Внеклассное мероприятие Судьбы, опаленные войной. 7-й класс


Цели:

дать представление о судьбах, лишенных счастливой жизни, о
стремлении советского народа приобрести свободу для будущего поколения любой
ценой; показать значимую роль поэзии того времени в жизни русского солдата;
способствовать формированию уважения к своей истории, к героям Великой
Отечественной войны.

Ход урока

Играет “Школьный вальс”.

Презентация.
(Слайд 1)

Учитель.

22 июня 1941 год. Ясная теплая летняя пора. (Слайд 2) Все
радуются лету, солнцу. Дети рыбачат, купаются, катаются на каруселях. (Слайд
3)
Выпускники прощаются со школой. (Слайд 4) У них начинается
самостоятельная жизнь.

Ночь. Звездное небо. Теплый ветерок. Все это нарушает следующее известие.

(Слайд 5)

Звучит голос Левитана на слайде.

(Слайд 6) Звучит песня “Священная война”.

Учитель.

В 1941 году 22 июня началась самая страшная война в истории
человечества. Она длилась 1418 дней. 4 года шла война – это 34 тысячи часов и
более 20 миллионов погибших людей! Дни, полные боли, горя, потери.

Многие ребята, которым было 18, которые только начинали жизнь, не
догадывались, что их история скоро закончится. Они были вынуждены стоять в
отрядах Красной Армии. Среди ребят, которые решили помочь нашим солдатам, были и
те, кому только стукнуло 12, 13, 14… Для них закончилось счастливая
безмятежная пора – детство. Началась борьба с фашисткой армией. Сколько слез
предстояло пролить.

Сколько испорченных судеб принесла эта война… Концлагеря, бомбежки, сражения,
голод, холод.

Весь этот ужас нельзя забыть. Мы обязаны помнить, какой ценой наши деды и
бабушки завоевали голубое мирное небо над нашей головой! С каждым днем
становится все меньше ветеранов, в некоторых странах забыли их победы. Это
несправедливо. Ведь ужасы войны позабыть нельзя!

1-й ученик.

Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война,
Ведь эта память – наша совесть!
Она, как сила, нам нужна.

2-й ученик

Он защитил тебя на поле боя,
Упал, ни шагу не ступив назад,
И имя есть у этого героя –
Великой Армии простой солдат.

(Слайд 7)

3-й ученик

. Люди умирали. Умирали и на полях сражения. Умирали в
госпиталях. А еще умирали не только военные люди, но и простые мирные. Немцы
сжигали целые семьи, деревни. Всех жителей села или деревни собирали в один
большой сарай, закрывали двери, обливали сарай бензином и поджигали. Там сгорали
живыми Старики, которые не могли уже идти на войну, женщины, и даже дети всех
возрастов. Другие деревни они полностью расстреливали, а дома сжигали. Фашисты
не щадили никого.

Война изменила жизнь всех людей. Юные, еще не повзрослевшие мальчики и
девочки уходила на фронт защищать свою страну, Родину. Те, которые остались,
были вынуждены осваивать тяжелую технику, чтоб работать на полях, станки на
заводах. Тяжелая доля детей войны. Боль, холод, голод, утраты…

На классных часах мы говорили о них. Многие из этих юных героев награждены
посмертно. Вспомним их.

Богданова Надя

(Слайд 8), Дубинин Володя (Слайд 9),
Марат Казей
(Слайд 10).

Рассказывают обучающиеся, которые самостоятельно нашли историю жизни и
подвигов детей-героев.

Учитель. Награждены орденами и медалями за отвагу и мужество много
пионеров-героев. А сколько еще юных ребят, которым не были присуждены награды.
Они должны жить в наших сердцах. (Слайд 11)

Ученик

(стихотворение Роберта Рождественского).

Разве для смерти рождаются дети,
Родина?
Разве хотела ты нашей смерти,
Родина?
Пламя ударило в небо – ты помнишь,
Родина?
Тихо сказала: “Вставайте на помощь…”
Родина.



Учитель.

Люди не могут привыкнуть к смерти, к голоду, к потере близких
людей, к тревоге за судьбу своих детей и своей страны. Эти чувства сохраняет и
передает прежде всего поэзия и музыка. (Слайд12)

Ученик

(стихотворение Вл. Высоцкого).

Братские могилы.

На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают,
К ним кто-то приносит букеты цветов,
И Вечный огонь зажигают.

Здесь раньше вставала земля на дыбы,
А нынче – гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы –
Все судьбы в единую слиты.

А в Вечном огне виден вспыхнувший танк,
Горящие русские хаты,
Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,
Горящее сердце солдата.

У братских могил нет заплаканных вдов –
Сюда ходят люди покрепче.
На братских могилах не ставят крестов,
Но разве от этого легче?

Учитель

. Читая рассказы, повести, стихотворения о войне ’45 года,
окунаешься в то нелегкое время. Писатели, поэты, пропустив через себя все эти
испытания, окунает нас в это время. Константин Симонов (1915–1979) – поэт,
который прошел всю войну, хорошо ее знает. Его стихотворение “Ты помнишь, Алеша,
дороги Смоленщины…”, которое посвятил поэту А.Суркову, стало очень популярным и
любим народом.(Слайд 13)

Ученик читает стихотворение.

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,

Как слезы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали: – Господь вас спаси! –
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.

Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась,

Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в бога не верящих внуков своих.

Ты знаешь, наверное, все-таки Родина –
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.

Не знаю, как ты, а меня с деревенскою
Дорожной тоской от села до села,
Со вдовьей слезою и с песнею женскою
Впервые война на проселках свела.

Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,
По мертвому плачущий девичий крик,
Седая старуха в салопчике плисовом,
Весь в белом, как на смерть одетый, старик.

Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?
Но, горе поняв своим бабьим чутьем,
Ты помнишь, старуха сказала:– Родимые,
Покуда идите, мы вас подождем.

“Мы вас подождем!” – говорили нам пажити.
“Мы вас подождем!” – говорили леса.
Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,
Что следом за мной их идут голоса.

По русским обычаям, только пожарища
На русской земле раскидав позади,
На наших глазах умирали товарищи,
По-русски рубаху рванув на груди.

Нас пули с тобою пока еще милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я все-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился,

За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла.

1941.

Ученик.

Дух русского солдата не сломить. В тяжелые минуты он вспоминал
Родину, своих близких, стихи и песни. В 1941 году. друг К Симонова, поэт А.
Сурков пишет стихотворение “Землянка”, а в 1942 году композитор Константин
Листов пишет музыку. Эта песня жила и живет в сердцах солдат Великой войны.
Прослушайте песню и посмотрите слайды, созданные к этой песне ученицей……(Ученик
готовит презентацию к песне)

Слайды.

– Ребята, о чем эта песня?
– А как вы думаете, легко или тяжело писать о войне? Почему?
– Ребята, послушайте стихотворение С.Орлова “Его зарыли в шар земной”.

Ученик.

(Слайд 14)

Чтение наизусть стихотворения С.С. Орлова.(1921–1977) “Его зарыли в шар
земной”.

Учитель.

Это стихотворение посвящено простому солдату, вынесшему все
тяготы войны.

Учитель

. Как и во всех войнах за независимость, которые вела Россия,
большой вклад в Победу внесла Башкирия. Из Башкирской АССР на фронты Великой
Отечественной войны ушло более 700 тысяч человек, около 300 тысяч из них
погибли. За храбрость и отвагу 278 воинам из Башкирии присвоено звание Героя
Советского Союза, а 35 бойцов стали полными кавалерами ордена Славы. Александр
Матросов, Михаил Криворотов, Закир Асфандияров, Муса Гареев и это еще не все
герои, которые приближали день победы. (Слайд 15, 1 щелчок)

Мы обязаны помнить эти фамилии, их подвиг.



Ученик.

Алексей Шевченко
Минута молчанья – и слов не найти…
Минута молчанья – из самой груди,
Из самого сердца сорвется – не крик,
Молчанье повиснет… Минута… Лишь миг…

А память, прорвавшись сквозь стены камней,
Опять унесется в один из тех дней,
Когда на осколки рвалась тишина,
Когда громыхала по миру война.

Давила, стреляла, взрывала и жгла,
Беду в треугольничках белых несла.
Кто без вести канул, а кто-то убит…
И в братской могиле теперь он лежит.

Серые камни – словно скала.
Молитвы печальные слышу слова –
О том, что теперь ждет их вечный покой,
И буквы стальные я глажу рукой.

И камень холодный, бездушный, немой –
Он вдруг оживает незримой волной,
Биения сотен и сотен сердец…
Он был чей-то сын… или чей-то отец…

Закружатся листья средь алых знамен,
Закружатся буквы в кружении имен…
А в небе бездонном кружат журавли,
И клин их растает, курлыча, вдали…

Минута молчанья – ведь слов не найти.
Минута молчанья – как выбор пути…
Тяжелые камни – на них имена.
Пока о них помним – жива ты страна…

Давайте почтим минутой молчания всех тех, кто сражался и ценой жизни добился
нам мирного неба над головой. (Слайд 15, 2 щелчок)

Минута молчания

Учитель. Каждый год в мае мы празднуем день Победы. Ветеранов с каждым
годом годом все меньше. Мы обязаны их жизнь сделать светлой. Мы обязаны помнить
боль, горе, лишения. Война– это смерть. Мы хотим жить в мире! (Слайд 16)



Ученик.

Помните!
Через века, через года –
Помните!
О тех,
Кто уже не придет никогда –
Помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
Горькие стоны
Памяти павших
Будьте достойны!

Учитель

Ребята, таким образом, мы с вами вспомнили судьбы, опаленные
войной. Дань почтения ветераном мы должны отдавать не только 9 мая, но и каждый
день. Мы должны быть их достойны!

Фильм — внеклассное мероприятие по литературе можно получить у автора статьи.




Следующий: