Внеклассное мероприятие по истории Звездный час по теме Древняя Русь

Цели

1. Научить работать с картой, ориентироваться в пространстве, знать термины и понятия, знать названия древнерусских городов и названия военно-племенных союзов восточных славян, знать хронологию.

2. В ходе мероприятия содействовать развитию логического и абстрактного мышления, наблюдательности, памяти.

3. Воспитать чувство ответственности, самостоятельность, внимательность, целеустремленность, чувство взаимопомощи, бережное отношение к рабочей минуте, обязательность соблюдения правил, уважительное отношение к сверстникам и преподавателям.

Оборудование: мультимедийная приставка и экран; мультимедийная презентация; звездочки; таблички с вариантами ответов; маркеры, бумага; оценочные листы; цветной скотч; бейджики; атласы.

Кабинет, в котором планируется проводить игру, необходимо оформить звездочками, воздушными шариками, на полу обозначить три уровня.

Правила игры

В игре принимают участие 12 детей, которые объединяются в пары. Один из игроков является основным, второй осуществляет поддержку. За правильный ответ обоих игроков пара получает звезду. Если второй игрок ошибается, то основной игрок переходит в следующий уровень тура без звезды. В том случае, если основной игрок не дает правильного ответа, а второй игрок отвечает правильно, основной игрок остается на прежнем месте. В одном туре предусмотрено 4 вопроса. Если по итогам четырех вопросов возникает спорная ситуация, то участникам предлагается пятый вопрос. В одном туре игроки проходят путь, состоящий из трех уровней. По итогам каждого тура одна из пар выбывает. В финале остается две пары.

Ход игры

1. Организационный момент. Проверка наличия учащихся, их готовность к мероприятию.

2. Постановка цели. Постановка цели, ознакомление учащихся с правилами игры, инструктаж.

3. Закрепление и обобщение материала. Учащиеся отвечают на вопросы, поднимая карточки с правильным вариантом ответа.

Тур I

1. Назовите славянские племена, проживавшие в центре Восточно-Европейской равнины в VIII веке н.э.

А. Чудь, меря;
Б. Поляне, древляне;
В. Корсь, жмудь;
Г. Черемисы, мурома.

(Правильный ответ: Б. Поляне, древляне)

2. Какой город был племенным центром древлян?

А. Искоростень;
Б. Изборск;
В. Полоцк;
Г. Туров.

(Правильный ответ: А. Искоростень)

3. Как называлось государство в Среднем Поволжье в X – XIII вв.?

А. Византийская империя;
Б. Золотая Орда;
В. Волжская Булгария;
Г. Албания.

(Правильный ответ: В. Волжская Булгария)

4. Какой путь называют «из варяг в греки»?

А. Водный торговый путь, соединявший Европу и Америку;
Б. Путь варягов для завоевательных походов в Азию;
В. Водный торговый путь с севера на юг Руси.
Г. Путь через Германию и Дунай в Черное море.

(Правильный ответ: В. Водный торговый путь с севера на юг Руси)

5. Кто из князей объединил в 882 году под своей властью Киев и Новгород?

А. Олег;
Б. Аскольд;
В. Игорь;
Г. Дир.

(Правильный ответ: А. Олег)

По итогам тура та пара, которая набрала меньшее количество звезд и прошла меньший путь, выбывает.

Преподаватель подводит итоги тура.

Тур II

1. Какой народ проживал к востоку и юго-востоку от южных славян?

А. Жемайты;
Б. Ливы;
В. Латы;
Г. Авары.

(Правильный ответ: Г. Авары)

2. Удельные княжества – это…

А. Территория восточных славян в IX в.;
Б. Владения монголо-татарских ханов на Руси;
В. Собственность обедневших бояр;
Г. Независимые княжества периода раздробленности.

(Правильный ответ: Г. Независимые княжества периода раздробленности)

3. Где начинается торговый путь «из варяг в греки»?



А. В Балтийском заливе;
Б. В Финском заливе;
В. В Ботническом заливе;
Г. В Гибралтарском проливе.

(Правильный ответ: Б. В Финском заливе)

4. Какой город древние славяне называли «Царьград»?

А. Париж;
Б. Константинополь;
В. Византия;
Г. Рим.

(Правильный ответ: Б. Константинополь)

5. Какой город основал Святослав Игоревич?

А. Любеч;
Б. Переяславль;
В. Переяславец-на-Дунае;
Г. Ростов Великий.

(Правильный ответ: А. Любеч)

Одна из пар выбывает.

Преподаватель подводит итоги тура.

Тур III

1. Какой племенной союз в VIII – XI вв. занимал территорию от озера Ладога до Чудского озера, вокруг озера Ильмень и по течению реки Волхов?

А. Словене;
Б. Северяне;
В. Кривичи;
Г. Поляне

(Правильный ответ: А. Словене)

2. Древняя Русь постоянно подвергалась нападениям соседей-кочевников. Во второй половине XII в. это были…

А. Гунны;
Б. Мадьяры;
В. Татаро-монголы;
Г. Половцы.

(Правильный ответ: Г. Половцы)

3. Назовите центр Древнерусского государства.

А. Москва;
Б. Смоленск;
В. Галич;
Г. Киев.

(Правильный ответ: Г. Киев)

4. В каком городе принял крещение князь Владимир?

А. Новгород;
Б. Константинополь;
В. Корсунь;
Г. Киев.

(Правильный ответ: В. Корсунь)

5. Назовите город, где в результате археологических раскопок были найдены остатки многочисленных древних построек, деревянные мосты и берестяные грамоты.

А. Владимир;
Б. Великий Новгород;
В. Нижний Новгород;
Г. Львов.

(Правильный ответ: Б. Великий Новгород)

Одна из пар выбывает.

Преподаватель подводит итоги тура.

Тур IV

1. Как назывался восточнославянский племенной союз, живший в верхнем и среднем течении реки Оки?

А. Меря;
Б. Мещера;
В. Кривичи;
Г. Вятичи.

(Правильный ответ: Г. Вятичи)

2. Какая из вспомогательных исторических дисциплин изучает историю происхождения географических названий?

А. Ономастика;
Б. Генеалогия;
В. Топонимика;
Г. Нумизматика.

(Правильный ответ: В. Топонимика)

3. Какая река входила в систему «путь из варяг в греки»?

А. Днепр;
Б. Дон;
В. Волга;
Г. Северная Двина.

(Правильный ответ: А. Днепр)

4. Какую территорию называли Червоной Русью?

А. Территорию Смоленского княжества;
Б. Территорию Тмутараканского княжества;
В. Территорию Галицкого княжества;
Г. Территорию Киевского княжества.

(Правильный ответ: В. Территорию Галицкого княжества)

5. Какой город был основан князем Юрием Долгоруким в Суздальской земле?

А. Владимир-на-Клязьме;
Б. Суздаль;
В. Юрьев-Польский;
Г. Переяславль-Залесский.

(Правильный ответ: Г. Переяславль-Залесский)

Одна из пар выбывает, в финал выходит две пары участников.

Преподаватель подводит итоги тура, определяет финалистов.

Тур V

Задание. Назовите наибольшее количество рек и озер, находившихся на территории Киевской Руси.

Учащиеся, работая с картой, выписывают все реки и озера, которое находились на территории Киевской Руси. По истечении времени участники по очереди называют географические названия, победителем считается та пара игроков, которая назовет больше рек и озер.

Преподаватель дает участникам три минуты на выполнение задания. Учащиеся по очереди называют реки и озера, когда возникают затруднения, им помогают вторые участники игры. Выигрывает та пара, которая назовет большее количество рек и озер.

Преподаватель подводит итоги тура.

4. Подведение итогов. Преподаватель подводит итоги игры, объявляет победителей, благодарит всех участников.




Следующий: