Внеклассное мероприятие по химии Счастливый случай

Данное мероприятие можно проводить в рамках
недели химии в 10-х классах. Оно вызывает большой
интерес у ребят и запоминается на долгое время. В
кабинете заранее вывешиваются
юмористические «химические» плакаты, на доске
записывается название игры «Счастливый случай».

Цель: формирование и развитие
познавательного интереса учащихся к предмету
химии.

Оборудование для проведения игры:

  • песочные часы;
  • колба коническая;
  • пинцет;
  • «мешок»;
  • шесть склянок с веществами (этиловый спирт,
    уксусная кислота, рассол огуречный, одеколон,
    ацетон, раствор аммиака);
  • ромашка из картона (лепестки и сердцевина по
    отдельности).

Оборудование и реактивы для проведения
опытов:

  • два больших химических стакана;
  • концентрированная соляная кислота;
  • раствор аммиака;
  • кусочек ваты;
  • хлорид железа;
  • «нож»;
  • роданистый калий;
  • фторид натрия;
  • маленькая фарфоровая чаша;
  • большая коническая колба;
  • дихромат аммония;
  • кусочки бенгальского огня;
  • этиловый спирт;
  • спички.

ХОД ИГРЫ

Класс делится на две команды, каждая
придумывает своё название.

Гейм 1. «Дальше, дальше»

За 1 минуту (по песочным часам) команда должна
дать как можно больше верных ответов, если ответ
не знает, то говорит дальше. За каждый верный
ответ присуждается 1 балл.

Вопросы для 1 команды:

  1. Самый распространенный спирт (этиловый);
  2. Маслянистая жидкость, от светло бурого до
    чёрного цвета с характерным запахом, не
    растворимая в воде (нефть);
  3. Песок, с которым пьют чай (сахар);
  4. Газообразное вещество, которое дезинфицирует
    воду, не оставляя привкуса (озон);
  5. Недостаток этого элемента вызывает заболевание
    щитовидной железы (иод);
  6. Сложные вещества, состоящие из двух элементов,
    один из которых кислород (оксиды);
  7. Соль высшей карбоновой кислоты (мыло);
  8. Предельный углеводород, в котором 8 атомов
    углерода (октан);
  9. Какая кислота всегда присутствует в желудке?
    (соляная);
  10. Кто создал теорию химического строения
    органических веществ? (А.М.Бутлеров);
  11. Это вещество содержится в природном газе в
    максимальном количестве (метан);
  12. Класс органических веществ, содержащий две
    двойные связи (алкадиены);
  13. Установка, в которой происходит перегонка
    нефти (ректификационная колонна);
  14. Вода в твёрдом состоянии (лёд, снег);
  15. Химическая реакция, в результате которой из
    сложного вещества образуется несколько более
    простых веществ (разложение).

Вопросы для 2 команды:

  1. Качественная реакция на альдегиды (серебряное
    зеркало);
  2. Какой суффикс добавляют к названию спиртов? (ол);
  3. Процесс разрушения металлов под действием
    окружающей среды (коррозия);
  4. Металл, вызывающий «лихорадку» (золото);
  5. Ароматическое соединение с одни бензольным
    кольцом (бензол);
  6. Какой металл используют служители церкви для
    получения святой воды? (серебро);
  7. Вещества, ускоряющие скорость химической
    реакции, но сами в ней не участвующие
    (катализаторы);
  8. Предельный углеводород, в котором девять атомов
    углерода (нонан);
  9. Нехватка этого элемента в организме вызывает
    анемию (железо);
  10. Какой единственный металл является жидким?
    (ртуть);
  11. Второе название предельных углеводородов
    (алканы);
  12. Ацетилен относится к классу (алкины);
  13. Химически неделимая частица (атом);
  14. Биологический катализатор (фермент);
  15. Специально оборудованное помещение для
    проведения экспериментов или анализа веществ
    (лаборатория).

Гейм 2. «Заморочки из бочки»

В колбу помещены свёрнутые листки бумаги с
надписями «перевёртышей». От каждой команды
поочерёдно подходит один человек и пинцетом
достаёт свёрток. Он же разгадывает «перевёртыш»,
получает 1 балл. Если не отгадал, ему помогает его
же команда. Если они не справляются, то разгадать
может вторая команда и получить за это балл.
Например,
«Холодный лёд» – это горячая вода.

1) Звери живут за неметалл. (Люди гибнут за
металл);

2) Разговор – ртуть, крик – платина. (Слово –
серебро, молчание – золото);

3) Разглаживай металл, пока холодно. (Куй
железо, пока горячо);

4) Пролежал холод, сушь и оловянные трубы. (Прошёл
огонь, воду и медные трубы);

5) Не всё то грязь, что тусклое. (Не всё то
золото, что блестит);

6) В пустыне саксаул коричневый, на нём из меди
обручальное кольцо. (У Лукоморья дуб
зелёный, златая цепь на дубе том)

Гейм 3. «Кот в мешке»

Каждой команде дать карточку с вопросом из
«мешка». Команда совместно думает над ответом.

Вопрос 1.

Это сложное вещество в старину называли
властителем жизни и смерти. Его приносили в
жертву богам, а иногда поклонялись как божеству.
На пирах у киевского князя его ставили в золотой
посуде лишь на стол, где сидели князь и его
сподвижники. Оно служило мерилом богатства,
могущества, стойкости, власти, считалось
хранителем молодости и красоты. По поверьям, оно
обладает способностью помогать человеку во всех
его делах, спасать от бед и напастей. Начиная
день, проглоти его кристаллик – жди удачи. Вошел
в дом незнакомый человек – незаметно брось его
щепотку в огонь: “спасет от дурного глаза”.
Собираясь в дорогу, заверни его в тряпицу и
повесь на грудь – принесет удачу. Оно и стадо
хранило, и урожай берегло, и рыбу в реке
приманивало – нигде без него не обойтись. Оно в
воде рождается и в воде умирает. О каком веществе
шла речь? (Соль)

Вопрос 2.

Это сложное вещество обладает
уникальными физическими
свойствами. При очень небольшой молекулярной
массе оно имеет аномально высокую температуру
кипения. При электролизе этого соединения
образуются два газа в объемном соотношении 1 : 2.
Один из газов образован атомами самого
распространенного элемента во Вселенной, а
другой – атомами самого распространенного
элемен­та на Земле. Это вещество – обязательный
участник химических реакций, протекающих в живых
организмах. Французский писатель Антуан де
Сент-Экзюпери отзывался о нем: «…Нельзя сказать,
что ты необходима для жизни. Ты – сама жизнь». (Вода.)

Игровая пауза

Учитель или заранее подготовленный ученик
демонстрирует опыт «Дым без огня»

В одном цилиндре капли концентрированной
соляной кислоты, в другом раствор аммиака.
Если цилиндр с кислотой перевернуть вверх дном и
поставить на крышку цилиндра с аммиаком, то
появится белый дым.

Гейм 4. «Ты мне я тебе»

Каждый участник по очереди достаёт
вопрос из «мешка» и говорит, какому участнику
противоположной команды он его задаёт. Если
участник другой команды не может ответить, то
отвечает тот, кто вопрос доставал и получает 1
балл. Если оба не отвечают, то балл получит та
команда, чей участник ответит. И так поочерёдно,
по пять участников.

  1. Какой химический элемент назван в честь России? (рутений,
    44);
  2. Как снять скорлупу с яйца, не разбивая его? (поместить
    в уксусную или соляную кислоту);
  3. Что опаснее в пожарном отношении: бочка, доверху
    заполненная бензином или же заполненная им не
    полностью? (В бочке, не полностью заполненной
    бензином, образуется смесь паров его с воздухом,
    взрывающаяся даже от искры. Поэтому в пожарном
    отношении она опаснее бочки, наполненной доверху
    ).
  4. Назовите 8 наименований воды, принятых в
    метеороологии (пар, лёд, снег, туман, иней,
    град, дождь, облака);
  5. Говорят, что человек вдыхает кислород, а
    выдыхает углекислый газ. Правильно ли это? (Человек
    вдыхает воздух, обогащенный кислородом, а
    выдыхает воздух, насыщенный углекислым газом
    ).
  6. Какой химический элемент состоит из названий
    двух животных? (мышьяк);
  7. Что такое антифриз? (водный раствор
    этиленгликоля, «незамерзайка»);
  8. Назовите молекулярную формулу бензола (С6Н6);
  9. Каким способом можно отличить натуральный шелк
    от искусственного? (При сжигании нити
    натурального шелка ощущается запах жженых волос,
    а сжигание нити искусственного шелка
    сопровождается появлением запаха бумаги или
    хлопчатобумажной ткани
    ).
  10. Почему «царская водка» получила такое
    название? (она растворяет «Царей» металлов:
    золото, платину, серебро.

Игровая пауза

Учитель или заранее подготовленный ученик
демонстрирует опыт «Исцеление раны»

Одному из наблюдателей протирают руку ваткой,
смоченной раствором хлорида железа, по цвету
напоминающей раствор йода. Затем берут тупой нож,
опускают «для дезинфекции» в раствор
роданистого калия и проводят по руке. В месте
соприкосновения ножа с кожей появляется
«кровяная» полоса. Если «порез» обработать
тампоном ваты, смоченным фторидом натрия, то
«рана» мгновенно исчезает.

Гейм 5. «Тёмная лошадка»

Каждой команде выдаётся по три склянки с
жидкостями (жидкость только на дне). На склянке
указаны только номера. По запаху, соблюдая
технику безопасности, они должны узнать, что за
это вещества:

№1 – этиловый спирт;
№2 – уксусная кислота;
№3 – рассол;
№4 – одеколон;
№5 – ацетон;
№6 – раствор аммиака.

Игровая пауза

Учитель или заранее подготовленный ученик
демонстрирует опыт «Вулкан»

В чашу, стоящую на колбе горкой помещаю
дихромат аммония, добавляют кусочки
бенгальского огня. В центр капают спирт и
поджигают. Происходи «извержение» вулкана.

Гейм 6. «Гонка за лидером»

Участник какой команды быстрее и правильно
ответит, получает балл.

1). В какой капусте много йода? (морская);
2). Какой драгоценный минерал по шкале твёрдости
занимает самое высокое место? (алмаз);
3). От соединения какого металла зависит красный
цвет крови? (Fe3+);
4). Вещества, сходные по строению, но отличающиеся
на одну или несколько групп СН2? (гомологи);
5). Предельные углеводороды, содержащие только
одинарные связи в прямой или разветвлённой цепи?
(алканы);
6). Название радикала –СН3? (метил);
7). Газ, поддерживающий горение? (кислород);
8). Наука, изучающая вещества и их превращения
(химия);
9). Вещество, которое в Бразилии называют «слёзы
дерева» (каучук);
10). Другое название ароматических углеводородов
(арены);
11). Год открытия ПЗ Д.И. Менделеевым? (1869);
12). Оксид водорода (вода);
13). Император Наполеон III на банкете велел подать
для почтенных гостей приборы из очень дорогого
серебристо-белого металла. А всем прочим было
обидно до слёз: им пришлось пользоваться обычной
золотой и серебряной посудой. Из чего были
изготовлены вилки? (из алюминия);
14). Формула поваренной соли (NaCl);
15). Предельный углеводород, в молекуле
которого 5 атомов углерода (пентан);
16). Газ, образующий защитную оболочку Земли?
(озон);
17). Газ, который выделяется при взаимодействии
уксусной кислоты с содой? (углекислый);
18). Растворимые в воде основания (щёлочи);
19). При неправильном использовании удобрений
какие вредные вещества накапливаются в овощах?
(нитраты).
20). Какое вещество нужно добавить к каучуку, чтобы
получить резину? (серу).

* * *

Если осталось время, можно предложить каждой
команде изобразить пантомимой суть реакции, а
другая команда, отгадав, получит балл.

  • реакция соединения;
  • реакция разложения;
  • реакция с участием катализатора;
  • реакция с выпадением осадка;

Заключительный этап вечера

После подведения итогов на столе
раскладывается ромашка, на лепестках которой с
обратной стороны написаны пожелания учащимся.
Участники команд выбирают понравившийся
лепесток, переворачивают его и читают вслух
пожелание:

– Пусть сбудется твоя мечта стать великим
химиком!
– Из каких бы элементов ни состояла жизнь, всегда
важно уметь правильно реагировать на неё.
– Пусть в сердце будет место химии, мечты всегда
влекут вперёд!
– Обмена реакция есть между нами …
– Химия грусть мою излечит, украсит время нашей
встречи
– Да я в невежестве бы прозябал, если бы не химия!
– Пусть даже ночами валентности снятся, уроки
химии мне пригодятся!
– Не выпасть в осадок и не раствориться и с
золотом по благородству сравниться!
– Тому, кто одолел химию, просто ничего не
страшно!
– Я бы в химики пошёл, пусть меня научат!
– Химия открывает нам двери в новый мир.
– У химии большие перспективы, она во всём на
помощь к нам идёт.
– Среди всех наук для меня особую прелесть
всегда представляла химия.

Литература:

1. В.Н. Алексинский Занимательные опыты
по химии М.: Просвещение, 1980.
2. Л.М. Волегова Химическая игра «Что? Где?
Когда?» /538606/ Диск 1 Фестиваль педагогических
идей «Открытый урок» 2008-2009;
3. З.М. Габдрахманова Урок-игра «Счастливый
случай» /551842/ Диск 1 Фестиваль педагогических
идей «Открытый урок» 2008-2009;
4. Л.И. Попова Занимательный вечер. В мире
органической химии и не только. Газета Химия №3,
2008 (ИД «Первое сентября»);
5. С.В. Шестакова Химическая эстафета /537539/
Диск 1 Фестиваль педагогических идей «Открытый
урок» 2008-2009;
6. Л.А. Хайдарова Химический бум /556706/
Диск 1 Фестиваль педагогических идей «Открытый
урок» 2008-2009.

Следующий: