Внеклассное мероприятие по химии Михаилу Васильевичу Ломоносову 300 лет


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,83 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • познакомить обучающихся с биографическими
    данными ученого, его великими открытиями и
    законами, научной и общественной деятельностью;
  • закрепить знание фундаментального закона
    сохранения массы вещества;
  • применять практическое и теоретическое
    наследие ученого;
  • развивать любовь к науке и научным
    исследованиям;
  • воспитывать чувство гордости, патриотизма за
    достижения российской науки,
  • оценить роль ученого в развитии наук.

Оборудование мероприятия:

Портрет
М.В.Ломоносова, видеопроектор, интерактивная
доска, компьютер, презентация.

Презентация к уроку: Михаилу Васильевичу
Ломоносову 300 лет



Высказывания ученого и об ученом: «Дерзайте
Отчизну мужеством прославить», «Для пользы
общества коль радостно трудиться», «Химия и
физика так соединились, что одна без другой в
совершенстве быть не могут» (М.В.Ломоносов).

«Он создал первый университет. Он, лучше
сказать, сам был первым нашим университетом»
(А.С.Пушкин).

Ход мероприятия

I. Организационная часть.

II. 1. Биография М.В.Ломоносова

а) дата рождения

б) научная деятельность и членство академий
русских и зарубежных.

1 ведущий

: Михаил Васильевич Ломоносов (1711- 1765)
родился в селе Мишанинском Холмогорского уезда
Архангельской губернии в ноябре 1711 года. Отец
Ломоносова — Василий Дорофеевич — был
крестьянином — рыбаком. Крестьяне, жившие на
Севере, не знали крепостной зависимости. Они
считались подданными не помещиков, а
государства. И это накладывало заметный
отпечаток на весь край. Здесь жилось вольнее,
богаче. Поморы отличались смелостью,
любознательностью, предпринимательством. Они
занимались морским промыслом, торговлей. На
высоком уровне у них были ремесла, прикладное
искусство. Такая обстановка в известной степени
способствовала развитию ценных задатков в
характере мальчика. Г.В.Плеханов справедливо
замечал, что Ломоносову чрезвычайно помогла то,
что он был «архангельским мужиком, мужиком -
поморцем, не носившем крепостного ошейника».

2 ведущий

: О том, как жил Ломоносов в детские
годы, сохранилось не так уж много сведений.
Однако известно, что детство его прошло в опасном
для жизни труде. Уже десятилетним мальчиком
Ломоносов уходит с отцом в долгие плаванья по
Белому морю на небольшом парусном судне с
романтическим названием «Чайка». В этих
плаваниях закалились мужество и энергия
мальчика, познавалась жизнь в ее заманчивой
красоте и трудностях. Величавая природа Севера
вызывала «восторг» Ломоносова, способствовала
развитию любознательности. Крепли основы
трезвых суждений о явлениях окружающей жизни.

1 ведущий

: Грамоте Ломоносов обучился поздно -
к 12 годам. Учился он сначала у соседского
крестьянина, а потом у местного дьяка
Сабельникова. Сохранились любопытные сведения о
том, что Ломоносов очень скоро превзошел в
искусстве чтения не только сверстников, но и
своего наставника дьяка.

Он читал, как сообщается в академической
биографии 1784 года «внятно: с особливой
приятностью и ловкостью голоса».



Но круг чтения ограничивался на первых порах
церковными книгами — псалтырью и часословом. И
только после настойчивых поисков Ломоносову
удалось достать учебные книги «Грамматику»
Смотрицкого и «Арифметику» Магницкого. Позже
Ломоносов назвал эти книги «вратами своей
учености».

2 ведущий

: И все-таки о настоящем
систематическом обучении в Холмогорском уезде
нечего было думать. Этому препятствовала, прежде
всего, домашняя обстановка, отношения между
подростком Ломоносовым и его мачехой. Сам
Ломоносов так писал об этом в письме к
И.И.Шувалову: «:имеючи отца хотя по натуре
доброго человека, однако в крайнем невежестве
воспитанного, и злую и завистливую мачеху,
которая всячески старалась произвести гнев в
отце моем, представляя, что я всегда сижу по -
пустому за книгами. Для того многократно я
принужден был читать и учиться, чему возможно
было, в уединенных и пустых местах и терпеть
стужу и голод, пока я ушел в Спасские школы».

Кроме того, Ломоносов понимал, что для
приобретения больших знаний необходимо выучить
латинский, греческий и другие иностранные языки.
Овладеть же этими языками можно было только в
крупных городах. И вот зимою 1730 года ломоносов
отправляется в Москву, с тремя рублями, занятыми
у соседа, и связкою «любезных» своих книг -
грамматики и арифметики, составлявших тогда всю
его библиотеку.

Рыбный обоз, к которому пристал Ломоносов,
прибыл в Москву в начале января. Стояли морозы.
Ломоносову негде было даже переночевать. Большая
Москва не ждала пришельца с Севера, и потому
первую ночь ему пришлось провести под открытым
небом в санях — розвальнях.

На другой день Ломоносов случайно встретился с
земляком и снял у него для жилья «угол», надо
было думать об устройстве в учебное заведение.

1 ведущий

: Сначала Ломоносов поддался в
Цифирную школу, но то, что изучалось там, юноша
уже знал и поэтому стал добиваться зачисления в
Славяно — греко — латинскую академию — лучшее по
тому времени учебное заведение страны. Однако
сделать это было не так просто. Славяно — греко -
латинская академия была рассчитана на детей
привилегированных сословий дворян и
духовенства. Крестьянских детей туда не
принимали. Ломоносов решил пойти на хитрость6 он
назвал себя сыном холмогорского дворянина и,
успешно выдержав вступительные экзамены, был
зачислен в младший класс академии. Начались
долгожданные дни учения.

Знания, полученные учениками в академии, мало
были связаны с жизнью. Ученики хорошо знали
церковнославянский, латинский, греческий языки,
разбирались в грамматике, в некоторых законах
логики, ораторского искусства, штудировали
духовные тексты, но весьма слабо ориентировались
в естественных науках.

Крайне тяжелы были и материальные условия
жизни учеников академии. Некоторым приходилось
поселяться в сенях, ютиться в неприютных углах
полуразвалившихся домов древней Москвы. В
особенности бедствовал Ломоносов, крестьянский
сын, не получавший никакой помощи из дому.

2 ведущий: Не довольствуясь поурочными
знаниями, Ломоносов самостоятельно изучает
древнерусскую летопись, труды греческих и
римских авторов, знакомиться в монастырской
библиотеке с книгами по философии, физике,
математике. К концу обучения в академии он
становится человеком замечательной учености. В
особенности значительными были его познания в
области истории, поэтики, риторики.

Разносторонне образованный юноша, с необычной
тягой к знаниям, не мог не обратить на себя
внимание преподавателей академии. Поэтому когда
из Сената пришло распоряжение прислать в
Петербургскую Академию наук двадцать самых
лучших «в науках достойных учеников», то в числе
их оказался и Ломоносов.

1 января 1736 года вместе с другими учениками
Спасских школ Ломоносов прибыл в Петербург.
Начался новый очень важный этап в его жизни.
Именно здесь окончательно определились его
научные интересы и склонности.

В Петербурге Ломоносов посещает лекции,
которые читались в академическом университете, с
огромным прилежанием занимается математикой под
руководством русского адъюнкта В.Е.Адодурова,
изучает философию, большой интерес проявляет к
экспериментальной физике, химии и минералогии.
Не упускает он из поля зрения и то новое, что
появилось в литературе.

1 ведущий: В сентябре 1736 года Ломоносова как
лучшего студента Академии вместе с двумя
студентами направляют в Марбург (Германия) для
изучения химии и горнорудного дела.

В короткие сроки овладевает он немецким языком
и слушает курс физики у популярного тогда
профессора Вольфа. Он знакомится также с
новейшими работами по химии, математике,
задумывается над принципами русского
стихосложения и усовершенствует его, пишет
физическую диссертацию, которая явилась крупным
вкладом в учение о молекулах.

В июне 1741 года Ломоносов, полный сил и энергии,
возвращается в Россию и приступает к работе в
Академии наук. Петербургская академия наук была
основана при Петре I в 1724 году. Петр постарался
укрепить состав Академии видными учеными,
приглашенными из-за границы. Среди них были
знаменитые математики Д.Бернулли, Л.Эйлер,
астроном Делиль и другие. Успешно работали в
Академии и русские специалисты — математики:
Андрей Нартов, отец и сын Беловы. В сравнительно
короткий срок Петербургская Академия наук
выросла в крупнейшее научное учреждение Европы.

В 1745 году после обращений к Елизавете Петровне
Ломоносов был, наконец, определен в звании
профессора химии. Так началась его многогранная,
полная драматических эпизодов деятельность в
Петербургской Академии наук. Он проработал в ней
свыше 20 лет, доказав, что «гений умеет
торжествовать над всеми препятствиями, какие не
противопоставляет ему враждебная судьба».

3 ведущий:

Научные открытия:

а) М.В. Ломоносов является основоположником
русской терминологии. До нашего времени
сохранились введенные им слова: термометр,
формула, упругость и т.д.

б) В 1754 году на заседании Академии наук
Ломоносов демонстрировал небольшой прибор -
«аэродромную машину», который использовался
для подъема на значительную высоту
метеорологических приборов.

в) Ломоносов впервые предложил молниеотвод -
для отвода «електрической силы на шест с
железом».

г) «Морские часы» — особого рода пружинный
хронометр, который был сконструирован
Ломоносовым независимо от английских
изобретателей.

4 ведущий:

Закон сохранения массы

а) эксперимент;

б) ошибка Бойля;

в) письмо Эйлеру.

В 1748 году М.В.Ломоносов провел эксперимент по
прокаливанию металлов в стеклянной реторте.
Выводом этого эксперимента стал закон
сохранения массы вещества.

Аналогичный эксперимент проводил и Р.Бойль, но
им была допущена существенная ошибка. Р.Бойль по
окончании опыта перед взвешиванием отбивал
конец реторты, что вызывало увеличение массы
продуктов реакции за счет воздуха. Закон
сохранения массы вещества ломоносов
сформулировал в письме к выдающемуся математику
Эйлеру.

3 ведущий:

Работа в стекольной промышленности:

а) Ломоносов — основоположник стекольной
промышленности;

б) поэма о стекле.

М.В.Ломоносов разработал рецепты цветных
стекол и был инициатором строительства
стеклозавода. Ломоносовым были выполнены
мозаичные картины, среди которых наиболее ценны
«Полтавская баталия», «Петр I». В поэме
Ломоносова «Слово о пользе стекла» речь идет о
стекле, о его свойствах, о его пользе.

4 ведущий:

Великие поэты о Ломоносове

а) А.С.Пушкин назвал М.В.Ломоносова «первым
нашим русским университетом»

б) Н.А.Некрасов в стихотворении «Школьник»
говорит о Ломоносове как архангельском мужике,
который «стал разумен и велик».

3 ведущий:

Память о М.В.Ломоносове

а) минерал

б) хребты

19 ноября исполнилось 300 лет со дня рождения
М.В.Ломоносова — выдающегося ученого-энциклопедиста,
первого русского академика, основателя
Московского университета.

Ученый — естествоиспытатель, поэт, заложивший
основы современного русского литературного
языка, художник, историк, поборник
отечественного просвещения, развития русской
науки и экономики — таким был и таким остается в
памяти потомков Михаил Васильевич Ломоносов.

Характерной чертой, сближающей Ломоносова с
нашим временем, является практическая
направленность творчества великого ученого.
Человечество хранит благодарную память о нем,
имя М.В.Ломоносова увековечено в истории
отечественной и мировой науки, в культуре и
просвещении.

Продолжая и развивая традиции отечественных
рудознатцев, М.В.Ломоносов впервые разработал и
предложил систему поиска руд и других
ископаемых. В 1950 году впервые был найден минерал
из класса силикатов черно — коричневого цвета,
со стеклянным блеском, имеющий состав Na2Ti2
Si2 O9 * Na3P O4 и названный в
честь ученого ломоносовитом.

В честь М.В.Ломоносова названы хребты на
острове Новая Зеландия и Шпицберген.

1. Викторина по биографии и научной
деятельности М.В.Ломоносова.

  1. Назовите дату рождения М.В.Ломоносова. (8(19)
    ноября 1711 года)
  2. Ломоносов обосновал идею Северного морского
    пути. Приведите в подтверждение его слова об
    этом.

    («Напрасно строгая природа
    От нас скрывает место входа
    С брегов вечерних на Восток.
    Я вижу умными очами:
    Колумб Российский между льдами
    Спешит и презирает рок».)

  3. Какой вывод сделал М.В.Ломоносов после
    проведения эксперимента по прокаливанию
    металлов? (Закон сохранения массы веществ.)
  4. Какую существенную ошибку при проведении
    подобных опытов допустил Р.Бойль? (Р.Бойль по
    окончании опыта перед взвешиванием отбивал
    конец реторты, что вызывало увеличение массы
    продуктов реакции за счет воздуха.)
  5. Какие слова М.В.Ломоносова о химии являются
    крылатыми? («Широко распростирает химия руки
    свои в дела человеческие»)
  6. В какой поэме, написанной Ломоносовым, речь идет
    о стекле? («Слово о пользе стекла».)
  7. Кто назвал М.В.Ломоносова «первым нашим русским
    университетом»? (А.С.Пушкин)
  8. Что Ломоносов писал о пользе эксперимента?
    («Химик требуется не такой, который лишь из
    одного чтения книг понял сию науку, но который
    собственным искусством в ней прилежно
    упражнялся».)
  9. Какие мозаичные картины выполнил М.В.Ломоносов?
    («Полтавская баталия», «Петр I»)
  10. Кто является основоположником стекольной
    промышленности в России? (М.В.Ломоносов
    разработал рецепты цветных стекол и был
    инициатором строительства стеклозавода.)
  11. Кто открыл атмосферу на Венере? (М.В.Ломоносов)
  12. Какое высшее учебное заведение и когда было
    утверждено в России по инициативе М.В.Ломоносова?
    ( В мае 1755 года в Москве по проекту Ломоносова был
    открыт университет.)
  13. В каком году М.В.Ломоносов стал профессором
    химии Петербургской академии наук? (В 1745 году)
  14. Почетным членом какой русской академии был
    избран Ломоносов в 1763 году? (Академии художеств.)
  15. Членом каких зарубежных академий наук был
    избран М.В.Ломоносов? (Шведской и почетным
    членом Болонской Академии наук)
  16. Какой русский поэт и в каком стихотворении
    говорит о Ломоносове как об архангельском
    мужике, который «стал разумен и велик»?
    (Н.А.Некрасов «Школьник»)
  17. Какой минерал назван в честь Ломоносова?
    (Ломоносовит)
  18. Какие хребты названы в честь Ломоносова?
    (Подводный хребет, простирающийся по дну
    Северного Ледовитого океана от Новосибирских
    островов к острову Элсмир в Канадском
    арктическом архипелаге, хребты на острове Новая
    Зеландия и Шпицберген)
  19. В каком документе Ломоносов сформулировал
    закон сохранения массы и энергии? (Закон
    сохранения массы вещества Ломоносов
    сформулировал в письме к выдающемуся математику
    Эйлеру.)
  20. Кто является основоположником русской научной
    терминологии? Назовите несколько слов, введенных
    ученым в русский язык. (М.В.Ломоносов, «термометр,
    формула, упругость»)
  21. Как называется изобретенный Ломоносовым
    прибор, который представляет прообраз
    современных самолетов? Для каких целей он
    использовался? («Аэродромная машина», которая
    использовалась для подъема на значительную
    высоту метеорологических приборов.)
  22. Какой метод защиты от молний предложил
    Ломоносов? (Ломоносов впервые предложил
    молниеотвод.)
  23. Какой прибор был изобретен Ломоносовым для
    измерения времени на начальном меридиане? (
    «Морские часы» — особого рода пружинный
    хронометр, который был сконструирован
    Ломоносовым независимо от английских
    изобретателей.)

Кроссворд «Химические реакции»

Решение:

1) 2 SO2 + O2 -> 2 SO3

2) SO3 + H2O -> H2S O4

3) Cu + H2S O4 -> Cu SO4 + H2

4) Cu SO4 + 2 NaОН -> Cu(OH)2 + Na2 SO4

5) 2 NaОН+ H2S -> Na2 S + H2 О

6) H2 О + SO2 -> H2S O3

Чтение стихов М.В.Ломоносова.




***

«Ода императрице Екатерине Алексеевне»
Обширность наших стран измерьте,
Прочтите книги славных дел
И чувствам собственным поверьте:
Не вам подвергнуть наш предел,
Исчислите тьму сильных боев,
Исчислите у нас Героев
От земледельца до Царя,
В суде, в полках, в морях и в селах,
В своих и на чужих пределах
И у святого алтаря.

***

Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В щастливой жизни украшают,
В нещастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха
Науки пользую везде:
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.

***

Лице свое скрывает день,
Поля покрыла мрачна ночь,
Взошла на горы черна тень,
Лучи от нас склонились прочь
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.

Итог мероприятия

а) определение победителей викторины.

б) определение победителей кроссворда.

в) определение лучших чтецов стихов.

Список использованной литературы.

1. Химия в школе, №5, 1986

2. ru.wikipedia.org/wiki/Ломоносов_Михаил_Васильевич

3. http://ria.ru/infografika/20111119/492112712.html

4. http://www.ras.ru/lomonosov/440d7a99-592f-47f6-8bfe-76cce0d9246e.aspx

5. http://www.lomonosov300.ru/73584.htm

6. http://www.lomonosov300.ru/




Следующий: