Внеклассное мероприятие Такая разная биология

Цели:

  • Расширение кругозора обучающегося;
  • Повышение интереса к предмету;

Задачи:

  • Создание условий для развития логического
    мышления;
  • Умение работать в группах;
  • Умение вести диалог

Знания, умения, навыки и качества, которые
актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в
ходе урока:

  • Способствовать активному использованию
    полученных ЗУНКов в нестандартной ситуации;
  • Закрепить умения решать проблемные вопросы,
    умения сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • Закрепить практические умения, коммуникативные
    способности;

Необходимое оборудование и материалы:
компьютер, видеопроектор, компьютерная
презентация (Приложение 1)

Подробный конспект урока

Мотивация учащихся

  1. получение новых знаний;
  2. развитие умений общаться, позиционировать себя
    в обществе, отстаивать собственное мнение;


Ход и содержание урока

Правила игры.

  • Играют три команды.
  • Правила сходны с правилами телепередачи “Своя
    игра”.
  • Право первого хода разыгрывается жребием.
  • Правильный ответ оценивается суммой баллов,
    назначенной за вопрос.
  • При неправильном ответе – право хода
    передается соперникам.

Дополнения к игре.

  • Счастливый случай” – команда получает
    удвоенное число баллов за данный вопрос; если
    ответ неверный – баллы не снимаются.
  • Своя игра” – команда имеет право
    увеличить или уменьшить число баллов за данный
    вопрос.
  • Вопрос-аукцион – одна команда может
    перекупить вопрос у другой.
  • Кот в мешке” – вопрос надо отдать другой
    команде.
  • Вопрос-аукцион – одна команда может
    перекупить вопрос у другой.
  • Кот в мешке” – вопрос надо отдать другой
    команде.
  • Ва-банк” – вопрос перебивается только ва-
    банком.
  • Заключительный раунд. Из предложенных 7 тем
    путем вычеркивания остается одна. Команда делает
    ставку на определенное число баллов.
    Зачитывается вопрос, ответ участники команды
    записывают на листах. По окончанию времени (1
    минута) ответы зачитываются вслух. Побеждает
    команда, набравшая большее количество баллов.

Помощники ведущего:

  • Таймер” – следит за временем;
  • Компьютер” – подсчитывает баллы каждой
    команды.

Первый раунд. Тема “Биологические
омонимы”.

10. Не только единица скорости морских судов, но
и участок стебля.(узел)
20. Не только круг вальса или этап состязания, но и
горный кавказский козел.(тур)
30. Не только сторона грани многогранника, но и
кость грудной клетки.(ребро)
40. Кот в мешке. Не только начальный отдел
желудка коровы, но и след от листа на побеге
растения.(рубец)
50. Не только специалистка по пошиву одежды, но и
птица, “шьющая” гнездо из листьев.(портниха)

Первый раунд. Тема “Одно имя на двоих”.

10. И птица семейства тетеревиных, и луковичное
растение семейства лилейных.(рябчик)
20. Так называют и гриб, и жука.(навозник)
30. Вопрос-аукцион. Драгоценный камень
темно-красного цвета и южное дерево с круглыми
зернистыми темно-красными плодами.(гранат)
40. Трава семейства бобовых и небольшая птица
семейства вьюрковых.(чечевица)
50. Трава семейства настурциевых и цепкохвостая
обезьяна.(капуцин)

Первый раунд. Тема “Шуточная биология”.

10. Как зовут старшую сестру кабачка и
патиссона?(тыква)
20. У кого больше ног: у пяти осьминогов или у
четырех кальмаров?(одинаково, 40)
30. На каком базаре самый большой шум?(на птичьем)
40. Счастливый случай. Не зверь, не птица, а
век свой в клетке томится.(сердце)
50. Название какой вредной бабочки все время
твердят на уроках химии?(моль)

Первый раунд. Тема “Биологическая
мозаика”.

10. Каких живых существ К. Линней отнес к классу
“хаоса”?(бактерии)
20. Название какой болезни произошло от
латинского глагола “душить”?(ангина)
30. Ва-банк. Назовите “отца генетики”,
провалившегося на экзаменах в Венский
университет из-за весьма слабых познаний в
зоологии.(Грегор Мендель)
40. Что И. П. Павлов назвал “изумительной пищей,
приготовленной самой природой”?(молоко)
50. Служитель зоопарка в американском г. Брюнксе
повесил на вольере обыкновенное зеркало и сделал
надпись. Что она гласит?(“Вы смотрите на самого
опасного зверя на Земле и т.д.)

Первый раунд. Тема “Фольклорная
биология”.

10. Если человек умный, то это у него достигает 28
вершков в высоту. Что это?(лоб. Семи пядей во лбу)
20. Какое животное пробегает между поссорившимися
людьми? (кошка)
30. Следует ли обижаться, если немец пожелает вам
сломать шею и ногу? (нет, это пожелание ни пуха, ни
пера)
40. Японцы говорят: что одной руке не под силу,
двумя легко сделать. А о каких органах человека в
этом случае говорим мы? (одна голова хорошо, а две
лучше)
50. Своя игра. Французы, говоря об отменном
здоровье, вспомнят “лилию с розой”. А что в этом
случае упомянут русские? (кровь с молоком)

Второй раунд. Тема “Биология и география”

20. В какой стран высшая награда – Орден
Хризантемы. (Япония)
40. Назовите самое большое сооружение, созданное
морскими животными. (Большой Барьерный риф)
60. Какую липучую траву с большими листьями
привезли во Францию из России в 1814 году? Французы
долго звали ее “русской заразой”. (лопух, или
репейник)
80. Кот в мешке. Где на земном шаре грибы
бывают выше окружающих деревьев? (в тундре)
100. Какой американский город называют “столицей
летучих мышей”? (Остин – столица штата Техас.
Здесь живут около 750 тысяч летучих мышей)

Второй раунд. Тема “Чемпионы
растительного мира”.

20. Назовите самую быстрорастущую траву. (бамбук)
40. Назовите самое крупное водоплавающее
растение. (водяная лилия Амазонки)
60. Вопрос-аукцион. Какое растение
считается самым маленьким на свете. (ряска)
80. Какое дерево в средней полосе нашей страны
цветет самым последним в году? (липа)
100. Какое растение самым первым побывало в
космосе, расцвело там и дало семена при
отсутствии гравитации. (Арабидопсис)

Второй раунд. Тема “Биолог-грамотей”.

20. Какого рода кольраби? (с т.з. Грамматики –
женского рода, с т.з. биологии – род Капуста)
40. Какая профессия у человека, который
утверждает, что слова “нарвал”, “марал”, “гну”
и “рой” являются не глаголами, а
существительными? (биолог, т.к. нарвал – дельфин,
марал – олень, гну – антилопа, рой – пчеелиная
семья))
60. Правильно ли написал ученик, что “косатка –
это деревенская ласточка”? (нет. Это название
дельфина, ласточка – касатка)
80. Ва-банк. Какой вариант названия
растения правильный: беладонна, белладона,
белладонна, беладона? (белладонна)
100. У гаги ценный пух. А каким прилагательным
правильно назвать этот пух? (гагачий пух)

Второй раунд. Тема “Какой породы была
собака?”.

20. Какой породы была собака в рассказе И.
Тургенева “Муму”? (испанская порода)
40. Своя игра. Какую породу служебных собак
называют водолазом ? (ньюфаундленд)
60. Какой породы была собака в повести Д. Лондона
“Белый клык”? (смесь волка с собакой)
80. Какой породы была собака в повести Д. Джерома
“Трое в лодке, не считая собаки”? (фокстерьер)
100. Какой породы была собака в повести А. Конан
Дойла “Собака Баскервилей”? (скорее всего
мастифф, но не чистокровный)

Второй раунд. Тема “Биомузыка”.

20. Именем какой птицы назван известный романс А.
А. Алябьева на стихи А. А Дельвига? (соловей)
40. В какой песне поется о розовой козе с желтою
полосой? (волшебник-недоучка)
60. Счастливый случай. Какой французский
композитор создал фантазию для
инструментального ансамбля “Карнавал
животных”? (Камиль Сен-Санс)
80. “Мохнатый шмель на душистый хмель…” Музыка А.
Петрова, а чьи слова? (Редьярд Киплинг “За
цыганской звездой”)
100. Рассказывают, что итальянские скрипачи в 18
веке в футлярах своих скрипок держали жаб, а
перед концертом их вынимали и гладили. Для чего
они это делали? (чтобы руки не потели во время
игры)

Третий раунд. Тема “Животный мир”.

50. Кот в мешке. Назовите боевое животное
Древнего Карфагена? (слон)
100. Кого древние греки называли “речной
лошадью”? (гиппопотам)
150. У каких рыб кожа такая шершавая, что из нее
можно делать напильники? (акулы)
200. У каких “благородных” животных голубая
кровь? (головоногие моллюски)
250. Какому животному посвятил свою последнюю
монографию Чарльз Дарвин? (дождевому червю)

Третий раунд. Тема “Растительный мир”.

50. Из какого дерева сделаны спички? (осина)
100. Какой фрукт из-за зеленой пупырчатой шкурки
испанцы прозвали “аллигаторовой грушей”?
(авокадо)
150. Как называется раздел ботаники, изучающий
водоросли? (альгология)
200. Своя игра. Судя по названию, это
растение ядовито для животных. А вот люди его
считают лекарственным и лечат самые разные
недуги. Назовите растение. (зверобой)
250. Древние славяне считали, что на этом дереве
растут молодильные яблочки. Что это за дерево?
(дуб)

Третий раунд. Тема “Биология в древних
мифах”.

50. Назовите птицу Афины, богини мудрости. (сова)
100. Мифическая овечья шкура, за которой герои
совершили путешествие в Колхиду, – это… (руно)
150. В кого была превращена Арахна, царская дочь из
Колофона? Так наказала ее Афина за то, что она
дерзнула вызвать на соревнование саму богиню
рукоделий? (паука)
200. Какой цветок, согласно легенде, вырос на крови
прикованного к скале Прометея? (эдельвейс)
250. Ва-банк. В какие цветы Зевс превратил
любопытных людей, которые подглядывали из-за
кустов за богиней Афродитой во время купания.
(анютины глазки)

Третий раунд. Тема “Литературная
биология”.

50. Какие литературные жанры просто немыслимы
без животных и растений? (басни, сказки)
100. Какой литературный герой использовал свое
сердце как осветительный прибор? (Данко)
150. Вопрос-аукцион. За описанную им птицу
он получил Нобелевскую премию не по биологии, а
по литературе. Назовите его имя и произведение.
(Морис Метерлинк “ Синяя птица”)
200. Во время пребывания в Одессе А.С.Пушкин был
послан графом Орловым собирать сведения об этих
насекомых. Что это за насекомые? (саранча)
250. Назовите птицу, из-под пера которой вышло
множество литературных шедевров. (гусь)

Третий раунд. Тема “Чемпионы животного
мира”.

50. Какой из китов самый большой? (синий кит)
100. Назовите самую большую лягушку в мире. (голиаф)
150. У кого в животном мире самая непостоянная
форма тела? (амеба)
200. Какая наша птица может летать быстрее и дольше
всех – три года без остановки? (стриж)
250. Счастливый случай. Назовите самый
большой и тяжелый орган человеческого тела (кожа)

Заключительный раунд. “Своя игра”.

  • Недостающее звено. Канн – “Золотая
    пальмовая ветвь”, Берлин – “Золотой медведь”,
    Венеция – …(“Золотой лев”)
  • Живые барометры. Если зацвели цветы черемухи, то
    надо ждать …(к похолоданию)
  • Животный мир. Какая необычная рыба
    встречается только в озере Байкал и чем она
    примечательна? (голомянка)
  • Загадки.

    Он – богатство и краса Земли.
    Больше его – больше снега,
    Больше снега – больше хлеба.
    Он от ветра защищает, урожаю помогает.
    Много его – не губи, мало его-
    береги, нет его – посади.
    Волков бояться – в него не ходить.
    Чем дальше в него, тем больше дров.
    Кто он? (Лес.)

  • Биология и астрология. Что составляют
    четыре зверя, одно ракообразное, один прибор,
    одна женщина, четверо мужчин и несколько рыб?
    (зодиак)
  • Человек. Какой великий художник создал
    превосходные анатомические рисунки костей, мышц
    и других частей тела? (Леонардо да Винчи)
  • Пословицы. Потерялся в небольшом количестве
    хвойных вечнозеленых деревьев. Напишите
    известную пословицу. (заблудился в трех соснах)

Проверка и оценивание ЗУНКов
Устный опрос по типу “мозговой штурм”
Рефлексия деятельности на уроке
Подведение итогов игры

Варианты:

  1. фишки для оценивания
  2. фигурки разного цвета на положительные и
    отрицательные эмоции
  • красный цвет – не понравилось, остались
    недовольны
  • зеленый цвет – очень понравилось
  • желтый цвет – понравилось, но есть замечания (не
    все понравилось)

Домашнее задание

Подобрать новые вопросы в копилку игр
Дополнительная необходимая информация

Следующий: