Внеклассное мероприятие по химии Юный химик по теме Кто же он, Михаил Ломоносов? 5-й класс

Цели:

  • Расширение знаний учащихся о Ломоносове как
    многогранном ученом.
  • Пропедевтика познавательного интереса к
    предмету химии через занимательные опыты,
    интересные сведения об ученом, викторину.
  • Развитие коммуникативных, когнитивных
    организационных способностей учащихся.
  • Оформление зала (класса)

    1. Плакаты:

    • “Мой дух покоя не знает”. М.В. Ломоносов;
    • “Историк, ритор, механик, химик, минералог,
      художник и стихотворец – он все испытал и все
      проник”. А. С. Пушкин;

    2. Газета, посвященная Ломоносову:

    3. Портрет Ломоносова.

    Техническое оснащение:

    Магнитофон с записью “голоса
    Ломоносова”, музыки Моцарта, компьютер,
    проектор, экран, глобус, реактивы для химических
    реакций, видеофильм “Михайло Ломоносов”,
    фотографии Петра I, Лика Богородицы, МГУ, медалей,
    магниты, таблички с названиями, значки,
    фарфоровая чашка.

    Структура заседания клуба “Юный химик
    ”:

  • “Профессии” Ломоносова.
  • Занимательные опыты.
  • Имя Ломоносова на карте мира.
  • Именем Ломоносова названы…
  • Викторина.
  • Сценарий

    .

    Звучит музыка (тихо). Входят двое
    ведущих.

    1-й ведущий. Здравствуйте, наши юные
    слушатели.

    2-й ведущий. Мы приветствуем Вас на
    очередном занятии клуба “Юный химик”. Это стало
    уже традицией, что на торжественные занятия
    нашего клуба к нам приходят гости- младшие
    гимназисты.

    1-й ведущий. Сегодня у нас необычное
    занятие. Оно посвящено 301 годовщине со дня
    рождения великого русского учёного Михаила
    Васильевича Ломоносова
    .

    2-й ведущий. В истории человечества от
    седой античности до наших дней немного найдётся
    личностей, подобных ему.

    (обращается к 5-м классам)

    1-й ведущий. Ребята, а кто знает, чем же
    прославился М.В.Ломоносов, кем он был, что сделал,
    чем занимался?

    (ребята пытаются ответить, называют,
    что Ломоносов был поэтом, физиком)

    2-й ведущий. Да, вы молодцы, уже кое-что
    знаете о великом русском учёном. Он был личностью
    в самом высоком и торжественном смысле этого
    слова. Так кто же он, Михайло Ломоносов? Смотрите,
    слушайте, запоминайте. В конце занятия будет
    викторина для самых внимательных слушателей.

    -показ фрагмента из фильма о
    Ломоносове, о том, где родился учёный – время 4-5
    минут.

    -звучит музыка, выходят по одному
    десятиклассники. У них в руках таблички с
    надписями: “Астроном”, “Метеоролог”,
    “Художник”, “Лингвист”, “Демограф”,
    “Географ”, “Поэт”, ”Физик”, “Журналист”,
    “Философ”, “Математик”, “Химик”.

    Астроном.

    Я утверждаю, что
    Ломоносов был астрономом. Он навсегда утвердил
    своё имя в нашей науке, открыв атмосферу на
    Венере. Он сконструировал однозеркальный
    телескоп нового типа и так называемую
    ночезрительную трубу для видения в темноте! На
    протяжении всей жизни Ломоносов интересовался
    астрономией. Он писал стихи о бесконечности
    Вселенной, создавал астрономические приборы,
    много времени посвятил изучению звёздного неба.
    В 1761 году, наблюдая за прохождением Венеры через
    солнечный диск, учёный сделал выдающееся
    открытие: он обнаружил, что эта планета, подобно
    Земле, окружена воздушной атмосферой. Свои
    наблюдения он опубликовал в статье ”Явление
    Венеры на Солнце, наблюденное в С-Петербургской
    Академии наук”.

    Метеоролог

    . Да, но и метеорологом
    он был тоже. Ломоносов первым предложил
    забрасывать в верхние слои атмосферы
    самопишущие метеорологические приборы с помощью
    особой “аэродромной машины”.

    Художник.

    Ломоносов создал не
    только великолепное панно “Полтавская
    баталия”. Летом 1752г. Ломоносов закончил первую
    художественную работу – мозаичный образ
    Богоматери по картине итальянского живописца
    Солимены, но и (включает проектор) и один из
    наиболее выразительных портретов Петра 1.
    Смотрите сами!

    Лингвист.

    Разрешите две цитаты:
    ”Языка нашего небесна красота”… О русском
    языке: ”В нём великолепие испанского, живость
    фламандского, крепость немецкого, нежность
    итальянского… краткость греческого и
    латинского”. Ломоносов составил “Российскую
    грамматику”, выдержавшую 14 изданий и не
    потерявшую своего значения и сейчас. Итак,
    заявляю, Ломоносов-лингвист! Кроме того,
    Ломоносов знал 10 языков: русский, латынь,
    немецкий, французский, греческий, церковно -
    славянский, английский, итальянский, испанский,
    польский.

    Металлург.

    Он металлург! Позвольте,
    а как же металлургия без Ломоносова?! Посмотрите,
    вот обложка его знаменитой книги “Первые
    обоснования металлургии и рудных дел”. Сколько
    поколений отечественных металлургов училось по
    этой книге! В своей химической лаборатории он
    исследовал пробы руд, минералов, привезённых
    различными экспедициями.

    Демограф.

    Не меньшей известностью
    пользовалось вышедшее в 1761 году сочинение “О
    размножении и сохранении народа российского”.
    Кстати, здесь большое внимание уделено борьбе с
    детской смертностью и расширению медицинской
    помощи населению.

    Географ.

    Однако прошу вас не
    забывать, что официально с 1758 г. М.В. Ломоносов
    возглавлял именно Географический департамент
    Академии наук, в котором готовили русских
    картографов и геодезистов. В 1762 г. Ломоносов
    высказал предположение о наличии группы
    островов в центре Арктического бассейна,
    влияющих на направление морских течений. В 1948 г.
    Высокоширотная экспедиция обнаружила и
    исследовала подводный хребет, простирающийся по
    дну Северного Ледовитого океана от
    Новосибирских островов к Элcмир в Канадском
    арктическом архипелаге. Хребет имеет
    протяжённость 1800 км, ширину от 60 до 200 км
    возвышается над ложем океана на 330-370 м,
    наименьшая глубина над хребтом- 954 м. Хребет
    назван именем Ломоносова
    .

    Поэт.

    Разрешите мне! Ведь Ломоносов
    – это поэт! Послушайте!

    “Меж стен и при огне лишь обращаюсь,
    Отрада вcя , когда о лете я пишу;
    О лете я пишу, а им не наслаждаюсь,
    И радости в одном мечтании ищу.
    В средине жаждущего лета,
    Когда томит протяжный день,
    От знойной теплоты и света
    Прохладна покрывает тень,
    Где ветви, преклоняясь, зелёны,
    В союз взаимный сопряжены,
    Отводят яркие лучи.
    Но коль великая отрада
    И томным чувствам тут прохлада,
    Как росу пьют цветы в ночи”.

    Даже научные работы он часто излагал
    стихами. Белинский называл Ломоносова отцом
    русской поэзии.

    Все выступающие стоят в одной шеренге.
    Таблички они поочерёдно прикрепляют к доске на
    магниты.

    1-й ведущий

    . А также – журналист,
    физик, философ, математик.

    2-й ведущий

    . Но сам Ломоносов, когда
    заходила речь о его профессии, отвечал, не
    задумываясь: ”Химик”. До Ломоносова химию не
    считали наукой, а лишь ”химическим искусством”.
    После же его работ искусством её не называл
    никто. Диссертация учёного называлась “Элементы
    математической химии”.

    1-й ведущий

    . А сейчас, уважаемые
    пятиклассники, вы посмотрите занимательные
    химические опыты, которые вам покажут участники
    клуба.

    Занимательные опыты по химии из цикла
    “Чудеса без чудес”

    (их можно показывать
    любые)

    Цель: развитие познавательного
    интереса к предмету

    Выходят 4 ученика.

    1-й уч

    . Жарко здесь. Хочу я пить. У
    кого воды б спросить?

    2-й уч

    . Я бы выпил очень много
    газировки без сиропа.

    3-й уч.

    Ой, а я люблю с сиропом,
    только чтоб чуть-чуть, немного.

    4-й уч.

    Братцы, мне нужна корова –
    молочка хочу парного
    !

    Входит 5-й ученик. В руках у него
    большая колба с жидкостью.

    5-й уч.

    Вы, ребята, пить хотите? В
    колбе сказочная жидкость, чудеса мне по плечу, я
    ведь химию учу. Подставляйте-ка стаканы! Опыт
    точно проведём, всё у нас по плану.

    Ребята берут со стола и подставляют
    стаканы, в которых на донышке помещены растворы
    необходимых веществ. 5-й ученик из колбы наливает
    каждому то, что он просил.

    5-й уч

    . Вот вода, вот газировка, вот
    парное молоко, получилось очень ловко, а секрет
    узнать легко
    .

    Ребята делают вид, что хотят выпить
    содержимое стаканов.

    5-й уч.

    Стоп, ребята, погодите, чтобы
    не было беды, вы, пожалуйста, не пейте ни сиропа,
    ни воды. В этом строгом кабинете есть серьёзные
    запреты. Все запомните друзья: здесь ни пить, ни
    есть нельзя.

    1,2,3,4-й ученики

    . Мы знакомы с
    чудесами, их умеем делать сами.

    5-й уч

    . Чудо первое случилось, что в
    стаканах находилось?

    1-й уч

    . А ответ совсем простой – был
    у меня стакан пустой
    .

    2-й уч.

    У меня в стакане сода.

    3-й уч

    . Вместе с ней метилоранж.

    4-й уч.

    В моём – бария хлорид.

    5-й уч

    . О чём это говорит? Мы
    надеемся, не составит нам труда понять, что в
    колбе кислота.

    Уходят.

    Выходит 1-й уч.

    В чудесах химических я уже остёр, с
    помощи химии создам костёр.

    Проводит опыт “ Борода“ Старика
    Хоттабыча”.

    (Смешиваем порошок алюминия и
    кристаллический йод. Перемешиваем. Капаем 2-3
    капли воды. Проводим опыт в широкой фарфоровой
    чашке, соблюдая технику безопасности.)

    Мы знакомы с чудесами, делать их умеем
    сами.

    Уходит. Появляется 2-й ученик.

    2-й уч

    . У меня спокойный опыт, без
    огня и пламени. Буду задавать вопросы. Пятый
    класс внимание!

    Проделывает опыт с фенолфталеином.

    Не страшны кислоты мне, даже очень
    сильные. Но в растворах щелочных становлюсь
    малиновым. Ярче сока всех малин, кто я?

    Ведущий подсказывает. Фенолфталеин.

    Следующий опыт с метилоранжем.

    2-й уч

    . В щелочах я очень жёлтый, а в
    кислотах очень красный. А в среде нейтральной –
    цвет оранжевый, прекрасный. Индикатор очень
    важный, как зовусь я?

    Ведущий подсказывает. Метилоранжевый.

    Опыт с бумагой универсального
    индикатора.

    2-й уч

    . Эта жёлтая бумажка всё
    укажет без труда: посинеет – в колбе щёлочь,
    покраснеет – кислота. Коль нейтральная среда –
    не изменит цвет тогда. Мы за эти указания как
    зовёмся ?

    Ведущий. Универсальная.

    Уходит. Выходит 3-й ученик.

    3-й уч.

    Демонстрирую я чудо –
    несгораемый платок.

    Демонстрирует опыт. (Два хим. стакана: с
    водой, ацетоном. Смачивает платок в воде, затем в
    ацетоне. Закрепляет в щипцах и подносит к
    спиртовке, соблюдает технику безопасности).

    3-й уч

    . Мы знакомы с чудесами –
    делать их умеем сами!

    4-й уч

    . А сейчас, друзья, для вас по
    истории рассказ. Ночью или утром рано спали
    горожане, вдруг из кратера вулкана показалось
    пламя. Гул и грохот через жерло льют потоки лавы.
    Так под лавой и пеплом погиб город славный.
    Покажу вам, как сумею гибель города Помпеи.

    На лабораторном штативе укрепляет
    пробирку с дихроматом аммония. Слегка нагревает
    дно пробирки с помощью спиртовки

    3-й уч.

    Вам запомнится ребята это
    извержение. Тип реакции, какой здесь?

    Ведущий (подсказывает): Разложения

    Выходят все участники. (хором) Мы
    знакомы с чудесами, делать их умеем сами!

    2-й ведущий. Спасибо ребята (к
    десятиклассникам) В благодарность за труды
    Михаила Васильевича Ломоносова, люди во всём
    мире сохранили его имя.

    Имя Ломоносова на карте мира.

    (выходят 2 участника с глобусом, на
    котором места, носящие имя Ломоносова,
    обозначены красными флажками на иголках).

    1. Село Ломоносово (ранее д. Денисовка), где родился
      в 1711 г. М.В.Ломоносов.
    2. Возвышенность Ломоносова (плато в центральной
      части острова Зап. Шпицберген, принадлежит
      Норвегии) Средняя высота около 1000 м. Названа в
      честь Ломоносова отрядом русско-шведской
      экспедиции по измерению градуса меридиана под
      руководством Ф.Н.Чернышева, посещавшим
      возвышенность Ломоносова в 1899 и 1900 гг.
    3. Хребет Ломоносова. (подводный хребет в Северном
      Ледовитом океане). простирается от Новосибирских
      островов через центральную часть океана у
      острову Элсмир в Канаде, протяжённость которого
      примерно 1800 км. Ширина от 60 до 200 км. Возвышается
      над дном океана на 3300 – 3700 м. Минимальная глубина
      над хребтом 954 метра. Открыт в 1948 году советскими
      высокоширотными экспедициями.
    4. Город Ломоносов (Ленинградская область)
      Пристань на берегу Финского залива.
      Железнодорожная станция в 40 км. К западу от
      Ленинграда. В 1955 г., в городе установлен памятник
      М.В.Ломоносову.
    5. Течение Ломоносова (подповерхностное
      экваториальное течение в Атлантическом океане).
      Направленное вдоль экватора на восток на глубине
      от 50 до 200 метров. Максимальная скорость течения
      Ломоносова достигает 120 м/с на глубине 80-100 м.
      Течение Ломоносова является важным звеном общей
      системы циркуляции вод в экваториальных широтах
      Атлантического океана. Открыто в 1959г. Советской
      экспедицией на судне “Михаил Ломоносов”
    6. Московский государственный университет им.
      М.В.Ломоносова – крупнейший вуз СССР.

    1-й ведущий Именем Ломоносова
    названы:
    (звучит тихая музыка Моцарта) выходит 1
    участник. Показывает с помощью проектора (Приложение 1):

    • коллекцию медалей, значков
      (фотография медали им. М.В.Ломоносова АН СССР за
      выдающиеся научные труды, утверждённая 23 июля 1956
      г.) значки, посвящённые Ломоносову.

    • фотографию мемориальной доски на
      здании Исторического музея на Красной площади
      (“На этом месте находилось здание, в котором в 1755
      г. Был открыт Московский Университет, основанный
      великим русским учёным М.В.Ломоносовым” и на
      улице 25-ого Октября, 9 (“На этом месте находилось
      здание Славяно-греко-латинской Академии, в
      которой с 1731 года по 1735 год учился великий
      русский учёный М.В. Ломоносов”);

    • фотография МГУ (Основан по плану и
      замыслу М.В.Ломоносова в 1755 г. В МГУ обучаются
      около 30 тыс. студентов, в том числе около 3 тыс.
      иностранных, из 106 стран мира. В 1940 г. МГУ
      присвоено имя М.В.Ломоносова. В университете
      учились А.Н.Радищев, будущие декабристы А.Н. и Н.М.
      Муравьёвы, И.Д.Якушкин, С.П.Трубецкой, П.Г.
      Каховский; известные революционеры-демократы
      В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.П.Огарёв, выдающиеся
      деятели русской культуры Д.И.Фонвизин,
      А.С.Грибоедов, М.Ю.Лермонтов, А.Н.Островский,
      А.П.Чехов, К.Д.Ушинский, В.И.Немирович-Данченко и
      многие другие.

    • значки, посвящённые МГУ.

    1-й ведущий

    : за 20 лет существования
    нашей гимназии в МГУ поступило 12 человек, из них в
    2012г. – двое
    .

    Участник показывает минерал –
    ломоносовит – найденный советским геологом в 1965
    г. На Кольском полуострове.

    - показывает фарфоровую чашку с
    клеймом ЛФЗ (Ленинградский фарфоровый завод).
    Рассказ:

    -Ленинградский фарфоровый завод –
    фабрика шедевров, откуда вышли вещи, украшающие
    многие музеи мира. В 1925 году в связи с 200-летием АН
    СССР заводу, который выпускает “этот волшебный
    русский фарфор”, было присвоено имя
    М.В.Ломоносова.

    2-й ведущий. Ломоносов был
    талантлив. Ломоносов был трудолюбив. Ломоносов
    был честен. Ломоносов был русским. Ломоносов был
    гений, энциклопедист. Он был человеком, сумевшим
    спрессовать время.

    1-й ведущий. А теперь наши юные
    слушатели проведём викторину (Приложение
    2) о жизни и деятельности М.В.Ломоносова.

    Звучит голос Ломоносова (на фоне тихой
    музыки)

    О вы, которых ожидает
    Отечество от недр своих
    И видеть таковых желает,
    Каких зовёт от стран чужих,
    О, ваши дни благословенны!
    Дерзайте ныне ободрены,
    Раченьем вашим показать,
    Что может собственных Платонов
    И быстрых разумом Невтонов
    Российская земля рождать.

    Выходят все.

    2-й ведущий.

    Спасибо всем. На этом
    наше занятие клуба “Юный химик” закончено.
    Приходите к нам ещё. До свидания.

    Следующий: