Внеклассное мероприятие по географии и биологии Экология здоровья


Цель:в игровой форме формировать
представление о формах взаимодействия природы и
общества; систематизировать знания о разных
географических и биологических аспектах;
способствовать развитию экологического
мышления учащихся.

Возраст: 10 – 11 классы.



Играют 2–3 команды, переход хода происходит,
если команда неправильно ответила или ответа
нет. Победившей, считается команда, набравшая
наибольшее количество очков.
Вопросы задаются поочередно по следующим
секторам:

Сектор1. Химическая безопасность

1. В повседневной жизни мы используем сплошь и
рядом огромное количество химических веществ.
Стоит ли задуматься об их опасности для здоровья?
2. Каким путем химические вещества могут
проникнуть в организм?
3. Каковы основные «за» и «против » использования
пестицидов, гербицидов, инсектицидов?
4. ДДТ теперь не применяется в борьбе с
насекомыми. Почему?
5. Обычные вещества, такие, как поваренная соль,
вода безопасны. Так ли это?
6. Какие химические вещества наиболее часто
становятся причиной отравления у детей? (Медицинские
препараты)

7. В Московском Кремле с первой половины XVI века до
30-х годов XVIII века функционировал водопровод со
свинцовыми трубами и резервуарами. В этот же
период наблюдался высокий уровень детской
смертности и наследственных уродств среди
членов царской семьи. В чем причина этих
явлений? (Свинец, растворенный в воде,
способен вызвать отравления, накапливаться в
тканях, разрушать половые клетки)

8. Чтобы стереть с лица земли варварский, по
мнению римлян, Карфаген, они в 5 веке до н. э.
прибегли к такой акции, как посыпание наиболее
плодородных земель солью. К чему это
привело? (Засоление почв, повышение их
кислотности, снижение урожая)

Сектор 2. Кров и жилищные устройства

1. Существуют ли опасные для здоровья
строительные материалы? (Асбест, цинковые
краски)

2. Каковы основные источники шума в городе? (Транспорт,
ТВ, радио, промышленность)

3. Назовите 10 городов мира, население которых в
ближайшее время вырастет до 20-30 миллионов?
(Мехико, Сан – Паоло, Каир, Дели, Бомбей,
Калькутта, Дакка, Шанхай, Джакарта, Карачи.)

4. Могут ли плохие жилищные условия быть причиной
заболевания органов дыхания? (Да)
5. В каких района лучше строить города? (На
крутых склонах, в районах подверженных
наводнениям, оползням, на землях, прилегающих к
вредным производствам)

6. Могут ли пустые консервные банки стать
причиной распространения тропической лихорадки?
(Могут, так как в заполненной дождевой водой
консервные банки москиты, распространяющие эти
болезни, откладывают яйца)

7. Необходима ли на кухне вытяжка? Зачем?
8. Может ли телевизор, стоящий в режиме ожидания
возле изголовья кровати стать источником
заболевания? (Да, может.Электромагнитные
поля нарушают поле человека)

Сектор 3. Население



1. Какие экологические катастрофы могут
заставить людей оставить свои жилища? (Уничтожение
лесов, загазованность воздуха, истощение водных
ресурсов, повышенный уровень шума…)

2. Что такое демография?
3. Во сколько раз больше мировых природных
ресурсов достанется ребенку, родившемуся
в индустриально развитой стране, чем ребенку,
родившемуся в одной из стран «третьего мира»?
В5 раз, в 20 раз, в 100 раз. (В 20 раз)
4. Какой процент населения Земли будет жить в
городах развивающихся стран к 2010 году? 50%, 80%,
100%? (80%)
5. Назовите как можно больше проблем, связанных с
ухудшением окружающей среды в городских
условиях? (Перенаселенность,
загазованность, недостаток воды…)

6. Как вы думаете, каков ежегодный прирост
населения на нашей планете? 100 000, 150 000,
200 000? (200 000 человек)
7. Перечислите причины снижения численности
населения в нашей стране? (Социально-экономические)
8. Что такое рекреационные ресурсы?

Сектор 4. Отходы и их переработка

1. Каким должно быть минимальное расстояние от
мусорной ямы до (150, 100, 200, 350) (200 м)
2. Какой тип отходов необходимо сжигать, а не
собирать в кучи? (Б и В)

а) радиоактивные;
б) пожароопасные химические отходы;
в) отходы медицинских учреждений.

3. Использование слишком большого количества
органических или минеральных удобрений
приводит к загрязнению грунтовых вод. Правильно
ли это? (Правильно)
4. Сколько времени разлагается пластиковая
бутылка? (100 лет)
5. Какие из приведенных способов хранения
городских отходов правильны? (Все ответы)

а) извлечение полезных материалов и
переработка твердых отходов;
б) компостирование мусора;
в) строительство мусоросжигающих заводов;
г) повторное использование сточной воды для
орошения.

6. Как надо хоронить высокотоксичные отходы?
специальных контейнерах)

Сектор 5. Воздух

1. Какова основная причина парникового
эффекта? (Сжигание нефти и угля)
2. Назовите основные источники загрязнения
воздуха? (Транспорт, промышленные выбросы)
3. Что произойдет, если исчезнет озоновый слой
Земли? (Повысится заболеваемость раком
кожи, из-за того, что больше достигнет
ультрафиолетовых лучей Земли)

4. Каковы последствия парникового эффекта? (Повышение
температуры, таяние полярных льдов, подъем
уровня моря, образование пустынь, уменьшения
производства продуктов питания)

5. В каком городе и когда произошло сильное
загрязнение воздуха, вызвавшее около 4000 смертей?
Этот случай был первым, получившим широкое
освещение в прессе. (Лондон, 1852 год. Из-за
сильного тумана смог продуктов горения
многочисленных каминов накрыл город шапкой.)

6. Какой источник загрязнения воздуха убивает
ежегодно около 2 миллионов людей,
преимущественно мужчин? (Курение табака)
7. Что такое воздух, его состав?
8. Какие свойства воздуха вы знаете? (Химические,
физические)

Сектор 6. Радиация

1. Верно ли, что проживание на высоких широтах
увеличивает дозу радиации от космических
лучей? (Да)
2. Какие из названных заболеваний можно лечить с
помощью радиоактивного облучения? (а и в)

а) рак;
б) малярия;
в) заболевание щитовидной железы;
г) пневмония.

3. Какие из ниже приведенных сооружений могут
излучать радиоактивные элементы? (а и б)

а) атомные электростанции;
б) тепловые;
в) гидроэлектростанции.

4. Действительно ли в отличие от тепловых
электростанций атомные не усугубляют парниковый
эффект путем выделения окиси углерода? (Да)
5. Что вы знаете о Чернобыльской трагедии?
6. Что такое ПДК? ПДК почвы или воды?

Сектор 7. Безопасность пищи

1. При какой температуре бактерии размножаются
особенно быстро? (+100 – +600)
2. Какое насекомое чаще всего переносит микробы
на своих лапках? (Муха)
3. Будет ли растение радиоактивно, если его семена
подверглись излучению? (Нет)
4. Мытье рук – основной элемент личной гигиены.
Назовите случаи, когда это необходимо делать. (Перед
разделкой продуктов, после туалета, после
разделки сырого мяса, птицы, яиц, если касались
мусорного ведра, если гладили домашних животных)

5. Бактерии сальмонеллы могут содержаться в сырых
продуктах. Если пищу неправильно готовят
(например, недожаренное мясо), то можно заболеть.
Так ли это? (Да)
6. Сколько детей умирают ежегодно от желудочно -
кишечных заболеваний? (4 млн.)

а) 500 000,
б) 2 000 000,
в) 4 000 000

7. Что такое Е103К, Е222ЖК? (Код – канцероген,
желудочно-кишечные заболевания)

8. Нарисуйте знак обозначающий – «ядовито»,
«воспламеняющееся вещество».

Сектор 8. Вода



1. Какое химическое вещество наиболее часто
используют для дезинфекции водопроводной воды? (Хлор)
2. Какой процент сельского населения Африки не
обеспечен питьевой водой в достаточном
количестве? (75%)

а) 25%,
б) 45%,
в) 75%.

3. Вода покрывает ? поверхности
Земли. Какой процент составляет пресная
вода? (3%)
4. Сколько воды содержится в организме взрослого
человека? (65%)

а) 25%,
б) 65%,
в) 85%

5. Назовите заболевания, которых можно
избежать путем обеспечения населения
доброкачественной питьевой водой и соблюдением
санитарных норм? (Желудочно-кишечные
заболевания)

6. Какие химические вещества способствуют
превращению осадков в кислотный дождь? (Двуокись
серы, двуокись натрия)

7. Какие пути загрязнения гидросферы вы
знаете? (Промышленные и бытовые сточные
воды, атмосферные осадки, удобрения и пестициды,
нефть, свалки).

8. Какие способы обеззараживания воды, вы
знаете? (Биологическая, химическая)




Следующий: