Внеклассное мероприятие по истории Незаменимые помощницы истории


ЦЕЛИ:

  • Развивающая – Познакомить учащихся
    со вспомогательными историческими науками.
  • Образовательная – Научить ребят
    ориентироваться в многообразии исторических
    дисциплин.
  • Воспитывающая – Воспитать, привить
    чувство патриотизма, любовь к Родине и ее
    истории.

Основные понятия (термины): история,
палеография, эпиграфика, археология, хронология,
ономастика, вексиллография, геральдика,
нумизматика, бонистика.

Оборудование урока: ТСО (Приложение
1
), Раздаточный материал (Приложение
2
), протокол для жюри (Приложение
3
).

Участники

  • Команды учащихся.
  • Жюри из учителей истории или старшеклассники.
  • Ведущий.

ПЛАН:

1. Организационный момент.

2. Основная часть.

3. Блиц-опрос. Кроссворд.

4. Подведение итогов. Награждение
победителей.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

I Организационный момент

  • Приветствие.
  • Представление команд и жюри.
  • Мотивация учащихся на активную работу.

(Слайд 1)

  • Сообщение темы мероприятия:

Ребята, сегодня мы с вами будем вспоминать, что
такое история, почему мы ее изучаем. А еще мы
познакомимся с основными помощниками истории. В
течение нашей беседы вам будут предложены
несколько заданий, за выполнение которых
внимательно будет наблюдать жюри и оценивать
ваше участие.

II Основная часть:

Итак, давайте вспомним, как переводится с
греческого языка слово “история”? (“История”
с греческого переводится — “рассказ о
прошедшем”).

Таким образом, история – это наука, изучающая
прошлое человечества.

Для чего нужно знать историю?

Человек не может не задаваться вопросами: кто я?
Откуда я? Не зная истории человечества,
невозможно понять, что происходит вокруг нас в
мире, разобраться в образе жизни и мыслей разных
народов, проникнуть в суть событий.

Мы изучаем историю для того, чтобы узнать
прошлое, понять настоящее и заглянуть в будущее!

История – это целый комплекс общественных
наук, которые изучают прошлое человечества во
всей его конкретности и многообразии. История
исследует факты, события и процессы на базе
исторических источников.

История – наука сложная, объемная, но даже ей
необходимы помощники, и их у нее немало!

(Слайд 2)


Помочь истории всегда готовы
Для поиска открытий новых.

Как вы думаете, о каких помощницах истории идет
речь?

Совершенно верно, о специальных отраслях
исторического знания, которые называются вспомогательными
историческими дисциплинами.
(Слайд 3) Их
существует множество. О некоторых из них мы
сегодня и поговорим.

Итак, о жизни людей в давно прошедшие времена
рассказывают нам источники. Что такое
источники?
(Это остатки прошлого, связанные с
деятельностью человека и отражающие его
историю). Самые многочисленные и важные
источники – письменные. (Слайд 4) Это –
издававшиеся в разное время сборники законов,
разнообразные княжеские грамоты, договоры,
документы о сделках (акты).

А что необходимо уметь историку, чтобы изучить
письменный источник?

(уметь читать документ,
для этого необходимо знать древнее письмо, а еще
он должен внимательно изучить и материал, на
котором написан текст).

(Слайд 5) Всем этим занимается палеография
историко-филологическая дисциплина, которая
изучает памятники древней письменности,
устанавливает место и время их создания;
определяет материалы и орудия их письма,
авторство, а также изучает историю письма.

Но ведь информацию наши предки оставляли не
только в виде документов на бумаге или бересте,
но и в виде надписей на различных материалах.
Древние и средневековые надписи на камне,
металлических, деревянных, костяных, стеклянных
и керамических изделиях изучает Эпиграфика. (Слайд
6)

Но ведь были времена, когда не было никакой
письменности, да и свидетелей событий не
осталось. Вот тут широко использует историческая
наука (Слайд 8) вещественные памятники:
орудия труда, остатки жилищ, ремесленные изделия,
украшения, оружие, предметы домашнего обихода и
т. д. Их изучением занимается археология. Для
изучения того периода, когда человечество еще не
знало письменности, археологические данные были
основными источниками сведений.

(Слайд 9)

Задание № 1.

Отгадайте загадку:

Белая пашня,
Черное семя;
Кто умеет,
Тот его сеет,
Кто знает,
Тот отгадает.
(Бумага и буквы)

(Слайд 10)

Знаете ли вы, что люди писали друг другу еще
задолго до изобретения алфавита? Каким образом?
(Символами или знаками). Попробуйте нарисовать
символ, знак, запрещающий шуметь.

Мы с вами знаем, что древняя книга была совсем
не похожа на современную. Назовите название
древнего государства, к которому относится эта
книга?

(картинки на слайдах). (Слайды 11-13)

(Слайд 14)

Многие ученые называют археологию наукой тайн,
легенд и загадок. Одна из таких загадок – это
легенда “о духе Тамерлана”, вызвавшем великую
войну. В Самарканде археологам пришлось однажды
срочно вскрыть захоронение выдающегося
полководца средневековья Тамерлана,
прославившегося своей свирепостью даже в
жестокое время. Дело в том, что гробница
оказалась под угрозой затопления. При вскрытии
гроба присутствующие почувствовали странный
запах. Это был запах ароматических веществ,
положенных в гроб правителя. Кто-то сказал: мы
выпустили дух Тамерлана – быть войне. Было это 19
июня 1941 года.

Какая война началась через несколько дней?

(Великая
Отечественная война).

История — это движение общества во времени.
Изучать историю, не изучая ее во времени, нельзя. (Слайд
15)
Этим занимается вспомогательная
историческая дисциплина хронология — наука
о системах исчисления времени. В начале третьего
тысячелетия непросто представить, что наши
предки совсем иначе определяли, какой у них идет
год.

(Слайд 16)

Читаем в летописи:

“В лето 6621. Бысть знамение в солнци в 1 час дня;
бысть видити всем людем: остася солнца мало …
месяца марта в 19 день, а луны в 29”.

О каком явлении идет речь?

(Конечно, вы поняли,
что здесь рассказано о солнечном затмении.)
Ученые-астрономы подтверждают: действительно,
это редкое явление имело место в тот год и в тот
день.

Но что это за “лето 6621”? Согласно летописи,
речь идет о временах Великого князя Киевского
Владимира Мономаха, т.е. о начале XII в.

Что необходимо знать, чтобы понять, чему
соответствует названный в летописи год?

(Нужно
знать, что хронология той поры имела свои
особенности. До 1700 г. отсчет лет осуществлялся от
сотворения мира. В 1700 г. царь Петр I произвел
реформу календаря).

(Слайд 17)

Задание № 2

1. Сколько лет новогодней елке в нашей стране? (311
лет)

2. Христианские вероучители утверждали, что акт
сотворения мира Богом состоялся за 5508 лет до
Рождества Христова. Новая эра начиналась с
Рождества.

Посчитайте год своего рождения от сотворения
мира.

В каком году произошло это событие: (1240г.)

“В лето 6748. правитель Швеции Биргер, услышав о
храбрости великого князя Александра Ярославича,
задумал победить его или в плен взять и Великий
Новгород захватить и всю область
новгородскую…”

(Слайд 19)

А кто знает перевод или значение, а может
историю происхождения своего имени?

Например, имя Михаил происходит от
древнееврейского имени Микаэль — равный,
подобный Богу Яхве.

(Слайд 20)

Исследованием имен собственных занимается
следующая вспомогательная историческая
дисциплина – ономастика – это наука,
изучающая собственные имена, историю их
возникновения и преобразования. В соответствии с
обозначаемыми объектами ономастика делиться на
следующие разделы: (Слайд 21)

Антропонимика – изучает имена людей;

Топонимика

– изучает собственные имена
географических объектов;

Этнонимика

– изучает названия племен,
народов и других этнических общностей;

Зоонимика

– собственные имена животных и
их клички;

Астронимика

– названия отдельных
небесных тел;

Космонимика

– наименования зон
космического пространства – созвездий,
галактик;

Теонимика

– имена богов;

Парфюмонимика –



названия парфюма

и другие разделы.

Ранее имена новорожденным давали строго по
святкам при крещении. После 1917 г. эта традиция
была утрачена В качестве личных имён стали
использоваться разнообразные нарицательные
слова: названия
растений,
минералы,
химические
элементы,
топонимы,
технические и математические
термины,
профессии, и другие слова, окрашенные
революционной идеологией (Идея, Декабрист,
Товарищ, Воля, Заря, Атеист, Свобода).
Образовывались и производные формы (Ноябрина,
Тракторина и т.д.). Очень много личных
имён-неологизмов образовывался от революционных
лозунгов,
названий некоторых органов новой власти, а также
от имён и фамилий революционных лидеров и
коммунистических деятелей (Владлен,
Дамир, Ким, Рой,
Элина).

(Слайд 22)



Задание №3.

Попробуйте догадаться о происхождении
следующих имен собственных!



Велиор — от сокращения словосочетания “Великая
Октябрьская революция”.

Марлен — Маркс, Ленин

Юнпион — (юный пионер)

Сонар — (советский народ)

Вилемна — сокращение от Владимир Ильич
Ленин.

Мэлор — Маркс, Энгельс, Ленин, Октябрьская
революция.

Большинство имён советского
происхождения — в особенности
новообразованные — использовались редко и не
прижились, оставшись скорее
историко-лингвистическим курьёзом.

(Слайд 23)

Следующая вспомогательная историческая
дисциплина вексиллография – занимается
изучением флагов и знамен.

(Слайд 24)

Не менее интересной является геральдика - наука
о гербах. Геральдика появилась в средневековье
примерно во II половине XIII века из обычая оглашать
перед началом турнира изображение герба рыцаря в
доказательство его права на участие в
состязании. В те времена право иметь свой родовой
герб имели только знатные люди. Составление
гербов занимался герольд. Гербы составляются по
строго определенным правилам.

(Слайд 25-28)

Правила составления гербов.

Задание № 4

Творческое задание: придумайте и
нарисуйте герб нашей гимназии и придумайте для
него девиз! Для этого используйте правила
составления гербов (раздаточный материал).

Представление команд гербов гимназии жюри.

(Слайд 29)

Кто знает, как переводится с латинского слово
“numizma”? (Само слово “numizma” с латинского
переводится “монета”). А на греческом монета
звучит как номисма.

(Слайд 30)

Многим из вас, вероятно, знакома нумизматика,
занимающаяся изучением монет. Ее данные
позволяют, например, проследить торговые связи
между странами и народами, иногда весьма
удаленными друг от друга. Нумизматика – это
наука о монетах, именно о монетах, а не о деньгах.
Монеты – это только разновидность денег.

Первые монеты возникли в Лидии и Древней Греции
на рубеже VIII-VII вв.

У монет различают лицевую (аверс) и оборотную
(реверс) стороны.

(Слайд 31)

Посмотрите на монету: где аверс, а
где реверс?

Обычно на лицевой стороной считают сторону, где
изображены важнейшие данные, вызванные
возвеличить гос. власть или официальную религию.
На оборотной стороне располагаются надписи,
связанные с авторством монеты, даты чеканки и ее
номинальной стоимостью. Все надписи на монетах
называются монетными легендами.

Изначально нумизматика была связана с
коллекционированием монет. Как наука
нумизматика возникла во II половине XVIII века.

(Слайд 32)

Наряду с нумизматикой существует еще одна
вспомогательная историческая дисциплина,
которая изучает деньги – бонистика, но она
изучает бумажные денежные знаки и боны как
исторические дисциплины.

Бона

– это знак неофициального обращения,
выпускаемый каким-либо учреждением или
предприятием в период дефицита государственных
денежных знаков.

Кто знает, где появились первые бумажные
деньги? (Китай в 1024 году)

А в России в каком году появились бумажные
деньги? (в 1769 году.)

Задание № 5.

Раз уж мы заговорили о деньгах, то несколько
вопросов о них.

Назовите национальную валюту следующих стран:

(после ответов демонстрируются настоящие деньги
)

  • Украина – гривна
  • Япония – иена
  • Монголия – тугрик
  • Бразилия – реал
  • Какой город изображен на сторублевой купюре –
    Москва.
  • Какой город изображен на купюре номиналом в 500 р.
    Архангельск.

Монеты – свидетели прошлого. Отличительные
особенности любой страны отразились в её
монетах. И сейчас мы предлагаем вам рассмотреть
монеты отдельных стран мира в разное время. Перед
вами монета. Расскажите о ее легенде. (Слайд 33)

III Блиц-опрос: Кроссворд (Приложение
4)

IV Подведение итогов. Объявление победителей
по номинациям.

Труд историка, по крупицам восстанавливающего
картину былого, сложен и необычайно увлекателен.
Знаменитый французский историк Марк Блок
сравнивал своих коллег со следопытами, а
источники – со следами.

Итак – в путь, вперед по следам истории!




Следующий: