Внеклассное мероприятие. Интеллектуальная игра по химии. Тема: Вода — самое удивительное вещество на Земле 7-й класс

Цель – пробудить интерес к предмету химии ещё до его изучения, обозначив место химии в цикле естественных наук; обратить внимание на то, что многие изменения, протекающие с веществами вокруг нас, на самом деле – химические процессы; формировать умения правильно объяснять явления природы, отстаивать свои убеждения, выбирать из массы накопленных знаний главное, существенное, делать правильные выводы. Данное мероприятие расширяет кругозор школьников, активизирует мыслительную деятельность учащихся.

Предварительная подготовка
Задания для 7-х классов:

  1. Сформировать команду из 8 человек. Выбрать капитана.
  2. Команда должна иметь название, девиз, эмблему.
  3. На конкурс газет представить 1 газету (формат А1) и 3 рисунка «Это интересно!»  (формат А3) по теме мероприятия.
  4. Болельщикам подготовить кричалки в поддержку своей команды.
  5. Музыкальный конкурс – домашнее задание о круговороте воды в природе по темам:
    • 7А – «Жила-была сосулька…»,
    • 7Б – «Жила-была снежинка…»,
    • 7В – «Жила-была росинка…».

Учащиеся 9 класса, участвующие в проведении мероприятия, готовят соответствующие костюмы (Магистр химии Хлор Иванович и его помощницы Магнезия и Амальгама)

Оборудование:

  • Для исследовательского тура – для каждой команды:
  • лоток №1: 2 пронумерованных стакана  на 200 мл (в стакане № 1 – кипяченая вода, в стакане № 2 – вода из-под крана, налитая накануне);
  • лоток №2: 2 стакана на 50 мл (в одном стакане – вода, в другом – спирт, в оба стакана капнуть каплю растительного масла);
  • лоток №3: 2 пронумерованных стакана на 100 мл (в стакане № 1 – пресная вода, в стакане № 2 – морская вода или раствор хлорида натрия), 2 перепелиных яйца.
  • Для творческого тура – для каждой команды: ватман, фломастеры, цветные карандаши, цветная бумага, ножницы, клей
  • Для химических опытов – 5 стаканов на 200 мл, вата, стеклянная палочка, фарфоровая чашка, спиртовка, лучина, керамическая огнеупорная плитка для опыта «Вулкан», реактивы: раствор гидроксида натрия (5 %), соляная кислота (5%), фенолфталеин, раствор сульфата натрия (2%), раствор хлорида бария (0,5%), раствор аммиака (10%), соляная кислота (конц), бихромат аммония, спирт этиловый.
  • Ход занятия

    Учитель: Здравствуйте, дорогие друзья, наши гости! Я очень рада ближе познакомиться с вами на нашей интеллектуальной игре «Вода – самое удивительное вещество на Земле»
    Соревноваться сегодня будут учащиеся 7-х классов (команды и болельщики).
    Оценит ваши выступления компетентное жюри: (представление жюри)
    Сегодня на нашем мероприятии есть гости – учителя химии из других школ. А также Магистр химии Хлор Иванович и его помощницы Магнезия и Амальгама.
    Давайте всех поприветствуем!
    Магистр: Ребята! В восьмом классе вы начнете изучать новый для вас предмет — химию. Наверняка, вы и раньше слышали слова: «химический», «химия», «химик». Очень часто мы, говоря «химическое вещество», подразумеваем что-то нехорошее, полученное искусственно, вредное для здоровья человека.
    Амальгама: Оказывается, это не совсем так. Все, что нас окружает, состоит из химических веществ. Мы сами образованы этими веществами, мы ими дышим, их пьем, их едим. Наше мероприятие посвящено воде – самому необыкновенному и удивительному веществу в мире. Вода — тоже химическое вещество
    Учитель: На уроках химии в 8-ом классе мы с вами подробно рассмотрим свойства воды, познакомимся с  химическими превращениями, в которых участвует вода, объясним строение молекулы воды, попробуем сами получить воду из простых веществ: кислорода и водорода. Вы уже много знаете об этом удивительном веществе из курсов физики, географии, биологии.
    Я уверена, что к концу сегодняшней встречи у химии, как у одной из естественных наук, появятся новые поклонники из числа учащихся 7-х классов.
    Магистр: Интеллектуальная игра среди команд 7-х классов «Вода – самое удивительное вещество на Земле» начинается. (Гонг)

    Магнезия: «Безбрежная ширь океана
    И тихая заводь пруда,
    Струя  водопада и брызги фонтана,
    И все это – только вода».

    Тучи, облака, туман, иней на деревьях, утренняя роса, летний дождь, несущий влагу всему живому на земной поверхности, – это ведь тоже вода.

    Амальгама: Бескрайние ледяные пустыни полярных областей, снежные покровы, застилающие почти половину планеты, огромные айсберги, бороздящие гладь океана – и это вода.

    «В кружева будто одеты
    Деревья, кусты, провода.
    И кажется сказкою это,
    А в сущности – только вода».

    Учитель : Дорогие ребята! Самому  распространенному  веществу на земной поверхности – ее Величеству Воде — посвящается наша интеллектуальная игра.
    Итак, начинайте!

    Амальгама: И вот мероприятие настало!
    Про свойства и значение воды
    Расскажем все, но это лишь начало,
    А дальше… химические знания нужны!

    Магнезия: Только прежде хотелось бы познакомиться с командами.

     Магистр: Тур первый. Знакомство с командами. (Гонг)

     Амальгама: Команды по очереди рассказывают о себе (название, девиз, обращения к соперникам, к судьям). Максимальная оценка – 3 балла
    Учитель: После каждого конкурса слово предоставляется жюри (комментарии и оценки на переносной доске)

    Магистр: Тур второй. Интеллектуальный. (Гонг)

    Магнезия: Вопрос на слайде, ведущий читает его. Вопрос адресован одной команде. Правильный ответ – 2 балла. Команды-соперники могут дополнять – 1 балл. После звукового сигнала команды могут посовещаться и ответить на вопрос. Время для обсуждения вопроса ограничено – 30 секунд. Если команды не дают правильного ответа, отвечают болельщики.
    Максимальное количество баллов за основные вопросы – 6 баллов
    Дополнительные баллы – на усмотрение жюри

    Вопросы интеллектуального тура (Приложение1, Приложение2)

    Проходит конкурс, ведущие читают вопрос, после обсуждения команды отвечают, затем ведущий представляет правильный ответ, жюри оценивает и выставляет баллы
    Учитель: В интеллектуальном туре вы показали свои знания о воде, которые усвоили на уроках биологии, географии, физики. В 8-ом классе вы начнете изучать новый предмет -  химию. И узнаете о воде ещё больше. Ребята 9-ого класса придумали для вас «Сказку о воде».
    Просмотр презентации с комментариями учащихся 9-ого класса.[5]

    Магнезия:   Лавуазье доверено,
    Чтоб было все проверено,
    С Лапласом выполнял эксперимент.
    Все проанализировал,
    Он воду синтезировал
    И доказал: она не элемент.

    Амальгама: Из атомов мир создавала Природа:
    Два атома легких взяла Водорода,
    Прибавила атом один Кислорода,
    И получилась частица Воды,
    Море Воды, Океаны и Льды…

    Учитель: Химия – наука экспериментальная. Химики – это всегда исследователи. В следующем конкурсе покажите, как вы умеете исследовать, выдвигать гипотезы и их доказывать экспериментально.

    Магистр: Тур третий. Исследовательский. (Гонг)

    Магнезия: Вопросы исследовательского характера. Каждая команда получает 3 лотка с необходимой посудой и веществами. Лотки пронумерованы. Номер совпадает с номером вопроса. Для каждой команды один вопрос основной, два другие – вопросы соперников, отвечая на которые можно получить дополнительные баллы. Команда проводит исследования, обсуждает ответы в течение 5 минут, после чего жюри заслушивает ответы и оценивает их.

    За правильный ответ на свой вопрос – 4 балла
    Ответы на вопросы соперников – 2 балла

    Вопросы исследовательского тура (Приложение3, Приложение4)

    Амальгама: Пока команды исследуют, болельщики, поддержим их своими кричалками! Вы готовы?
    Мы с Магнезией придумали свою кричалку: «Нам не представляет муки грызть гранит химической науки». Давайте послушаем ваши!
    За каждую кричалку максимально – 2 балла

    Магистр: Тур четвёртый. Коллективный. (Гонг)

    Проходит одновременно с исследовательским  туром. Конкурс на самую лучшую кричалку в поддержку своей команды, участвуют болельщики  каждой команды. Жюри оценивает содержание кричалок и коллективное участие.

    Магистр: Послушаем результаты исследовательского тура.
    Команды отвечают, ведущие зачитывают правильные ответы, жюри комментирует, выставляет баллы.
    Магнезия: За годы существования человечества,  воды на Земле не стало меньше. Однако резко возрастает потребность людей в воде.
    Потребляя все больше чистой воды, человек возвращает природе загрязненные промышленные стоки.  Чистой воды на Земле становится все меньше.
    Амальгама: На долю пресной воды приходится только 3%. Недостаток чистой воды ощущается уже сейчас во многих странах. Однако это не потому, что запасы воды истощаются. Общее количество воды на земном шаре остаётся постоянным.
    Учитель: Из диаграммы (Приложение5) мы видим, что основная часть запасов воды на Земле – соленые воды. Как мало пресных вод, которые потенциально могут быть использованы для питья. Сегодня очень остро встают проблемы качества питьёвой воды и  защиты естественных водоёмов от загрязнений. Этому посвящён следующий конкурс

    Магистр: Тур пятый. Творческий. (Гонг)

    Учитель: Команда создаёт экологический рекламный плакат, посвященный проблемам дефицита пресной воды, защиты водоёмов от загрязнений  и качества питьевой воды. Рекламный плакат необходимо назвать, желательно в стихотворной форме, коротко рассказать о нем.
    Время подготовки – 10 минут.
    Амальгама: Пока команды творят, болельщики тоже будут соревноваться.

    Магистр: Тур шестой. Творческий. Для болельщиков. (Гонг)

    Учитель: Болельщикам предоставляется возможность вспомнить песни о воде (можно песни о разных состояниях воды, которые встречаются в природе). За каждую песню – 1 балл. Оценивается коллективное участие.
    Болельщики команд по очереди поют отрывки из песен о воде и её состояниях, жюри оценивает этот конкурс.

    Учитель: Пусть теперь команды покажут результаты  творческого тура.
    Команды защищают свои рекламные плакаты, жюри оценивает.
    Магнезия: Почему не кончается вода на Земле?
    Амальгама: Водные ресурсы обладают способностью возобновляться. В природе существует безотказный механизм круговорота воды «океан – атмосфера – земля – океан» под действием энергии Солнца.

    Магистр: Тур седьмой. Музыкальный. (Гонг)

    Учитель: Каждая команда приготовила свою музыкальную версию круговорота воды в природе. Это было домашнее задание.

    Команда 7Б класса: «Жила-была снежинка…»
    Команда 7А класса: «Жила-была сосулька…»
    Команда 7В класса: «Жила-была росинка…»

    Команды показывают свои музыкальные домашние задания
    Учитель: Попросим жюри подвести итоги интеллектуального соревнования команд 7-х классов и назвать лучших. А пока они совещаются, уважаемый Хлор Иванович, продемонстрируйте нам некоторые из Ваших чудес.
    Магистр: Химия — это наука о веществах и превращениях настолько необыкновенных, что для непосвященных они кажутся чудом.
    Учитель: Конечно же, вам хочется увидеть чудеса? Это возможно. Уважаемый  Магистр химии Хлор Иванович, Магнезия и Амальгама удивите будущих химиков своими чудесами.
    Звучит музыка («Болеро». Равель).  Ассистенты выносят оборудование.

    1. Опыт «Получение вина» — окрашивание раствора гидроксида натрия фенолфталеином.

    Магистр: Быстро жидкости сливаю
    И  вино я получаю.
    (Сливает растворы гидроксида натрия и фенолфталеина, ставит на предметный столик)

    1. Опыт «Превращение вина в воду» — нейтрализация раствора гидроксида натрия, соляной кислотой с участием фенолфталеина, ставит на предметный столик.

     Магистр: Есть реакция такая,
    Не сказать чтобы простая:
    Только было здесь вино —
    Стало вдруг водой оно.

    1. Опыт «Превращение воды в молоко» — качественная реакция на ион бария с участием сульфат-ионов.

    Магистр: Вот так дело, вот процесс!
    До чего дошел прогресс!
    Быстро жидкости сливая,
    Молоко я получаю.

    1. Опыт «Дым без огня». Магистр (медленно колдуя):

    Магистр: Часто говорят, друзья,
    Что нет дыма без огня.
    Поражу сейчас вас я:
    Вот он дым, но нет огня!
    (В фарфоровой чашке находится вата, смоченная раствором аммиака. К вате Магистр подносит «волшебную палочку» — стеклянную палочку, обмотанную тканью, кончик которой пропитан концентрированной соляной кислотой.)

    1. Опыт «Вулкан»

    Магистр: А теперь вы все замрите!
    На вулкан скорей смотрите!
    (Поджигает верхушку высыпанного горкой дихромата аммония. Для того чтобы лучше загорелся дихромат, на верхушку «вулкана» можно капнуть несколько капель спирта.)

    Учитель: Слово предоставляется жюри.
    Жюри подводит итоги конкурсов, комментирует игру, вручает призы командам, болельщикам.
    Учитель: Итак, ребята, химия — наука, умеющая творить чудеса. В этом определении химии нужно твердо усвоить, что химия — это наука. И как всякая наука, она требует к себе самого серьезного, самого ответственного отношения.
    Уважаемые семиклассники, в тяжёлой борьбе вы доказали, что действительно готовы приступить к изучению новой для вас науки – химии. 
    1 сентября 2008 года мы с удовольствием примем вас в ряды юных химиков.

    Используемые источники информации:

    1. Перышкин А.В.Физика. 7 класс. —  М.: Дрофа, 2006 г.
    2. География. Природа и люди: учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ [А.И. Алексеев, В.В. Николина, С.И. Балысов и др]; под ред. А.И. Алексеева. – М.: Просвещение, 2007
    3. Сонин Н.И., Захаров В.В. Биология. Многообразие живых организмов.7 класс. -  М.: Дрофа, 2006 г.
    4. http://kspu.ptz.ru/projects/water-life/project_support/teacher_support/
    5. http://som.fio.ru/getblob.asp?id=10007931

    Следующий: