Внеклассное мероприятие Подвиг Ленинграда


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (44,07 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Мероприятие проводилось для школ района, на нём присутствовали делегации восьми ОУ. До открытия урока Памяти в зале звучали военные песни. Была воссоздана обстановка блокадного города. Зал был оформлен плакатами, портретами героев Ленинградской битвы.

Во время композиции звучали стихи Ольги Бергольц, Е. Рывина, Ю. Воронова, Л. Поповой; звучала музыка С. Рахманинова и Д. Шостоковича; были показаны фильмы «Ленинград» 1 и 2 части, «Ленинградский метроном». Перед глазами зрителей прошло большое количество фотоматериалов тех лет, отражающих подвиг города. На уроке прозвучали воспоминания блокадников, а также оценка подвига ленинградцев из различных источников тех лет.

Цель и задачи:

  • формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 г., ее защитниках и подвигах;
  • способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников;
  • воспитывать патриотические чувства, историческую память школьников, уважение к старшему поколению.

Оборудование: Мультимедийная установка; информационный стенд “Немеркнущий подвиг народа”; книжная экспозиция “Мужество останется в веках”.

Ход мероприятия

В зале звучат песни военных лет.

2 слайд Зажженная свеча, кусочек черного хлеба, обелиск «Дети блокадного Ленинграда», мелодия Рахманинова

3 слайд

1-й чтец:

Опять война,
Опять блокада,
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
«Не надо,
Не надо раны бередить».
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне.
И может показаться:
Правы
И убедительны слова,
Но даже если это правда,
Такая правда
Не права!

Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память — наша совесть.
Она,
Как сила, нам нужна…

4-6 слайды

Диктор: 27 января – день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. 900 дней, почти три года, длилась беспримерная героическая борьба жителей города на Неве с врагом и голодом. Ничто не смогло сломить их воли и мужества. Оборона Ленинграда – одна из самых героических страниц отечественной истории и одновременно самая трагическая. Вся страна в тяжелые первые два года войны знала: несмотря ни на что Ленинград держится. Это придавало уверенности в собственных силах, укрепляло веру в окончательную победу. В Ленинграде, как нигде, фронт и город, родственно соединились на все девятьсот дней. На фронт уходили пешком, а город был виден его защитниками из окопов. Они знали, за что умирают.

2-й чтец:

Я говорю с тобой под свист снарядов,
угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
страна моя, печальная страна…
Кронштадтский злой, неукротимый ветер
в мое лицо закинутое бьет.
В бомбоубежищах уснули дети,
Ночная стража встала у ворот.
Над Ленинградом – смертная угроза…
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы,
что называлось страхом и мольбой. (Ольга Берггольц).

7 слайд

Ведущий: 8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады длиной в 900 дней и ночей. Сумеет ли новое поколение оценить, понять все, что выстрадали ленинградцы, как выстояли они в эти суровые, страшные блокадные дни? 900 дней мук и слез, горестей и смертей, надежд и тревог, труда и борьбы. Сколько бедствий встает сразу за этими строками — 900 героических дней. Ни один город, ни одна крепость за всю историю существования человечества не выносила столь жестокого испытания… Гитлер решил стереть с лица земли Ленинград.

8 слайд

Ведущий: Не вышло!

9 слайд

К 25 сентября 1941 года гитлеровцы потеряли под Ленинградом 190 тысяч солдат и офицеров, 500 орудий, 750 танков и бронемашин, свыше тысячи самолетов… Измотанный в упорных боях враг стал готовиться к дальнейшей осаде.

3-й чтец:

… И листовки летели с неба
На пороги замерзших квартир:
“Будет хлеб. Вы хотите хлеба?
Будет мир. Вам не снится мир?”
Дети, плача, хлеба просили.
Нет страшнее пытки такой.
Ленинградцы ворот не открыли
И не вышли к стене городской.
Без воды, без тепла, без света
День похож на черную ночь.
Может, в мире и силы нету,
Чтобы все это превозмочь?
Умирали – и говорили:
Наши дети увидят свет!
Но ворота они не открыли,
На колени не встали, нет!
Мудрено ли, что в ратной работе
Город наш по-солдатски хорош.
Петр построил его на болоте,
Но прочнее земли не найдешь. (Е. Рывина)

Ведущий: Город подвергся страшнейшим лишениям и пыткам. Враг рассчитывал, что пробудит в ленинградцах самые низменные животные инстинкты. Он был уверен, что голодающие, мерзнущие, жаждущие люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, начнут роптать, перестанут работать, в конце концов, сами сдадут город.

10 слайд В кольце блокады Ленинграда оказалось 2 млн. 887 тыс. человек. С первых дней сентября 1941 года в Ленинграде вводятся продовольственные карточки. В городе закрываются столовые

11 слайд В связи с истекающими запасами муки продолжали снижаться нормы выдачи хлеба

В октябре начался голод. С 20 ноября 1941 года пятый раз сокращается хлебный паек: рабочие стали получать в сутки 250 г хлеба, а неработающие по 125 г хлеба в сутки. Крошечный почти невесомый ломтик:

Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.

Вскоре жертвы голода исчислялись уже тысячами. Они ложились и не вставали в темных промерзших квартирах, падали на улицах, на заводах у станков.

12 слайд Только за первую блокадную зиму голод унес в Ленинграде 252 тыс. человек.

Потеря близких отражалась острой болью в сердцах живых.

13 слайд Кадры фильма «Блокадный Ленинград»

4-й чтец:

А город был в дремучий убран иней.
Уездные сугробы, тишина…
Не отыскать в снегах трамвайных линий,
Одних полозьев жалоба слышна.
Скрипят, скрипят по Невскому полозья.
На детских санках, узеньких, смешных,
В кастрюльках воду голубую возят,
Дрова и скарб, умерших и больных.
Вот женщина ведет куда-то мужа.
Седая полумаска на лице,
В руках бидончик — это суп на ужин,
Свистят снаряды, свирепеет стужа.
Товарищи, мы в огненном кольце…
А девушка с лицом заиндевелым,
Упрямо стиснув почерневший рот,
Завернутое в одеяльце тело
На Охтинское кладбище везет.
Везет, качаясь, — к вечеру добраться б…
Глаза бесстрастно смотрят в темноту.
Скинь шапку, гражданин! Провозят Ленинградца,
Погибшего на боевом посту.
Скрипят полозья в городе, скрипят…
Как многих нам уже недосчитаться!
Но мы не плачем: правду говорят,
Что слезы вымерзли у ленинградцев.
Нет, мы не плачем. Слез для сердца мало.
Нам ненависть заплакать не дает.
Нам ненависть залогом жизни стала:
Объединяет, греет и ведет. (О. Бергольц)

Ведущий: Враг прекрасно знал, что в городе катастрофически не хватает продуктов. В этом-то и был его дьявольский замысел – погубить ленинградцев голодом. Но осуществить этот план враг до конца не смог. От малого до старого все испытывали голод, но все они трудились и жили с надеждой в победу.

14 слайд За первые месяцы блокады тысячи жителей влились в ряды народного ополчения, в партизанские отряды, направились на строительство оборонительных рубежей. Только на возведении укреплений вокруг Ленинграда работало ежедневно до 500 тысяч человек.

15 слайд Рабочие и работницы не покидали своих станков точно так же, как пулеметчики — своих пулеметов. В осажденном городе каждый человек был воином.

16 слайд В период блокады Ленинград дал фронту более 2 тысяч танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых морских орудий, 4500 полевых орудий разных калибров, 12 тысяч минометов, 212 тысяч единиц стрелкового оружия, более 7,5 миллиона артиллерийских снарядов и мин.

17-18 слайды Вмести со взрослыми на заводах трудились и дети. Одна из блокадниц вспоминала: “Я никогда не забуду, что видела на Кировском заводе. Подростки, мальчики и девочки по 12-13 лет, стояли у станков. Они заменили своих отцов и старших братьев. Этим подросткам подставляли скамейки, для того чтобы они могли работать”.

5-й чтец:

В блокадных днях
Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством
Где черта?
Нам в сорок третьем
Выдали медали.
И только в сорок пятом –
Паспорта.
(Ю. Воронов)

Ведущий: Дети в осажденном городе.

С 19 по 36 слайды (сменяя друг друга) Смотреть на голодающих детей было тяжело (а их в городе оказалось около 400 тыс.). Дети ждали хлеба. А где его взять? Матери отдавали все, что имели, только бы обменять свои вещи на хлебные карточки. Родители, лишая себя куска хлеба, поддерживали слабые детские силенки. Во время блокады работало 100 школ и в них занималось около 100 тыс. ребят. Чтобы не заморозить детей, женщины топили печки мебелью. Ведро воды, равно как и полено, становилось проблемой часто сложной, а иногда неразрешимой.

37 слайд

Ведущий: Среди орбит Земли и Юпитера есть малая планета № 2127. Уже несколько десятилетий оплывает она вокруг Солнца под именем TANYA. Так звали ленинградскую школьницу, от которой на Земле остался тонкий блокадный блокнотик — «Дневник Тани Савичевой».

— Даже когда пришла смерть, мы верили, что когда-нибудь война кончится. Таня потому и стала это записывать, что знала, что кто-то найдёт и прочтёт, — говорит Нина Савичева. Это она до войны подводила глаза тем синим карандашом – Танина старшая сестра. Оказалось, Савичевы умерли не все. Но Таня, так никогда и не ставшая взрослой, этого не узнала.

— ТАНЯ была самой младшей из 5 детей. По вечерам её клали в бельевую корзину и ставили на стол, под люстру, а семья усаживалась вокруг…

Нине Николаевне — 87. Таня умерла в 14. И я вижу, как сложно старшей сестре наскрести по сусекам памяти что-то об этой девочке… Кто тогда, накануне войны, мог думать, как бесценны минуты — даже самой короткой жизни.

38 слайд «Дневник Тани Савичевой» стал одним из доказательств обвинения на Нюрнбергском процессе. Его нашли и прочли. Отлили в граните и поместили в музеи и школьные учебники. И хочется думать, что с орбиты малой планеты TANYA всё это видно.

6-й чтец:

На берегу Невы,
В музейном зданье,
Хранится очень скромный дневничок.
Его писала Савичева Таня,
Он каждого пришедшего влечет.
Пред ним стоят сельчане, горожане,
От старца –
До наивного мальца.
И письменная сущность содержанья
Ошеломляет
Души и сердца.
Это – всем живущим в назиданье,
Чтобы каждый в суть явлений вник,
Время
Возвышает
Образ Тани
И ее доподлинный дневник

Ведущий: На одном этаже с Савичевыми жил их сосед – дядя Вася. У него была огромная библиотека. В мирное время дети приходили и брали книги почитать. Зимой 41-42-го года дядя Вася топил печку книгами из своей библиотеки. На Новый год он подарил Тане «Мифы Древней Греции». Никто не дожидался тогда полуночи, и спать легли голодными. Накануне Таня, незаметно для всех, сделала первую запись в блокноте.

«Женя умерла 28 дек. в 12.30 час. утра 1941 г.». До весны в блокнот перекочует вся семья.

— Женя была старшей сестрой, — вспоминает Нина Николаевна, единственная, кто помнит живыми каждого из Савичевых, Слова старшей сестры звучат сейчас, в Петербурге. А буквы младшей — конспектом — обжигают из блокадного Ленинграда.

«Дядя Вася умер 13 апр. 2 ч. ночь 1942 г.».

— Соседи сварили кота. И мама сказала строго: «Мы нашего Барсика резать не будем». Через неделю кот пропал: его съел кто-то другой… Суп из обоев, компот из засушенных от моли апельсиновых корок, студень из кожаных колодок. Блокадное меню. Таня, спрятав в варежку хлебные карточки, стояла в бесконечной очереди в булочную на Васильевском острове, Ей полагалось 125 грамм.

— Бабушка ослабела в январе и попросила не хоронить её сразу, а оставить в холодной комнате и получать хлеб по её карточке. «Вы не бойтесь, я тихонечко полежу».

«Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г.» Время отсчитывали ходики с еловыми шишками.



— Брат Лёка носил очки с толстенными линзами. До войны своими руками смастерил приёмник и говорил мне: «Не беспокойся, скоро ты будешь сидеть дома в кресле и видеть, что идёт в театрах по всему миру!» «Да ты шутишь!» — отмахивалась я.

«Лёка умер 17 марта в 5 час. утр. 1942 г.» — написано рукой младшей сестры.

И на эту же букву: «Дядя Лёша 10 мая в 4 ч. дня 1942».

Поздней весной, когда остались только Таня и мама, девочка выменяла на рынке лук, чтобы накормить маму, погибающую от цинги. Но та не могла уже есть…

— Мама наказала Тане, чтобы она, как останется одна, шла сначала к дворнику, потом — к дальней родственнице тёте Дусе. И после войны дочка дворника рассказывала мне, как к ним пришла Таня и её мама зашивала нашу маму в простыню…

«Осталась одна Таня» — на букву «О».

Долгие годы после войны считалось, что 12-летняя Таня, последняя из Савичевых, сгинула в блокадном Ленинграде. Но оказалось, что Савичевы умерли не все. И старшая сестра знает продолжение истории, из которой один за другим вычёркивались все герои. Это она нашла Танин дневник. Всё, что осталось от семьи, съеденной блокадой, — 41 строчка в алфавите.

— Последний раз Таню я видела в феврале 42-го. Я эвакуировалась вместе со своим заводом, на котором работала чертёжницей, но не смогла сообщить домой, и меня считали погибшей. После Победы я отправилась искать Таню. У тёти Дуси и нашла Нина вещи Савичевых и последнее известие о сестре: «Отдала в детдом. Эвакуировали в Горьковскую». Среди вещей была шкатулка с венчальными свечами со свадьбы родителей, а под ними — Нинин блокнот, до войны наполовину заполненный чертежами. А алфавитная книжка — исписана в блокаду синим карандашом. Из её рук «Дневник Тани Савичевой» попал в ленинградский музей, оттуда — в Нюрнберг, и дальше эта повесть длиной в 41 строку облетела по орбите планету.

5-й чтец:

Этот дневник на процессе Нюрнбергском
Был документом, страшным и веским,
Плакали люди, строчки читая.
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник – это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
«Вновь не должно это все повториться!»

39 слайд

Диктор: Только спустя четверть века следопыты нашли место, где в 1944 году похоронили Таню. Нижегородская область, село Шатки. В Ленинград пошли письма о последних Таниных днях. И об её вечной жизни. У Нины Савичевой — целая папка бумаг, перевязанная уже истрепавшейся лентой. Она написала, чтобы мы не забыли. И были в ответе. Вечная девочка — по имени TANYA. 19 мая 1972 г. на могиле Тани был поставлен памятник.

В школе №35 Санкт-Петербурга, где до войны она училась, открыт посвященный ей музей.

27 января 2005 г. на доме, где жила Таня, открыта мемориальная доска.

Пауза. Стук метронома

40 слайд

Ведущий: А разве это не торжество жизни? В годы блокады продолжало работать Ленинградское радио, по которому транслировались не только сводки с фронта, но и музыкальные произведения. Их исполняли музыканты симфонического оркестра. К концу декабря 1941 года половина из оркестрантов выбыло из строя, в марте 1942 года деятельность оркестра с трудом была возобновлена, хотя на музыкантов страшно было смотреть: они не могли даже толком держать инструменты в руках. И всё равно оркестр продолжал свою работу. Это было очень нужно осаждённым ленинградцам. Симфонический оркестр радиокомитета дал за годы блокады 160 концертов. Не стоит прикидывать в уме, много это или мало: каждый явился подвигом. Ленинградцы жили, творили, дерзали, то есть дрались за жизнь на всех ее рубежах. 9 августа 1942 года по радио состоялась премьера Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича, которая была написана в Ленинграде и посвящена его защитникам. Для исполнения симфонии требовался усиленный состав оркестра. Со всего Ленинградского фронта собирали музыкантов-военнослужащих. Они покинули свои боевые точки для того, чтобы симфония прозвучала, чтобы весь мир узнал, что Ленинград жив, что победить его никому не удастся.

Звучит музыка Седьмой симфонии Д. Шостаковича

За дирижёрским пультом стоял главный дирижёр оркестра Ленинградского радио Карл Ильич Элиасберг. Он был болен дистрофией, и любое движение отнимало частицу его жизни.

Диктор:

Я помню блеск немеркнущих свечей
И тонкие, белей, чем изваянья,
Торжественные лица скрипачей,
Чуть согнутые плечи дирижера,
Взмах палочки – и вот уже поют
Все инструменты о тебе, мой город,
Все рупора Симфонию твою…

Из поэмы Л. Поповой «Седьмая симфония

Ведущий: Во время исполнения симфонии на город не упал ни один вражеский снаряд. По приказу командующего Ленинградского фронта Маршала Говорова все вражеские точки были заблаговременно подавлены.

41 слайд Кадры из фильма «Блокадный Ленинград»

42 слайд А это отзывы, которые появились после прослушивания симфонии

«Седьмая симфония возникла из совести русского народа, принявшего без колебаний смертный бой с чёрными силами. Написанная в Ленинграде, она выросла до размеров большого мирового искусства, понятного на всех широтах и меридианах, потому что она рассказывает правду о человеке в небывалую годину его бедствий и испытаний»
23 февраля 1942 г. Алексей Толстой

«Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича – это выражение растущей и неизбежной победы советского народа над гитлеровской Германией, симфония всепобеждающего мужества, симфония торжествующей правды советского народа над всеми реакционными силами мира»
30 марта 1942 г. Ем. Ярославский

43 слайд

Диктор: Единственным “окном”, соединившим Ленинград с “большой землей”, было Ладожское озеро. Принимается решение организовать помощь Ленинграду через Ладожское озеро. Это было очень рискованно, невероятно трудно, но другого выхода не существовало. Ладожский лед ленинградцы прозвали “дорогой жизни”.

Дорогой жизни шел к нам хлеб,
Дорогой дружбы многих ко многим.
Еще не знают на земле.
Страшней и радостней дороги» – писала в “Ленинградской поэме” Ольга Берггольц.

44 слайд

6-й чтец:

Казалось, что конец земли.
Но сквозь остывшую планету
На Ленинград машины шли:
Он жив ещё

45 слайд Всего за зиму 1941/42 года по ледовой трассе было доставлено Ленинграду 361 109 тонн различных грузов, в том числе 262 419 тонн продовольствия. За этот же период из города было эвакуировано 554 186 человек.

46 слайд

Ведущий: 12 января 1943 года ленинградский фронт перешел в наступление. С востока наступали части Волховского фронта. 18 января 1943 года войска Волховского и Ленинградского фронтов после ожесточенных боев за каждый метр ленинградской земли соединились и прорвали блокаду!

Диктор: Говорит ЛЕНИНГРАД! Говорит ЛЕНИНГРАД! БЛОКАДА ПРОРВАНА!!!!!

Ведущий: В 1943 году фашисты сбросили на Ленинград более 3 тыс. бомб, выпустили по нему около 67 тыс. снарядов. Ленинград знал, что выстоял, знал, что победил.

Однако прошел еще год, прежде чем Ленинград был полностью освобожден от блокады.

Ведущий: 14 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов при активной поддержке Балтийского флота и отрядов партизан начали операции по ликвидации вражеской группировки. За две недели кровопролитных боев они разгромили 18-ю немецкую армию, отбросили оккупантов на 65-100 километров от Ленинграда, освободили более 800 городов и населенных пунктов. Город был полностью освобожден от вражеской блокады. В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта.

47 слайд



7-й чтец:

За залпом залп. Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем цветами пестрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут.
Ни успокаивать пока, ни утешать людей не надо.
Их радость слишком велика –
Гремит салют над Ленинградом!
Их радость велика, но боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют с тобой
Пол-Ленинграда не поднялось…
Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе – салют!
Сегодня ленинградцы плачут…

Ведущий: Прошли годы, много лет, и еще пройдет время, но героические дни ленинградской обороны впечатаны в историю навечно. Это прошлое неподвластно времени, оно не померкнет, не потускнеет, не исчезнет, не забудется никогда. В небольшом зале мемориала собраны документы из жизни блокадного города. Вот что рассказала пожилая женщина:

Стук метронома

8-й чтец: «Работала я в то страшное время на почте. И был у нас в почтовом отделении вдовец один. Иваном Васильевичем звали. Сыновей двоих в армию она проводил. Пожилой был, а тоже на фронт рвался. Да не взяли в военкомате. Однажды в отделение пакет толстый поступил. Долго, видно, шло письмо. Такое было обтрепанное. Взял кто-то в руки, а из конверта плитка шоколада выпала. В это время мы вкус хлеба-то забывать начали. Иван Васильевич совсем плох был, все больше лежал. А тут взял письмо и поплелся, пошатываясь, по указанному адресу на конверте. Ждали мы его, ждали. Но на этот раз так и не дождались. Адреса, по которому он пошел, не запомнили, да и сил-то идти искать его ни у кого не было…Минули годы. Однажды к нам в отделение молодая женщина пришла. В ее руке была бумажка. И мы, старые почтари, узнали в ней ту обертку шоколадную. «Поклониться памяти почтальона хочу, — говорит. — Он нам с братом жизнь спас». И рассказала, как они сидели с братишкой вдвоем дома. Мать умерла. Никого взрослых в квартире не осталось… Идти за хлебом в булочную очередь выпала брату. Собрался он и только дверь открыл, как у порога квартиры, на лестнице, человека мертвого увидел. В одной руке его была зажата плитка шоколада, в другой — письмо отца-летчика. Брат с сестрой похоронили славного почтальона. А голубенькую серебристую обертку от шоколада сохранили, положили в книжку. Подросли дети, сами стали родителями… И вот пришла на почту женщина узнать хоть что-нибудь про человека, который, умирая с голоду, спешил спасти детей…»

Стук метронома

Ведущий: В Музее истории Ленинграда под стеклянным колпаком хранится метроном. Громко тикая, он отсчитывает время. Этот метроном включали в Ленинградском радиокомитете после объявления воздушной тревоги. И он стучал до отбоя, как большое сердце города. Сердце, которое нельзя остановить.

Стук метронома



Зимою 1943 года в Ленинград приезжал английский журналист Александр Верт. Он ходил по городу, осматривал доты, амбразуры, баррикады, разбитые снарядами и бомбами дома. Разговаривал с людьми. И всем задавал один и тот же вопрос: «Как мог выстоять Ленинград?..»

Как мог выстоять Ленинград? Подвиг Ленинграда не в том, что люди умирали на голодном пайке. Это его трагедия. Подвиг Ленинграда в том, что люди находили в себе силы мечтать, работать, помогать слабым, учить детей. Сила Ленинграда была в том, что даже маленькие дети были мужественными людьми, как их родители и старшие товарищи.

Стук метронома

В тяжелейшие месяцы первой блокадной зимы академик архитектуры А.С. Никольский работал над проектами памятников, которые должны были увековечить подвиг защитников Ленинграда. Слабеющей от голода рукой он набрасывал эскизы триумфальных арок для встречи героев, которым еще предстояло разорвать блокадную петлю…

Стук метронома

На Исаакиевской площади в здании Всесоюзного института растениеводства трудились ученые-биологи. Они умирали от голода, но свято берегли для будущих селекционеров уникальную коллекцию семян — гордость института, хлеб будущего.

48 слайд А на самой площади выращивали овощи для блокадников

Стук метронома

В городе не было топлива, но в Летнем саду не срубили ни единого дерева.

Стук метронома

9-й чтец: (читает строки из газеты). «Вряд ли в истории можно найти пример такой выдержки, которую проявили в течение столь длительного времени ленинградцы. Их подвиг будет записан в анналы истории как своего рода героический миф…Ленинград воплощает непобедимый дух народа России» – писала газета «Нью-Йорк таймс». «Освобождение Ленинграда от вражеской осады явилось самым памятнейшим из трех или четырех событий второй мировой войны. В невероятно короткое время русские, проявив изумительное мастерство, прорвали «стальной ошейник» вокруг Ленинграда – хитроумную систему глубоко эшелонированных оборонительных сооружений. Этот военный подвиг является завершением выдающегося морального подвига гражданского населения Ленинграда. В истории не было примера, чтобы крупный город с многомиллионным населением в течение более чем двух лет выдерживал осаду, бомбардировки, голод и холод и победоносно вышел из этого тяжелого испытания» писала газета «Обсервер», Лондон. «Я встретился с людьми, пережившими блокаду, их скромность и благородство – особой, ленинградской пробы. И мне стали яснее истоки совершённого ими подвига. В этой трагедии восторжествовал не натиск тупой силы, а подвиг духа» – вспоминал Брайан Хесфорд, английский композитор. «Ленинград был одним из первых объектов германского наступления в начале войны. Для того чтобы захватить этот город, немцы приложили все свои силы. Они беспрерывно бомбили его, подвергали его обстрелу из дальнобойных орудий крупного калибра. К этому вскоре прибавился голод – этот ужас осажденных городов. Немцы неоднократно заявляли, что падение Ленинграда является вопросом нескольких дней. Но ленинградцы, стиснув зубы, защищались и наносили врагу удар за ударом. Это была нечеловеческая борьба. Надежды гитлеровцев на покорение великого русского города не оправдались. Своим мужеством, своей самоотверженностью население Ленинграда и героические солдаты, оборонявшие вместе с населением город, вписали самую замечательную страницу в историю мировой войны, ибо они больше, чем кто бы то ни было, помогли грядущей окончательной победе над Германией» – такие слова прозвучали по Лондонскому радио.

49 слайд Звучит музыка. На экране монумент Мать-Родина и Вечный огонь на Пискаревском кладбище.

10-й чтец:

У Вечного огня!.. Я знаю, что хочу.
Я, голову склоня, гляжу в глаза огня и медленно шепчу:
Всем сбившимся с пути, всем рухнувшим с коня
Дорогу освети, свет Вечного огня.

50 слайд

Ведущий: В блокаду, только по официальным данным, от голода умерли 641 тысяча горожан (по другим подсчетам их было 850 тысяч человек), около 17 тысяч человек погибли от бомбежек и обстрелов. К январю 1944 года население города сократилось до 560 тысяч человек.

51 слайд

Свет Вечного огня, свет вечного костра, мы у тебя в долгу.
В долгу за каждый вздох и прежде и теперь…
И если я тебе не выплачу свой долг, тогда убей меня
И прокляни меня, жар вещего костра.
Свет Вечного огня.

Ведущий: Объявляется минута молчания. Прошу всех сесть.

Диктор:

Мы чашу горя выпили до дна.
Но враг не взял нас никаким измором.
И жизнью смерть была побеждена,
И победили человек и город!

52 слайд

Ведущий: За беспримерный подвиг в годы Великой Отечественной войны, за мужество и героизм, проявленные жителями в борьбе с фашистскими захватчиками, Ленинграду присвоено почетное звание «Город-герой».




Следующий: