Внеурочная деятельность учителя как элемент воспитания школьников из опыта работы учителя физкультуры


Вопросы воспитания и просвещения подрастающего поколения россиян находятся в центре внимания общества и государства. В условиях обостряющихся межнациональных и межконфессиональных конфликтов, борьбы с правовым нигилизмом, противостояния экстремизму, главной задачей школьного воспитания является профилактика детской преступности, недопущение вовлечения подростков в криминальную среду и формирование понимания необходимости общественно-полезной деятельности.

Роль школьного учителя в этом процессе невозможно переоценить. Его деятельность должна выходить за рамки урока и вовлекать учащихся в совместную внеурочную деятельность.



Свою работу с учащимися я выстраиваю в рамках общелицейского самоуправления на основе сектора «Спорт и здоровье».

Целью своей деятельности я ставлю формирование и развитие способности учащихся к самоуправлению, саморазвитию, самовоспитанию и социализации.

Задачи:

  • повышение учебной мотивации к занятиям физкультурой и спортом;
  • развивать самостоятельность в принятии решений и ответственность за порученное дело;
  • выявлять индивидуальные возможности и способности каждого члена коллектива, использовать их на благо личности и коллектива;
  • включить как можно большее количество учащихся в занятия физкультурой и спортом;
  • популяризация здорового образа жизни.

Важным элементов воспитательного процесса является совместная деятельность учащегося и педагога. Искусство педагога заключается в том, чтобы избежав диктата, прямого руководства учащимися, обеспечить активную, самостоятельную, общественно и личнозначимую деятельность.

В сектор «Спорт и здоровье» приглашаются все желающие от классов. На совместном собрании учащимся предлагается попробовать себя в различных направлениях: организация спортивных соревнований и праздников, агитация и пропаганда, обеспечение материально-хозяйственной базы.

Деятельность сектора строится на основе Положения, принятого на заседании сектора и утвержденного на заседании Совета лицея.

Считаю важным в воспитании организаторских способностей учащихся строить свою работу последовательно и планомерно. Поэтому учебный год мы начинаем с планирования деятельности



Направления деятельности Основные мероприятия Деятельность учащихся (членов сектора «Спорт и здоровье»)
Участие команд лицея в районных соревнованиях по различным видам спорта Соревнования в соответствии с планом спортивных мероприятий района и округа Совместно с учителем формируют лицейские команды, являются их активными участникам, организовывают группы поддержки.
Организация внутрилицейских спортивных соревнований Осенний кросс (сентябрь) 1.Утверждают положение о соревнованиях на заседании сектора.
2. Выбирают судейскую бригады.
3. Совместно с классным руководителем организуют и проводят классный час о правилах проведения соревнований.
4. Совместно с классным руководителем контролируют участие каждого учащегося в кроссе.
5. Подводят итоги
соревнований.
Соревнования по многоборью (ноябрь) 1. Утверждают положение о соревнованиях на заседании сектора.
2. Выбирают судейскую бригады.
3. Совместно с классным руководителем организуют и проводят классный час о правилах проведения соревнований.
4. Совместно с классным руководителем контролируют участие каждого учащегося в соревнованиях.
5. Подводят итоги соревнований.
Турнир по волейболу (декабрь) 1. Утверждают положение о соревнованиях на заседании сектора.
2. Выбирают судейскоую бригаду.
3. Совместно с классным руководителем формируют команды класса.
4. Подводят итоги соревнований.
Лыжный кросс (февраль) 1. Утверждают положение о соревнованиях на заседании сектора.
2. Выбирают судейскую бригады.
3. Совместно с классным руководителем организуют и проводят классный час о правилах проведения соревнований.
4. Совместно с классным рукводителем контролирует участие каждого учащегося в кроссе.
5. Подведение итогов соревнований.
Турнир по мини-футболу (март) 1. Утверждают положение о соревнованиях на заседании сектора.
2. Выбирают судейскую бригады.
3. Совместно с классным руководителем формирование команды класса.
4. Подведение итогов соревнований.
Легкоатлетическая эстафета (апрель) 1. Утверждают положение о соревнованиях на заседании сектора.
2. Выбирают судейскую бригады.
3. Совместно с классным руководителем формирование команды класса.
4. Подведение итогов соревнований.
Агитация и пропаганда здорового образа жизни Освещение спортивных событий на стенде и на сайте лицея. Подготовка статей на сайт лицея и в газету «Мы», оформление стенда.
Конкурс фотографий «О, спорт, ты мир». 1. Утверждение положения о конкурсе на заседании сектора.
2. Выбор жюри конкурса.
3.Подведение итогов конкурса.
Конкурс сочинений
«Я за здоровый образ жизни!».
1. Утверждение положения о конкурсе на заседании сектора.
2. Выбор жюри конкурса.
3. Подведение итогов конкурса.
Обеспечение материально-хозяйственной базы. Подбор инвентаря к соревнованиям. Подготовка и мелкий ремонт инвентаря.

При обсуждении положений соревнований, при выборе судейских бригад, учащиеся учатся коллективному принятию решений, имеют возможность самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и реализовать их в интересах ученического коллектива. При таком подходе у ребят появляется чувство общего дела, понимание необходимости принятых решений, ответственности за все, что происходит в Лицее. Особого внимания заслуживает разновозрастное взаимодействие учащихся, в совместной деятельности в конструктивном общении, старшие и младшие взаимнообогащаются идеями, опытом. Подобное взаимодействие это лучший способ предотвращения конфликтов в детском коллективе.



Безусловно, процесс воспитания будет более успешным, если работает коллектив единомышленников и система самоуправления охватывает всех педагогов и завершается общешкольным советом. Однако представленный опыт является универсальным, который может использовать индивидуально учитель любого предмета.




Следующий: