Внеклассное мероприятие Романса свежее дыханье

И в ватине витали мысли
О том, чего не мог сказать,
И облака на небе висли,
Разлив вечерню благодать.

И как сроднились ощущенья
С вокруг стоящей тишиной,
И в час любви, и в час сомнений
Уносят чувства в мир иной,

Туда, где ночью до зари,
В кругу танцуют юны девы,
Роняя яркие огни,
Осветив сказочные древа:

В том мире нет забот, тревог,
Где мир спасётся красотой,
Поэт, где умереть бы мог,
У ног единственной и Той..

Жизнь-пламя разума поэта,
Куёт металл он, как Гефест,
Как клятву верности-обета,
Несёт в пути тяжёлый крест.

Томленью боле неподвластен,
Он лёгкой тенью вспарит ввысь,
Суда людского в день ненастен,
Поэт, ты боле не страшись.

Там впереди маячит Свет
На крыльях падающей бездны,
Теперь назад дороги нет,
А только в эту тьму беззвездну…

Знакомые звуки, чудесные звуки!
О, сколько вам силы дано!
Прошедшее счастье, прошедшие муки,
И радость свиданья, и слёзы разлуки…
Вам всё воскресить суждено.

1 ведущий.Добрый вечер, дорогие друзья.
Мы благодарны всем присутствующим за то, что вы
пришли на этот вечер. И нам, организаторам этой
встречи, очень хочется, чтобы на сегодняшнем
празднике, забыв обо всех своих заботах,
огорчениях, неудачах, душа Ваша расслабилась,
чтобы пришло к вам успокоение, чтобы вечер принёс
ощущение радости, чтобы у вас остались светлые и
приятные воспоминания.

Итак, начинаем наш вечер «Романса свежее
дыханье…»

2 ведущий. Трудно встретить человека,
который бы ничего не знал о романсе. В
музыкальном словаре дано такое определение
этого музыкального произведения: «Романс — это
произведение для голоса с инструментальным
сопровождением, чаще всего фортепианным».
Небольшое вокальное произведение, объединяющее
два целительных потока — поэзию и музыку,
рассказывают нам о чувствах человека, о его
любви, радости, счастье, о ревности и печали.
Романс воспевает красоту природы, доверительным
тоном печалится о прошлом, ворошит страницы
истории, заглядывает в будущее. Романс… Он полон
очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда
приятна и желанна.

1 ведущий. Судьба русского романса
была непростой. Своим появлением на свет он
обязан солнечной Испании. Благодаря творчеству
странствующих поэтов-певцов в 18-19 веках возник, а
затем и утвердился новый песенный жанр. Песни
певцов — трубадуров исполнялись на родном
романском языке. Отсюда и пошло название
«романса». В романсе есть всё, что близко и
понятно каждому человеку:

Они уносят дух — властительные звуки!
В них упоение мучительных страстей,
В них голос плачущей разлуки,
В них радость юности моей!
Взволнованное сердце замирает,
Но я тоски не властен утолить:
Душа безумная томится и желает
И петь, и плакать, и любить.

2 ведущий. Во второй половине 19 века
жанр разветвился на две ветви: бытовой романс и
классический. Бытовой или его ещё называют
городской — авторское произведение. Исполняли
его при домашнем музицировании в различных слоях
общества. Самые известные композиторы бытового
романса А.А. А лябьев, А.Е. Варламов, А.Л. Гурилёв,
П.П. Булахов. Классический или салонный романс
создавался признанными композиторами на стихи
известного поэта. Основоположниками
«высокого» известного романса являются М.И.
Глинка, А.П. Бородин, А.С. Даргомыжский, М.П.
Мусоргский. Авторами этого направления в
основном были дворяне, имевшие возможность
получить образование в привилегированных
учебных заведениях. В Россию романс пришёл в 18
веке. Первые русские романсы сочинялись на
французском языке.

В России обозначились два музыкальных центра -
в Петербурге и в Москве. Москва в отличие от
официального и чиновничьего Петербурга, где
судьбы искусства во многом зависели от
требований царского двора и аристократических
кругов, была демократичнее, лояльнее, терпимее к
различным художественным исканиям. Даже такой
композитор, как П.И. Чайковский, перебравшись
после окончания Петербургской консерватории в
1866 году в Москву, спустя некоторое время писал
Балакиреву: » Воображаю себе, сколько бы у меня
испортилось крови, если бы я жил теперь в вашем
отвратительном болоте. Нет! С каждым днём
убеждаюсь, что жить спокойно можно только в
Москве…»

1 ведущий. Москве проводились народные
гулянья с хороводами, песнями, играми. Московские
трактиры славились не только обедами, но и
песенниками, среди которых были известные
народные исполнители, например, Осип Кольцов,
певший с хором в трактире. Бытовая музыка, тесно
связанная с русской народной песенностью,
звучала в Москве широко и привольно. Поэтому
неудивительно, что именно в Москве нашёл
прибежище русский бытовой романс, ярчайшим
представителем которого во второй половине 19
века стал композитор и певец Пётр Петрович
Булахов. Жизнь талантливого русского
композитора, написавшего много прекрасных
романсов, была трудной. Он болел. Очень нуждался.
Булахова из милости приютил в своей московской
усадьбе Кусково граф Шереметьев. И несмотря на
это, композитор создаёт подлинные шедевры
музыки, которые звучат и сейчас. Необыкновенной
выразительностью наполнена одна из лучших его
элегий «Не пробуждай воспоминаний». Здесь
поёт каждый звук, каждое слово, здесь глубокие,
искренние чувства, простота и естественность в
выражении печали.

«Не пробуждай воспоминаний» Сл. Н.Н.
Музыка П.П. Булахова

2 ведущий. Песенное творчество
середины 18 и 19 века в России, дошедшее до наших
дней, представлено главным образом анонимными
авторами. Народ в подавляющем большинстве был
неграмотным, поэтому придуманная кем-то мелодия,
несущая его дух, отражающая его чаяния и
настроения, подхватывалась другими и
становилась, таким образом, достоянием всех, т.е.
становилась народной. Передаваясь изустно,
песенно — романсовое наследие не было застывшим:
менялись слова, варьировалась мелодия. Шли годы,
появились люди, которые по зову сердца пытались
собрать, скрупулёзно отобрать и записать,
перенося что-то своё.

Часто издавая ноты, имена авторов не
указывались, если этого не требовал автор.
Неизвестными остались создатели таких романсов
как: «Я встретил вас», «Клён ты мой
опавший», «О бедном гусаре»,
«Очаровательные глазки», «Тёмно-вишнёвая
шаль».

3 ведущий. Большим вкладом в развитие
романса послужило творчество Алексея
Васильевича Кольцова, яркого самородка из гущи
русского народа, современника А. С. Пушкина.
Судьба поэта — яркий пример обездоленной
талантливости, непонятной, непризнанной своим
кругом, близкими людьми. «Между своими
братьями, — с горечью писал Кольцов, — я чучело. Я
думал, что ничего несчастнее в свете нет, как
судьба бедняка». Невозможность вырваться из
удушливой атмосферы тупого невежества, убогого
мещанства подкосила неокрепшие силы Кольцова.
Едва перешагнув тридцатилетний возраст, он
скончался от чахотки.

Кольцовская поэзия с её грустью, тоской, жаждой
счастья, пониманием несбыточности светлых
надежд была особенно близка Александру Львовичу
Гурилёву. И это неслучайно. Гурилёву довелось
испытать на себе всю горечь судьбы крепостного
музыканта в оркестре, принадлежавшем графу В.Г.
Орлову. Отец его, Лев Степанович, возглавлял
оркестр, который, как сообщает в своих
воспоминаниях внук Орлова, …был замечательно
хорош… граф слушая из …гостиной и по окончании
пьесы делал замечания капельмейстеру Гурилёву,
отцу известного композитора. Только в 28 лет
«известный композитор» получил
«вольную» и смог посвятить себя любимому
творчеству, но нравственные силы его были
надломлены, Гурилёв умер душевнобольным.

Большой популярностью пользуется созданный на
стихи И.П. Макарова романс Гурилёва
«Однозвучно гремит колокольчик». В мелодии и
долгая дорога, и унылое поле, и однотонно
звенящий колокольчик, и безысходная печаль
одиночества. Но музыка не только навевает тоску,
она заставляет всколыхнуться забытые страсти,
напоминает о былом.

«Однозвучно гремит колокольчик».

4 ведущий. Борис Иванович Фомин
музыкально был одарённым человеком. Он потомок
М.В. Ломоносова. Родился он в семье врача. Ввиду
тогдашних исторических событий (первая мировая
война, гражданская война) он не смог получить
музыкального образования, но ему помогли талант
и упорное самообразование. Возвратившись после
окончания гражданской войны в 1921 году с фронта в
Москву, Борис Иванович увлёкся театром, сочинял
детские балеты, а затем начинает заниматься
жанром романса. Огромную известность принёс ему
сочинённый в 1924 году романс «Только раз бывает
в жизни встреча».

3 ведущий. Со второй половины 19 века
различие между профессиональным и бытовым
романсом превратилась в принципиальное
обособление. Развитие классического романса
рассматривалось как несомненный художественный
прогресс, а развитие бытового романса считалось
наивным и пустым занятием. Сочинители бытовых
романсов, не имевшие голоса в печати,
подвергались уничтожающей критике и играли роль
беззащитных мишеней. Даже композиторы, имевшие
высшее образование, но писавшие бытовые романсы,
подвергались критике. Композиторами считались
только те, кто сочинял оперы, симфонии. Эта ошибка
дорого обошлась нашей культуре. Конечно, авторы
романсов не всегда владели профессиональной
техникой, были шероховатости в самой мелодии, в
развитии, в несовместимость вступления и
заключения, но нельзя было не замечать их
огромный вклад в культуру.

Послушайте бытовой романс «Ночь светла
«. Музыка Шишкина, слова Языкова.

4 ведущий. Обращает на себя внимание
особый оттенок русского романса — задушевность,
сострадание лирическому герою, а иногда и
рассказ самого автора о собственных радостях и
муках. Считалось, что романс — это сугубо камерный
жанр, его тропка прокладывается «от сердца к
сердцу». Он обращен не к публике, а каждому в
отдельности слушателю, он был своеобразным
органом совершенствования любовных отношений.
Он выражал живые понятия каждому, исполнял его от
себя, а не от некого лирического героя. Простота и
искренность бытового романса давали возможность
слушателю почувствовать себя реальным
участником этой сцены — либо героем, либо
партнёром. Приученность к жизненной ситуации не
позволяла женщине исполнять мужской романс и
наоборот, тогда как в классическом романсе это
было нормой. Романс профессиональный тяготел к
высказыванию, то есть монологу героя, в то время
как старинный романс — к диалогу двух героев. Это
отражалось не только в музыке, в жесте певца, в
его поведении, но и на текст и на названии
романса.

Они насыщены глаголами повелительного
наклонения: «Не брани меня, родная», «Не
уходи, побудь со мной», «Не обмани».
Музыкальное произведение может содержать в себе
целый роман с главной его сценой, с
подразумеваемой предысторией и финальным
исходом.

Музыка Николая Харито, слова В. Шумского.
«Кончилось счастье»

3 ведущий. Романс — авторское
произведение. У него должен быть поэт, сочинивший
стихи и композитор, написавший к ним музыку.
Бывают случаи, когда поэт и композитор
объединяются в едином лице. Послушайте романс,
где слова и музыка написаны Вертинским.

«Ваши пальцы пахнут ладаном», посвященный
Вере Холодной.

Вертинский в своих стихах стремился показать,
что никем не понятый, одинокий человек
беззащитен перед лицом огромного безжалостного
мира. Поэтому песни Вертинского оказались впору
любому, каждый мог увидеть себя.

Старинный романс часто называли
«цыганским». В России он чаще исполнялся
цыганами, был тем не менее явлением национально
русским. Цыгане со свойственной им музыкальной
энергией и открытостью чувствовали раньше
многих других и мастерски раскрыли
неисчерпаемые возможности русского романса и
народно-песенной лирики.

Послушайте романс «Пойте, пойте мне
цыгане».

4 ведущий. В 1981 году в Московском
театре имени Ленинского комсомола с большим
успехом прошла премьера рок — оперы «Юнона и
Авось» на музыку Рыбникова. Этот спектакль
стал подлинным событием в культурной жизни
Москвы и всей страны, театр выезжал с этим
спектаклем на гастроли за рубеж. Однако выпуск
альбома был запрещён Министерством культуры
СССР. Рыбников обратился в суд и выиграл дело, что
до того времени было делом неслыханным.

Романс «Я тебя никогда не забуду»

Этот жанр до сих пор находит отклик в
творчестве бардов, певцов, композиторов.
Современные романсы Николая Петрова такие как:
«Романс о романсе» из кинофильма
«Жестокий романс», «А цыган идёт», «А
напоследок я скажу». Раймонда Паулса «Не
отрекаются любя», Макаревича «Три сестры»
и другие.

Звучит романс «Три сестры «. Слова и
музыка Макаревича.

3 ведущий. Сегодня на нашем вечере вы
услышали только маленькую капельку из того
огромного океана под названием «Романс». Он
выдержал испытание временем. Он продолжает
развиваться и сегодня. Из старинного
музыкального произведения он вновь становится
молодым, модным, любимым жанром. Романсы поются
душой. Русский романс — это живой отклик души
народа, в котором мы ищем успокоение. История
русского романса — живая история, которая вправе
рассчитывать на будущее

Следующий: