Внеклассное мероприятие по химии на тему: Две страсти А. Бородина

Актовый зал гимназии № 2.
Учащиеся Детской Музыкальной Хоровой Школы
“Соловушка” 10 кл.

Оформление зала.

  • экран, проектор для демонстрации слайдовых
    электронных презентаций;
  • стенды с фотографиями Бородина;
  • музыкальное сопровождение;
  • плакат с эпиграфом “Я по натуре симфонист и
    лирик” А. Бородин,

Цели:

  • углубить знания по химии учащихся ДМХШ
    “Соловушка”;
  • развивать творческие и коммуникативные
    способности;
  • повысить интерес к предмету;
  • осуществить интеграцию через личность ученого
    и музыканта.

I-й ученик. Первоклассный химик, которому
многим обязана химия.

II-й ученик.

Равно могуч и талантлив как в
симфонии, так и в опере, и в романсе.

Ш-й ученик.

Основатель, охранитель, поборник
женских врачебных курсов, опора и друг учащихся.

IV-й ученик.

Так говорили современники Д.И.
Менделеев, В.В. Стасов и первые русские
женщины-врачи об одном и том же человеке об
Александре Порфирьевиче Бородине, который был и
гениальным композитором, и одним из создателей
органической химии, и выдающимся педагогом, и
передовым общественным деятелем.

V-й ученик.


Куме от кума дар;
От пасынка гармонии
Второй его симфонии
Печатный экземпляр.
Понравится — прекрасно! Поиграйте …
А нет … — так по листочку отрывайте
Когда в бумаге надобность случиться …
Бумаги много тут … Вам пригодится.

VI-й ученик.

А.П. Бородин — обстоятельства
рождения и первых лет жизни его не совсем обычны.
Сын князя и солдатской дочери, он провел детство
и отрочество в большом городе — Петербурге в
обстановке аристократического дома, а затем в
окружении малокультурной мелкобуржуазной среды.

I-й ученик.

С 13-ти лет А.П. Бородин начал
заниматься различными предметами: русским
языком, историей, географией, математикой,
языками и многим другим.

II-й ученик.

Рано сказалась в Саше
музыкальность (из воспоминаний сестры). Жили мы
на Семеновском плацу, Саше было всего 8 лет. На
плацу иногда играла военная музыка, и Саша в
сопровождении Луизы непременно отправлялся ее
слушать. Он перезнакомился с солдатами,
рассматривал их инструменты, следил, как на
каждом из них играют. А дома он садился за
фортепиано и по слуху наигрывал, что слышал. Видя
такую его любовь к музыке и несомненную к ней
способность, мать устроила для него уроки на
флейте.

III-й ученик.

Список произведений Бородина
начинается с польки, которую он написал, когда
ему было всего только 9 лет. Он назвал ее “Полька
Элен” (Исполнение польки).

IV-й ученик.

Новый этап музыкального развития
Бородина начался в 1846 году. В результате
сближения с высококультурной семьей Щиглевых. Он
стал впервые учиться на рояле у педагога Пормана,
посещать концерты, участвовать в любительском
исполнении камерных ансамблей. Самоучкой он
овладел еще одним инструментом — виолончелью.

V-й ученик.

14-ти лет Бородин сочинил концерт
для флейты с сопровождением для фортепиано. В
следующем году он написал трио для двух скрипок и
виолончели на темы из “Роберта Дьявола”
Мейербера.

VI-й ученик.

В свободное от занятий время он
делал экскурсии в область алхимии (из
воспоминаний сестры). Он с жадностью читал все
журналы для просвещения юношества, он узнавал
жизнь и обычаи далеких стран и народов, читал о
чудесах земли, неба и воды, изучал “Краткое
понятие о химии” В.Ф. Одоевского. Наконец
Александр овладел секретом “тысячи маленьких
чудес для домашнего круга”. В теплой комнате он
окутывал ветки инеем, заставляя воду кипеть от
холода, демонстрировал несгораемые нитки. (Показ
нескольких занимательных опытов)

  • “Буран” в стакане;
  • Дым без огня;
  • “Волшебное пламя”

VI-й ученик.

(Из воспоминаний брата Бородина).

Нашей матери советовали отдать брата в
университет, но как раз случились там к этому
времени какие-то беспорядки, и отдумала. Один
знакомый посоветовал отдать его в
Медико-хирургическую академию …. Мать свезла
Сашу к инспектору, тот проэкзаменовал его во всех
предметах, нашел знания очень хорошими и брат, не
имея еще полных 16-ти лет, поступил
вольнослушателем в академию. В
медико-хирургической академии Бородин почти с
самого начала всего более стал заниматься
химией, находясь на 3-м курсе, он отправился к
профессору химии, знаменитому Зинину с просьбой
заниматься в академической лаборатории. Зинин
встретил его насмешками, не веря, чтобы студент
его курса стал серьезно заниматься таким
предметом; таких примеров еще не было, но скоро
Зинину пришлось убедиться в том, что недоверие
было напрасным. Бородин быстро пошел вперед, а
Зинин сделался самым ревностным его
покровителем и наставником. (Показ нескольких
занимательных опытов)

  • Темно-серая “змея”;
  • “Вулкан” на столе;
  • Получение “молока”

П-й ученик.



Большую часть времени своего
Бородин отдавал лаборатории. Однако и музыка
продолжала сильно занимать его. (Звучит симфония:
под звуки музыки показывают картины, открытки -
места, где родился и рос Бородин (электронная
презентация)). Бородин преуспевает и в поэзии, вот
отрывок из его иронической поэмы “Сон Лины”.

Я не сатирик, я поэт
Сатиры все и обличения
(Пусть говорит, что хочет свет)
Суть нигилизма порожденья,
Родные сестры клеветы,
Плоды бездарности суровой.
И публицистики дешевой,
Ругать других всегда готовой.
Мне обличенья все противны!
И что в том проку наконец,
Что там, какой-нибудь подлец
Описан — “обличен”? Мне гривны, гроша за это
жалко дать,
А где уж самому писать!

III-й ученик.

Его по-прежнему неудержимо влекла
к себе химия. Поэтому, когда после сдачи осенью 1856
года экзаменов на степень доктора медицины ему
было разрешено приступить к написанию
докторской диссертации, он избрал тему с большим
уклоном в сторону химии, чем медицины.

IV-й ученик.

В 1858 году Бородин держал экзамен
на доктора медицины и 3 мая защищал диссертацию. В
следующем 1859 году был послан за границу для
усовершенствования в своих учебных познаниях.

V-й ученик

. На новую, еще более высокую
ступень, поднялись занятия музыкой с появлением
в Гейдельберге московской пианистки Е.
С.Протопоповой, будущей жены Бородина. С этого
момента с Екатериной Сергеевной была неразрывно
связана вся жизнь Бородина как за границей, так и
в последующие периоды. И то обстоятельство, что
женой его стала талантливая и образованная
музыкантша, несомненно, помогло его
окончательному самоопределению как композитора.
(Исполнение Ариозы Плач Ярославны).

VI-й ученик.

Успех симфонии в среде истинных
русских музыкантов и собственное сознание ее
высоких качеств придали новые силы Бородину.
Действительно, он перенес на свое детище весь
свой пыл и горячность. (Исполнение отрывка “Хор
девушек”).

I -й ученик.

Поистине перед нами подвиг
человека с большой буквы:

  1. Профессор химии.
  2. Доктор медицины.
  3. Генерал.
  4. Знаменитый композитор.
  5. Он основал метод фторирования органических
    соединений.
  6. Провел работу по конденсации альдегидов.
  7. Написал оперу “Князь Игорь”.
  8. Симфонию “Богатырская”.
  9. Сочинял романсы “Спящая княжна”, “Песня
    темного леса”.
  10. Писал стихи, поэмы, басни.

II-й ученик.


Прославленный мастер, сладостный и
блистательный гений
Одновременно и благородный, и нежный, чарующий и
великий Бородин
Чье сердце, такое человечное и душа такая
божественная
Вдохновляет голоса гармонии своими напевами
Всегда блистающее не слабеет
Когда же увижу я, чуткая, взволнованная,
очарованная
Как целая толпа рукоплещет тебе,
Под золотые звуки твоей нежной, солнечной лиры ?!

III-й ученик.


Пока тебя не знают, или забывают о тебе,
Моя душа как атом, несущийся к небесам.
Тебя разгадывает, сердце же мое — тебя обожает.
Маленькая, верная, с челом, повергнутым в прах,
Я расточаю фимиам, любовь и молитвы,
Чтобы прославить тебя, Бессмертный!

ЛИТЕРАТУРА

  1. А.П. Бородин. Елена Дулова 2002 г. Изд. Детская
    литература.
  2. Великие химики. К. Манолов 1986 г. Издательство
    “Мир”.
  3. Настольная книга учителя. О.С. Габриелян. Дрофа
    2003 г.



Следующий: