Внеклассное занятие по истории Шумит, не умолкая, память-дождь


Цель:

формирование патриотических чувств у
молодежи; осознание нравственного долга перед
поколением 1940-х.

Оформление:

стенды «Они сражались за
Родину», «Труженики тыла», сообщения учащихся о
жителях села, картины по теме.

Ход мероприятия

Звучит первый куплет песни «С чего начинается
Родина».


С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина?

Ведущий: Течет река времени. Минуло уже более
полувека с того незабываемого и страшного дня,
когда настежь распахнулись огромные, от
Баренцева до Черного моря, двери войны. Много
воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы
окопов, исчезли пепелища сожженных городов,
выросли новые поколения. Но в памяти
человеческой 22 июня 1941 года осталось не просто
как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчета
долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной
войны нашего народа.

1-й ученик: 9 мая 2008 года в 63-й раз прогремит салют
Победы. А в памяти народной и поныне живы
безмерные страдания военных лет и безмерное
мужество народа.

2-й ученик: Год 194 1-й. Июнь… Страна жила мирной
жизнью, надеясь, что пожар войны, который уже
разгорелся в Европе, не затронет нашу страну.

3-й ученик:

Июнь… Клонился к вечеру закат.
И белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
Июнь:Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в 45-м, в мае.

4-й ученик:

Казалось было холодно цветам,
И от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!

Звучит музыка, на фоне музыки звучит голос
диктора
.

Внимание! Внимание! Говорит Москва! Сегодня, в
четыре часа утра, без объявления войны,
германские войска напали на нашу страну.

Звучит «Священная война».

5-й ученик:

Сорок первый! Июнь.
Год и месяц борьбы всенародной.
Даже пылью времен
Затянуть эту дату нельзя.
Поднималась страна
И на фронт уходили поротно,
Кумачовые звезды
На полотнах знамён унося.

6-й ученик:

От бескрайней равнины сибирской
До полесских лесов и болот
Поднимался народ богатырский,
Наш великий советский народ.
Выходил он свободный и правый,
Отвечая войной на войну,
Постоять за родную державу,
За могучую нашу страну.

Ведущий: Страшная, смертельная опасность
нависла над нашей Родиной, но не было народа,
который бы не встал на защиту своей Отчизны. Во
всех городах и населенных пунктах началась
мобилизация мужчин и формирование воинских
частей. Вместе со всем народом на защиту Родины
встали и жители нашей Астраханской области. С
утра 23 июня 1941 года в нашем крае началась
мобилизация. Во все военкоматы хлынул поток
заявлений с просьбой добровольно зачислить в
Красную Армию. Заявления подавали астраханцы
различных национальностей, пола, возраста и
профессий.

7-й ученик: Находясь на стыке водных и
железнодорожных путей, являясь воротами на
Кавказ и Среднюю Азию, Астрахань в период войны
имела большое стратегическое значение. Здесь
проходила перегрузка хлеба, хлопка, перекачка
нефти и других важных грузов с морских судов,
идущих с Каспия, на речные, направляющиеся вверх
по Волге в глубь страны.

8-й ученик: Командование германских войск
стремилось захватить устье Волги. Для этого был
разработан план под названием «Фишрейтер», что
в переводе означает «Серая цапля». Он
предусматривал прорыв по дороге Элиста — Яшкуль
- Хулхута — Красный Худук к Астрахани и захват
ее. Другая группа должна была прорваться в район
Юсты, а затем выйти к Волге у Енотаевки и
захватить переправу. Для обороны Астрахани
формируется 28-я армия под командованием
генерал-лейтенанта В. Герасименко, членом
Военного совета армии назначается генерал-майор
А. Мельников. В конце ноября 1942 г. части 28-й армии
совместно с частями Сталинградского фронта
провели мощное наступление. В конце декабря 1942
года была освобождена столица Калмыкии — Элиста.
После освобождения Элисты астраханское
направление было ликвидировано, 28-я армия вошла в
состав Сталинградского фронта.

9-й ученик: За мужество и героизм многие воины
28-ой армии были награждены орденами и медалями.
Вот имена некоторых из них.

10-й ученик: Иван Яковлевич Зиновьев. Он совершил
свой подвиг в боях под Халхутой. Когда позиции
его роты стали атаковать танки и автоматчики
противника, Зиновьев выдвинул вперед стрелковый
пулемет и стал уничтожать врага. Гранатами он
сумел подбить два танка. Немцам удалось окружить
его, когда он был тяжело ранен и потерял сознание,
и взять его в плен. Они прибили его гвоздями к
столбу, подняли над окопами, облили бензином и
подожгли. Увидев это, наши бойцы ринулись в атаку
и выбили гитлеровцев с их позиций.

1-й ученик: Наталья Качуевская. В боях под
Халхутой санинструктор Наталья Качуевская
вынесла более 20 раненых. Когда враг предпринимал
новые атаки, она сама брала в руки автомат. После
удара немецкой артиллерии в окопе вместе с
Качуевской осталось всего 9 гвардейцев. Увидев
ползущего раненого бойца, Наташа бросилась к
нему навстречу. Немецкие автоматчики открыли
огонь, и девушка вступила с ними в бой. Она убила
несколько фашистов, но и сама была ранена. Когда
враги приблизились, Наташа подорвала гранаты.
Немцы были уничтожены, но и Наташу смертельно
ранило. Ей было посмертно присвоено звание Героя
Советского Союза.

2-й ученик: Всеволод Александрович Ширяев.
Героический подвиг Николая

Гастелло повторил под Хулхутой 4 сентября 1942
года гвардии капитан Ширяев. Когда наши войска
перешли в наступление, авиаэскадрилья под
командованием Ширяева получила задание
уничтожить на дорогах резервы, которые подтянул
противник. Капитан Ширяев первым пошел на
бомбежку. Сделав два захода, он был подбит. Ширяев
мог выброситься из кабины с парашютом, но не
сделал этого. Он продолжал вести машину вперед.
Когда самолет был полностью охвачен огнем,
Ширяев отделился от группы своих самолетов и
направил машину на скопление танков и пехоты
противника. Посмертно ему было присвоено звание
Героя Советского Союза.

3-й ученик: Шакро Хиталашвили. Высокое звание
Героя Советского Союза был удостоен гвардии
лейтенант Хиталашнили за подвиг на аэродроме у
Яшкуля. Он уничтожил 7 вражеских самолетов.

4-й ученик: Астраханцы чтят память героев 28-ой
армии, которая прошла с боями по дорогам
Советского Союза и Восточной Европы.

Звучит второй куплет песни «Нам нужна одна
победа».


Лишь только бой угас,
Звучит другой приказ.
И почтальон сойдет с ума,
Разыскивая нас.

Взлетает красная ракета,
Бьет пулемет, неутомим.
И, значит, нам нужна одна победа,
Одна на всех. Мы за ценой не постоим.

5-й ученик: Наши астраханцы отважно сражались на
фронтах Великой
Отечественной войны. Защитниками Брестской
крепости были астраханцы — М. Вороненко, И.
Мельников, В. Александров, А. Кузьмин.

6-й ученик: Летчик-астраханец Степан Здоровцев
одним из первых в июле
1941 года таранил вражеский самолет, за что был
удостоен звания Героя Советского Союза.

7-й ученик: Под Москвой сражались наши земляки:
командир орудия Тихомиров, уничтоживший 7 немецких
танков; разведчики Столбов, Измайлов, пулеметчик
Васякин и многие другие.



8-й ученик: Под Сталинградом сражались
Пантелеймонов( награжден орденом Красного
Знамени), житель села Красный Яр танкист Смирнов
(посмертно присвоено звание Героя Советского
Союза), наши земляки Куранов Николай Николаевич и
Нсанбаев Куспан Жалмуханович.

9-й ученик: Сообщение о Куранове Николае
Николаевиче.

10-й ученик: Сообщение о Нсанбаеве Куспане
Жалмухановиче.

1-й ученик: За героические подвиги в боях с
фашистами свыше 60 астраханцев удостоены звания
Героя Советского Союза, многие сотни — награждены
орденами и медалями Союза ССР.

Ведущий: Свою лепту в разгром фашистской
Германии внесли и наши односельчане. 62 человека
были призваны на фронты Великой Отечественной,
вернулись живыми только 24. Остальные погибли,
защищая нашу Родину. Но 63-й день Победы никто из
них, к сожалению, не встретит.

2-й ученик: В это грозное для страны время встали
в строй на защиту Родины люди самой мирной
профессии — учителя. Среди них и наши учителя -
Мельникова Надежда Ивановна и Турченко Семен
Васильевич.

3-й ученик: Турченко Семен Васильевич родился в
селе Забузан в 1924 году. После окончания 7 классов
поступил в ФЗО в городе Ростове. Когда он
учился, началась война. Семен Васильевич в 1942
году добровольцем ушел на фронт. Полк, в котором
он воевал, прорывал блокаду Ленинграда. После
тяжелого ранения был демобилизован в марте 1945
года. Награжден медалями «За оборону
Ленинграда», «За победу над Германией». После
войны работал сначала киномехаником, затем,
окончив педучилище и Волгоградский пединститут,
работал в нашей школе учителем технологии,
физической культуры, черчения. После ухода на
пенсию продолжал работать. За добросовестный
труд был награжден медалью «Ветеран труда»,
многими почетными грамотами. Умер в 1995 году.

Ведущий:

Неугасима память поколений
И память тех, кого мы свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.

Прошу всех встать. Почтим память погибших
минутой молчания.

Минута молчания.

Ведущий: Велик вклад в Победу и тех, кто
самоотверженно трудился в тылу — женщин,
стариков, детей. Они заменили ушедших на фронт
мужей и сыновей, отцов и братьев, трудясь на
полях, заводах, на транспорте.

4-й ученик:

Да разве об этом расскажешь-
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!…
Ты шла, затаив свое горе,
Суровым путем трудовым.
Весь фронт, что от моря до моря,
Кормила ты хлебом своим.
В холодные зимы, метели,
У той, у далекой черты
Солдат согревали шинели,
Что сшила заботливо ты.
Рубила, возила, копала —
да разве же все перечтешь?
А в письмах на фронт уверяла,
Что будто б отлично живешь.
Бойцы твои письма читали,
И там, на переднем краю
Они хорошо понимали
Святую неправду твою.
И воин, ушедший на битву,
И встретить готовый её,
Как клятву, читал, как молитву,
Далекое имя твоё.

5-й ученик: Из воспоминаний жителей нашего
села.

Работали много, никто никого в работе не
подгонял. Люди сами работали до потери сил, а
вечерами вязали носки, варежки — все для фронта,
для Победы! Хлеба давали по 100 грамм на рабочего
человека, а детям — ничего. Поэтому многие
ребятишки после школы, а в нашем селе была только
начальная, с пятого класса ходили в Красноярскую
школу, шли на поля помогать взрослым за ковшик
каши. Малыши помогали толочь зерно для каши.
Мальчишки — подростки работали с рыбаками. На
трудодни ничего не получали. Питались корнями, да
рыбой. В пяти километрах от нашего села в сторону
Черемухи на участке «Первенькая» был построен
военный аэродром, на случай прорыва фронта под
Сталинградом. На строительстве аэродрома
работали многие женщины нашего села, в том числе
Елена Фроловна Осминина. Но аэродром разбомбили
немецкие самолеты. Во время войны в колхозе
выращивали овощи, сеяли рис, ловили рыбу. Лидия
Ивановна Турченко работала мотористом на катере.
Членами рыболовецкого звена были женщины и
мальчишки-подростки.

Ученик: Сообщение о Шамбузовой М.

Ведущий: Сегодня у нас присутствуют гости -
люди, которым пришлось на своих плечах перенести
все тяготы войны. Им слово.

Выступление гостей.

Мы благодарим вас за рассказ.

6-й ученик:

Сквозь кровь и пот, через огонь и воду,
Сквозь дым пожарищ, через трупный смрад,
Отстаивая право на свободу,
К победе шел, Россия, твой солдат!

Звучит песня «Последний бой» (первый и третий
куплет).


Мы так давно, мы так давно не отдыхали.
Нам было просто не до отдыха с тобой.
Мы пол-Европы по-пластунски пропахали,
И завтра, завтра, наконец, последний бой.
Припев: Еще немного, еще чуть-чуть,
Последний бой — он трудный самый.
А я в Россию, домой хочу,
Я так давно не видел маму!
Последний раз сойдемся завтра в рукопашной,
Последний раз России можем послужить.
А за нее и помереть совсем не страшно,
Хоть каждый все-таки надеется дожить!

7-й ученик:

Плескалось багровое знамя,
Горели багровые звезды,
Слепая пурга накрывала багровый от крови закат,
И слышалась поступь дивизий,
Великая поступь дивизий,
Точная поступь солдат.
Навстречу раскатам ревущего грома
Мы в бой поднимались светло и сурово.
На наших знаменах начертано слово:
Победа! Победа!
Во имя Отчизны — Победа!
Во имя живущих — победа!
Во имя грядущих — победа!
Войну мы должны сокрушить.
И не было гордости выше —
Ведь, кроме желания выжить,
Есть еще мужество жить!
Навстречу раскатам ревущего грома
Мы в бой поднимались светло и сурово.
На наших знаменах начертано слово:
Победа! Победа!

Ведущий: Наш народ разгромил фашизм и спас от
него народы всего мира. Победа пришла весной 9 мая
1945 года.

Звучит песня «Майский вальс» (первый куплет).


Весна 45 года, как ждал тебя синий Дунай,
Народам Европы свободу принес жаркий солнечный
май.
На площади Вены спасенной собрался народ стар и
млад.
На старой, израненной в битвах гармони
Вальс русский играл наш солдат.

Ведущий:

Я зарастаю памятью,
Как лесом зарастает пустошь.
И птицы — память по утрам поют,
И ветер — память по ночам гудит,
Деревья — память целый день лепечут.
Но в памяти моей такая скрыта мощь,
Что возвращает образы и множит…
Шумит, не умолкая, память — дождь,
И память — снег летит и пасть не может.

Звучит песня» Журавли».


Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.
Они до сей поры, с времен тех давних
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса?

Литература:

  • Мир школьных праздников: 5-11 классы:
    Планирование воспитательной работы, сценарии
    мероприятий /Сост. Е.В. Савченко, О.Е. Жиренко. — М.:
    5 за знания, 2005. — 192 с. — (Классному руководителю)
  • Классные классные дела: Методические
    разработки воспитательных дел в классе. / Под ред.
    Е.Н. Степанова, М.А. Александрова. Вып. 2. — М.: ТЦ
    Сфера, 2006. — 192 с.
  • Сборник мероприятий ко Дню Победы, Дню
    защитника Отечества и другим патриотическим
    праздникам: сценарии торжественных линеек,
    вечеров, литературно-музыкальных композиций,
    классных часов, военно-спортивных игр. — изд. 2-е,
    испр. / авт.-сост. М.В. Видякин и др. — Волгоград:
    Учитель, 2006. — 280 с.



  • Следующий: