Внеклассное мероприятие по истории Интеллектуальный поединок Иркутской области — 70 лет

Цель:

Содействие в развитии познавательного
интереса к истории родного края, осмыслении
прошлого через деятельность земляков,
приобщении к ценностям активного социального
опыта.

Задачи для учащихся:

  • расширять знания об истории Иркутской области
  • развивать чувство гражданственности,
    сопричастности к истории, коммуникативной и
    эмоциональной компетентности
  • формировать навыки самостоятельного поиска,
    умения приобретать знания при работе с
    различными источниками: кинодокументами,
    фотографиями и.т.д.
  • расширять пути взаимодействия научного
    лицейского общества “Геродот” и БрГУ

Задачи для учителей:

  • познакомить с опытом деятельности научного
    лицейского общества “Геродот” по
    направлениям:
  • организация внеклассных мероприятий в рамках
    декады по истории,
  • взаимодействие НЛО “Геродот” и исторического
    факультета БрГУ.
  • стимулировать интерес к более широкому
    применению информационных средств во внеурочной
    деятельности.
  • Подготовительная деятельность:

    • предварительные беседы с заведующим кафедрой
      истории, преподавателями, студентами, совместная
      подготовка заданий с заведующей библиотекой
      лицея, учителями русского языка. Подготовка
      электронной презентации.

    Оборудование кабинета №9:

  • интерактивная доска
  • мультимедийный проектор,
  • стеллажи с выставкой литературы:
    художественной, научно-популярной по истории
    Иркутской области

  • План проведения мероприятия

    Вступительное слово Шайдуровой Г.А.,
    Олекминской Г.В.

    Что такое научное лицейское общество
    “Геродот”? Это добровольное объединение
    учащихся, стремящихся к более глубокому изучению
    истории под руководством учителей истории.
    Деятельность общества осуществляется с 1997 года.

    Основные задачи:

  • создание среды для раскрытия творческого
    потенциала учащихся, проявляющих интерес к
    истории;
  • развитие познавательной активности учащихся;
  • знакомство с приемами и методами научного
    поиска;
  • привитие навыков ведения дискуссии, публичного
    выступления.
  • Основными формами деятельности общества
    являются:

  • заседания;
  • встречи с работниками музеев и библиотек;
  • выполнение исследовательских работ;
  • подготовка внеклассных мероприятий во время
    декады по истории и Дня науки.
  • Основные направления деятельности:

  • подготовка к олимпиадам различного уровня;
  • исследовательская работа;
  • подготовка внеклассных мероприятий в рамках
    декады по истории ;
  • взаимодействие с ВУЗами.
  • Сегодня, очередное заседание НЛО “Геродот”
    проводится совместно со студентами
    исторического факультета Братского
    государственного университета. Эти встречи
    становятся традиционными, два года назад мы
    встречались в режиме телеконференции, при помощи
    Веб-камеры. Наше заседание мы проводим в форме
    “Интеллектуального поединка”, посвящаем
    славному юбилею–70-летию Иркутской области.

    1 номинация:

    конкурс ораторского мастерства “С
    чего начинается Родина” (
    регламент 1 мин.)

    2 номинация: “Блиц – вопросы”

  • Этимология названий городов Иркутской области
  • Географическое положение городов Иркутской
    области (с использование интерактивной доски)
    Перемещение объектов по карте Иркутской области:
    города Усть-Кут, Иркутск, Шелехов, Усть-Илим, Зима,
    Братск,
  • Геральдика городов Иркутской области (с
    использованием интерактивной доски) Совместить
    геральдическое изображение города с его
    названием: Зима, Ангарск, Братск,
    Усолье–Сибирское, Тайшет,
  • К конкурсу “Этимология названий населенных
    пунктов Иркутской области”

    • Объясните этимологию следующих названий:
    • “Тулун” – (“мешок” – город расположен в
      большой излучине реки Ия)
    • “Тайшет” – (по кетски “тай” – холодный,
      “шет” – река)
    • “Зима” – (бурятский язык, “зэмэ” – вина,
      проступок)
    • “Киренск” – ( приток реки Лены, по эвенкийски
      “кири” – грязь, грязный.
    • “Бодайбо” – (происхождение слова объясняют,
      связывая с прошлой старательской мольбой:
      “Подай бог”, “Бодай ее(землю, не приносящую
      удачу).

    3 номинация:

    “Сибири славные имена”
    (использование электронной презентации,
    видеофрагментов, звуковых файлов, фотографий).
    Командам было предложено 6 тем с названиями:

    “Снимается кино…” – портреты М. Яковлевой, В
    Венгера, Л. Гайдая, видеофрагмент кинофильма
    “Иван Васильевич меняет профессию”

    “Судьбы, опаленные войной” –

    портреты С.
    Погодаева, М. Баркова, А. Шаманского, А. Белобородова

    “Золотое перо” –

    портреты Е Евтушенко, А.
    Вампилова, Г Михасенко, В. Распутина

    “Historia – magistra” –

    портреты А. Окладникова, М.
    Герасимова, С. Коваля, Н. Щербакова

    “Мы хотим всем рекордам наши звонкие дать
    имена” – А. Хомич, А Зубков, А. Демченко, О.
    Костиной

    “С нас почти исторический пишут портрет” –
    портреты

    Ф. Юсфина, А. Гиндина, И. Наймушина,
    Б Гайнуллина

    Учащиеся определяют чей портрет, почему данная
    личность вошла в историю нашего края.

    4 номинация:

    “Литературное наследие”
    Были предложены четыре звуковых файла с голосами
    преподавателей русского языка и литературы,
    читающих отрывки из произведений сибирских
    писателей и поэтов, наших земляков: В Распутин
    “Уроки французского”, А. Вампилов “Старший
    сын”, Г. Михасенко “Милый Эп”, Е. Евтушенко

    “Братская ГЭС”.

    5 номинация:

    “Судьбы, застывшие в камне”.
    Участникам были предложены памятники,
    посвященные людям, чьи судьбы связаны с
    Иркутской областью.

    А.В. Колчак
    С.Б Погодаеву
    А. Вампилову
    И.И. Наймушину
    А.П Белобородову
    Александру III

    Учащиеся должны были ответить: кому посвящен
    памятник, его местоположение, автор проекта,
    история создания

    6 номинация:


    Домашнее задание

    “Я в сибирском родился краю”,

    в форме
    устного рекламного буклета.

    “Кот в мешке”,

    участники команд
    обмениваются приготовленными заданиями и
    оценивают по пятибалльной системе качество
    вопросов.

    Жюри в составе:

    к.и.н. Наумовой Н.Н., к.и.н.
    Максимовой В.Н., зав. библиотекой Анчуговой Е.Г.
    подвели итог.

    На протяжении всего конкурса, учащиеся имели
    возможность обратиться к Совету мудрецов за
    помощью.

    Подведение итогов, обмен мнениями


    Отзывы об “Интеллектуальном поединке”

    Максимова В.Н., преподаватель кафедры истории

    :
    “Очень нужное мероприятие для студентов,
    которые имели возможность на практике
    соприкоснуться со своей будущей профессией,
    общение с учащимися лицея было очень интересным
    и поучительным”.

    Доленко Д., ученик 11-го класса:

    “Интересная
    получилась игра, студенты выступили неплохо, но
    нам, наверно стены помогали, а может, наши девушки
    в команде прирожденные знатоки данной темы.
    Конечно, победа – это приятно, но смысл встречи в
    другом: общение, обмен мнениями, живой диалог,
    узнавание нового. На счастливой ноте мы
    разошлись из 9 кабинета.

    Белоного А., ученик 11-го класса

    : “…борьба
    была очень упорной, но практически сразу
    лицеисты начали вырываться вперед, было
    увлекательно, мы не замечали времени. Конкурс был
    очень занимательный, хотелось, чтобы такие
    мероприятия проводились чаще”.

    Анчугова Е., зав. библиотекой лицея:


    “Мероприятие получилось замечательное:
    содержательное и яркое. Подобные конкурсы
    способствуют развитию патриотических чувств,
    мотивируют самостоятельный поиск учащихся”.

    Следующий: