Внеклассное мероприятие по географии И камни тоже говорят

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,74 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель мероприятия: (слайд 2).

  • Сформировать простейшие навыки определения
    горных пород.
  • Знать основные свойства горных пород.
  • Уметь видеть красоту камня. (Слайд 3)

Ведущий 1:

Ребята, вы изучили тему: “Горные
породы” и узнали о свойствах горных пород.
Назовите свойства горных пород?

Учащиеся:

Горные породы отличаются цветом,
прозрачностью, блеском, изломом и твердостью.

Ведущий 2:

Расскажите об осадочных горных
породах.

Учащиеся:

они бывают органические, которые
состоят из остатков растений и животных. Это –
известняки (мел, ракушечник). А так же горючие
полезные ископаемые (нефть, газ, уголь).
Неорганические, которые делятся на обломочные
(щебень, галька, гравий, песок, глина) и
химические, к ним относятся (соли, гипс и др.).

Ведущий 1:

А знаете ли вы, что камни тоже могут
говорить? (Слайд 4).

Поэзия в камне.

  • Мудрецы древней Индии говорили: “Представь
    алмазный столб высотой от земли до луны. Раз в
    столетие прилетает крохотная птичка, на долю
    секунды садится на вершину столба и улетает.
    Время, за которое коготки этой птички сотрут
    столб до основания и будет одним мгновением
    Вечности…”.
  • Примечательно, что для образного описания
    самого непостижимого -бесконечности
    пространства и времени — древние мыслители
    использовали самый твердый минерал на Земле -
    алмаз. Впрочем, люди далекие от геологии,
    минералогии, петрографии, ювелирного дела и
    смежных с ними наук и специальностей, не
    употребляют слово “минерал”. Они говорят
    “камень”. Слово такое же древнее и многомерное,
    как “земля”, “вода”, “пища”. Камень
    сопровождал человека всегда — от времен первых
    кремневых скребков до эпохи синтетических
    кристаллов. Камень многообразен безмерно — от
    “лучших друзей девушек” — бриллиантов до
    булыжника -“оружия пролетариата”. Лалы и яхонты,
    смарагды и карбункулы Востока -это камни.
    Брусчатка европейских городов — это камень.
    Камень — орудие труда и произведение искусства,
    жилище и оружие и даже еда. Камень — основа
    цивилизации.
  • Главное достоинство камня — долговечность. Мы
    испытываем благоговейный трепет при виде
    какой-нибудь плошки, которую, возможно, держал в
    руках наш прадед. Но достаточно на улице
    посмотреть себе под ноги, чтобы увидеть камни,
    которые появились здесь задолго до наших самых
    отдаленных предков и, уж конечно, переживут — нас
    самих и наших потомков. И самый заурядный с виду
    камень может оказаться не просто свидетелем
    истории, но художественной ценностью. Потому что
    красивы не только ювелирные и поделочные камни,
    но все. На любом из них может быть пятно, полоска,
    вкрапление, сеть трещинок и т.д., которые при
    минимальном “окультуривании” складываются в
    рисунок. Добавь две-три линии к прожилке, дорисуй
    один листок — и вот стоит дерево среди поля;
    контур и пятно в форме человеческого профиля и
    увидишь именно профиль, а не пятно…
  • Скептики не признают такие картинки природными
    рисунками, как деревья на моховых агатах или виды
    полей и холмов на пейзажных песчаниках. Наверное,
    они правы. Но, во всяком случае, эти рисунки
    сделаны в соавторстве с природой. Есть скульптор,
    режущий из дерева. Для него оно только сырье. А
    есть любители так называемой лесной пластики. Их
    фигурки из ветвей и корней, безусловно,
    рукотворны, но они изначально заданы природной
    формой тех же коряг и веток. Так и с камнями.

Рисунки на камнях часто требуют комментариев,
вызывают потребность выразить некие чувства,
спровоцированные ими. Поэтому они
сопровождаются стихами, такими же любительскими
и “самодельными”, как сами картинки. Предлагаем
и то и другое вашему вниманию.

К вопросу о кошках.

(Слайд 5).

Все странно так: обыденно и томно,
Ну что за блажь, глядеть тебе вослед.
Ты исчезаешь по-кошачьи скромно.
Я снова в дураках, тут спору нет.

Как можно быть пушистою мурлыкой —
Блестящий глаз и ласковость руки, -
Потом… клянусь, я чуть не стал заикой,
Когда ты в ход пустила коготки.

Балбес наивный! Виноваты книжки,
Что ты охоту принял за любовь.
Опять с тобой играют в кошки-мышки.
Игрушки кошке, прочим – слезки вновь.

Была на завтрак нежных взглядов пара,
Рагу из мышки будет на обед…
Наверно, прав был баснописец старый, -
Страшнее кошки зверя вовсе нет!

Но я уйду до времени обеда.
Я волю соберу в стальной кулак.
Не всякой кошке суждена победа,
Не всякий мышь – проглоченный дурак.

И сердце снова радостно забьется:
Ура, свобода! Сгинет маета.
И жизнь мне непременно улыбнется
Улыбкою Чеширского Кота.

Тараканище.

(Слайд 6)

Под жарким солнцем парит воздух
И разлагаются стволы.
Здесь и гигантам нужен роздых,
Тем паче тем, что так малы.

Скребутся лапки по прожилкам,
По веткам, чья горька кора.
Ползи, ползи, козявка, живо,
Покуда не пришла пора:

Стекает липкий сок растений,
Тягучий в этакой жаре.
И ты увяз, пробравшись к тени,
И застываешь в янтаре.

Что время? Вечно безопасно
Теперь решаешь ты вопрос:
Тобой любуются всечасно,
А для потомков – дихлофос…

Критикесса.

(Слайд 7)

Как тягостно нести свой крест:
Быть умной, тонкой и учтивой.
Засилье серости окрест
И желтизною прет от чтива.

Ах, Северянин и Бальмонт!
Стихи изящные не в моде.
Теперь тусуется бомонд
Под сплетни о крутом разводе.

А Канны? Все расчет и ложь.
А Пулитцер? Юнцов забава.
Порой задумчиво вздохнешь:
“Где матерьял, достойный славы?!”

И взоры вперив в облака
(На что смотреть в подлунном мире?)
Взмахнешь (красивая рука…):
“Милейший, где же мой дайкири?”

Ночная река.

(Слайд 8)

Несет река лениво воды
Сквозь умирающий закат.
Ко сну готовится природа,
Приходу ночи всякий рад.



Задремлет лодочник усталый, -
За зноем дня пришел покой.
Ему так сладок сон тот малый
Над остывающей рекой.

Назавтра снова солнце встанет,
В глазу господнем яркий зрак,
И новый день в литавры грянет…
Пока же – тишина и мрак.

Мир знает истину простую:
Истает ночь – придет рассвет.
И только коростель тоскует,
Вернется солнце?.. или нет?!

Замок.

(Слайд 9).

Темнеет замок мрачной глыбой
И громоздятся облака.
Как в нем красиво жить могли бы,
Покуда движется река.

Какие тайные обеты,
Любовь, и кровь, и что там дальше? -
Ночные вздохи: “Рыцарь, где ты?”, -
Без театральности и фальши.

И стук копыт, и шорох платья
(Парча не впитывает слезы!)
Потом по списку, без изъятья:
Тоска, любовь, угрозы, розы.

И вот заламывая руки
Она бежит судьбе навстречу.
И что еще? – проклятья, муки,
Неистовство и теплый вечер.

Или холодный? Край обрыва.
И в голос воют няньки-мамки.
Извольте умирать красиво,
Раз родились в высоком замке!

Споют об этом менестрели,
Про грусть, горчайшую на свете.
А вы красиво жить хотели?
Не в этот раз… Простите, дети…

Мамонтенок.

(Слайд 10)

В сколе камня контур темный.
Зверя этого я знаю.
Он лохматый и огромный
В стаде родичей шагает.

Взором внутренним и древним
(Генной памяти награда)
Вижу, как крадется следом
Пращур мой за темным стадом.

Соплеменники. Охота.
Голод. Пляски (выть и топать!)
Спит ребенок в створе грота:
Ворох шкур, зола и копоть.

Спит лохматый мамонтенок,
Трудно больше в землю вжаться.
Спят звереныш и ребенок,
Так, ребеныш и зверенок.
Одному не просыпаться.

Вспоминая Рокуэлла Кента.

(Слайд 11)

Зачем, Господь, ты создал это небо
Холодное, холодное, пустое?..
Так далеко на севере я не был,
Но зачарован этой красотою.

Тяжелых волн свинцовы перекаты
И громоздится лед не белой глыбой.
Негреющее солнце незакатно.
Его поймали в сети, словно рыбу.

Его прибили в небо – просушиться
И просолили руки Рыболова.
И след от гарпуна еще сочится…
Сперва был Холод. Холод, а не Слово.

Вершины неба.

(Слайд 12)

Холмы окрестные пусты
И зноем выжжена равнина,
Они – ступени и мосты
К жилищу мага-исполина.

Не забредает в эту глушь
Чабан с курчавою отарой.
Здесь нет воды. Здесь степь и сушь.
И древен мир. И воздух старый.

И чем тусклее на земле,
Тем больше странного над нею:
Лазури нет, но в рыжей мгле
Видения иные зреют.

Я вижу пропастей полет,
Вершины, ледники и кручи,
Искрящий снег, горящий лед
И скалы, что пронзают тучи.

Еще усилье, шаг один
И я найду туда дорогу.
И сам я буду – исполин,
Что вышел людям на подмогу.

Я укажу, я поведу
К вершинам неба нищих духом.
Шепчу в горячечном бреду:
“Да будут облака нам пухом!”

От скупости земных камней
Уйди в небесные жилища.
Ты лишь шагни. Ты лишь посмей.
Ты лишь забудь, что духом нищий…

Горная сосна.

(Слайд 13)

Закатный блик согрел золу
Вершины горной.
Сухие иглы под ногой –
Всего лишь ржа.

Взметнется белка по стволу
Стрелой проворной
И ветка клонится дугой,
Ее держа.

Что видит там зверек смешной,
В нагорной дали,
Где склоны тенями полны?
Что чует он?

И повстречаться им с луной
Теперь едва ли, -
Безлунный сумрак тишины
Подарит сон.

И лишь цикада на коре
Роняет звуки
И колыбельную прядет
Сто тысяч лет.

А завтра утром на заре
Мне прямо в руки
Сухая шишка упадет.
А может нет.

Обереги

. (Слайд 14)

Еще одна удивительная особенность камня, какой,
пожалуй, не обладают другие природные объекты, -
это наличие магических качеств, свойство
выступать в роли талисмана, оберега.

Со времен античности талисманами были
драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни,
имевшие, вдобавок, узкую специализацию: агат
защищал от козней врагов, берилл предохранял от
несчастий в дальних поездках, тигровый глаз
предупреждал о появлении хищника (тяжелел), рубин
защищал от действия ядов, аметист помогал не
пьянеть и т.д. и т.п.

Однако во времена доисторические оберегами
служили простые, невзрачные на вид камешки.
Обязательным условием было наличие природного
отверстия. Наши предки охотно носили такие
“подвески” и “кулоны”. Отголоски этих традиций
живы до сих пор. Вспомните, кто из нас не копался в
прибрежной гальке на морском или речном берегу в
надежде отыскать камень с дырочкой!

Это собирание камушков, эта реликтовая тяга к
оберегам -неотъемлемая часть воспоминаний
детства. Летние каникулы у моря немыслимы без
“куриного бога” на веревочке, так же как зимние
не бывают без Нового года и запаха мандаринов и
хвои.

Мы вырастаем и стесняемся носить на себе
“куриный бог”, заменяя его глупой бижутерией. Но
стоит приложить каплю воображения, пару капель
краски и лака и скромный камушек становится
оригинальной подвеской. Отверстие проточила
вода, а форма подсказала остальное. Такой оберег
полушутя, полусерьезно станет надевать и
взрослый. Хотя бы как память о детстве
человечества и о своем собственном детстве.

Слайды 15-25. Фото камней.

Вечность в камне.

(Слайд 26)

В продолжение милой нашему сердцу темы
рисунчатых камней предлагаем вам ребята
посмотреть более серьезные работы сделанные из
камня. Принесенный домой камень, еще недавно
лежавший под ногами у обочины дороги, или на
речном берегу, или в куче гравия у строящегося
дома, ведет себя совершенно так же, как дикий
лесной зверек, водворенный против его воли в
человеческое жилье — он замыкается в себе и с
новыми самозваными хозяевами общаться не
собирается… какое-то время. Потом привыкает и
далее становится ручным. Вот тогда-то из робкого
ожидания и смутной надежды рождается
уверенность, что рисунок есть! И сам рисунок
появляется на свет.

Но никаким попыткам разумного объяснения не
подлежит чудо таинственной взаимосвязи
холодного минерала и человеческих рук.

Слайды 27-35. Фото камней.




Следующий: