Внеклассное мероприятие по химии для 8-го класса Химия на досуге

От каждого класса на конкурс выступает команда
по 6 человек, которые сидят за отдельными столами.
Ведущие конкурса предлагают участникам
разнообразные задания. Итоги подводятся после
выполнения каждого этапа и заносятся на
отдельную доску в виде таблицы.

I. Логогрифы

— решаются путём добавления или
выбрасывания слогов или букв из зашифрованного
слова так, чтобы получилось новое слово. Каждая
команда получает по 2 задания:

Я — металл, меня ты знаешь,
Мощь огромная во мне.
Но если Б ко мне подставишь,
То землю скрою я во мгле. (Уран).
Небольшое слово перед вами:
Обычно звери там живут.
Но если буквы переставить,
Д иль Г добавить,
Газа два произойдут. (Нора — аргон — радон).
В свободном виде он всех убивает.
Но если связать, то в еду добавляют.
Если же Л мы ему зачеркнём,
То вместе со всеми мы песню споём. (Хлор — хор).
Двенадцать пар — не забывай! -
У всех людей на свете.
В другом значенье — узкий край -
Так учат в школе дети.
Но СЕ ко мне прибавить,
То в миг в металл я превращусь.
Ещё к тому добавить,
Что в первой группе окажусь. (Ребро — серебро).

II. Метаграммы

— зашифрованные слова
отличаются друг от друга на одну или несколько
букв. Разгадав одно из слов, можно заменить в нём
одну или несколько букв так, чтобы получилось
новое слово по смыслу загадки.

С КА — активный я металл,
С ГЕ — я очень лёгкий газ.
Чтобы ты нас разгадал,
Глянь в систему ещё раз. (Калий — гелий).
С М — единица,
С Б — я в больнице,
С Р — я на сцене,
С С — на столе.
Кто мы такие?
Скажите-ка мне! (Моль).
Живут два брат в микромире,
Свойства их полезно знать.
У А — восьмёрки на квартире,
У О — квартира сорок пять. (Радий — родий).
Элемент IV группы
Перед всеми на виду.
Если Т на Р исправить,
Будет деспот наяву. (Титан — тиран).

III. Удивительные превращения

. Свободные
клетки в каждой фигуре необходимо заполнить
словами так, чтобы каждое последующее слово
отличалось от предыдущего на одну или несколько
букв.

Соль — медь

. Из соли выделить медь химическим
способом в принципе несложно. Для этого лучше
всего подходит раствор медного купороса и
железный гвоздь. Здесь же меняйте в словах по
одной букве и тоже получите из СОЛИ МЕДЬ:

СОЛЬ

(МОЛЬ)

(МЕЛЬ)

МЕДЬ

Медь — болт

. Чтобы выточить болт из металла,
нужны токарный станок, заготовка и, конечно,
мастерство токаря. Найдите три слова, каждое из
которых отличается от предыдущего на одну букву,
и тогда из МЕДИ получите БОЛТ на вашем рисунке:

МЕДЬ

(МЕЛЬ)

(МОЛЬ)

(БОЛЬ)

БОЛТ

IV. Краткий «энциклопедический» словарь.
Наш словарик необычный. Определяемые слова
зашифрованы в виде буквенных ребусов. Однако и
буквы здесь необычные, а знаки химических
элементов. Поэтому для разгадывания вам
понадобится периодическая система элементов Д.И.
Менделеева.

Командам предлагаются карточки с заданиями:

B Ne,

— остров в Малайском архипелаге (Борнео).

Cu

, Cu (М -> В) — крупное млекопитающее
животное класса млекопитающих (медведь).

Sn

(1=C) — структурная единица языка, служащая
для обозначения понятий, предметов, действий
(слово).

, Xe, — корм для домашних животных (сено).

V. Викторина «Химические элементы».


Командам по очереди предлагаются вопросы. Баллы
начисляются за правильные и полные ответы.

1. Какие элементы известны с глубокой древности?

2. Названия каких элементов связаны с их
свойствами7

3. Названия каких элементов связаны с
географией их открытия?

4. Названия каких элементов связаны с
астрономией?

5. Какие химические элементы названы в честь
учёных?

6. Имена каких героев древних мифов и сказаний
можно увидеть в названиях химических элементов?

7. Какие названия элементов отражают
особенности их открытия?

8. Сколько химических элементов известно к
настоящему времени?

VI. Химическая посуда.

На столе выставлена
разнообразная химическая посуда

( колбы, стаканы, воронки, холодильники,
двугорлые склянки, делительные воронки,
соединительные трубки и так далее). Учащимся
предлагается рассказать о её предназначении в
лаборатории.

VII. Шуточные загадки про элементы

. Каждой
команде по очереди ведущие предлагают отгадать
загадки.

1. Какой элемент не имеет постоянной прописки в
периодической системе химических элементов?
(Водород).

2. Какой неметалл является лесом? (Бор).

3. Какой неметалл состоит из двух животных?
(Мышьяк).

4. Какой металл по греческой мифологии обречён
на «вечные муки»? (Тантал).

5.Какой благородный металл состоит из болотных
водорослей? (ПлаТИНА).

6.Какие химические элементы состоят из
различных рек? (ИНДий, ПОлоний, раДОН).

7. Какие два химических элемента различаются
между собой лишь маленькой чёрточкой? (Галлий -
таллий).

8. Какой элемент вращается вокруг Солнца? (Уран).

VIII. «Таинственные знаки».

При покупке
одежды мы всегда обращаем внимание на
таинственные знаки, которые изображены на
ярлыках или пришиты где-то на изнанке. Что же
обозначают эти знаки, нужно ли нам знать их? Может
быть, это фирменные знаки фабрики, выпускающей
данные изделия? Но, может быть, эти обозначения
имеют всё же какое-то отношение к химии? Какое?

Ведущие показывают участникам игры
изображения знаков, имеющих непосредственное
отношение к химии, так как в той или иной степени
они указывают на свойства данного изделия
(режимы стирки, глажения, химической чистки и так
далее). Ребята раскрывают смысл каждого ярлыка.

IX. Парад неорганических веществ

. Командам
предстоит разобрать склянки с химическими
реактивами по классам в соответствии с их
этикетками (оксиды, основания, кислоты и соли).
Каждое вещество участники игры называют и
расставляют их в порядке принадлежности к
определённому классу.

X. Химическая эстафета

. На доске командам
представляется таблица с названиями веществ (по 6
названий для каждой команды). Учащиеся по очереди
пишут химические формулы веществ. Кто быстро и
правильно справится с этим заданием?


1 команда 2 команда
Гидроксид натрия: ::: Ортофосфорная кислота: :::
Ортофосфат лития: ::: Оксид железа (III): ::..
Оксид бария: ::: Бромид кальция: ::.
Хлорид железа (III): ::. Силикат калия: :::
Серная кислота: ::.. Оксид хлора (VII): :::.
Оксид азота (Ш): ::.. Гидроксид алюминия: ::

XI. Занимательные опыты

. Учитель
демонстрирует опыты, комментируя только
названия взятых веществ. Все внимательно
наблюдают, называют признаки химических реакций,
определяют их тип, объясняют наблюдаемые
явления.

Для демонстрации можно взять следующие
реакции:

А). CuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu;

Б). H2SO4 + 2NaOH = Na2SO4 + 2H2O (с индикатором);

В). 2Na + 2H2O = 2NaOH + H2;

Г). (NH4)2Cr2O7 = N2 + Cr2O3 + 4H2O.

Жюри подводит итоги конкурса, подсчитывая
сумму набранных очков по всем его этапам.

Следующий: