Внеклассное мероприятие по химии и биологии по теме Основы радиохимии и радиоэкологии. 9-й класс


Цели:

обобщить и закрепить знания о радиоактивных свойствах отдельных
атомов и типов ядерных превращений, о единицах радиоактивности и дозы излучения,
воздействии излучений радиоактивных атомов на окружающую среду и на организм
человека; обратить внимание учащихся на те вопросы, которые ими были
недостаточно поняты.

Задачи:

  • Образовательная

: создать условия для формирования и
совершенствования знаний, умений и навыков, связанных с радиоактивными
свойствами отдельных атомов, изучением их свойств и влиянием излучения,
сопутствующего радиоактивному распаду, на окружающую среду и на организм
человека;

  • Развивающая
  • : создать условия для развития логического мышления
    учеников, умений применять полученные ими знания при выполнении учебных
    заданий; уметь применять полученные знания для предупреждения опасного
    воздействия излучений радиоактивных атомов на окружающую среду и на здоровья
    человека;

  • Воспитательная
  • : создать условия для формирования интереса к знаниям
    и умения проводить самооценку.



    Формы организации познавательной деятельности учащихся на уроке:


    групповая работа в форме игры КВН, затем следует индивидуальная самостоятельная
    работа.

    Методы, которые используются на уроке:

    игровые технологии, метод
    самостоятельной работы с тестовыми заданиями с целью закрепления и применения
    знаний и умений, с последующей самооценкой выполненной работы.

    Педагогические приёмы, которые используются на уроке:

    применение ИКТ.
    Умение оценивать и дополнять ответы товарищей. Проводить самооценку выполненной
    работы.

    Средства обучения:

    • Конспект по теме “Основы радиохимии и радиоэкологии”.
    • Таблица “Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева”.
    • Таблица “Распад урана -238”.
    • Таблица “Схемы α – и β – переходов при радиоактивных превращениях
      атомов”.
    • Таблица “Важнейшие природные и техногенные радионуклиды”.
    • Компьютер, проектор.
    • Презентация по теме “Основы радиохимии и радиоэкологии”.

    План урока.

    1. Актуализация знаний учащихся.
    2. Формирование команд из учеников 9 класса для игры КВН.
    3. Разъяснение правил конкурса.
    4. Представление жюри.
    5. Основная часть. Групповая работа в форме игры КВН.
    6. Определение победителя.
    7. Выполнение самостоятельной работы по вариантам.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    Вступительное слово учителя. Наш урок я хотел бы начать словами пословицы
    “Повторение – мать учения”.

    Объявляю тему и цели урока. Записываю тему урока на доске.

    II. Актуализация знаний учащихся.

    Для актуализации знаний учащиеся просматривают слайды по теме урока “Основы
    радиохимии и радиоэкологии” на проекторе, с пояснениями учителя. Учитель
    обращает внимание учеников на, те разделы темы, которые ими были недостаточно
    поняты, отвечает на вопросы учеников.



    III. Групповая работа в форме игры КВН.

    Обобщение знаний и умений учащихся по теме проводим в виде соревнования двух
    команд. Класс разбивается по рядам на две команды. Каждая команда выбирает
    капитана. Игра состоит из трёх конкурсов: “Разминка”, “Конкурс капитанов” и “Ты
    – мне, я – тебе”. Во время игры команды отвечают на вопросы по очереди.



    1 конкурс “Разминка”.

    Каждой команде учитель по очереди задаёт вопросы
    (Приложение 1). Команда обсуждает вопрос и один из членов команды отвечает.
    Ученики другой команды внимательно слушают ответ. В случае необходимости
    дополняют ответ или дают правильный ответ на заданный вопрос. Этот конкурс
    оценивается так: правильный ответ – в 5 баллов “зелёный жетон”, неполный ответ и
    правильное дополнение к ответу 3 балла “жёлтый жетон”. Если ответ неправильный,
    ученик и команда получают 0 баллов и “красный” жетон”.

    2 конкурс “Конкурс капитанов”.

    Капитанов приглашаем к доске, и каждый из
    них получает конверт с заданиями. В конверте два задания: 1 – написать уравнение
    ядерной реакции распада данного радионуклида; 2 – вычислить долю распавшегося
    радионуклида в течение определённого времени, зная его период полураспада
    (Приложение 2.) Ответы на первое и второе задание капитаны записывают на доске.

    3 конкурс “Ты – мне, я – тебе”.

    В то время, пока капитаны выполняют
    задания, между командами проводится конкурс “Ты – мне, я – тебе”. Команды задают
    друг другу свои вопросы (подготовленные дома), всего по 3 вопроса. Этот конкурс
    оценивается так: правильный ответ на вопрос – 3 балла.

    После этого конкурса слушаем ответы капитанов.

    Конкурс капитанов

    оценивается так: правильно выполненное задание – 5
    баллов “зелёный жетон”, неверно выполненное задание – 0 баллов “красный жетон”.
    Всего – 10 баллов.

    После окончания игры подводим итоги. Подсчитываем количество жетонов и баллов
    индивидуально у каждого ученика команды и у команд в целом. Сообщаю общий счёт
    игры. Награждение победителей и особо отличившихся учащихся.

    IV. Закрепление материала.

    Индивидуальная работа

    . Выполнение самостоятельной работы по вариантам с
    последующей самооценкой выполненной работы.

    Описание самостоятельной работы для учащихся по теме “Основы радиохимии и
    радиоэкологии”. Проверочная работа даётся в форме тестов в двух вариантах
    (Приложение 3 и 4). Каждый вариант состоит из 13 заданий, охватывающих темы
    радиохимии и радиоэкологии. Работу ученики выполняют на отдельных листах без
    исправлений (Приложение 5). Затем проверяют свои ответы по таблице “Ответы на
    тестовые задания”, находящейся на табло. Исправляют допущенные ошибки и считают
    количество правильных ответов. Сами себе выставляют оценку за выполненную
    самостоятельную работу.

    Критерии оценки:

    12–11 правильных ответов – оценка 5;
    10–9 правильных ответов – оценка 4;
    8–7 правильных ответов – оценка 3;
    6 правильных ответов – оценка 2.

    Ученики сдают листы с выполненной самостоятельной работой и выставленной себе
    оценкой.

    V. Подведение итогов. Рефлексия.

    Сегодня на уроке мы обобщили знания и умения по теме “Основы радиохимии и
    радиоэкологии”. Спасибо вам за хорошую, плодотворную и интересную работу. И
    чтобы узнать ваше мнение о сегодняшнем уроке, я прошу вас ответить на несколько
    вопросов.

    1. Какое ваше настроение?
    2. Ваше отношение к уроку?

    На столе у каждого лежит три смайлика с разным настроением, требуется выбрать
    и продемонстрировать.

    Урок окончен. Всем спасибо!

    Приложение 1,
    Приложение 2, Приложение 3,
    Приложение 4,
    Приложение 5, Приложение 6,
    Приложение 7, Приложение 8
    (Презентация)




    Следующий: