Внеклассное мероприятие на тему Цветы в литературе

Презентация.

СЛАЙД 1. С древних времён цветы занимают
особое место в творчестве поэтов и писателей
всего мира. В одной библейской легенде
упоминается, например, о лилии, выросшей из слёз
Евы, изгнанной из рая. В древнерусском сказании о
новгородском купце Садко, говорится об
отвергнутой им морской царевне, из слёз которой
появились ландыши. А один из греческих мифов
повествует о юноше Нарциссе и цветке названным
его именем.

Не только древние, но и авторы более поздних
эпох, так или иначе, затрагивали эту тему в своих
произведениях. Особую роль в её развитии играют
русские писатели и поэты. Считающиеся
непревзойденными общепризнанными мастерами
описания природы. Даже далекий от идей поэтов
“серебряного века”, Валерий Брюсов, являясь
жёстким, волевым и ярким представителем
символизма в литературе, в своём возмущении
массовой урбанизацией, протесте против
бездушного городского хаоса, не мог пройти мимо
мирного созерцания природы.

В стихотворениях Анны Ахматовой практически в
каждом раннем стихотворении встречается
огромное количество фиалок, лилий, георгин и
маргариток. Александр Сергеевич Пушкин хранил
всю жизнь гелиотроп, подаренный ему Анной Керн.

СЛАЙД 2.

У всех народов, во всех странах мира
цветок — символ прекрасного, эталон красоты.
Природа оказалась щедрой в своем творчестве и
создала удивительный мир цветов. Как изящна их
форма, бесконечно разнообразны размеры,
источаемые запахи, многоцветна палитра красок!
Белизну первого снега и синь полуденного неба,
алый цвет крови и золото солнечного тепла,
розовые тона утренней зари и сиреневую прохладу
сумерек словно впитали в себя нежные, трепетные
лепестки. Цветы сопровождают нас от первого дня
жизни до последнего, придают нарядность и уют
дому, украшают наши будни, делают ярче и
радостнее праздники, смягчают горе. Сейчас
трудно представить облик планеты без цветущих
растений.

Цель работы: выяснить, какую роль
играют цветы в литературе.

Задачи:

1. Собрать и проанализировать информацию по
теме “Цветы в литературе”.

2. Оформить собранную информацию на диске “
Цветы в литературе”.

СЛАЙД 3.

Цветы — сама жизнь. Они сопровождают
человека от рождения до смерти. Цветы — символ
любви и воспоминаний. Не случайно монумент,
названный “Цветком жизни”, установлен под
Санкт-Петербургом, в память о детях, погибших во
время блокады.

СЛАЙД 4. Роза.

“Благоухая, розы рассказывают
сказки”, — писал Гейне. “Живая молния!” -
воскликнул Блок, когда увидел среди кустов
пунцовую розу. “Как луч зари”, — назвал Лермонтов
раскрывшийся на рассвете алый бутон. “Расцвела
роза в роще, и с ее появлением все цветы получили
новую жизнь”,- замечал Грибоедов.
“Ярко-радостными” показались молодому Брюсову
цветы после майской грозы. “Пусть роза сорвана -
она еще цветет…” — это Надсон. В первую очередь
при разговоре о цветах в литературе Блока
ассоциируется с розами и Иисусом Христом из
поэмы “Двенадцать”:

В белом венчике из роз
Впереди — Иисус Христос.

СЛАЙД 5. Фиалка.

И.С.Тургенев преподносил
своим друзьям только фиалки. Фиалка была любимым
цветком М.Н.Ермоловой. Горячо любил и воспевал
фиалки А.А.Блок. Ночное благоухание фиалок,
признавался Ф.И.Тютчев, наполняло его душу
“невыразимым чувством таинственности и
погружало в состояние благоговейной
сосредоточенности”. Блок — автор поэмы “Ночная
фиалка”, написанной в 1906 году. Поэмы, где
реальность слита с книжной романтикой, снами и
мифами, ожиданием чуда и наступления царства
красоты.

СЛАЙД 6.

Ландыш.

О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!

По древнерусской легенде морская царевна
Волхова полюбила юношу Садко, он же отдал свое
сердце Любаве. Опечаленная Волхова вышла на
берег и стала плакать. И там, где упали слезинки
царевны, выросли ландыши — символ чистой и
беззаветной любви. Ландыши были любимыми цветами
П.И.Чайковского, Н.М.Карамзина, И.А.Бунина,
А.И.Куприна, и И. Е. Репина, и Софьи Ковалевской…

СЛАЙД 7. Тюльпан.

Французский поэт XVIII
столетия Буажолен написал о тюльпане целую
поэму: “Метаморфоза Тюльпана”, где он воспевает,
подражая Хафизу, чудную, обворожительную
девушку, повелительницу его сердца; а Александр
Дюма-отец — поэтический роман “Черный
Тюльпан”, в котором изображает роль этого цветка
в Голландии. Но немецкие писатели смотрят на него
как на цветок без души, цветок внешней красоты,
эмблему пустой, гоняющейся только за нарядами,
женщины. Афшпрунг говорит о гордой красавице:

Как тюльпан, ты прелестна лицом,
Но и как тюльпан, ты пуста.

Клейст в своем стихотворении “Весна”
относится к нему дружелюбнее, но Гёте говорит о
тюльпане так: “Не благоговей никогда перед
пустым призраком”. Герою романа М. Шолохова
“Тихий дон” виделся в роковую для него весну
тюльпан багряно-чёрного цвета.

СЛАЙД 8. Гиацинт.

Многие поэты упоминали
гиацинт в своих стихах. Так, знаменитый поэт
Фирдоуси сравнивал волосы персидских красавиц с
лепестками гиацинта:

Её уста благоухали лучше, чем лёгкий
ветерок,
А гиацинтоподобные волосы приятней, чем скифский
мускус…

У Н. Бараташвили есть стихотворение “ Гиацинт и
странник”, которое начинается словами:

Гиацинт, где былая яркость твоя?
День ли, ночь — всё пред ней забывалось на свете,
Где поляну дурманившая струя
Аромата, которым дышали соцветья?

СЛАЙД 9. Сирень.

Особенно прекрасна сирень в
сумерки, которые выявляют разнообразие ее
оттенков. В. Набоков: “На крайней дорожке парка
лиловщина сирени… переходила в рыхлую
пепельность по мере медленного угасания дня…
никогда не изнывал я от таких колдовских чувств,
как перед сереющей сиренью”. Один из писателей
сказал: “Цвет времени начала ХХ века приобретает
сиреневый оттенок. Что-то таинственное кроется в
сирени: с одной стороны, сирень — и краса и радость
жизни”, с другой, напоминает о быстротечности
жизни. В чем дело — сразу не скажешь. Может, в
бесчисленных маленьких крестиках-цветочках
блеклых тонов?

СЛАЙД 10. Шиповник.


Постарайся угадать, кто такие братьев пять?
Двое бородаты, двое — без бороды,
А последний, пятый, выглядит уродом:
Только справа борода, слева нету и следа.

Кто не знает этот детский стишок-загадку? Но
мало кто догадывается, что оригинал сего
сочинения был написан в незапамятные времена
по-латыни, а уж с нее переведен на русский и
другие языки. Стишки с теми же самыми словами
есть и по-английски, и по-немецки. А разгадка у них
довольно странная — это цветок розы, у которого
под пятью нежными лепестками расположены пять
жестких чашелистиков, два из которых по краю
перисто рассечены, два — с ровным гладким краем, а
один — с боковыми перышками только по одной
стороне.

СЛАЙД 11. Хризантема.

В 1920 году в нашу страну
приехал американский писатель Герберт Уэллс.
“Россия во мгле”- так назвал Уэллс свою книгу о
тех днях. И всё-таки Уэллс, при всём своём
скептицизме, не мог не заметить, как в трудное и
голодное время русские люди тянулись к красоте.
“Во всём Петрограде,- писал он,- осталось,
пожалуй, всего с полдюжины магазинов. Есть
государственный магазин фарфора, где за 700 или 800
рублей я купил как сувенир тарелку, и несколько
цветочных магазинов. Поразительно, что цветы до
сих пор продаются и покупаются в этом городе, где,
большинство оставшихся жителей почти умирает с
голоду, и вряд ли у кого-нибудь найдётся второй
костюм или смена изношенного и залатанного
белья. За 5000 рублей — примерно 7 шиллингов по
теперешнему курсу — можно купить очень красивый
букет больших хризантем”.

СЛАЙД 12.

Мимоза. Мимоза — предсказатель
судьбы героев. “Она несла в руках
отвратительные, тревожные жёлтые цветы. Чёрт их
знает, как их зовут, но они первые почему-то
появляются в Москве”. Так описывает герой
знаменитого романа М. Булгакова — “Мастер и
Маргарита” — свою первую встречу с Маргаритой.
Дотошные литературоведы выяснили: Маргарита
несла “мимозу”. Ведь именно этот цветок
появляется в Москве в первые дни весны.

СЛАЙД 13. Наперстянка.

У писательницы Агаты
Кристи в одном из рассказов написано, что в доме
английского аристократа был званый обед. По
какой-то ошибке слуги вместе с шалфеем для салата
нарвали много наперстянки. Зелень смешали с
луком, нафаршировали уток, падали к столу. Все
гости заболели, некоторые серьёзно, а одна
девушка даже умерла.

СЛАЙД 14. Лютик.


Лютик – простенький цветочек,
Всюду он цветёт:
На лугах и между кочек посреди болот.
Н. Холодковский

Печальную историю Ромео и Джульетты, известную
ныне всему миру, Шекспиру помог поведать
известный английский ботаник Шерард, который
увлекался разведением лютиков. “Яды лютиков, -
утверждал он, — совсем не опасны, и если умело
использовать их силу, то яд можно обратить себе
на пользу”.

СЛАЙД 15. Лавр.

Там лавр растёт, жестколист и
трезв… М. Цветаева

Историк Светоний пишет, что Юлий Цезарь ни одну
из своих наград не ценил так высоко, как лавровый
венок. Лавр может убивать. Мёд, который собирают
дикие пчёлы в лавровых кущах, для человека
смертелен. Это его упоминал А. М. Горький в
рассказе “Рождение человека”.

СЛАЙД 16. Алоэ.

О том, что столетник цветёт лишь
однажды, когда достигает ста лет, писал Гейне в
очерках “ Путешествие на Гарц”.

СЛАЙД 17. Папоротник.


Накануне Иванова дня
Собирал я душистые травы,
Я почуял, что ниже меня
Ароматом душевной отравы…
А. Блок

Гоголь писал: “ Глядь, краснеет маленькая
цветочная почка и, как будто живая, движется. В
самом деле, чудо! Движется и становится всё
больше, больше и краснеет, как горячий уголь.
Вспыхнула звёздочка, что-то тихо затрещало, и
цветок развернулся… словно пламя, осветив и
другие возле себя…”. Предания утверждали, что в
это время растения приобретают магическую,
колдовскую силу.

СЛАЙД 18. Любка.


В день троицын, когда народ
Зевая, слушает молебен.
Умильно на пучок зари
Они роняли слёзки три.

Пушкин превосходно знал народные обряды и не
случайно упомянул о троицином цветке, когда
описывал в романе “ Евгений Онегин”
патриархальный быт Лариных. В дневнике
известного русского этнографа и цензора И. М.
Снегирева осталась такая запись от 24 сентября 1826
года: “Был А. Пушкин, котор. Привёз мне как
цензору свою пьесу “ Онегин”, ч. п. … Сказывал
мне, что здесь в некоторых местах обычай
Троицкими цветами обметать гробы родителей,
чтобы прочистить им глаза…” Куприн называл
именем этого цветка один из своих рассказов -
“Ночная фиалка”. “Есть в средней России, — пишет
Куприн,- такой удивительный цветок, который
цветёт только по ночам в сырых болотистых местах
и отличается прелестным кадильным ароматом…”
Это о том же милом цветке любке.

СЛАЙД 19. Жасмин.

В дневнике (1951) М. М. Пришвина
читаем: “20 июня. Среда. Именины Л. Жасмин цветёт…
жасмин теперь пахнет о том, чего не было, и я
теперь нюхаю это и радуюсь, что у меня теперь есть
что-то своё и что даже самый жасмин вырос из нашей
любви. Он вырос как приманка сделать что-то своё
из того, чего не было”. А у Б. Пастернака:

Я от тебя устаю:
Ты прячешь губы в снег жасмина,
Я чую на моих тот снег,
Он тает на моих во сне.

СЛАЙД 20. Мать-и-мачеха.

“ Мать-мачеха хлопает
по ветру своими бледно-зелёными листьями. Снизу
они белы, пушисты и мягки, как прикосновение
материнской руки. Сверху зелёны и холодны, это -
мачеха… — замечал В. Г. Короленко. — Похожи её
листья на копытный след, и блестящий верхней
стороной холодят, а нижней войлочной – согревают…”.

Как бодрит и веснодействует
Цвет мать-мачехи ярчайший!
Синеву мы пьём небесную из глубокой весночаши…
В. Боков

СЛАЙД 21. Одуванчик.

Быль, рассказанная
Михаилом Пришвиным: “Мы жили в деревне, перед
окном у нас был луг, весь золотой от множества
цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все
говорили: “Очень красиво! Луг – золотой.
Одуванчик стал для нас одним из самых интересных
цветов, потому что спать одуванчики ложились
вместе с нами. Детьми, и вместе с нами вставали…”

СЛАЙД 22. Нарцисс.

Иван Сергеевич Тургенев
написал в 1867 году в альбоме Полины Виардо, какой
цветок ему больше нравится — нарцисс. Нарцисс -
символ любви счастливого брака. Им также
восхищался Шекспир, очаровательно описавший его
в своей трагедии “Буря”, Эдгар По, описавший его,
как один из цветков той “ долины многоцветных
трав”, где ему удалось испытать райскую любовь, а
Шелли в его “Мимозе” мы находим такое его
описание:

Любовью тюльпан и горчинка зажглись,
И дивный красавец, влюбленный Нарцисс,
Расцвел над ручьем и глядит на себя.
Пока не умрет, бесконечно любя…

СЛАЙД 23. Гвоздика.

Первые упоминания гвоздики
встречаются в восточной литературе периода Хан в
Китае под названием “специя куриного языка”.
“Всех глаз прекрасней, всех звёзд светлее”,-
писал о гвоздике Гёте. Гете говорит: “Гвоздики!
Как вы прелестны! Но все вы схожи, едва отличишь
одну от другой, и я не знаю, какую выбрать”.

СЛАЙД 24. Мята.


По горбику тесной межи
Иду и дышу ароматом
И мяты, и зреющей ржи.
В. Брюсов

СЛАЙД 25. Лотос.

В Древнем Египте лотос считали
цветком богини плодородия Изиды и бога солнца
Озириса. “ Много лотоса в Ниле — быть урожаю”, -
говорили жрецы. Скипетр — знак власти египетских
фараонов — делался в виде цветка лотоса на
длинном стебле, цветок и бутоны лотоса
чеканились на монетах. На гербе Египта видим и
сейчас пять цветков лотоса.

СЛАЙД 26. Колокольчик.

“…запах колокольчика,
простого, дикого, белого колокольчика, и я вижу:
вдали идут мальчик и девочка в белой панамке, и у
неё длинные чёрные ресницы. Но ведь и я в них, в
этих детях, и моё чувство пространства, космоса
тоже в них. Вот что такое запах колокольчика в
моём воображении”. Эту запись оставил много лет
назад в своём дневнике академик Виктор
Николаевич Филипьев, крупнейший
учёный-кибернетик. Человек может увидеть
огромный мир в маленькой песчинке и небо — в
чашечке колокольчика. Колокольчик — символ
болтливости.

СЛАЙД 27. Лилия.

Лилия — символ чистоты и
непорочности, символ совершенства женщины. Лилия
получила свое название от древне галльского
слова “Ли-Ли”, что значит “белый-белый”. По
библейской легенде, этот цветок вырос из слез
Евы, изгнанной из рая. На Руси лилия считалась
символом чистоты и невинности. Ее дарили невесте.

Я лилий нарвала прекрасных и душистых,
Стыдливо-замкнутых, как дев невинных рой,
С их лепестков, дрожащих и росистых,
Пила я аромат и счастье, и покой.
И сердце трепетно сжималось, как от боли,
А бледные цветы качали головой,
И вновь мечтала я о той далекой воле,
О той стране, где я была с тобой.
А. Ахматова

СЛАЙД 28. Бальзамин.

Упоминание о нём можно
найти в литературе. В пьесе А. Н. Островского “За
чем пойдёшь, то и найдёшь” главный герой носит
фамилию Бальзаминов. А Достоевский в повести
“Бедные люди” начинает рассказывать грустную
историю Макара Девушкина с письма: “Вижу,
уголочек занавески у окна вашего загнут и
прицеплен к горшку с бальзамином…”

СЛАЙД 29. Василёк.

Повесть Льва Толстого
“Хаджи Мурат” начинается с описания букета
полевых цветов. Об краски васильков писатель
замечает: “…ярко-синие на солнце и в молодости и
голубые и краснеющие вечером и под старость…”

СЛАЙД 30. Анютины глазки.

Поэт Николай Рубцов
сложил об этих цветах такие стихи:

По утрам умывались росой,
Как цвели они! Как красовались!
Но упали они под косой.
И спросил я: “а как назывались?”
И мерещилось многие дни
Что-то тайное в этой развязке:
Слишком грустно и нежно они
Назывались — “анютины глазки”.

Анютины глазки — символ постоянства, верности,
мудрости.

СЛАЙД 31. Камелия.

Камелия, этот чудный по
своей форме, по красоте своих, как бы из воска
сделанных, лепестков и своих гладких, блестящих,
темно-зеленых толстых листьев цветок, имеет
какой-то безжизненный вид, вид как бы
искусственно сделанного растения. Он в одно и то
же время прельщает и отталкивает. Его считают все
красивым, но бездушным — эмблемой тех красивых, но
бессердечных женщин, которые не любя, завлекают,
разоряют и губят молодежь и которых потому
называют его именем. Название это происходит не
прямо от цветка, а от героини известного романа
А.Дюма-сына “Дама с камелиями”. Рассказ этот и
назван романом, но в основе своей имеет истинную
историю, где цветок играл не последнюю роль. Мари
Дюплесси — выдающаяся красавица, которой
увлекался весь Париж и которую знали даже люди,
не имевшие к ней никакого отношения, по букету
чудных камелий, без которого она никогда не
появлялась в дни первых представителей в
театрах. При этом камелии не всегда были
одинакового цвета. Двадцать пять дней в месяце
они были белые, и пять дней красные. Какая тому
была причина, никто не знал, и она так и осталась
тайной, которую Мари Дюплесси унесла с собой в
могилу… Камелия — символ постоянства, грусти,
печали, символ холодности и бесчувственности.

СЛАЙД 32. Подсолнух.


В ежовых сотах,
Семечками полных,
Жёсткий стан прикрыв,
Над тыквами цветёт,
Король-подсолнух,
Зубцы короны к солнцу обратив.
В. Катаев

СЛАЙД 33. Вереск.

Вереск – символ одиночества.
Когда-то из верескового мёда делали
чудодейственный напиток, тайна приготовления
которого теперь утеряна. Легенду об этом
рассказал нам шотландский писатель и поэт Роберт
Стивенсон.

Из вереска напиток
Забыт давным-давно.
А был он слаще мёда,
Пьянее, чем вино.
В котлах его варили
И пили всей семьёй
Малютки — медовары
В пещерах под землёй…

СЛАЙД 34. Сон- трава.

“Все скаты гор
покрываются подснежными тюльпанами, называемыми
сон…” — это писал С.Т.Аксаков в “Детских годах
Багрова-внука”. “Киево-Печерский патерик” -
древнерусский литературный памятник –
рассказывает и другое. Ходит будто бы по храму
бес в образе воина и лепок в ленивых монахов
бросает. К какому цветок пристанет, тот про
службу забывает и сразу засыпает. Словом,
бесовский цветок…И ещё предание – уже из
скандинавского эпоса “Эдда”: “Положили под
голову Брунгильды сон – траву, она тут же и
заснула…”

СЛАЙД 35. Рута.

В “ Гамлете” Шекспир
рассказывал: утратившая рассудок Офелия,
раздавая всем цветы, оставляет себе руту как
символ скорбной памяти и – последней надежды, с
которой не в силах расстаться.

СЛАЙД 36. Аленький цветочек.

Сказка “Аленький
цветочек” была написана С.Т.Аксаковым для внучки
Оленьки. Сюжет сказки о заколдованном юноше и о
девушке, которая силой самоотверженной любви
спасает его, — один из самых распространённых
фольклорных сюжетов. Полевую гвоздику исстари
называли “аленьким цветочком”.

СЛАЙД 36.

Люди живут и умирают. А цветы, пока
ими любуются и восхищаются — вечны. И как сказал
Яков Хелемский о русском поэте Иване Мятлёве:

Остаться можно в памяти людской
Не циклами стихов и не томами прозы,
А лишь одной-единственной строкой:
“Как хороши, как свежи были розы!”

Следующий: