Внутренние воды Африки. 7-й класс


Цели и задачи урока

:

Образовательные:

  • продолжить формирование знаний и представлений
    об особенностях природы Африки;
  • познакомить с особенностями внутренних вод
    материка;
  • вспомнить уже известные и разобрать новые
    термины и понятия, связанные с внутренними
    водами.

Развивающие:

  • развивать навыки и умения сопоставлять разные
    карты, составлять презентации;
  • устанавливать причинно-следственные связи,
    умение делать выводы;
  • развивать внимание, логическое мышление,
    память, речь учащихся.
  • Воспитательные:

    • воспитывать добросовестное отношение к
      выполняемой работе, чувство взаимопомощи

    Оборудование:

    ММП, ноутбук, СD “География в
    школе. Африка”, физическая карта Африки,
    слайдовая презентация к уроку, видеофрагмент.


    Ход урока

    1.

    Организационный момент.

    – Ребята, сегодня вместе с нами на уроке будут
    работать учителя географии Сосногорского
    района.


    2. Актуализация опорных знаний.

    – К нам пришло письмо из Африки с какими-то
    рисунками. Что изобразили нам народы Африки?

    (Сигнальные загадки).

    (Ответ: речная система)

    (Ответ: типы питания рек: снеговое, дождевое,
    ледниковое)

    (Ответ: озера Африки: Таньганьика и Ньяса)

    – Так, вы, наверно, можете сказать, что мы будем
    изучать сегодня на уроке?

    – Сегодня на уроке мы знакомимся с внутренними
    водами Африки.

    – Давайте вспомним, что можно назвать
    внутренними водами материка? (слайд 1)

    *реки
    *болота
    *ледники
    *озера
    *подземные воды


    3.

    Мотивация с элементами критического
    мышления
    .

    – Запишите тему урока в тетрадь, предлагаю вам заполнить
    первые 2 колонки
    таблицы (3 минуты)

    Внутренние воды


    Знаю

    Хочу узнать

    Узнал

    Например: на материке протекает самая
    длинная река мира Нил; озеро Таньганьика–
    тектоническое и др.
    Например: особенности рек Африки,
    крупные озера, использование вод в хозяйственной
    деятельности
    (Заполняется дома на оценку)


    4.

    Анализ, сравнение, установление
    причинно-следственных связей.

    – Итак, реки – часть внутренних вод материка.
    Рассмотрим карту рек материка. (Слайд 3)

    – Где наблюдается наиболее густая речная сеть?
    С чем это связано? (особенностями климата)

    – “Не все реки впадают в моря” – как вы
    понимаете эту фразу? (слайд 4)

    – К бассейнам каких океанов относятся реки?

    Работа у доски:


    Реки, впадающие в Атлантический океан Реки, впадающие в Индийский океан Реки бессточного бассейна

    51%

    18%

    30,5%
    Чари (в басс. о.Чад)
    Кубанго(Калахари)



    – Найдите на карте крупные реки Африки, впишите
    в таблицу.

    – Почему большинство рек впадает в
    Атлантический океан?


    5.

    Систематизация и формирование новых
    знаний, умений, навыков.

    – Используя информационную карту (раздается на
    каждую парту), атласы, заполните таблицу (работа в
    группах по вариантам):


    Река Исток Куда течет Устье Питание Характер течения
    Конго плато на Запад Атлантический океан дождевое Много порогов
    Нигер возв. На Юг Атлантический океан дождевое пороги
    Замбези плато на Восток Мозамбикский пролив дождевое пороги
    Нил 2 истока на Север Средиземное море Дождевое и подземное Горная + равнинная

    Проверка заполнения таблиц (ответы учащихся у
    карты)

    – Какая река самая длинная? Полноводная? Какая
    река занимает 3 место по длине?

    – Какие общие черты у рек Африки заметили?
    (слайд 5)

    Вывод: питание рек – дождевое, реки порожистые,
    много водопадов. (В Африке их 12).

    – Какие факторы влияют на питание и характер
    течения рек? (рельеф и климат).

    В областях с экваториальным климатом реки
    полноводны весь год, образуют густую сеть.

    В субэкваториальных поясах реки полноводны в
    сезон дождей.

    В областях с тропическим сухим климатом
    встречаются сухие русла рек-вади.



    На побережье Средиземного моря подъем воды
    происходит зимой.

    В пустынях, где подземные воды выходят на
    поверхность, образуются оазисы
    расположенные около естественного водоёма
    островки растительности посреди пустыни.

    (слайд
    6)

    6. Давайте совершим путешествие по
    одной из рек, ведь лучше один раз увидеть, чем сто
    раз услышать.

    Новая туристическая компания Замбези-Нил
    Трейдинтернешенел представляет свою рекламную
    информацию (видеофрагмент о Водопаде Виктория)

    (Здесь находится самая высокая тарзанка в мире
    – 111м.)


    7. Представление презентации

    .

    – Учащиеся класса подготовили презентацию об
    озерах Африки.

    Презентация учащихся “Озера Африки”
    (Виктория, Таньганьика, Чад)

    Презентация учащихся


    8. Рефлексия

    Итак, что нового вы сегодня узнали на уроке? А
    для чего нужна вода и как население Африки
    использует её в хозяйстве? (слайд 7)




    9.

    Домашняя работа

    – закончить таблицу №1 в тетради, параграф27,
    составить кроссворд или сигнальную загадку про
    реки Африки. (Слайд 8)


    10. Конкурс “Самый внимательный

    ” (если
    останется время или на следующем уроке)

    • Какое озеро глубже – Виктория или Чад?
    • Нил протекает через озеро Танганьика или Виктория?
    • Самое глубокое озеро Африки Ньяса или Танганьика?
    • Голубой Нил – левый или правый приток Нила?
    • Река Оранжевая впадает в Атлантический или
      в Индийский океан?
    • Какое озеро находится восточнее – Виктория или
      Танганьика?


    11.

    – Спасибо за работу, посмотрите на ваш личный
    результат
    сегодня на уроке (слайд 10).

    Приложение 1

    Приложение 2

    Приложение 3




    Следующий: