Внеклассное мероприятие по географии. Тема: Атмосфера. 6-й класс

Данное занятие можно провести и как обобщающий урок по теме: «Атмосфера».

Цель: активизировать познавательную деятельность обучающихся; повторить основной материал по теме: Атмосфера; отрабатывать умение работать с географическими материалами; показать взаимосвязь географии с другими предметами (литература, музыка); развивать речь, мышление, интерес к изучению предмета; воспитывать чувство товарищества, умение работать в группах.

Оборудование: карточки с вопросами, стихотворениями, песнями, шкала Бофорта, кроссворды, итоговая таблица, сигнальные карточки, геожетоны.

Ход занятия

I. Организационный момент.

– Класс делится на 4 группы, каждая группа получает название связанное с темой «Атмосфера» (например: Циклон, Антициклон, Бриз, Муссон и др.)

– Занятие начинается с чтения стихотворения А. Матутина «Про воздух»

Мне вчера сестра сказала:
Воздух вроде одеяла, им окутана Земля,
Реки, села и поля, город, лес, морской прибой…
И мы с тобой.
Это что за одеяло, чтоб всю Землю укрывало?
Чтоб его на всех хватало, да притом не видно было?
Ни сложить, ни развернуть, ни пощупать, ни взглянуть?
Пропускает дождь и свет,
Есть, а вроде бы и нет?!

– Что же это за одеяло?

– Что такое Атмосфера?

– Над этими вопросами, наверное задумывались еще первобытные люди.

Ветер, ураган, дождь, снег, град, туман – все эти явления им трудно было объяснить, так как их знания были ограничены. Мы же об атмосфере знаем уже очень много. Поэтому с легкостью ответим на все вопросы.

– В ходе игры каждая группа будет получать геожетоны. По окончанию конкурса будем подсчитывать количество геожетонов и заносить результаты в таблицу на доске, всем будут видны результаты. Если команда не сможет ответить на вопросы, есть возможность у других команд заработать дополнительный геожетон, для этого надо просигналить карточкой.

II. Основная часть. Проведение чемпионата.

1. Блиц-турнир.

– Команды получают карточки с вопросами, время на подготовку 5 мин, команда подготовившая ответы раньше поднимает сигнальную карточку.

1 группа

  1. Расскажите о строении атмосферы? (тропосфера 0–20 км, стратосфера 20–55 км, верхние слои атмосферы – 55 км.)
  2. Как высчитывается среднесуточная температура?
  3. Что такое ветер? (движение воздуха в горизонтальном направлении)
  4. Что называется насыщенным воздухом? (воздух который не может вместить больше водяного пара, чем он содержит)

2 группа

  1. Каков состав воздуха атмосферы у поверхности земли? (азот, кислород, инертные газы, углекислый газ, водяной пар, случайные примеси: пыль, аммиак, сернистый газ)
  2. Что такое атмосферное давление? (сила, с которой воздух давит на земную поверхность, на все находящиеся на ней предметы)
  3. Что называется бризом? (ветер который возникает на берегу моря, дважды меняет направление в течение суток днем – с моря на сушу, ночью – с суши на море)
  4. Какие виды облаков вы знаете? (слоистые, кучевые, перистые ит.д.)

3 группа

  1. Какие способы изучения атмосферы вы знаете? (метеорологические станции, радиозонды, метеорологические ракеты, искусственные спутники, наблюдения космонавтов).
  2. Что такое абсолютная влажность? (количество водяного пара в граммах, содержащееся в 1 м3 воздуха).
  3. Из каких облаков выпадает дождь? (слоистые, кучево-дождевые, слоисто-кучевые)
  4. Что такое погода? (состояние тропосферы в данном месте и в данный момент или за какой-то промежуток времени (сутки, месяц, сезон).

4 группа

  1. Что такое климат? (многолетний режим погоды, характерный для какой-либо местности).
  2. Приведите примеры нормального, повышенного и пониженного давления? (760 мм рт.ст; 760 мм. рт.ст ; <760 мм. рт.ст)
  3. Что называют атмосферными осадками? (вода выпадающая на земную поверхность в жидком или твердом состоянии)
  4. Назовите размеры дождевой капли? (0,5-5 мм)

2. Поэтические строки.

– О какой силе ветра сказано в приведенных поэтических строках? Определите с помощью шкалы Бофорта

  1. Тиха украинская ночь. Прозрачно небо.
    Звезды блещут.
    Своей дремоты превозмочь не хочет воздух.
    Чуть трепещет сребристых тополей листва.
    А.С. Пушкин

  2. И было, как видно, ему не впервые
    Ломать, как тростинки, дубы вековые,
    И, крыши срывая, врываться в жилища.
    Его называли ветрило! Ветрище!
    С. Михалков

  3. Горные вершины спят во тьме ночной,
    Тихие долины полны свежей мглой,
    Не пылит дорога, на дрожат листы…
    М.Ю. Лермонтов

  4. Буря воет в саду, буря ломится в дом,
    Я боюсь, чтоб она не сломила
    Старый дуб, что посажен отцом,
    И ту иву, что мать садила…
    Н.А. Некрасов

3. Отгадать загадки.

– Итак, почти половина вопросов позади, а теперь отгадываем загадки. Капитан команды, который поднимет первым сигнальную карточку получает право на ответ.

  1. Ежегодно приходят к нам в гости:
    Один седой, другой молодой,
    Третий скачет, а четвертый плачет. (Времена года.)

  2. Алена-царевна по городу ходила,
    Ключи обронила.
    Месяц видел. Солнце взяло. (Роса.)

  3. Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает.
    Людей с ног сбивает.
    Слышишь его, да не видишь его. (Ветер)

  4. Сперва блеск, за блеском треск,
    За треском плеск. (Молния, гром, дождь)

  5. Гуляем зимой на воле, в лесу, в чистом поле.
    Крутит. Воет, бурчит, на весь мир ворчит.
    По селам, городам летает, знать никого не желает. (Метель, вьюга.)

  6. И не снег, и не лёд,
    А серебром деревья уберёт. (Иней)

  7. Без крыльев летят,
    Без ног бегут,
    Без паруса плывут. (Облака)

  8. Молоко над речкой плыло,
    Ничего не видно было.
    Растворилось молоко –
    Стало видно далеко (Туман)

4. Угадай время года.

– Какое время года описывается в каждом из следующих отрывков. Перед ответом выразительно прочитать стихотворение.

  1. Унылая пора! Очей очарованье!
    Приятна мне твоя прощальная краса –
    Люблю я пышное природы увяданье.
    В багрец и золото одетые леса. (А.С. Пушкин)

  2. Не ветер бушует над бором,
    Не с гор побежали ручьи,
    Мороз-воевода дозором обходит владенья свои.
    Глядит – хорошо ли метели лесные тропы занесли,
    И нет ли где трещины, щели, и нет ли где голой земли. (Н.А. Некрасов)

  3. Гонимы вешними лучами,
    С окрестных гор уже снега
    Сбежали мутными ручьями на потопленные луга.
    Улыбкой ясною природа
    Сквозь сон встречает утро года… (А.С. Пушкин)

  4. Пахнет снегом над лугами… В песне душу веселя,
    Бабы с граблями рядами ходят, сено шевеля. (А.Н. Майков)

5. Разгадать кроссворд.

– Обучающиеся получают карточку с кроссвордом и заполняют его. За каждый правильный ответ команда получает геожетон.

Вопросы:

  1. Прибор для измерения давления воздуха.
  2. Фактический объем испаряющейся влаги.
  3. Ураганный ветер.
  4. Тип климата.
  5. Нижний слой атмосферы.
  6. Свойства воздушных масс.

Ответы:

  1. барометр
  2. испарение
  3. Тайфун
  4. Морской
  5. тропосфера
  6. влажность

6. Песенная география.

– получают карточки с песнями вставить слова в песни и спеть или прочитать выразительно.

  1. Весь покрытый зеленью,
    Абсолютно весь,
    … (участок суши – 1) Невезения
    В … (водоём – 2) есть
    … (1) Невезения
    В …(2) есть.
    Весь покрытый зеленью,
    Абсолютно весь.
    (1 – остров, 2 – океан)

  2. Не крутите пёстрый … (географическая принадлежность – 1)
    Не найдёте вы на нём
    Той … (суверенная территория – 2), … (2) особой
    О которой мы поём.
    Наша старая … (космический объект – 3)
    Вся изучена давно,
    Но … (2) большая эта
    Вечно «белое пятно».
    (1 – Глобус, 2 – страна, 3 – планета.)

  3. Если долго, долго, долго,
    Если долго, по дорожке,
    Если долго по тропинке
    Топать, ехать и бежать,
    То, пожалуй, то, конечно,
    То, наверно, верно, верно,
    То, возможно, можно, можно,
    Можно в … (континент – 1) прийти!
    А в … (1) … (водоём – 2) вот такой ширины!
    А в … (1) … (ландшафт – 3) вот такой вышины!
    Ах, крокодилы, бегемоты,
    Ах, обезьяны, кашалоты,
    Ах, и зелёный попугай!
    (1 – Африка, 2 – река, 3 – горы.)

  4. Находить … (сторона света – 1) и … (сторона света – 2)
    Рисовать квадрат и круг
    Учат в школе, учат в школе, учат в школе,
    И не путать никогда … (участок суши – 3)
    и … (населённый пункт — 4)
    Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
    (1 – восток, 2 – юг, 3 – острова, 4 – города.)

7. Блиц-вопрос.

  1. Почему вершины высоких гор покрыты снегами и льдами?
  2. Почему с поднятием вверх давление уменьшается?
  3. Объясните выражение: «Атмосфера – броня планеты»?
  4. Что делается в нашей стране для очистки воздуха?

III. Подведение итогов. Награждение победителей.

Следующий: