Внеклассный урок по теме Войлок — это национальный атрибут

Цели:

ознакомить с технологией изготовления
башкирского войлока. Научить изготовить войлок
старинным способом, формировать интерес к ДПИ.
Воспитать уважение к культурным ценностям.

Оборудование:

Образцы войлока, образцы
изделий из шерсти; технологическая карта.

Ход урока

I. Организация класса. Ознакомление с целью
урока.

II. Повторение пройденного материала.

- Какие виды волокон знаем? (натуральные и
химические).

- Виды натуральных волокон? (растительного и
животного происхождения).

- Какие волокна относятся к животным
происхождениям? (шелк и шерсть).

- Шерсть рассмотрим подробнее.

Сообщение познавательных сведений.

Шерсть — волосяной покров животных. Помните
загадку? «По горам, по долам, ходит шуба да
кафтан» — это овца. Именно овцы дают нам шерсть.
Специальными ножницами и машинками шерсть
состригают. Шерстяные волокна применяются для
изготовления платьевых, пальтовых и костюм-ных
тканей. Шерстяные волокна можно прясть из пряжи
ткать ткани и вязать, валять. Из свалянной шерсти
делают сукно, драп, войлок. Сегодня наше слово о
войлоке.

III. Новая тема (в форме лекции).

Известно какую неоценимую роль играет войлок
повседневной жизни башкир. Войлок сбитый из
овечьей шерсти, хорошо держал тепло, не пропускал
влагу и ветер, поэтому его, как правило, приняли
для покрытия сверху юрты и для внутреннего
убранства. Известно лечебные свойства. Из
волокна изготовляли головную одежду (головные
уборы), шили обувь (башмаки). Скатывали мячи для
игр. Стелили на пол, расстилали на норах кошмы.
Вешали на стенах — считался войлок дорогим
предметом обстановки. Особенно считался войлок
белого цвета: он считался символом чистоты,
благородства. На праздниках, при обрядах также
широко употреблялся. В приданом у выходящей
замуж девушки обязательно должно были изделия из
войлока.

Если обратится к истории, то можно вспомнить о
широком распространении способов(приемов)
углубленного изготовления узоров; аппликации и
вышивания по кромкам (краям) в образцах
народ-ного творчества. Наши бабушки, прабабушки
узор наносили только с одной стороны. Но слегка
свалянный войлок в определенном порядке
раскладывались сбитые комки шерсти, затем их
тшательно давили, прессовали. И поныне в
некоторых деревнях валяют таким способом. Самые
распространенные мотивы ромб, треугольники,
четырехугольники, фигуры в форме бараньих рогов
и другие. Технология изготовления валяния
войлока его применение украшения восходят к
искусству древних тюрков. Известный ученый
С.Руденко писал: «Помимо валяния вручную,
башкиры раньше войлок валяли и с применением
лошади». Украшение узорами войлока техника
орнамента в нем у башкир с сравнении с
киргизскими и казахскими считаются более
простыми.



Последние годы много дел сделаны в целях
восстановлениях исчезающих обрядов. Сотрудники
Республиканского центра, народного творчества
при участии студентов ХГФ, БГПУ организовали
семинар — практикум были привлечены народные
умельцы, художники.

Отрадно в таких мероприятиях принимает участие
молодые люди. Это говорит, что старинные Обряды
получают свежее дыхание, еще будут жить. По мере
дальнейшего развития мира в обществе возрастает
ценность предметов и вещей изготовленных в
этническом стиле, с теплом человеческих рук. Мы
тоже вниманием должны опекать этот промысел
открыть его для себя новому.

IV. Практическая работа.

Ознакомление с технологией изготовления
войлока.

Технологическая карта.

Материалы, инструменты: белая, черная очищенная
шерсть, ткань, палка, лейка.

1. Для изготовления войлока применяется осенняя
овечья шерсть.

2. Шерсть очищаем от сорных примесей.

3. Расстилаем ткань на ровную поверхность.

4.Сверху ткани равномерно раскладываем шерсть.
Узор кладем только с одной стороны.

5. Прикрываем тканью, поливаем с горячей водой
при помощи лейки.

6. Раскатываем при помощи палки до
окончательного уплотнения.

7. После уплотнения, обильно проливаем холодной
водой, сушим на ровной поверхности.

- Повторение ПТБ, инструктаж по ПТБ.

Коллективная работа.

Задание: Изготовление войлока (50х50см) старинным
способом.

Во время практической работы педагог делает
целевые обходы:

1). Контроль организации рабочего места.

2). Контроль правильности выполнения приемов и
соблюдение ПТБ.

3). Оказание помощи испытывающим затруднения.

4). Контроль объема и качества работы.

V. Итог урока.

- Как вы оцениваете работу?

- Какие затруднения испытывали?

- Понравилось ли вам работать с войлоком?

- Что бы вы еще хотели изготовить из войлока?

Домашнее задание: Повторить пройденный
материал урока.

VI. Уборка рабочего места.




Следующий: