Внеурочная деятельность педагога как средство формирования ценностей здорового образа жизни


Здоровье – не все, но все без здоровья –
ничто.

Сократ

Приложение

В соответствии с законом РФ «Об образовании»
здоровье школьников отнесено к приоритетным
направлениям государственной политики в области
образования.

Уже в 1905 году Песталоцци оповестил мировую
педагогическую общественность, что при
традиционно сложившихся формах обучения
происходит непонятное «ухудшение» развития
детей, «убийство их здоровья».

Развитие школы идет по пути интенсификации,
увеличения физических и психических нагрузок на
ребенка. И сегодня уже необходимо говорить о
начале глобальной катастрофы всей современной
цивилизации. По данным НИИ педиатрии:

  • 14 % детей практически здоровы;
  • 50 % детей имеют отклонения в развитии
    опорно-двигательного аппарата;
  • 35-40 % детей страдают хроническими заболеваниями.

Беспокоят специалистов и другие недуги
современной молодежи, такие как зависимость от
табака, алкоголя и наркотиков.
Таким образом, появилась острая необходимость
решения данной проблемы в масштабе страны,
региона, города и отдельно взятой школы.
В нашей школе разработана и действует
комплексная программа «ЗДОРОВЬЕ», состоящая из
двух блоков:

  • Исследовательско-диагностический.
  • Практический, включающий мероприятия по
    формированию у обучающихся навыков здорового
    образа жизни.

Учителя физической культуры свою работу строят
по трём направлениям:

  • Внеурочная деятельность в школе.
  • Работа с родителями.
  • Внешкольная деятельность.

Очень важно, чтобы
физкультурно-оздоровительные мероприятия во
внеклассной спортивно-массовой работе
охватывали всех обучающихся, начиная с первого
класса. Формы очень разнообразны: спортивные
секции по видам спорта, дни здоровья,
соревнования, турпоходы, часы здоровья в ГПД,
спортивные праздники.
Все спортивно-оздоровительные мероприятия
направлены на пропаганду здорового образа жизни,
проводятся под девизом: «Здоровье – всей
жизни основа, со школы его укрепляй».

Разнообразна тематика классных часов:

  • Если хочешь быть здоров.
  • Я здоровье берегу – сам себе я помогу.
  • Расти здоровым.
  • Помоги себе сам.
  • Культура здорового образа жизни (Классный час –
    соревнование).
  • КВН «Наше здоровье».
  • Я выбираю спорт.
  • Мой любимый вид спорта.
  • Я – спортсмен.
  • Здоровье в порядке – спасибо зарядке.
  • О функциональных возможностях организма.
  • Дневник самоконтроля спортсмена.
  • Как самостоятельно заниматься физической
    культурой.
  • Физическая культура – помощник в учёбе и труде.
  • Спорт – это жизнь.

Регулярно проводятся беседы по интересующим
ребят вопросам:

1. Какое влияние оказывают занятия физической
культурой на вредные привычки.
2. Влияние занятий физическими упражнениями на
развитие телосложения.
3. Признаки физического утомления.
4. Особенности организации и проведения
самостоятельных закаливающих процедур.
5. Самостоятельные занятия по общей физической
подготовке.
6. Значение правильной осанки в
жизнедеятельности человека.
7. Задачи режима дня. Что необходимо учитывать при
его планировании.
8. Что такое «здоровый образ жизни»? Как вы его
реализуете?
9. Правила выполнения утренней гимнастики.
10. Основные формы занятий физической культурой.



Одной из проблем, которая относится к
подростковым трудностям, является проблема
собственной фигуры, потому беседы на темы
«Влияние занятий физическими упражнениями на
развитие телосложения», «Какие упражнения
помогают росту человека», «Как самостоятельно
заниматься в тренажерном зале» всегда актуальны.
Оздоровительные мероприятия организуются с
учётом индивидуальных возрастных особенностей
возраста и физического развития, соответственно
результатам медицинского осмотра детей. Они
направлены на укрепление здоровья обучающихся,
привития их интереса к физической культуре.

Секционная работа в школе помогает найти
ребятам занятия по душе. Наиболее популярна и
многочисленна баскетбольная секция, секция ОФП
дает возможность развивать силовую
выносливость.

Соревнования – незаменимый помощник в
пропаганде здорового образа жизни. В нашей школе
они разнообразны: соревнования по лёгкой
атлетике, пионерболу, баскетболу, армрестлингу,
перестрелке и др.

Многие старты уже стали традиционными:

  • «Наперегонки с Дедом Морозом» – спортивный
    театрализованный праздник под девизом: «Пусть
    Новый год удачи в спорте принесёт!», где
    учителя физической культуры играют разные роли.
  • «Веснянка» – спортивный праздник, посвящённый 8
    Марта, с формированием команд девочек и учителей
    школы.
  • «Поиски клада» – игра – ориентир на местности
    для младших школьников с конечным результатом –
    поиском сладкого приза.
  • «Богатырские игрища» – соревнования по силовой
    подготовке по двум возрастным группам с участием
    воинов-шефов.
  • «Вперёд, мальчишки!» – спортивный праздник,
    посвящённый Дню защитника Отечества.

Учитывая, что основы здоровья закладываются в
семье, жизненную позицию, нацеленную на здоровый
образ жизни, мы воспитываем вместе с родителями:
проводим консультации с родителями по итогам
мониторинга состояния здоровья, физическим
показателям детей, беседы на родительских
собраниях и, наконец, совместные спортивные
праздники: «Папа, мама, я – спортивная семья»,
«Неразлучные друзья» и др.
Очень важно сотрудничество школьных учителей
физической культуры и тренеров – преподавателей
ДЮСШ, инструкторов спорт – комплексов:
осуществляем контроль за посещаемостью,
отслеживаем рост спортивных достижений,
обеспечиваем гласность результатов
соревнований различного уровня – всё это
направлено на физическое совершенствование
воспитанников, вовлечение их в регулярные
занятия физическими упражнениями.

Анализ и обобщение работы показывает её
результативность:

– снижается уровень простудных заболеваний,
– растет негативное отношение к курению и
алкоголю,
– к старшим классам почти 100% ребят занимаются
физическими упражнениями в школе, ДЮСШ или
самостоятельно.

Таким образом, приобщение детей и
подростков к систематическим занятиям
физической культурой и спортом, начатое в
школьном возрасте, создаёт потребность в
здоровом, активном образе жизни на все
последующие годы. И роль учителя физической
культуры в этом незаменима.




Следующий: