Внеклассное мероприятие по истории Иван Грозный. Петр Великий


Цели:

  • обобщить и закрепить в форме деловой игры
    знания учащихся об исторических вехах
    царствования Иоанна IV и Петра I;
  • воспитывать у старшеклассников чувства
    патриотизма, гордости за героическое прошлое
    нашей Родины;
  • развивать творческие способности через разные
    виды внеурочной деятельности.

Подготовительный этап. Начинается за 1-2 недели.

  • Учащимся даётся домашнее задание (составить
    кроссворд по данной теме, подготовить вопросы
    соперникам, сформировать команду и выбрать
    капитана, в качестве “домашнего задания –
    инсценировка на тему: “Портрет эпохи…”
  • Оформляется выставка творческих работ учащихся
    по этой теме.
  • Готовится музыкальное и художественное
    сопровождение.
  • Ход мероприятия.

    На экране диапроектором высвечивается
    российский пейзаж, звучит русская народная песня
    (мелодия песни).

    Учитель (ведущий):

    Каждый человек, любящий
    Родину, должен знать её историю. Сегодня мы с вами
    откроем книгу Истории Государства Российского
    на главах : “Иоанн Грозный и Пётр Великий”. Зорко
    следить за игрой и оценивать ответы игроков
    будет “Боярская Дума” (жюри). Помогать мне будут
    ассистенты. Итак, сегодня играют 2 команды.

    “Потешный полк” — 11класс“
    Опричники” — 10 класс

    Команды занимают места за игровыми столами.
    Звучит гонг, команды начинают игру.

    Учитель (ведущий): 1 игра “Счастливый случай”

    Командам предлагается ответить на 12 вопросов
    без предварительного обсуждения.

    ВОПРОСЫ “Потешному полку”.

    1. Порядковый номер Иоанна Грозного? (4)
    2. Кто утонул в Иртыше от царского подарка? (Ермак.
      “Тяжёлый панцирь – дар царя – стал гибели его
      виною”.)
    3. Сколько было по разным версиям жён у Ивана
      Грозного? (до 9).
    4. Любимая потеха царя? (Медвежья травля).
    5. Вес царь-пушки? (40 тонн).
    6. Первый книгопечатник Руси? (Иван Фёдоров).
    7. Сколько раз стреляла царь-пушка? (1 раз, прахом
      Лжедмитрия).
    8. Название первой печатной книги на Руси?
      (Апостол).
    9. Как перевести знаменитые в 16 веке на Руси Четьи
      Минеи? (Сборники-книги, церковно-литературная
      энциклопедия).
    10. Размер иконы-картины “Церковь воинствующая”? (4
      метра).
    11. Назовите 4 ханства, которые присоединил к России
      Иван4? (Казанское, Астраханское, Крымское,
      Сибирское).
    12. Центральный собор Московского Кремля при Иване
      Грозном назывался? (Успенский).

    ВОПРОСЫ “Опричникам”.

  • Рост ПетраI равнялся? (2 м. 4см).
  • Имя его сестры-регента? (Софья).
  • Часть света, в которую Пётр “прорубил окно”?
    (Европа).
  • Сколько лет длилась Северная война? (21 год).
  • Город-парадиз? (Санкт-Петербург).
  • Призывник в регулярную армию Петра? (Рекрут).
  • Сколькими ремёслами владел сам ПётрI? (14).
  • Что запретил необразованным дворянам Пётр?
    (Жениться).
  • Первая русская газета называлась?
    (“Ведомости”).
  • Когда на Руси отмечали Новый год до ПетраI? (1
    сентября).
  • Праздники с иллюминацией, фейерверками,
    маскарадами, введённые на Руси ПетромI?
    (Ассамблеи).
  • Как назывался первый русский музей?
    (Кунсткамера, помещение для редкостей).
  • За каждый правильный ответ команда
    зарабатывает по 1 баллу и получает жетон.



    Учитель (ведущий: Уважаемая Боярская
    Дума, прошу объявить итоги 1 игры.
    Звучит гонг и ведущий объявляет 2 игру
    “Брейн-ринг”.

    Команды обмениваются приготовленными дома
    кроссвордами по истории “своих царей”.
    Время на разгадывание 5-7 минут.
    Пока команды выполняют задание проводится игра с
    болельщиками “Аукцион дат, фактов и событий”

    1. Внимание! Разыгрывается дата 1547 (ведущий
    показывает карточку с датой болельщикам.
    Болельщики называют события и факты, с ней
    связанные)

    Примерный вариант ответа: 1547
    год-провозглашение ИванаIV царём. Московское
    восстание, пожар в Москве, Расправа с Юрием
    Глинским-дядей царя; был забит толпой камнями.

    2. Выходит глашатай и зачитывает Указ:

    “Повелеваю! Думным боярам!
    Отныне по бумаге не читать,
    Дабы дурость каждого узнать.
    Думные чины боярам не давать.
    Вместо Думы создать..?”

    Вопрос: о каком событии говорится в Указе Петра?
    В каком году произошло это событие?
    Ответ: Сенат. 1711 год.



    3. Выходит ученик 7 кл. и читает стих-е:
    Мы умеем предками гордиться-
    Память о печатнике живёт,
    Кому же памятник в столице
    Сохраняет бережно народ?

    Ведущий (учитель):

    Итак, назовите имя и
    фамилию первого русского книгопечатника?

    Ответ: Иван Фёдоров.

    4. 1717 год. Назовите событие, связанное с этой
    датой?
    Ответ: вышла в свет книга-наставление о правилах
    хорошего тона для юношей “Юности честное
    зерцало”.

    Ведущий (учитель

    ): команды готовы; ассистенты
    соберите кроссворды и сдайте в жюри для
    подведения итогов.

    И я объявляю небольшую литературно-музыкальную
    паузу.

    Встречайте наших гостей – ребят из 7-го класса.

    1 чтец: Далеко ушла Россия
    От страны, какой была.
    В наше время, в наши годы
    Против злобных вражьих сил
    Все советские народы
    Русский Кремль объединил.

    2 чтец: Говорит он новым людям:
    “Вечно в дружбе жить мы будем!”
    Умный, сильный наш народ
    Далеко глядит вперёд.
    А преданья старины
    Забывать мы не должны.

    1 и 2 чтецы говорят вместе: Слава русской
    старине!
    Слава нашей стороне!

    Пока жюри подсчитывает баллы, набранные
    командами – музыкальная пауза.

    (Девочки из ансамбля “Горница” исполняют
    русскую народную песню “Во поле берёза стояла
    или другую, из репертуара).

    Ведущий (учитель):

    Боярская Дума готова
    огласить итоги 2 игры…
    Ассистенты раздают командам жетоны и выводят
    общий балл за две игры на табло, помещённое на
    доске.

    3 игра “Историческая дуэль”

    Ведущий (учитель):

    капитанам команд
    предлагается “выстрелить” друг в друга заранее
    приготовленными вопросами из эпохи своих царей.
    Всего вам было предложено продумать по три
    вопроса. Начинает дуэль капитан команды,
    набравшей наименьшее количество баллов…

    Варианты вопросов.

    1. Каким образом связан с именем Петра город
      Воронеж? (Воронежская земля – Родина-колыбель
      Российского флота).
    2. “Руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами
      везде не мотай, не утирай губ рукою, но
      полотенцем… Откуда эти строки? ( Из книги
      “Юности честное зерцало”, появившейся при Петре
      ).
    3. Какое событие произошло раньше: взятие Нарвы
      или основание Санкт-Петербурга? (Основание
      города Петра 1703 г., взятие крепости 1708 г.)
    4. Он был суров и властен. Славился своей
      религиозностью и сдержанностью. Бывало за весь
      день съедал одну булочку. У него в доме постоянно
      жило человек 10 больных, которых он лечил. О ком
      идёт речь? (Об Иване).
    5. Какое событие произошло раньше: взятие
      Астрахани или начало Ливонской войны? (Астрахань
      была присоединена к России в 1556 году, а война
      началась в 1558 году).

    Ведущий (учитель):

    прошу Боярскую Думу
    огласить итоги 2 игры и общий счёт.
    А мы продолжаем

    4 игра “Что? Где? Когда?”.

    С командами играют знатоки 7 класса.

    1. Внимание! Вопрос для команды 11 класса.

    “О мощный властелин судьбы!
    Не так ли ты над самой бездной,
    На высоте, уздой железной
    Россию поднял на дыбы?”

    Вопрос: Кому посвящены эти строки? Кто их автор?
    Ответ: Петру Великому, А.С.Пушкин поэма “Медный
    всадник”.



    2. Вопрос для команды 10 класса.

    Гербы каких городов изображены на рисунках? Что
    они символизируют?

    (Показывают гербы старой Москвы и
    Санкт-Петербурга.)

    Игра может варьироваться, в зависимости от
    имеющегося материала у учителя (фрагмент
    исторического фильма, видео запись, звуковое
    письмо, вопрос с фотографией Знатока и т. п.)

    Ведущий (учитель): прошу ассистентов показать
    на табло общий счёт.

    5 игра “Устами младенца”.

    Командам, посовещавшись в течение 1-2-х минут,
    нужно при помощи мимики и жестов изобразить
    следующих персонажей.

    10 класс “Опричники”. Ивана Грозного и
    опричника.
    11 класс “Потешный полк”. Петра Великого и
    боярина, боящегося ножниц.

    Пока команды готовятся можно включить любую
    мелодию Русской народной песни.

    Ведущий (учитель): а сейчас переходим к
    последней игре, которая выявит ваши творческие
    способности.

    Домашнее задание “Портрет на фоне эпохи”.

    Командам было предложено приготовить
    небольшие фрагменты инсценировок из истории
    своих царей.

    10 класс показывает фрагмент из повести
    А.К.Толстого “Князь Серебряный”.
    11 класс показывает фрагмент из книги Петра
    Великого “Юности честное зерцало”.

    Пока команды выступают, жюри подводит итоги 4-х
    игр.

    Домашнее задание оценивается отдельно:
    номинация “Самая творческая команда”.

    Ведущий (учитель): слово предоставляется
    достопочтенной Боярской Думе.

    (Итоги, награждения команд и лучших знатоков
    истории).

    Приложение 1




    Следующий: