Внеклассная работа по истории и социально-гуманитарным дисциплинам

«Невозможно хорошо учить, не любя».

Из письма ученицы

Всем хорошо известно, что для успешного
обучения требуется сочетание теории и практики.
На уроках физики и химии ребятам демонстрируют
опыты, они выполняют лабораторные работы;
упражняясь в русском языке, ученики пишут
сочинения, декламируют стихи. Несколько
специфичным является в этом плане обучение
социально-гуманитарным дисциплинам: здесь сама
жизнь становится лабораторией, где
подтверждаются или опровергаются общественные
теории; люди, окружающие нас являются
участниками исторического процесса;
материальная среда, в которой мы находимся – это
следы истории. Смоделировать на уроке
практическую часть социально-гуманитарного
предмета крайне сложно. Таким образом, внеклассная
работа
становится неотъемлемой составляющей
учебного процесса.

Внеклассная работа по общественным
дисциплинам крайне необходима. Обусловлена эта
необходимость следующими факторами:

1. Содержание предметов общественного цикла
насыщено большим объёмом учебного материала.
Недостаточно времени для усвоения всего
содержания предмета и использования
разнообразных форм работы во время урока.
Это не значит, что задачи урока решаются во
внеурочное время, это значит, что ученики
постигают материал в неформальной обстановке и
более успешно его усваивают.

2. Всякая деятельность во внеурочное время –
это приобретение социального опыта. Поэтому, в
самом широком смысле, внеурочная воспитательная
работа является как бы практикой по предметам
общественного цикла.

Например, ОБЖ являются одним из разделов
общественных дисциплин. Но куда бы мы не
отправлялись с ребятами, мы обязательно
инструктируем их, как себя вести на транспорте, в
общественных местах, находясь в группе и т.д. с
целью обеспечения прежде всего безопасности.

3. История изучает конкретные события, которые
происходили во времени, в пространстве
и с людьми. Это первое, что должны усвоить
ученики, когда они начинают изучать историю.
Отсюда следует, что важно не просто знать
исторические события, а надо иметь представление
и о времени, и о пространстве, и о людях
изучаемой эпохи.

Представления о пространстве во время урока
обычно дети получают при помощи модели
пространства – исторической карты, но
совершенно невозможно ощутить пространство,
пока не пройдёшься пешком, не увидишь тех
мелочей, о которых нет времени говорить на уроке.

Также невозможно рассказать детям о том,
например, кто такие крестьяне, если никогда в
жизни эти дети не были в крестьянской избе, не
знают, как выглядит деревня. А сейчас
значительная часть московских школьников
относится к таким детям.

Мы на уроках сталкиваемся со смешными случаями,
когда ребята обнаруживают незнание
элементарных, с нашей точки зрения, вещей. Один
мальчик писал: «На мачте боевого корабля
вспыхнуло восстание». А одна очень неглупая
девочка из 11 класса совершенно серьёзно на
вопрос о том, почему холодная война называется
«холодной», ответила, что эта война велась
«холодным оружием». Всё это говорит о нехватке
социального опыта
. Другими словами, дети
совершенно не знают жизни. Я сейчас говорю о
наших современных московских детях. Я работаю с
детьми больше тридцати лет, и урочная работа у
меня всегда занимала только процентов 70 времени,
а остальное – это лагеря, экскурсии, походы,
поездки и т.д.

Рис. 1

Рис. 2

Когда сравниваешь современных московских
детей с детьми «советского» периода, получается
интересная картина: современные дети очень
«продвинутые», как принято сейчас говорить. Они
пользуются Интернетом, бывают за границей в
разных странах, разбираются в электронике, в
марках автомобилей и т.д., но часто сейчас
встречаются детки, которые никогда не ездили в
метро, и просто не умеют это делать. Этому
приходится учить нам. Был один мальчик (москвич –
родился и жил в Москве), который бывал в
Лондоне, в Афинах, в Египте, но не имел
представления, как выглядит Красная площадь.
Даёшь задание шестиклассникам перечислить
все объекты Красной площади (описать её). В
перечне оказывается храм Христа Спасителя,
Могила неизвестного солдата. Поэтому каждый раз,
когда ко мне приходит новый класс, я веду ребят
сначала к Дворцу Шереметева и Троицкому храму
в Останкино < Рисунок 3>, к Дому-музею
Сергея Королёва< Рисунок 4>, а потом на
Красную площадь и вокруг Кремля

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 5

Рис. 6

Это обязательные экскурсии. Да, дети живут в
Останкино и каждый день видят его
достопримечательности; да, они живут в Москве и
имеют возможность много раз побывать в «сердце
столицы», но, как выясняется, некоторые москвичи
совсем не обращают внимания на то, что
другие люди приезжают посмотреть издалека.

Я думаю, что во время экскурсий не надо
добиваться обязательного усвоения информации в
как можно большем объёме. Считаю, что совсем
необязательно каждый раз давать задание сделать
отчёт об экскурсии в самой разной форме. Самым
ценным может быть впечатление, полученное
от похода или поездки. Впоследствии это
впечатление может стать основой не только
исторических знаний, но любви к истории, к своей
Родине, к архитектуре и т.д. < Рисунок7>. Моя
бывшая ученица Ирина Мазилкина. писала в
своём письме:

Рис. 7

«Ещё в детстве меня завораживали суздальские
синие купола в золотых звёздах, дымчатые контуры
Соборной площади в Москве, памятник Гоголю,
усталому, уже полусумасшедшему, в крохотном
дворе на Суворовском бульваре. Тогда я ещё не
осознавала, что всё это называется Историей. А
Вам удалось очень искусно соединить мир
расплывчатых образов с настоящей наукой. И
очертания постепенно приобрели форму, стали
стройней и отчётливей, словно талантливый
художник исправил ошибочные пропорции в детском
эскизе, …холст получился изумительный».

«Стихи – это молитвы».

А. Блок

«Мы в соборной Москве – странники
С безымянных её окраин.
Ежедневные зимние праздники –
Акварельные сумерки ранние.
Наши предки в одеждах шёлковых,
Защищаясь от бед и стихий,
Перед ликом молитвы нашёптывали,
Как мы шепчем теперь стихи,
Насмотревшись на краски нерезкие
Этих сумерек, этих фресок.
А с одной – самому не поверится! –
Спутав рифмы и времена, улыбнётся взгляд
современницы,

Словно вечером свет из окна.
Зависают под куполом фразы –
Невесомы они, безударны.
Только гении и богомазы
Обладают провидческим даром.
И. Мазилкина.

Декабрь
– февраль 1984-1985 г

В одной из телевизионных передач канала
«Культура», посвящённой проблемам образования,
Евгений Александрович Ямбург, мой школьный
учитель истории, сказал, что главное в
образовании сейчас – это его гуманизация.
Это ведь в буквальном смысле «очеловечение»
школы, ориентир на реальные интересы детей,
приближенность к ним, помощь в выстраивании
человеческих отношений.

Возможно, я пищу о банальных вещах, но очень
важно, чтобы ребята обращали внимание на
людей, которые их окружают. В детском и юношеском
возрасте привлекают внешность человека: его
одежда, фигура и т.п., поэтому реагируют дети на
внешне ярких и необычных людей. Своих домашних
ребята воспринимают как часть собственного «я»:
мама контролирует учёбу и внешний вид, папа
ругает за двойки, бабушка готовит еду и т.д. Детям
и в голову не приходят, что изучаемое на уроках
истории как-то связано с конкретными людьми,
которых они знают лично.

К годовщине Победы мною давалось задание
подготовить проект о каком-нибудь человеке –
современнике Великой Отечественной войны. Эта
акция у нас называлась «Люди Великой
Отечественной». Одна девочка никак не могла
решить, о ком она будет собирать материалы, ей
казалось, что ничего стоящего ей не удастся
найти. Тогда я дала более конкретное задание
специально для этой девочки: провести беседу со
своим дедушкой (а воспитывалась девочка у
дедушки с бабушкой, т.к. родителей у неё не было)
по конкретным вопросам, которые я предложила. На
следующий день девочка сразу пришла ко мне в
кабинет и с горящими глазами стала рассказывать,
какие интересные вещи узнала. У дедушки раньше не
было повода вспомнить о своём военном детстве,
девочка как-то не задумывалась, что дедушка не
всегда был пожилым неработающим пенсионером. Так
и получилось, что школьное задание позитивно
повлияло на семейные отношения.

В условиях внеклассной работы часто возникает
обратная связь, и ученики «воспитывают» учителя.
И иногда бывает, что ученики более проницательны
и чутки к «правде жизни», чем их учителя.

Рис. 8

Много лет назад я давала задание выпускному
классу подготовить рефераты о Великой
Отечественной войне к очередному юбилею. Провели
конкурс, а по итогам конкурса готовились к
конференции. Одна из моих учениц, Ира Мазилкина
< Рисунок 8>, в своём реферате на первом месте в
причинах победы в Великой Отечественной войне
написала о любви к Родине и героизме русского
народа. Тогда я ей посоветовала исправить этот
пункт и написать о «советском» народе и
поставить эту причину немного подальше, а под
первым пунктом обозначить «руководящую роль
КПСС». Я ей пыталась объяснить, что ей предстоит
поступать в институт, что ей надо везде писать и
отвечать «правильно». На это Ира ответила: «Нет,
Елена Николаевна, всё-таки я оставлю так, как
есть». Это было в феврале 1985 года, спустя
несколько месяцев начиналась перестройка, когда
появилась возможность и необходимость свободно
отстаивать собственное мнение.

Я всегда радуюсь, когда в класс к ребятам
приходят интересные люди. Мне очень повезло. В
моей педагогической практике часто встречались
люди, которые работали с детьми из моего класса
во внеурочное время. И это очень ценно: новые лица
и новые отношения всегда обогащали жизненный
опыт ребят. Встречи не были эпизодическими,
совместная деятельность продолжалась
длительное время.

Рис. 9

Очень интересный человек уже много лет
работает в нашем микрорайоне. Это Михаил
Никанорович Комаров – руководитель детского
туристского клуба «Мир путешествий» < Рисунок 9> Все его трое детей учились в нашей школе.
Ребята любят, когда Михаил Никанорович ездит с
нами на экскурсии и сам рассказывает много
интересного не только по теме, но и из своего
богатого опыта путешествий. В сопровождении
Михаила Никаноровича Комарова были экскурсии к
мемориальному месту подвига героев-панфиловцев,
литературные экскурсии в Захарово и Вязёмы. В то
время Михаил Никанорович был депутатом. Таким
образом, ребята имели перед глазами наглядный
пример человека, который успешно совмещает
многообразные виды деятельности и социальные
роли.

В одном из моих классов было много ребят из
воцерковлённых семей. Родители довольно часто
приглашали для беседы с детьми священника из
Троицкой церкви у нас в Останкино – отца
Димитрия. Он проводил с ними беседы на разные
нравственные темы. У ребят всегда возникало
много личных вопросов. На эти беседы дети ходили
по желанию и с согласия родителей.
Многоконфессиональность не мешала душевному
общению по вопросам общечеловеческих ценностей.
Такие встречи убеждали в том, что все люди едины в
стремлении жить счастливо в мире и согласии при
соблюдении общих правил человеческих отношений.

Рис. 10

В нашей школе с ребятами работал на
общественный началах замечательный человек –
Борис Александрович Завьялов< Рисунок 10>.
Он – ветеран Великой Отечественной войны.
Это тот редкий случай, когда человек реально
включился в школьную жизнь и не просто появился в
школе, чтобы пересказать одну и ту же историю из
своей жизни, а предлагал массу всяких интересных
идей, сам организовывал ребят, общался с ними в
конкретных делах, сам многое делал, показывая
пример детям. Приходил он к нам почти каждую
неделю, а иногда и несколько раз в неделю. Ребята
охотно откликались на предложения сделать что-то
интересное. Не всё, конечно, воплощалось в жизнь,
но живая деятельность и живое общение не
проходили даром. Выпускались газеты ,
проводились уроки Победы. Шестиклассники
узнавали о Сталинградской битве, о блокаде
Ленинграда, а главное, они с уважением и
чуткостью стали относиться к ветерану. Была
создана историческую секцию . Причём, в
ней не только военную историю изучали, но и
историю класса, школы, семьи… Ребята вместе с
Борисом Александровичем придумывали игры,
собирали различные документы и реликвии

Патриотизм, гуманность – это то, что имеет
огромное значение в нашей современной жизни, но
нельзя, чтобы эти хорошие понятия оставались
пустыми словами. Невозможно любить Родину, если
ты равнодушен к людям, которые тебя окружают,
если ты не знаешь, как живут в отдалённых
местностях, если никогда не побывал в других
городах (не всегда особо примечательных) и не
пообщался со своими соотечественниками…
Невозможно быть гуманистом, если тебе ненавистен
кто-нибудь из твоих знакомых или родных.

…Когда мы уходили с последней репетиции
поздравления нашего ветерана с Днём артиллерии ,
а я не совсем была довольна подготовкой, Соня
Коваленко сказала: «Ничего, Елена Николаевна, не
переживайте. Даже если что-то не получится, то всё
равно ведь Борис Александрович поймёт, что мы его
любим и хотим ему приятное сделать»…

Подводя итог, я хотела бы очень кратко
сформулировать основные факторы, определяющие
место внеклассной работы по предметам
общественного цикла в учебно-воспитательном
процессе:

Внеклассная работа по предметам
общественного цикла

  1. Имеет преимущественно практическую
    направленность
  2. Обеспечивает возможность расширить содержание
    предмета
  3. Позволяет провести апробацию новых
    образовательных технологий
  4. Даёт возможность лучше усвоить теоретические
    понятия
  5. Расширяет возможность решения воспитательных
    задач
  6. Активизирует познавательную деятельность
    учащихся
  7. Обеспечивает разнообразие мотивации
    познавательной деятельности

Следующий: