Внеклассное мероприятие по истории Моя Родина – Россия

Вид занятия

: игра — путешествие

Тип

: занятие по систематизации и обобщению
знаний

Форма организации познавательной деятельности

:
групповая

Цель:

систематизация и обобщение знаний о
государственной символике России.

Задачи

: развивать познавательный интерес к
истории своей страны, истории возникновения
государственных символов, воспитывать
уважительное отношение к символам государства,
прививать качества патриота и гражданина своей
страны.

Игра-путешествие «Моя Родина-Россия»

Стихотворение «Родина»


Весь край этот милый навеки,
В стволах белокорых берез,
И эти студеные реки,
У плеса которых я рос,
И синий ласкающий воздух,
И крепкий загар на щеках,
И деды в андреевских звездах,
В высоких седых париках,
И рожь на полях непочатых,
И эта хлеб-соль средь стола,
И псковских соборов стрельчатых
Причудливые купола:
И ливни такие косые,
Что в поле не видно ни зги:
Запомни, все это Россия, которую ты береги.

Ведущий:

Береги свою Россию, береги свою
Родину:

Что же такое для человека Родина? Что он считает
своей Родиной? Страну, в которой он родился и
вырос и где живет его народ, дом, где он сделал
первый шаг и произнес первое слово, березку у
родного порога, место, где жили его предки?
Наверное, все это и есть Родина, т.е. родное место.
А как вы, ребята, представляете свою Родину?

(Дети показывают свои рисунки, которые
приготовили к занятию заранее. )

Ведущий: А откуда произошло слово
«Родина»?

Дети:

Слово Родина произошло от древнего
слова «род», которое обозначает группу людей,
объединенных кровным родством. Близкие по
значению слова родня, родственники, родословная.
Родословная-перечень поколений одного рода.
Народ-нация, народность, жители страны.

Ведущий:

Ребята, слово Родина, родственники,
род, народ одного корня, одного происхождения. Мы
все жители России, Россия — наша Родина, наше
Отечество, наше государство, в котором мы живем. А
чем одно государство отличается от другого?

Дети:

Оно отличается языком, на котором
разговаривает народ, историей, обычаями,
традициями, географическим положением и
государственными символами.

Ведущий:

Правильно, ребята. Каждое
государство имеет свои знаки отличия, символику.
И наше государство имеет свою официальную,
государственную символику.

Вопрос всем:

А что относится к
государственным символам?

Дети:

Государственный герб, флаг, гимн

Ведущий:

Правильно, ребята. Все
государственные символы основаны на
исторической преемственности и исторических
традициях и закреплены в конституции того или
иного государства.

Итак, на нашей игре мы будем говорить сегодня о
государственных символах России. В игре у нас
будут участвовать две команды. Команда »
Умники»
и команда «Умницы». Игра будет
состоять из трех туров.


1 тур

Ведущий:

1 тур нашей игры будет посвящен
главному официальному символу нашего
государства — гербу Российской Федерации.

Откуда произошло слово герб? Кто нам расскажет
об истории происхождения герба?

Дети:

Слово герб произошло от немецкого Слова
» эрбе», что обозначает «наследство, фамильное
достоинство», гербами в 11-12 веках называли
отличительные знаки, которыми рыцари украшали
свои щиты. Лица было не видно, но на щите был
рисунок, по которому все сразу определяли, кому
он принадлежит. Грамотность в то время не была
распространена, а такие знаки все хорошо
запоминали. Гербы были определенной формы, на них
иногда изображали животных, качеством которых
хотел обладать хозяин, или помещались девизы,
например: Другим не стану», » иду своей
дорогой», » исполнить или умереть». В
дальнейшем герб стали передавать от отца к сыну.
Герб стал семейным, родовым знаком, символом
феодальной собственности. Например: родовой знак
киевских князей-трезубец. Этот знак
оставляли на вещах, принадлежавших этому роду: на
оружии, печатях, монетах.

Ведущий:

Действительно, герб- старинный
символ, дошедший до нас из глубины веков, и в
переводе имеет значение «наследство, фамильное
достоинство», и изначально был семейным, родовым
знаком. Семейные гербы были очень
распространены.

Далее появились гербы городов и государств,
ставшие государственной символикой. Сейчас
давайте прослушаем стихотворение о гербах.

Различным образом державы
Украсили свои гербы.
Вот леопард, орел двуглавый
И лев, встающий на дыбы.
Таков обычай был старинный,
Чтоб с государственных гербов
Грозил соседям лик звериный
Оскалом всех своих зубов.
То хищный зверь, то птица злая,
Подобье потеряв свое,
Сжимают в лапах, угрожая,
Разящий меч или копье.
Где львов от века не бывало,
С гербов свирепо смотрят львы
Или орлы, которым мало одной орлиной головы!

Ведущий:

Давайте ребята рассмотрим наш герб.
Когда же появился наш герб, и какую историю имеет
изображение на гербе?

Дети:

Наш герб очень древний. Он появился 500
лет назад, В 1497 году. Сначала это был герб
Московского государства, затем Российского, а
теперь это герб Российской федерации.

На гербе изображен двуглавый золотой орел, на
фоне Российского флага. Этот символ был взят из
Византии, потому что оттуда на Русь пришло
христианство, наша религия. Орлы- гордые, могучие
птицы, никому не подвластные, также орел — символ
солнца, огня и бессмертия. У орла две головы?
Существует несколько версий.

1.две головы — это западная и восточная часть
страны, а одно тело- неразрывность, общность их
интересов.

2. 2 головы — это единство русского государя и
русской земли.

Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой
лапе — держава. Над головами орлов мы видим
короны. Скипетр и жезл, украшен резьбой, золотом и
драгоценными камнями. Держава-золотой шар с
крестом наверху. В давние времена скипетр и
держава служили знаками царской власти. Сегодня
они напоминают нам об историческом прошлом
России и символизируют единство Российской
федерации. Изображение орла с двумя головами
появилось еще в Римской империи. Две головы орла
символизировали западную и восточную часть
страны, а одно тело означало неразрывность их
интересов. Существовала легенда, что Юлий Цезарь
придал символу Римской империи такой вид после
того, как накануне захвата им власти над «вечным
городом» орел убил двух коршунов и бросил их под
ноги будущему императору.

Ведущий:

На груди у орла помещен красный щит с
изображением всадника. Что это за изображение?

Дети:

на его груди изображен Святой Георгий
Победоносец. Он на белом коне. За его плечами
развивается синий плащ, в правой руке у него
серебряное копье, которым он поражает дракона.
Святой Георгий — символ защитника земли русской,
а ужасный черный змей — обобщенный символ зла,
символ всех врагов Руси. Он повержен героем.
Верный конь топчет его копытами. Георгий
Победоносец изображен и на гербе Москвы. Он
почитается как герой и святой покровитель
воинов, защитников Отечества, образ его
изображали на иконах.

Ведущий:

25 декабря 2000 года Президент России
Владимир Путин подписал Федеральный
конституционный закон » О государственном гербе
России». А где изображается теперь герб?

Дети:

Герб изображается на печатях,
паспортах, денежных знаках, государственных
наградах, боевых знаменах воинских частей, на
пуговицах у пожарных, пограничниках.
Государственный герб помещается на пограничных
знаках, основных пограничных столбах и в пунктах
пропуска через границу.

Ведущий:

Вот какая замечательная история у
нашего герба!

2 тур

Мы переходим ко второму туру. Тему второго тура
вы узнаете, отгадав, что находится в черном ящике.

Вопрос:

Это использовали в древности для
того, чтобы привлечь внимание, собрать, «стянуть
к себе людей».

Дети:

Появление флага имело свою историю.
Много веков назад вместо флага использовали
шест, привязывая к нему пучки трав, окрашенные
яркой краской, или даже конский хвост. Назывался
он стягом. Главным назначением стяга было
собрать, «стянуть» к себе людей.

Ведущий:

Да, первоначально флаг называли
стягом, чаще всего они были ярко красного цвета, а
как еще называли флаг и почему?

Дети:

Флаг называли еще знаменем. Флаги
делали из ткани, размеры их увеличились, на них
вышивали и рисовали красками изображения
святых-»знамения», («священные знаки), верили,
что они помогут в бою. Так появилось слово
«знамя». Знамена были различных цветов, их
украшали богатые узоры
.

Ведущий:

Ребята, а когда и где был использован
1-й раз трехцветный флаг, такой, каким мы его
знаем?

Дети:

Царь Алексей Михайлович приказал
построить несколько кораблей. Главный и самый
большой корабль назвали гордо «Орел». На его
борту разместили 22 пушки. Военный корабль нужен
был для защиты торговых судов. А для военного
корабля нужен был опознавательный знак. Точно
неизвестно, почему использовались три цвета,
возможно, эти цвета были взяты из герба
московских князей. Утвержден флаг был Петром 1.

Ведущий:

А что означают цвета нашего флага?

Дети:

существует три версии:

1.Единство моря, земли и неба.

2. Содружество трех славянских народов.

3.Белый — веру, чистоту, синий — небо,
благородство, верность, красный — героизм,
смелость.

Ведущий:

Да, белый, синий и красный — цвета,
которые издревле почитались на Руси. Мы говорим
синее море, белый свет. Весна красна, красная
девица, употребляя слово красный, в значении
красивый. Белый, синий и красный — цвета, которые
отвечали народным представлениям о красоте
окружающего мира, добре и справедливости. В СССР,
в 1918 году трехцветный флаг был заменен на
красный, но спустя 73 года правительственная
комиссия Советов Министров РСФСР одобрила
возвращение трехцветного флага. Закон о
Государственном Флаге Российской федерации был
принят Государственной Думой 20 декабря 2000г. А
когда мы празднуем день рождения Флага
Российской Федерации?

Дети:

21 августа — день Флага Российской
Федерации

Ведущий:

А какого цвета знамя Вооруженных сил
России почему?

Дети:

У вооруженных сил России красное знамя.
Красными были знамена воинов в древности,
красными были и русские щиты. С красным знаменем
Советская Армия прошла до Берлина. Знамя Победы,
водруженное над Рейхстагом, было красного цвета.

Ведущий:

Где поднимается флаг Российской
Федерации?

Дети:

флаг Российской Федерации
поднимается в местах дислокации воинских частей,
над правительственными и административными
зданиями, над резиденцией президента, в кабинете
президента, на общественных мероприятиях, при
встречах и проводах глав иностранных держав, на
олимпиадах, на морских судах, на жилых домах в дни
государственных праздников Российской
Федерации.

Ведущий:

Каждый, кто любит свою страну, с
уважением относится и к флагу, ведь под ним
совершено столько подвигов! Ему отдают воинские
почести, и чтят как святыню. Достоинства флага
подлежат защите как внутри страны, так и за ее
пределами. Осквернение флага рассматривается
как оскорбление чести и достоинства нации
государства.

3 тур

Ведущий:

В 3 туре нашей игры мы будем говорить
о Государственном гимне России, который тоже
является официальным государственным символом
Российской Федерации. Что в переводе означает
слово «гимн»? Кто автор слов и музыки гимна
нашей страны?

Дети:

Слово «гимн» образовано от греческого
«гимнос», что означает вдохновение,
торжественная песня. Автор текста
Государственного гимна России Сергей Михалков,
музыка написана Александром Александровым.

Ведущий:

Да ребята, гимн- это главная
государственная песня, в которой отражена
народная любовь и патриотизм, музыка гимна
эмоциональная, приподнятая, слова величавые,
гимн исполняется в торжественной обстановке и
слушается стоя. Сейчас мы прослушаем гимн
нашей страны.

Ведущий:

Когда исполняется Государственный
гимн?

Дети:

Государственный гимн исполняется:

- при вступлении в должность Президента
Российской Федерации;

- при открытии и закрытии сессий
Государственной

Думы;

- во время официальной церемонии поднятия
государственного Флага и других официальных
церемониях;

- во время проведения воинских ритуалов;

При встречах и проводах представителей других
государств;

- при открытии памятников;

- при открытии и закрытии торжественных
собраний, посвященных государственным
праздникам.

Ведущий:

государственные символы России — это
живая история, легенда о прошлом и настоящем, о
жизни и славных делах народа и государства.

Ведущий:

Сегодня мы с вами ребята узнали
много нового и интересного из истории нашей
страны, прикоснулись к прошлому и настоящему
нашего Отечества, частью которого является
государственная символика.

В заключение нашей встречи давайте послушаем
стихотворение Е.Синицына «Берегите Россию»


Берегите Россию -
Нет России другой.
Берегите ее тишину и покой,
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе,
И родное оконце
В позабытом селе:
Берегите Россию -
Без нее нам не жить,
Берегите ее,
Чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию -
Нет России другой!

Следующий: