Внеклассное мероприятие Кубань — моя, степная дочь России

Цели:

  • Знакомство с историей родного села в
    сопоставлении с историей родного края;
  • Развитие кругозора;
  • Привитие гордости за свою малую родину,
    ответственность за её будущее.

Ход урока

Учитель:

Вот и пролетело лето. И снова мы вместе, но вы
уже повзрослевшие.

Тема нашего первого урока: “Кубань моя –
степная дочь России”.

Для чего он проводится? Кто сможет
сформулировать цель урока?

(Ответы учащихся).

Учитель

:

Итак, цель нашего урока -

  • воспитание патриота, знающего и уважающего
    традиции своего народа;
  • труженика, любящего свою землю;
  • гражданина готового защищать своё Отечество.

А эпиграфом станут слова известного кубанского
поэта:

Степь раздольная, степь неоглядная, -
Только солнце да синий простор!
Зацвела, как невеста нарядная,
От лиманов до каменных гор.
“Степь кубанская”

Иван Варавва

Рисунок №1.

Учитель:

Родина, Россия, Кубань – эти слова неразрывно
связаны. Любовь к своей стране невозможна без
любви к природе и истории родного края. “Кубань,
Кубань, жемчужина России в оправе синих двух
морей”. Необъятным зелёным ковром раскинулась
Кубань, степь без конца и края. Затем она
переходит в лёгкие застывшие волны предгорий и
высоких гор, многие вершины которых не
сбрасывают снеговых шапок.

Я предлагаю отправиться в историческое
путешествие. Перелистать прошлого страницы.
Вспомнить, с чего всё начиналось.

Чтец.

Иван Варавва.

Степь кубанская.

Степь раздольная, степь неоглядная, -
Только солнце да синий простор!
Зацвела, как невеста нарядная,
От лиманов до каменных гор.
Вьются речки, полощутся лентами:
Бейсужки, Кочеты, Кирпили..
То не ты ли колосьями светлыми
Расплескалась по лону земли?
Не твои ль это вишни рубинами
Облепили в саду частокол?
Не твои ль ветерки соколиные
Развевают чубы земляков?..
На уборке и жарко, и хлопотно,
И работа в степи нелегка.
Степь раздольная – милая родина
Расплескалась в судьбе казака.
Не устанут поля благодатные
После жатвы остыть от жары, -
Зазорятся сады виноградные,
Кавунов заискрятся шары.
И в бою, и в работе прославлена,
Созидаешь по зёрнышку хлеб.
Степь родная – душа Ярославны,
Вековая кубанская степь.

Звучит Гимн Краснодарского края.

Выходит Екатерина II.

Наконец заключён мирный договор между Россией
и Турцией. Крым признаётся независимым от Турции.
Россия получает земли на берегах Дона, Днепра и
Буга, господство над Керченским проливом.

Та-ак. Южные границы расширены. Кого же заселить
на новых землях? Может быть, казаков? Казаки
славятся отвагой, но живут вольным казачьим
“государством” в Запорожской Сечи.

Князь Григорий Потёмкин представил мне
казаков. Странные они. На приёме стояли на
коленях. А называли-то меня как – “мамо”, а князя
– “батько”.

Но Емелька Пугачев тоже говорят из казаков.

Нет. Не бывать Сечи. (Июль 1774 года).

Докладчик. 11.

Уж больно крута матушка Екатерина II.

Но всё же 30 июня 1792 года Екатерина II особой
грамотой пожаловала Черноморскому казачьему
войску земли между Кубанью и Азовским морем.

Во время прощального приёма Антон Андреевич
Головатый сказал, обращаясь к императрице:

“Мы прибегли к тебе, монархине правоверной. Ты
нас приняла, яко матерь. Тамань, дар твоего
благоволения о нас, будет вечным для обитающих в
нём залогом милостей твоих. Мы воздвигнем грады,
населим сёла, сохраним безопасность пределов…”
(30 июня 1792 г).

Рисунок № 2.

Ах, какая земля досталась казакам! Здесь и
безграничная степная равнина с тучными
чернозёмами, и, близкая к полупустыне, засушливая
и суглинистая земля Тамани, вспученная грязевыми
вулканами, и камышовые плавни Приазовья с
многочисленными лиманами и протоками, и горные
массивные, покрытые вековыми лесами из дуба, бука
и пихты, с высокогорной тундрой и альпикой, с
нетающими ледниками на вершинах, и влажные
субтропики, где растут пальмы и цитрусовые. А
знаете ли вы, как всё получилось?

Рассказывают, что летели две птицы, несли в
клювах семена разных растений, чтобы засадить
северную и южную стороны, но столкнулись над
Кубанью и разлетелись семена по всему Кубанскому
краю.

Поэтому природа нашего края уникальна, ибо нет,
вероятно, такого уголка на земле, где бы так
близко соседствовали различные климатические
зоны.

Рисунок №3.

И этому есть у казаков объяснение.

Когда Господь Бог создал животный и
растительный мир, расселил всех по своим
климатическим зонам, дошла очередь и до людей.
Все прошли перед Господом, все получили своё
место под солнцем. Нет только казаков. Поспали!
Все земли розданы. Негде поселиться козаченькам.
Приуныли казаки, буйны головы повесили.

Пожалел Бог казаков. Достал свой заветный атлас
и сказал:

- Ну, казаки, глядите, для себя берег местечко,
чтобы можно было, где отдохнуть от трудов
праведных. Да придётся видно вам её дать. Но
смотрите, берегите её, как зеницу ока, потому как
спрошу за неё с вас строго.

Зверя там видимо-невидимо, не боится человека.
Рыбы столько, что во время нереста можно по ней
перейти с одного берега на другой, не замочив
ноги. А земля там така богата, что оглоблю
воткнёшь – зацветёт!

Докладчик. 1.

Это, конечно же, сказки. Вы
понимаете, насколько трудна доля человека,
вынужденного перебираться на новое место
жительства. Вспомним историю.

1792-1793 год.

Переселяются черноморские казаки на Кубань –
пешим ходом и морским путём. Обжились, но, помня о
тех тяжёлых годах, поставили на Тамани памятник
казакам-переселенцам.

Художник Косолап предлагал изготовить фигуру
казака-запорожца из бронзы, а пьедестал – из
гранита. По его замыслу, запорожцу надлежало
одной рукой держать знамя, а другую – прижимать к
груди, в знак благодарности судьбе. Одна нога
должна была находиться в лодке, а другая — на
постаменте, как бы символизируя высадку на
таманскую землю.

Скульптор Б.С. Эдуардс взял за основу идею
Косолапа. В 1911 году памятник был открыт. На
лицевой стороне памятника сделана надпись:
“Первым запорожцам, высадившимся у Тамани 25
августа 1792 года”.

1829 год

.

Окончилась очередная русско-турецкая война. В
пику России Турция начинает выселять греков
христиан.

В Краснодарский край отправляется делегация
греков, желающий переселиться из Турции.

22 июня 1872 года начальник Кубанской области
генерал-лейтенант Цакин пишет наместнику
Кавказа: “Греки прибыли во вверенную мне область
в 1862 году и водворены отдельным поселением (64
семейства, в том числе 237 мужчин и 222 женщины) на
месте бывшего аула Мерчан”.

Рисунок №4.

Докладчик. 2.:

В официальной переписи Абинского станичного
правления и правления Абинского полка с 1869 года
селение официально именуется селом Мерчанским.

Докладчик.1.

Почему так называется наше село, существует
несколько версий.

1 — Слово “Мерчан” – адыгейское и обозначает
“река”. Старожилы помнят, как первое время
наводнение заставляло ездить на лодках, вода в
половодье доходила до подоконников.

2 – В первые дни поселения начали мерить землю,
отводить участки для застройки домов и наделы на
душу. Слово “мерить” и “мерщик” было в большом
ходу, и, возможно, оно и дало название селу.

3 – Люди, с чувством юмора, утверждали, что село
получило название потому, что поселился когда-то
в этих краях человек, а у него был огромный бык, по
кличке Мерчан. Тот бык был ценен для семьи, так
как благодаря ему, семья жила безбедно. Но всё
хорошее когда-нибудь кончается: скончался и тот
бык. Погиб трагически. Его убил сотник Байкалов
за то, что неожиданно напал на его строевого коня,
привязанного к коновязи. Люди долго вспоминали
быка добрым словом, а название — по кличке быка -
осталось за этим местом.

Докладчик.2.

Кубанские земли встретили поселенцев
неприветливо: дикие заросли камыша и тёрна,
постоянная угроза нападения со стороны турок,
абреков создавали напряжённую обстановку. Но
казаки и не привыкли к спокойной мирной жизни.

Как тут не вспомнить слова нашего
замечательного кубанского историка Виталия
Георгиевича Бардадыма: “И вот в этом пустынном,
диком краю на берегу строптивой реки Кубани был
воздвигнут Войсковой Град и возведены в нём
добротные сооружения и здания. Они и сегодня
радуют и восхищают нас.

Но не все постройки дошли до нас. Многие были
утрачены навсегда – разрушены не временем, а
людьми.

Строительство любого поселения “коша”
начиналось в Запорожской Сечи с выбора места для
церкви. Эта традиция сохранилась и на Кубани:
выбиралось самое красивое и открытое место на
территории будущего поселения и на нём, прежде
всего возводилась церковь (чаще всего во имя
Покрова Пресвятой Богородицы), а потом уже
строительство остального жилища.

Рисунок №5.

Докладчик. 3.

Поскольку на Тамани казаки обосновались
раньше всего – 22 августа 1792 года, то именно там
была построена первая на Кубани после
переселения запорожцев церковь во имя Покрова.

Первая церковь в Екатеринодаре была поставлена
сразу же после выбора места для постройки
крепости. Эту походную церковь во имя святой
троицы казаки повсюду возили с собой. Построена
она была из белой парусины, с иконостасом,
написанном на холсте. Над нею черноморцы возвели
деревянный чехол, скрытый камышом.

22 августа 1792 г.

“.. Вокруг оной родючего дерева сад, обнесённый
каменною оградой. На северных же воротах имеет
быть построена колокольня, и вложен в ней
мраморный камень, свидетельствующий деяния,
князя Глеба”.

Ещё не было духовенства, а Антон Головатый –
войсковой судья – уже заложил храм. Храм был
возведён из камня с железною крышею.

Церковь была снабжена дорогими сосудами и
книгами, привезёнными из запорожской церкви и
свято сохранённой казаками. Особенно красивым
был в ней иконостас с деревянной резьбой,
позолотой и хорошей живописью.

Докладчик. 4.

В куренных же селениях церкви строились на
добровольные пожертвования.

В селе Мерчанском также первым делом была
поставлена церковь. Возводили её, как водится
всем миром, потому что греков выселяли из Турции
за то, что они не захотели менять веру своих
предков. В годы борьбы со всем, что было так
дорого народу, церковь, которая несла жителям
села надежду на лучшую жизнь, пережив две войны
была уничтожена в 1953 году.. Чтобы её снести, пошли
на хитрость: строение объявили аварийным. Углём
провели черту по стене здания, сфотографировали
и отправили в Краснодар, где дали добро на снос
здания.

Много было возмущений, слёз и проклятий в адрес
богохульников. Но решение власти оспаривать было
нельзя.

Сейчас служба ведется в бывшем складском
помещении. Но мерчанцы потихоньку ведут
строительство нового храма.

Докладчик. 5.

Вам известно о том, что обучались в довоенной
России только мальчики. Со времени переселения
черноморских казаков (1792-1793 гг.) на правобережную
Кубань и вплоть до начала 60-х годов XIX века здесь,
так же, как и у казаков Кавказского линейного
казачьего войска ( образован в 1832 г.), не было
отдельного среднего учебного заведения для
девочек.

Прогресс женского образования в России и
приближение окончания Кавказской войны
поставили вопрос об учреждении в Екатеринодаре
Кубанского Мариинского женского училища ( в
дальнейшем сокращённо – КМЖУ), в обычной жизни
называвшегося “Мариинкой”, так как оно
подчинялось ведомстве императрицы Марии.

Рисунок №6.

Примечательный факт: согласно “Положению” об
этом учебном заведении в него могли приниматься
и девушки мусульманского исповедания, что
свидетельствовало о конфессиональном
равноправии в России. В 1920 году после
установления советской власти, женская гимназия
Кубанского казачьего войска была закрыта.

Так как воспитание детей всегда стояло на
первом месте, то и в селе Мерчанском в 1889 году
строится начальное сельское училище. Здесь
обучение велось на русском и греческом языке.

Наша школа одна из старейших школ района.

Докладчик. 6.

Разрасталось село Мерчанское, вокруг него
появлялись хутора: Мова, Майорский, Голубовский,
Ястребовский и Весёлый.

После окончания Кавказской войны
освобождённая земля стала заселяться казачьими
станицами. В нашем районе появились паны –
владельцы огромных участков плодородной земли,
частью покрытых лесом. Землю они стали сдавать
арендаторам. Пан Мова, спокойно проживал в г.
Екатеринодаре, а первые арендаторы Сулименко
Фёдор Иванович и Мария Васильевна трудились,
обрабатывая землю. После Октябрьской революции и
установлении на Кубани власти крестьян, хутор
называли то Мировой (пан Мова был мировым судьёй
в Краснодаре), то просто Мова. А затем осталось
название Мова, которое было закреплено
официально за этим хутором. На хуторе был
построен клуб, магазин, медицинский пункт.

Докладчик. 7.

После окончания войны с черкесами участок
земли – помена – переходит в собственность
майора Майорова.

В 1923 году появились пять домиков. А затем встаёт
вопрос и о названии хутора. Сначала жители хотели
назвать по фамилии организатора — первого
поселенца Супруненко, но затем решено было
назвать Майорским. Единственную улицу на хуторе
назвали в честь Супруненко.

Хутор Голубовский был основан в 1890 году в
честь казака Голубьева. Офицер Голубьев получил
180 десятин земли в награду за участие в
кавказской войне. Став помещиком и проживая в
Екатеринодаре, продал часть земли, новый помещик
сдал в аренду Рыбченко и другим крестьянам. В 1898
году Дуля Дмитрий Иванович с женой и другими
крестьянами выкупил эти участки.

Объединившись, они образовали хутор, который
сохранил название – Голубовский.

В 1931 году был организован колхоз “Новая жизнь”
председателем стал Дуля Егор Тимофеевич. Большой
доход в колхоз давал табак. До войны здесь
построили табачный сарай с сушилкой, зерновой
амбар, клуб, магазин, детские ясли, школу,
правление колхоза. В 1970 году хутор был признан
бесперспективным, жителей переселили в другие
хутора. Сегодня лишь кладбище, фруктовые деревья
да родник напоминают нам о существовании этого
хутора.

Докладчик. 8.

В Крымском районе есть несколько мест, которые
жители почитают как священные. Давно всем
известно место Святая ручка, не раз вы там бывали.

К нашему классному часу ребята привезли воду из
разных мест. Мы хотим, чтобы вы попробовали и
решили, какая вода самая вкусная. А потом мы
откроем тайну, расскажем, где была набрана вода.

Перед вами на столах стаканчики с водой — № 1, 2, 3.
Попробовав воду, запишите, какая вода вам
понравилась больше всего.

(В ходе дегустации мнение учащихся разделилось:
из 22 присутствующих – 11 посчитали вкусной воду
под № 1, и 11 – под № 2).

Знаете ли вы, что родители Мосиенко Александра
съездили на Святую руку, а ученики нашего класса
Мадатян Гогулик и Шуплецов Валентин – к роднику,
чтобы привезти воду для нашего урока?! Спасибо,
всем за помощь.

Все присутствующие проводят дегустацию воды,
набранной на Святой руке, из родника на бывшем
хуторе Голубовском, из скважины в селе
Мерчанском.

А теперь открываем наш секрет -

  • № 1 – вода из Святой руки;
  • № 2 – вода из родника на бывшем хуторе
    Голубовском;
  • № 3 – вода из скважины в селе Мерчанском.

Не зря люди набирают воду из Святого источника
и из родника, понимая, что она несёт не только
живительную силу, но и просто очень вкусна.

Докладчик. 9.

25 августа 1950 года все 5 колхозов были объединены
в один и названы красивым словом “Дружба”

Как вы думаете, почему именно “Дружба”?

(Ответы детей).

Действительно в нашем селе мирно живут уже
много лет люди 12 национальностей.

И Зинаида Васильевна Филиппенко – бывшая
ученица нашей школы, а ныне учитель начальных
классов высшей категории, так говорит о жизни в
селе.

Чтец.


Кубанский край, моя земля.
Как широки твои просторы.
У нас есть реки и моря,
И к небесам поднялись горы
Тебя любить, готова я.
Ты всё прошёл: и зной, и беды,
Здесь родилась моя семья,
И жили здесь мои прадеды.
Как не любить тебя, мой край,
Богатство гор и рек разливы.
Здесь газ и нефть, сады цветут,
И колосятся всюду нивы.
Кубанский край, моя земля,
Твои просторы плодородны.
Здесь все народы так дружны:
И радость делят и невзгоды.
Будь русский ты, адыг иль грек,
Мы просим всех проникновенно:
Любите край наш дорогой
До боли в сердце – незабвенно.

Докладчик. 10.

Самым известным председателем сельсовета в
селе Мерчанском была Анна Анастасовна Чимянова,
делегат XV (пятнадцатого) Всероссийского и VI (шестого)
Всесоюзного съезда Советов. По ложному обвинению
в 1938 году она была арестована и расстреляна. В 1989
году на день жителей поставили в селе Мерчанском
первый в России памятник репрессированным в 1930-е
годы. Среди 130 фамилий первой значится Чимянова
Анна Анастасовна.

Рисунок №7.

Годы войны не обошли стороной и наше село. В
газете “Призыв” напечатаны воспоминания бывшей
жительницы х. Мовы.

Рисунок №8.

Всё проходит. Прошла и эта чёрная полоса нашей
Родины, но память мы храним в наших сердцах.

Рисунок №9.

Благодаря новой политике правительства,
находятся инвесторы, и наше село возрождается.

Рисунок №10.

Сейчас мы с огромным вниманием следим за
подготовкой в городе Сочи к Олимпийским играм.
Наше село имеет свои спортивные традиции. Какие?

(рассказы учащихся).

Рисунок №11.

Учитель:

Закончит наше путешествие стихотворение Ивана
Вараввы:

Моя душа, как белая лебедушка, —
Доверчива, приветна и светла.
На медленном восходе ясна солнышка
Она раскроет легких два крыла.
И над степной сторонкой, над лиманами
Повиснет пух цветущих тополей.
А ты посмотришь: в небе за курганами
То ль снег летит, то ль стая лебедей?
То ль где разнепогодилась погодушка?
То ль хмара над станицею прошла?
Моя душа, как белая лебёдушка, —
Доверчива, приветна и светла.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


Следующий: