Внеклассное мероприятие по истории Сон Васечкина, или Путешествие в Петровскую эпоху

Цель:

Продолжить знакомство учащихся с культурой Петровской эпохи.

  • Развивать интерес к истории, русской культуре и быту.
  • Формировать умение «погружаться»в эпоху, публично выступать, представать
    в образе исторических героев, передавать их характер.
  • Оборудование

    : реконструкция «Москва XVII–XVIII вв.»,
    иллюстративный материал о Санкт-Петербурге, ассамблеях, образцы одежды русской и
    европейской, экспозиция «Кунсткамера»(гербарий, заспиртованные животные,
    удивительные минералы и др.), экспозиция «Ассамблея»(чайный сервиз, шахматы,
    конфеты, печенье и др.), предметы для «Черного ящика»(минеральная вода,
    картофель, конфеты, твердый сыр)

    Действующие лица:

    Петя Васечкин
    Никитка
    Алена Николаевна– учитель истории
    Боярин
    Петр I
    Ученики 7 класса
    Участники «ассамблеи»

    Действие первое

    Урок истории.

    Учитель:

    Здравствуйте, ребята. Мы с вами заканчиваем рассматривать эпоху
    Петра Великого. Я хотела бы проверить все ваши знания по этой теме. Кто готов к
    сегодняшнему уроку? Кто может пойти и рассказать о реформах Петра
    I в области культуры и быта?

    (Все учащиеся поднимают руки, Васечкин лезет под парту.)

    Учитель

    : Васечкин, может ты нам что-нибудь расскажешь?

    Васечкин

    : Ну вот, сразу Васечкин, Васечкин. Что кроме меня ответить никто
    не может? (Переходит на хрип.) Ой, что-то у меня горло сильно заболело.
    Алена Николаевна, можно я отвечу на следующем уроке?

    Учитель:

    Хорошо, если у некоторых заболело горло, мы просто проведем
    письменный опрос.

    (Учитель раздает листочки, ребята пишут, Васечкин зевает, в полголоса
    ворчит.)

    Васечкин

    : Надоела эта история, учи её и учи, понаделают событий,
    понапишут, а ты отдувайся. То ли дело физкультура – бегай, прыгай, читать ничё
    не надо,учить ничё не надо. Вот была бы машина времени, заказал век или нужный
    год, отправился быстро в прошлое на маленечко, посмотрел, что там происходит и
    учить ниче не надо. (Говорит все тише и тише, засыпает.)

    Действие второе

    Васечкин попадает в прошлое. Просыпается, оглядывается, удивляется.

    Васечкин:

    Ничё себе, это ж куда меня занесло. Мама-а-а…

    (Видит мальчика, спрашивает.

    )

    – Ты кто?

    – Никитка.

    Васечкин:

    Слушай, а какой год-то сейчас?

    Никитка

    : 7207.

    Васечкин

    : Чаво? Это что, я в будущем что ли? (Осматривает Никитку с
    головы до ног.)
    А прикид то у тебя древненький какой-то?

    Никитка:

    Да я думаю, что для 7207 года от ветхозаветного сотворения мира
    я выгляжу нормально.

    Васечкин

    : От какого сотворения?

    Никитка

    : От ветхозаветного.

    Васечкин

    : Во попал, а по нашему-то это сколько?

    Ведущий 1

    : С 1 января 1700 года Петр ввел новое летосчисление – от
    Рождества Христова, а не от Ветхозаветного сотворения мира. Поэтому теперь вслед
    за 7207 годом наступил 1700 г. К тому же Новый год теперь начинался не с 1
    сентября, как прежде, а с 1 января.

    Чтец

    : «В знак же доброго начинания и нового столетнего века – писал Петр
    20 декабря 1699 г., – в царствующем граде Москве после должного благодарения
    богу и молебного в церквах пения друг друга поздравлять с Новым годом; между тем
    по большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые
    украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых; а как на Красной
    площади зажгут огненные потехи и начнется пальба, по всем дворам палатных,
    воинских и купеческих людей стрелять из небольших пушечек или из ружей
    троекратно и пускать ракеты; кроме того, где место позволит, зажигать по ночам с
    1 по 7 января костры и смоляные бочки.»

    Васечкин:

    Никитка, а куда идешь то ты?

    Никитка

    : Да к тетке в Москву.

    Васечкин

    : А можно с тобой?

    Никитка

    : Ну, пошли.

    А вот и город. Лепота.

    Васечкин:

    Чаво?

    Никитка

    : Красота говорю.

    (Выходит боярин с бородой и бородовым знаком)

    Васечкин

    : Смотри Никитка, мужик идет. Это что у него на шее медаль что
    ли. Наверное в сражении в каком-то отличился.

    Никитка:

    Дурак. Ты поштоли не знаешь, знак это «бородовой»

    Васечкин:

    Какой такой «бородовой»Ему этот знак за самую длинную бороду
    что ли дали?

    Никитка

    : Да нет. Штраф это за бороду.

    Васечкин

    : А это как?

    Ведущий 2

    : Возвратившись из-за границы Петр в августе 1698 года прибыл в
    Москву, а оттуда не задерживаясь, поехал в село Преображенское. На приеме он был
    весел и общителен. И вот пребывая в самом лучшем расположении духа, он, будто
    шутя, брал в руки ножницы и то одному, то другому, из присутствующих обрезал
    бороды. Тогда же Петр начал борьбу и с длинной одеждой. На пиру в 1699 году
    лично обрезав рукава у одного боярина, он сказал, что с такими рукавами нельзя
    работать, так как ими легко задеть и опрокинуть вещь. Постоянно попадая в пищу,
    они служат помехой и при еде. Указ об обязательном ношении платья последовал 4
    января 1700 года. В нем говорилось:

    Чтец 1:

    «Бояром и окольничьим, и думным, и ближним людям, и стольником, и
    стряпчим, и дворяном московским, и дьяком, и жильцов и всех чинов служилым, и
    приказным, и торговым людем, и людем боярским, на Москве и в городех, носить
    платья, венгерские кафтаны, верхние длиною по подвязку, а исподние короче
    верхних, тем же подобием…»

    Ведущий 2

    : Был установлен короткий срок изготовления новой одежды, но
    дело продвигалось туго. Петру докладывали, что среди людей не наблюдается рвения
    в исполнении указа. Напротив, надеются, что все останется по-старому. Нужно было
    подтвердить силу первого указа новым, и Петр издает его 20 августа 1700 г. Указ
    этот был размножен и прибит на всех заставах. Там же были выставлены и макеты с
    образцами нового платья. Феодальная знать быстро переоделась и рассталась с
    бородами. Совсем иначе обстояло дело в среде провинциальных дворян и горожан.
    Они цепко держались за старое. Понадобились принудительные меры, и царь пошел на
    них с тем большей охотой, что они сулили казне значительные доходы. Так
    последовал новый указ 1701 г. В нем приказывалось:

    Чтец 1:

    «Всяких чинов людем московским и городовым жителям, кроме
    духовного чина и пашенных крестьян, носить платье немецкое, верхнее саксонское и
    французское, а исподнее – камзол и штаны, и сапоги, и башмаки, и шапки немецкие,
    и ездить на немецких седлах.

    Ведущий 2

    : Русское платье ни носить, ни изготовлять, ни продавать не
    разрешалось. За ослушание брали пошлины и жестоко наказывали. Указ 16 января
    1705 г. гласил:

    Чтец

    1: «На Москве и во всех городах, царедворцам и дворовым городовым и
    приказным всяких чинов служилым людям, и гостям и гостиной сотни, и черных 13
    алтын по две деньги, с конных по два рубля с человека; а также мастеровые люди
    платье и сапоги, и башмаки, и шапки, и седла русские станут делать и в рядах
    торговать: и тем слобод посадским людям всем сказать: чтоб впредь с его
    величества государя указа бороды и усы брили. А буде кто бород и усов брить не
    похотят, а похотят ходить с бородами усами, и с тех имать, с царедворцев и с
    дворовых, и с городовых, и всяких чинов служилых и приказных людей по 60 рублей
    с человека; с гостей и с гостиной сотни первой статьи по 100 рублей с человека;
    средней и меньшей статьи, которые платят десятые деньги меньше 100 рублей, с
    торговых и посадских людей по 60 рублей, третья статья, с посадских же и с
    боярских людей и с ямщиков и с извозчиков, и с церковных причетников, кроме
    попов и дьяконов, и всяких чинов с московских жителей по 30 рублей с человека на
    год. И давать им из Приказа земских дел знаки»

    Ведущий 2:

    Петр повелел в Приказе земских дел завести «записные и
    приходные книги», а всем оштрафованным носить на себе «бородовые знаки». Нередко
    во исполнение указа совершались и прямые насилия. В городах солдаты ловили
    бородатых и одетых по старой моде и безжалостно (иногда с мясом) стригли бороды
    и отрезали длинные полы. Да и сам царь был скор на расправу с ослушниками.
    Как-то он производи л смотр служилых людей в Москве, и здесь обнаружилось,
    что»Иван Данилов сын Наумов»не подчинился указу. Наумов был «бит батоги нещадно
    за то, что у него борода и ус невыбриты»

    Дворянские жены и дочери также сменили русские душегрейки на европейское
    платье с глубоким декольте, что еще недавно считалось бесстыдством.

    Чтец 2:

    Неся культуру русскому народу.
    Царь Петр Первый ввел в своей стране
    Как всем известно, западную моду.
    Здесь юбку дамы – в пышной ширине,
    На «панье»– на каркасе небывалом-
    Вы можете отметить как типаж,
    И декольте, что плечи открывало,
    И плотно облегающий корсаж.
    Знать в париках, на каблуках ходила,
    В заморских тканях понимала толк-
    Носила газ, и кружева, и шелк,
    Узнала и румяна, и белила.
    Вообще костюм менялся год от году –
    Чепцы и шляпы пышные пошли,
    А после «паньи»очень скоро в моду,
    Тюрнюры, как на Западе вошли
    И силуэт костюма изменили,
    Как видите – такой стал моден впредь!
    Наряды дамы разные носили,
    Но русское в них трудно рассмотреть.

    Действие 3

    Васечкин

    : Слушай Никитка, чёт я проголодался. Есть у вас здесь, где
    чебуречная или пельменная, а лучше «Макдональдс»?

    Никитка

    : А это что?

    Васечкин

    : Вот древность. Да там много всяких разных вкусностей.

    Никитка:

    Ну, разные вкусности, говорят на ассамблеях подают.

    Васечкин

    : А что такое ассамблея?

    Никитка:

    Ну это тебе лучше в Санкт-Петербурге побывать.

    Год 1718. Петербург

    (смена декораций)

    Васечкин

    (оглядывается): Лепота. Тьфу, ты. Красиво в общем.

    Ведущий 3

    (на фоне разыгрывания «немой» сцены):

    Здравствуйте, мы рады приветствовать вас на нашей ассамблее. Это новая форма
    проведения досуга дворян, введенная Петром I. Ассамблея и
    биржа, и клуб, и приятельский журфикс, и танцевальный вечер. Здесь толкуют о
    делах, о новостях, играют, пьют. пляшут. Ни церемоний, ни встреч, ни проводов,
    ни потчеваний; всякий приходит, пьет, ест, что поставил на стол хозяин, и
    уходит, когда захочет. На ассамблеи можно было прийти без приглашения, но
    собиралось там исключительно избранное общество: высшие вельможи, чиновники,
    офицеры, корабельные мастера, богатые купцы, ученые. Начинались ассамблеи с
    16–17 часов и продолжались до 22 часов вечера. На ассамблеи полагалось приходить
    с женами и дочерьми.

    Ассамблеи были школами светского воспитания, молодежь обучалась хорошим
    манерам, правилам поведения в обществе, искусству общения. ПетрI
    сам составлял правила ассамблей и поведения на них гостей. Император стремился к
    тому, чтобы русские молодые дворяне усваивали хорошие манеры, умели ездить
    верхом, говорить на иностранных языках, красиво говорить, красноречиво писать,
    доброжелательно общаться друг с другом. Таким кодексом поведения молодого
    поколения дворян была опубликованная переводная книга «Юности честное зерцало,
    или Показание к житейскому обхождению»

    Мини-сцена ассамблеи с ошибками под музыку эпохи XVIII.
    Уч-ся 7 класса должны исправить ошибки примерами из документа.

    Кулинарная викторина «Что в черном ящике?»

    1. Этот напиток ввел в обиход в нашей стране именно Петр I.
      По настоянию врачей он неоднократно пил его, подчас утром до 21 стакана,
      даже если напиток был излишне насыщен солями и минералами. В
      XVIII в. в Карелии появился первый курорт с лечебной водой –
      Марциальные воды. (Минеральная вода.)
    2. В Петровскую эпоху этот продукт проник в Россию из Италии. Часто этот
      продукт и сахар считали синонимами. От этого же термина итальянского
      происхождения произошло новогоднее убранство, часто используемое во время
      карнавалов. (Конфеты.)
    3. Перед отъездом Великого посольства из Амстердама в дорогу был куплен
      именно этот продукт. До Петра в России им называли так творог со сметаной.
      Так гласят русские летописи. Однажды личный повар Петра I
      предложил попробовать ему острый сорт этого продукта. Петру понравилось,
      после чего он измерил размер оставшегося куска циркулем И велел отложить до
      завтра. На завтрашний день Петру показалось, что кусок стал меньше и весь
      свой гнев по этому поводу Петр вылил на повара. После чего съел остатки
      куска и запил вином. (Твердый сыр.)
    4. Этот продукт Петр I ввез в Россию из Голландии. И
      своим указом велел повсеместно ввести посадку этого овоща, но в нашей стране
      его не сразу полюбили, так как изначально его употребляли в сыром виде.
      (Картофель.)

    Васечкин:

    Да интересно, только хочется чего-нибудь необычного,
    редкостного.

    Вывеска: КУНСТКАМЕРА

    Ведущий 4

    : Петр I был не только царем –
    преобразователем, но и коллекционером, да ещё и каким. Всевозможные диковинки и
    редкости повелел царь собирать в специальном «кабинете редкостей»– так появилась
    Кунсткамера– первый российский музей, который существует и поныне.

    У входа в Кунсткамеру стояли чучела и скелеты. С потолка свисали высушенные
    рыбы и змеи … В шкафах, за мелким переплетом стеклянных дверок, на тонких
    неравных по длине полках, в цилиндрических сосудах помещались различные
    препараты . Сосуды были расставлены по росту и то образовывали горку, то
    неглубокий выем, как трубы церковного органа. В сосудах покоились «неизреченные,
    чудественные, странные звери, в винном духе положенные», диковинные рыбы, жабы,
    ящерицы, змеи, но больше всего человеческие зародыши. Говяжьи пузыри, которыми
    завязывались склянки, были причудливо украшены разноцветным мохом, раковинами,
    высушенными растениями с посаженными нм них редкими жуками и бабочками. Наряду с
    зоологическими коллекциями Кунсткамера располагала хорошими гербарием, собранием
    минералов, а также большим число восточных, китайских и сибирских редкостей.
    Среди экспонатов Кунсткамеры хранится полотняный мешочек, а в нем множество
    зубов. Это тоже коллекция, собранная Петром I – зубы,
    которые он собственноручно удалил у своих поданных, чтобы избавить их от боли
    (правда многие зубы почему-то оказались здоровыми).

    Кунсткамера была открыта для свободного посещения с 1719 года. Интересно, что
    в первое время мало кто желал идти в музей, и тогда потенциальных посетителей
    стали заманивать бесплатным угощением.

    Зрителям и участникам предлагаются для просмотра слайд-шоу экспонатов музея
    Кунсткамеры г. Санкт-Петербурга.

    Васечкин рассматривает экспонаты. Сзади подходит Петр I
    , хватает его за ухо. Васечкин кричит.

    Петр:

    Ты кто такой малец?

    Васечкин

    : Я Петя Васечкин из 7 «в»

    Петр:

    А, тезка значит. А из какого такого «в»?

    Васечкин:

    Да ученик я Верхне-Иретской школы.

    Петр

    : А где ж такая находится?

    Васечкин

    : В Сибири.

    Петр:

    Школа в Сибири, это ж хорошо. А учишься ты как? Правду говори!

    Васечкин

    : Да не очень то. Но клянусь, когда вернусь домой исправлюсь. А
    историю так на «5»буду знать.

    Петр:

    Слышь, а что в истории то вашей про меня пишут.

    Васечкин

    : Да вроде, мужик ты ничё хороший.

    Петр

    (стесняясь): Ну, да ладно. (Похлопывает Васечкина по
    плечу.)

    Действие 4

    Урок истории

    Учитель:

    Васечкин проснись. Урок закончился. Сдавай контрольную. Опять
    ничего не написал.

    Васечкин:

    Алена Николаевна, зато сколько я сегодня узнал. Можно я вам
    завтра все расскажу, честное слово. Я теперь всегда буду учить историю, она
    оказывается такая интересная.


    Следующий: