок –
    восстановите статус-кво.
  • Если вы сдвинули что-нибудь – верните на место.
  • Если вы хотите воспользоваться чем-либо,
    принадлежащим другому, попросите разрешения.
  • Если вы не знаете, как это действует, ради бога,
    не трогайте.
  • Если вас это не касается – не вмешивайтесь.
  • Если вы не знаете, как это делается – сразу
    спросите.
  • Если вы не можете что-либо понять – почешите в
    затылке.
  • Если вы горите на работе, постарайтесь, чтобы у
    вас ничего не загорелось.
  • Если не усвоили этих правил, не входите в
    лабораторию.

Правила выживания = здравый смысл + ТБ

Привезено из химической лаборатории
университета г. Бомбей, Индия.

II. Ход урока

На доске закреплена карта изучения по теме:

1. Что такое вода?
2. Свойства вода.
3. Почему вода – вода?
4. Видел ли хоть кто-нибудь воду?
5. Что мы называем раствором?
6. Изучение формулы.
7. Решение задач.

А) Слово учителя: “Что такое вода?..

Такой
вопрос может показаться не только странным, но и
немного невежливым. Кто же может не знать этого?
Всякий знает, что вода – это соединение водорода
и кислорода. Вот и всем известная формула воды (на
доске вывешивается формула воды).

С водой очень хорошо знаком каждый, кто
умывается по утрам, пьёт чай. Умеет плавать, любит
бегать под дождём, не боясь промокнуть, катается
на коньках и ходит на лыжах”.

Б) Свойства воды.

Многие ученые изучали свойства воды. Среди них
Антуан Лоран Лавуазье (на доске укреплен портрет
ученого).

Слово об ученом (заранее готовит ученик):

Антуан Лоран Лавуазье (1743-1794).

Французский
химик, член Парижской академии наук. Продолжил
начатое Ломоносовым преобразование химии в
науку, основанную на точных измерениях.
Руководствуясь законом сохранения массы. Он
правильно объяснил окисление металлов и горение
других веществ как реакции соединения их с
кислородом; определил состав воды и затем
синтезировал её, чем окончательно опроверг
гипотезу флогистона. [4]

< рисунок 1>

заранее было дано задание на дом, подготовить
ответ на вопрос 2, используя методическую
литературу по предметам: биология, география,
физика (задание для нескольких учащихся).

– После обсуждения предлагается прослушать
высказывания о воде великих ученых
(индивидуальное задания для одного ученика).
– Какие пословицы и поговорки сложил наш
народ о воде? (Задание давалось учащимся в
качестве домашнего).

Учащимся было дано заранее индивидуальное
задание, которое оформляется на листах бумаги
формата А4 в виде капли воды. Затем после
прослушивания сообщения эти “капли”
прикрепляются к магнитной доске, составляя план
изучения темы.

В) Почему вода – вода?

Этот вопрос совсем не так неразумен, как это
может показаться. В самом деле, разве вода – это
только та бесцветная жидкость, что налита в
стакан? Океан, покрывающий почти всю нашу
планету, всю нашу Чудесную Землю, на которой
миллионы лет назад зародилась жизнь – это вода.
Тучи, облака, туманы, несущие влагу всему живому
на земной поверхности,- это ведь тоже вода.
Бескрайние ледяные пустыни полярных областей,
снеговые покровы, застилающие почти половину
платены, – и это вода.

На экран проецируются фотографии природы,
связанные с темой урока.

2) фото реки Сок, протекающей по территории
села.
3) зимний лес
4) рукотворное озеро в пустыне Кызыл-Кум
(Узбекистан)

Г) Видел ли хоть кто-нибудь воду?

Рассказ учителя: “Этот

вопрос может показаться
нелепым. Однако если быть строгим и точным в
ответах, то придётся сказать, что нет – воду пока
ещё, наверное, никто не видел и не держал в руках.
То, что налито в стакане и что мы по привычке
называем водой, на самом деле всегда
представляет собой раствор очень многих веществ
в воде. В ней растворены газы: азот, кислород,
аргон, углекислота – и все примеси, находящиеся в
воздухе. В ней растворены, наверное. Сотни. А
может быть, и тысячи различных соединений почти
всех элементов периодической системы. В ней
взвешены мельчайшие нерастворимые частицы пыли.
Это мы и называем чистой водой. Много ученых
работает над решением трудной проблемы
получения абсолютно чистой воды. Но пока ещё
получить такую воду не удалось. Да и как это
сделать: налитая в стакан вода растворяет стенки
стакана, соприкасаясь с любым газом, она
растворяет газ. Ручьи, речки и реки сносят
растворенные водой примеси в океан. Вода океана
испаряет и вновь возвращается на Землю, чтобы
снова и снова продолжать свою вечную работу. А
растворенные соли остаются в морях и океанах. Не
думайте, что вода растворяет и сносит в море
только то, что легко растворимо, и что в морской
воде содержится только обычная соль, которая
стоит на обеденном столе. Нет, морская вода
содержит в себе почти все элементы, существующие
в природе. В ней есть и магний, и кальций, и сера, и
бром, и йод, и фтор. Свыше 60 элементов нашли химики
в морской воде. Больше всего в морской воде
поваренной соли”. [4]

Содержание солей в морской воде составляет 35%.
Несмотря на такую большую концентрацию соли, в
морях и океанах живут самые разнообразные
животные. И мы это увидим. Просмотр отрывка
фильма Ж. Кусто “Тишина”.

– Мы поняли, что вода – растворы.

Г) Что же мы называем раствором?

Ответ находим в учебнике. Разбираем.

– Растворы –

вещества переменного
состава. Состав раствора характеризуется
относительным содержанием в нём растворенного
вещества. Принято выражать состав растворов
через доли или процентное содержание.

– Раствор –

это химическая система,
образованная несколькими веществами. Между
которыми нет поверхностей раздела. Вещества,
образующие раствор, называют компонентами
раствора. Один из компонентов раствора – растворитель.
[5]

На доске проецируется схема 1. Классификация
растворов.

< рисунок 5>

jД)

Проведение лабораторного опыта:

В воду поместить кусок сахара, провести опыт
согласно таблице:


Наблюдаемое явление Объяснение
1. Появление пузырьков газа 1. Вытеснение воздуха из сахара водой
2. Сахар разваливается 2. Разрушение кристаллической решетки
3. Образование двух слоев жидкости,
более плотный внизу, менее плотный наверху.
Перемещение границы раздела двух жидкостей
3. Распределение (диффузия) молекул
сахара между молекулами воды
4. Образование продуктов
взаимодействия (гидратов) между сахаром и водой.


Сахар + вода = раствор (сладкая вода)

Е) Изучение формулы:

Массовая доля растворенного вещества –
безразмерная величина, равная отношению массы
растворенного вещества к массе раствора.

< рисунок 6>

3. Решение задач

Подбор задач основан на дифференцированном
подходе к учащимся (проблема школы
“Личностно-ориентированное обучение в условиях
современной школы”)

Задания первого уровня соответствуют
требованиям, предъявляемым к обязательным
результатам обучения.

Задания второго уровня проверяют умение
учащихся применять знания по образцу.

Задания третьего уровня рассчитаны на
творческое применение знаний.

Задания первого уровня:

Задача 1

Определите массовую долю соли в растворе, если
для его приготовления взяли 80 г воды и 20 г соли
(при решении использовать формулу).

Задача 2

Вычислите массы поваренной соли и воды,
необходимые для приготовления 200 г
физиологического раствора (0,9-процентный раствор
поваренной соли).

Задача 3

Необходимо приготовить 500 г раствора
“марганцовки” – перманганата калия. С массовой
долей 0,1%. Определите массы воды и указанной соли
для приготовления раствора.

Задания второго уровня:

Задача 1

Определите массу соли, которую надо растворить
в 270 г воды. Чтобы получить раствор с массовой
долей растворенного вещества 0,1 (или 10%).

Задача 2

Определите массу сухой соли, которая
образуется в чашке после выпаривания 150 г
раствора с массовой долей этой соли 15%.

Задача 3

Определите массу сахара, который нужно
растворить в 1 л воды. Чтобы получился раствор с
массовой долей сахара 20%.

Задания третьего уровня:

Задача 1

Железнодорожная цистерна имеет
грузоподъёмность 60 т. Какова масса
перевозимой воды при транспортировке
65-процентной азотной кислоты пятидесятивагонным
поездом.

Задача 2

Одним из основных источников промышленного
получения магния служит морская вода. Где его
содержание составляет 0,13%. Какова масса морской
воды, которую необходимо переработать, чтобы
получить в конечном результате 100 т магния.

4. Закрепление

Решить задачи, ответы записать в блок ответов и
сдать на проверку учителю.


Вещество (г) Растворитель (г) Раствор (г)
5 45 50
7 100
90 120
20 220
150 300
35 1000

5. Домашнее задание

Выучить терминологию, дана в блоке “Карта
изучения темы”, решить задачи из сборника
“Раздаточные материалы” (не менее 3 задач,
уровень сложности ученик выбирает
самостоятельно).

6. Итог урока

Сбор карт изучения предмета, тетрадей с
решением задач. Выставление и комментирование
отметок.

Использованная литература для проведения
урока:

  1. Гузей Л.С, Суровцева Р.П. Химия. Вопросы.
    Задачи. Упражнения. 8–9 классы. М.: Дрофа. 2002, с. 288.
  2. Гузей Л.С., Суровцева Р.П. Химия. Раздаточные
    материалы к учебнику Л.С. Гузея, В.В. Соркина,
    Р.П. Суровцевой “Химия 8”. М: Дрофа, 2004, с. 208.
  3. Губанова Ю.К. Общая химия. Тетрадь с печатной
    основой для учащихся 8 классов, часть 1. – Саратов:
    Лицей, 1998, с. 64.
  4. Детская энциклопедия, том 3. Вещество и энергия.
    М.: Педагогика, 1973, с. 544.
  5. Насонова А.Е. Химия в таблицах 8–11 классы.
    Справочное пособие. М.: Дрофа, 2004, с. 96.

Следующий: