Внеклассное мероприятие по географии: Знатоки географии


Задачи:

  1. расширение кругозора учащихся;
  2. заинтересованность в познании нового;
  3. привитие навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой;
  4. развитие находчивости, смекалки;
  5. интеграция знаний по географии с историей, биологией, физикой.

Жюри: учителя географии, биологии, физики, истории, старшеклассники.

Ход игры

I. Вопросы, предложенные участникам игры

  1. Известно, что география зародилась еще в глубокой древности. Кто первым употребил термин «география»?
  2. В Карелии часто встречаются «гнилые» камни (валуны).Ударьте такой камень палкой, и он рассыпится, превратится в красноватую труху. Почему «сгнила» эта крепчайшая горная порода гранит?
  3. Где на Земле может замерзнуть вода даже при положительной температуре?
  4. Какие широты принято называть «ревущими», какие «конскими»?
  5. Установлено, что дождевая вода всегда содержит некоторое количество солей. Откуда берутся соли в атмосфере?
  6. Многие знают, где находятся географические и магнитные полюса Земли, полюса холода и жары. Существует и полюс ветров, о котором один из путешественников писал: «Мы нашли здесь царство пурги и ветров (самое ветряное место на Земле), где порывы ветра — это мстительный кошмар. Средняя скорость ураганного ветра 80-240 км/ч. Где же находится полюс ветров?
  7. По безводной пустыне идет караван. Неожиданно впереди появляется большое озеро. Уставшие путешественники спешат к нему… Но проходит немного времени, и озеро исчезает. Как называется это явление?
  8. Почему облака не падают на Землю?
  9. Когда начинается лето «метеорологическое», «астрономическое», «природное»?
  10. Кто открыл хребет Московский и гору Кремль, находящиеся на северной окраине Тибета?
  11. Водится ли рыба в Луже? А в Тазе?
  12. Где в СНГ находятся остров Медный, гора Железная, мыс Золотой, море Гнилое, озеро Зеркальное, станция Оловянная, поселок Соломенное?
  13. В каком географическом названии надо поменять места ми две буквы, чтобы название вершины потухшего вулкана, расположенного в одной стране, превратилось в название горного хребта, расположенного в другой стране?
  14. Я оглянулся. Все, что произошло дальше, я до сих пор не могу представить себе как действительность. Море горело серебряным пламенем. Казалось, его дно состоит из хрусталя, освещенного снизу лунным сиянием. Свет разливался до горизонта, и там, где всегда сгущается тьма, небо сверкало. Я зачерпнул воду в ладонь. Сквозь пальцы полились с плеском струи жидкого «магического света». Как называется это явление?
  15. Почему летом сумерки в экваториальных областях короче, чем в полярных странах?

ОТВЕТЫ

  1. Греческий ученый Эратосфен. Он написал книгу «География», состоящую из трех томов. В ней даны размеры Земли, довольно близкие к действительности (длина земного меридиана, по вычислению Эратосфена, 39 500 км), и описание известных в то время частей суши и морей; говорится в книге и о форме нашей планеты.
  2. Камень «сгнил» под влиянием лишайников, которые на нем поселились. Эти растения выделяют вещества, разъедающие даже такие горные породы, как гранит.
  3. В тропических пустынях. Там большая сухость воздуха вызывает интенсивное испарение, что, в свою очередь, способствует сильному охлаждению верхнего слоя испаряющей поверхности. Ученые неоднократно наблюдали такое явление: термометр показывал температуру +3 °С, +5 °С, а вода в сосудах покрывалась тонким слоем льда.
  4. «Ревущие» широты (англичане называют их «рычащие сороковые») находятся в районе 40-й параллели Южного полушария, где большую часть года господствуют сильные западные ветры и циклоны. «Конские» широты расположены в зоне относительного затишья между 40° и 30° южной и северной широты. Это название дано испанцами после открытия Америки, так как при перевозке лошадей на вновь открытые земли в этих областях часто господствовал штиль, происходила задержка в пути.
  5. Ветер срывает с гребней морских волн брызги воды и уносит их в воздух. Вода при этом испаряется, а мелкие кристаллики солей долго носятся в воздухе. Этими солями и осолоняется атмосферная вода.
  6. В Антарктиде, на земле Адели.
  7. Мираж — явление аномального преломления и отражения световых лучей в атмосфере, при котором над или под предметом либо сбоку от него видны его мнимые изображения. Мираж вызывается необычным распределением плотности воздуха. При сильном солнечном нагревании земной поверхности и перегреве приземного слоя воздуха замедленное падение плотности с высотой создает нижний мираж: предмет кажется приподнятым и отражающимся в водной поверхности.
  8. Потому, что их поддерживает восходящий ток воздуха, постоянно наблюдающийся на земной поверхности.
  9. «Метеорологическое» лето начинается с 1 июня (календарное время), «астрономическое» — с 22 июня (со дня летнего солнцестояния), «природное» лето имеет разные сроки. Одни ученые считают, что началом лета является время цветения лиловой сирени и рассеивания плодов вяза, другие — цветение красного лугового клевера.
  10. Н. М. Пржевальский.
  11. В Луже — реке в бассейне Оки — и Тазе — реке, впадающей в одноименный залив Карского моря, — рыба водится.
  12. Остров Медный находится в группе командорских островов, гора Железная — недалеко от Пятигорска, мыс Золотой – на берегу Татарского пролива, море Гнилое — залив Азовского моря (Сиваш), озеро Зеркальное — в Республике Горный Алтай, станция Оловянная — в Читинской области, поселок Соломенное — на берегу Онежского озера.
  13. Эльбрус — вершина потухшего вулкана на Кавказе. Эльбрус — горный хребет, опоясывающий с юга Каспийское море в Иране.
  14. Свечение моря. Наблюдается оно тогда, когда в морской воде скапливается огромное количество светящихся микроскопических малых морских организмов, главным образом простейших.
  15. Обычно сумерками называют время, в течение которого солнце опускается за линию горизонта до 18°. Вблизи экватора видимый путь солнца представляет собой более крупную дугу, чем в полярных странах. Время, затрачиваемое солнцем для пересечения линии сумерек (18° за горизонтом), в экваториальных странах гораздо меньше, чем в умеренных, или, тем более, в полярных, отсюда и сумерки в странах, лежащих в экваториальной зоне, короче. Это необыкновенное природное явление носит название «брокенские призраки», которое оно получило по имени горы Брокен в горном массиве Гарц (в Германии), где его часто наблюдали. Долго оно внушало людям суеверный страх. Только в конце XVII века удалось раскрыть тайну «броненских призраков». Воздушные гигантские фигуры были тенями людей и животных, которые проецировались на небосвод. Они появляются, когда солнечные лучи освещают человека или какой-нибудь предмет и потом падают не на землю, а на облака, расположенные на противоположной от Солнца стороне. Размеры теней при этом во много раз увеличиваются по сравнению с ростом человека или размерами животных. Появление радужных кругов вокруг «призраков» объясняется дифракцией света, а объемный характер теней — объемным характером отражающей поверхности облаков или тумана.

Жюри подводит итоги.

II. «Загадочные страны».

Каждая команда получает конверт с буквами, из которых надо сложить название страны. Жетон получает та команда, которая сделает это быстро.

III. Блицтурнир «Угадай страну».

  1. Родина Олимпийских игр и марафонского бега.
  2. «Молочная ферма» Европы.
  3. «Стальное герцогство».
  4. Производитель почтовых марок, фешенебельный курорт,игорный рай.
  5. В 1990 г. эта страна увеличила свою площадь на 108 тыс.км2, а население — на 17 млн. человек.
  6. Страна тюльпанов.
  7. Страна-банкир.
  8. Государство — теократическая монархия.
  9. Страна, непрерывно воюющая с морем.
  10. Страна розового масла.
  11. «Лесной цех» Европы.
  12. Бывшая «мастерская мира».
  13. Страна, большая часть которой находится на полуострове, а столица — на острове.
  14. В стране работает фабрика «Кох-и-нор», выпускающая 1 млн. карандашей в день.
  15. Страна — родина паровозов и метрополитена.
  16. Страна 80 тысяч озер.

Жюри подводит итоги.

ОТВЕТЫ К БЛИЦТУРНИРУ

I. Германия, Словакия, Исландия, Норвегия.

II.



  1. Греция.
  2. Швейцария.
  3. Люксембург.
  4.  Монако
  5. Германия.
  6. Нидерланды.
  7. Швейцария.
  8. Ватикан.
  9. Нидерланды.
  10. Болгария.
  11. Финляндия.
  12. Великобритания.
  13. Дания.
  14. Чехия.
  15. Великобритания.
  16. Финляндия.

V. «Знаешь ли, кто «самый-самый»?»

Перед игрой класс делится на две половины, затем ведущий по очереди задает вопросы командам. За каждый правильный вопрос команда получает одно очко. Выигрывает команда, которая наберет большее количество очков.

Примерные вопросы:

  1. Назовите самое большое море, у берегов Российской Федерации? (Это Берингово море, площадь которого равна 2 млн. 300 тыс. км )
  2. Назовите самое маленькое море? (Это Азовское море, его площадь - 38 тыс. км )
  3. Назовите самое глубокое море у берегов Российской Федерации? (Это Берингово море, так как его средняя глубина более 1500 м, а максимальная равна 4473 м)
  4. Назовите самое мелкое море, омывающее Российскую Федерацию? (Это Азовское море, его средняя глубина около 8 м, а максимальная равна 13 м)
  5. Назовите самое большое озеро в России (и в мире)? (Каспийское море, площадь которого — 372 тыс. км2)
  6. Назовите самое глубокое озеро в России (и в мире)? (Байкал ,его глубина — 1620 м)
  7. Назовите самый большой полуостров на территории РФ?(Таймыр, его площадь равна 400 тыс. км2)
  8. Назовите самый большой остров на территории РФ? (Сахалин, его площадь — 76,4 тыс. км )
  9. Назовите самую многоводную реку в России?(Енисей, его среднегодовой сток равен17400м /с)
  10. Назовите самый высокий действующий вулкан на территории России? (Ключевская Сопка, его высота — 4570 м)
  11. Назовите самый высокий действующий вулкан в Африке? (Килиманджаро)
  12. Назовите самую высокую вершину Алтая? (г. Белуха)
  13. Назовите самое пресное море в России? (Балтийское)

Жюри подводит итоги.

VI. «Отгадай, кто я?»

Оборудование: физическая карта мира.

Перед игрой на стене или школьной доске вешают две одинаковые карты. К картам вызывают по одному ученику, в руки им дают указки. Ведущий рассказывает историю происхождения географических названий, а ученики по очереди должны отгадать, о чем идет речь и показать на карте.

Примерные вопросы:

  1. Название ее произошло от слова «амасуну», которое на индейском языке означает «большая вода» (Амазонка)
  2. Этот водопад, открыт в 1935 г. венесуэльским летчиком и на звании его именем. (Анхель)
  3. С языка древних выходцев из Ирана и Индии это название переводится как «Белоснежная гора». (Кавказ)
  4. Он назван по скале на европейской стороне пролива. (Гибралтарский)
  5. Название переводится с древнетюркского языка как «широкая, разливающаяся река». (Урал)
  6. С балкарского языка название ее переводится как «бурная река». (Терек)
  7. Название возникло из ненецкого языка и означает «конец Земли». (Ямал)
  8. С тибетского языка это название переводится, как «богиня — мать Земли». (Джомолунгма)
  9. В основе названия эвенкийский народный географический термин, означающий большая река. (Енисей)
  10. Это название образовалось из двух английских слов, переводится как «течение из залива». (Гольфстрим)
  11. Название какой реки образовано от названия народа коми, жившего в ее верховьях? (Кама)
  12. Древняя форма названия этой реки обозначает «глубокая река». (Днепр.)
  13. Это место в противоположность с окружающей территорией названо «земной страной». (Гренландия)
  14. Какое название, в переводе с якутского языка означает «море», «большая глубокая вода». (Байкал)
  15. Это название образовалось от инкского «анта», что означает — «медь». (Анды)
  16. В переводе с финского языка название переводится как «озеро, которое делает погоду». (Ильмень)
  17. В основе этого названия лежит слово из романского языка, на котором разговаривали в древней Италии, и означает «дым». (Везувий)

Жюри подводит итоги.



VII. «Географические ассоциации»

Участники делятся на две команды. Затем учитель читает по очереди задания, ассоциации каждой группе участников. Командам при этом необходимо угадать слово, используя предложенный логический ряд и объяснить ход своих рассуждений. Задания такого типа, как правило, очень нравятся детям.

Примерные задания:



  1. Волна, землетрясение, скорость, опасность, бедствия. (Цунами)
  2. Река, море, испарение, облака, осадки. (Мировой круговорот воды)
  3. Ветер; вода, бутылка, письмо, Гольфстрим. (Течения)
  4. Скалы, пороги, вода, зрелище, грохот. (Водопад)
  5. Океан, лед, гора, Титаник, опасность. (Айсберг)

Жюри подводит итоги.

VIII. «Пять подсказок»

Оборудование: географическая карта.

Учитель предлагает учащимся с помощью подсказок угадать какой-либо географический объект. Всего он прочитывает поочередно пять подсказок. Если после этого никто из ребят не отгадает и не поднимет руку, объявляется правильный ответ. При этом участники игры могут ответить после каждой подсказки. Ученик, который верно ответит на вопрос, должен так же показать названный им объект на карте.

Примерное задание:

1-я подсказка — площадь его примерно 7 млн. км2.

2-я подсказка — он расположен в Южной Америке.

3-я подсказка — здесь собирается вода примерно с половины территории континента.

4-я подсказка — на его площади находится река Амазонка и ее притоки.

5-я подсказка — это территория, с которой в реку Амазонку собирается вода.

(Бассейн реки Амазонки)

IX. Географические загадки — шутки

  1. Какой город Алтайского края «рожает волчат»? (Волчиха.)
  2. Какая река Тамбовской области «каркает»? (Ворона.)
  3. Какая река Рязанской области «плавает» и из воды выходит сухой? (Гусь.)
  4. Какой город Кировской области «рожает ежат»? (Ежиха.)
  5. Какой город Самарской области «едет по улицам мира»? (Жигули.)
  6. Какая станция самая холодная? (Зима.)
  7. Какой город Удмуртии «развлекает» не только детей, но и взрослых? (Игра.)
  8. Какой город Армении и река Красноярского края «носят популярное в Армении мужское имя»? (Кама.)
  9. Какой приток реки Онеги «покрывает тело человека, животного»? (Кожа.)
  10. Какой город Иркутской области «любят все»? (Мама.)
  11. Какой приток реки Волги «любит мед»? (Медведица.)
  12. Какой город Орловской области «летает»? (Орел.)
  13. Какой город Томской области имеет «2 конца»? (Палочка.)
  14. Какая река Пермской области «цвета сажи»? (Черная.)
  15. Каким городом татарские женщины «покрывают головы»? (Шали.)
  16. Какой город Ленинградской области мужчины «носят на голове»? (Шапки.)
  17. Какой приток реки Печоры «напоминает» русскую на родную сказку? (Щучье.)
  18. Какой полуостров «говорит о своей величине»? (Ямал.)
  19. Какой город Оренбургской области хорошо «видимый»? (Ясный.)
  20. Какой город Пермской области можно «нанизать на нить»? (Бисер.)
  21. Какой город Центрального района России «носит» мужское имя? (Владимир.)
  22. Какой город Тамбовской области можно «найти на дверях»? (Глазок.)
  23. Какой город Коми «имеется на шее некоторых животных»? (Грива.)
  24. Какой город Псковской области является «нижней частью посуды»? (Дно.)
  25. Какой город Павлодарской области носит имя покорителя Сибири? (Ермак.)
  26. Какой город Саратовской области является «неиссякаемым источников доходов» (Золотое.)
  27. Название какого города на Камчатке используется в народных загадках о карандаше? (Ивашка.)
  28. Назовите «сладкий» город. (Изюм.)
  29. Название какого города Воронежской области похоже на хлеб в форме замка с дужкой? (Калач.)
  30. Какая река Новосибирской области «говорит» о своей величине? (Карапуз.)
  31. Какой город Кировской области «смертельно жалит»? (Кобра.)
  32. Какой город Самарской области «ловит ведра в колодце»? (Кошки.)
  33. Какой город Краснодарского края — «символ христиан ского культа»? (Кресты.)
  34. Какой город на Камчатке «жжется»? (Крапивная.)
  35. Какая река Алтайского края «летает»? (Лебедь.)
  36. Какая река Якутии носит женское имя? (Лена.)
  37. Какой город в Якутии можно «найти на часах»? (Стрелка.)
  38. Какая река Томской области «хитрая»? (Лисица.)
  39. Каким мысом Камчатки можно «копать землю»? (Лопатка.)
  40. Какой остров Ленинградской области «указывает на свою силу»? (Мощный.)
  41. Какая гора Челябинской области «притягивает железо»? (Магнитная.)
  42. В какой реке Амурской области «живет» лиса? (Нора.)
  43. Какой город Пермской области «жалит»? (Оса.)
  44. Какую реку Хабаровского края особенно «любят охотники»? (Охота.)
  45. Какой город Магаданской области «атрибут туриста в походе»? (Палатка.)
  46. Какой город Кировской области «горит и светится»? (Свеча.)
  47. Какой город Магаданской области «летает»? (Сокол.)
  48. Какую реку Оренбургской области можно «выжать»? (Сок.)
  49. Какой город Пензенской области «живет рядом»? (Соседка.)
  50. Какую реку Тюменской области можно «перенести с водой»? (Таз.)
  51. На каком городе Ставропольского края можно «отдохнуть и выспаться»? (Тахта.)
  52. Какая река Амурской области «бежит по проводам»? (Ток.)
  53. Какой город Хабаровского края «дружно поет»? (Хор.)
  54. Какой город Красноярского края «поднимет шум»? (Шумиха.)
  55. Какой город Свердловской области «не боится огня»? (Асбест.)
  56. Какой город Амурской области «не имеет имени»? (Безымянный.)
  57. Какая река Сахалинской области «вращается»? (Вал.)
  58. Какой город Смоленской области является «первым ростком посевов»? (Всходы.)
  59. Какой город Смоленской области «сочинял музыку»? (Глинка.)
  60. Какой город Вологодской области «символ мира»? (Голуби.)
  61. Какой город Тульской области — «русская народная игра»? (Горелки.)
  62. Какой город Саратовской области «написал известную сказку»? (Ершов.)
  63. Какой город Свердловской области — «драгоценный камень зеленого цвета»? (Изумруд.)
  64. Какой город Красноярского края «зовет на помощь»? (Караул.)
  65. Какой город Московской области «вышибаешь»? (Клин.)
  66. По какому городу Алтайского края «трудно ездить»? (Кочки.)
  67. Какая река Московской области «ценится дорого»? (Лама.)
  68. Какую реку Ленинградской области «косят»? (Луг.)
  69. Какой город Мурманской области «трудно плавится»? (Никель.)
  70. Какая река Красноярского края может «заменить все существительные женского рода»? (Она.)
  71. Какой город Бурятии имеет «кличку лошади»? (Орлик.)
  72. Название какой реки Оренбургской и Самарской областей при чтении слева направо — «бежит по проводам», а справа налево — «домашнее животное»? (Ток.)

Подведение итогов. Награждение победителей медалями: «Лучшему знатоку географии».

Список используемой литературы:

  1. Предметные недели в школе: География. Сост. А.Ф. Романова. – Волгоград: Учитель, 2007г.
  2. Занимательная география на уроках географии и внеклассных мероприятиях. 6-9 классы. Сост. С.Г. Зубанова, Ю.В. Щербакова. – М.: Глобус, 2007г.
  3. Журналы «География в школе», «Воспитание школьника»
  4. Максимов Н. А. За страницами учебника географии. М.: Просвещение, 1996.



Следующий: