Влияние технологических технологий на познавательную активность учащихся на уроках истории и обществоведения

«При обучении с помощью компьютера,
дети приобщаются к исследованию, как думают они
сами. Опыт подобного исследования действует
возбуждающе: мышление о мышлении превращает
ребенка в эпистемиолога, в исследователя
способов познания, таким опытом обладает далеко
не всякий взрослый».
Пейперт

Понятие «технология» (греч. «техно» -
искусство, мастерство, «логос» учение) имеет
множество формулировок. Дословно — это учение о
способе (мастерстве).

Технологию понимают и как совокупность приемов
и методов, применяемых в процессе обучения, и как
технику реализации учебного процесса и как
процессуальную часть дидактической системы и
как модель совместной педагогической
деятельности, и как системную совокупность и
порядок функционирования всех средств,
используемых для достижения педагогических
целей.<15>

«Технология» — это система совокупности
знаний, умений, навыков, методов, способов
деятельности, алгоритм, научная разработка
решения каких либо проблем.<5>

В документах ЮНЕСКО технология обучения
рассматривается как системный метод создания,
применения и определения всего процесса
преподавания и усвоения знаний с учетом
технических и человеческих ресурсов и их
взаимодействия, ставящей своей задачей
оптимизацию форм образования.<1>

В современной интерпретации, понятие
технология является содержательным обобщением,
имеет три основных аспекта:

  • научный: технология является научно
    разработанным решением определенной проблемы,
    основывающимся на достижениях
    психолого-педагогической теории и передовой
    практики.
  • формально-описательный: технология — это
    модель, описание целей, содержание методов и
    средств, алгоритмов действий, применяемых для
    достижения планируемых результатов.
  • процессуально-действенный: технология есть
    сам процесс осуществления деятельности,
    последовательность и порядок функционирования и
    изучения всех его компонентов, в том числе
    объектов и субъектов деятельности.

В целом, в технологии во взаимосвязи и
взаимообусловленности находятся содержание,
методы, средства, приемы, цели обучения.
Педагогическое мастерство преподавателя
состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание,
использовать эффективные, оптимальные методы и
средства обучения для реализации поставленных
образовательных целей и задач.

Любая педагогическая технология должна
удовлетворять основным методологическим
требованиям (Г.К. Селевко)

  1. Концептуальность (опора на научную концепцию)
  2. Системность (должны проявляться признаки
    системы: целостность, логичность, взаимосвязь
    всех частей)
  3. Управляемость (диагностика, коррекция,
    варьирование средствами и методами)
  4. Эффективность (рентабельные, оптимальные,
    результативные)
  5. Воспроизводимость (возможность повторять)

Педагогические технологии имеют свою
классификацию (типологию) по различным
основаниям. Информационные (компьютерные)
технологии относятся к технологиям по
преобладающему (доминирующему) методу.

НТР вызвала техническое перевооружение
народного хозяйства, произошли значительные,
революционные изменения в областях науки,
техники, в технологиях. В современном
производстве используют новые машины,
оборудование, увеличивается доля
интеллектуального труда, творческой функции
рабочего в труде это вызывает необходимость
преобразования системы знаний, умений, навыков,
которые должны быть получены в школе, в ССУзе,
ВУЗе обучаемыми. На сегодняшний день во всем мире
получили широкое развитие информационные
технологии. Информационные технологии — это
процессы подготовки и передачи информации
обучаемому, средством осуществления которых
является компьютер.

Г.К. Селевко так определяет варианты
осуществления или использования информационные
технологии:

  • «проникающая» технология (применение
    компьютерного обучения отдельным темам,
    разделам, для отдельных дидактических задач)
  • «основная» определяющая, наиболее значимая из
    используемых в данной технологии частей.
  • «монотехнология» когда все обучение, все
    управление учебным процессом, включая все виды
    диагностики, мониторинг, опираются на применение
    компьютера.<13>

Информационные технологии имеют философскую
основу, которую можно определить как
сциентистско-технократическую (опора на
развитие науки и техники). Информационные
технологии целостны и системны, управляемы по
организационным формам (индивидуальны и
возможна реализация в небольших группах).

По методу: информационные, диалогические,
деятельностные, операционные и
программированные. Информационные технологии
эффективны в организации и управлении,
повторяемы, а также подходят для всех категорий
обучаемых. Компьютерное обучение способствует
реализации дидактических принципов организации
учебного процесса, наполняет деятельность
учителя принципиально новым содержанием,
позволяя сосредотачиваться на воспитательных и
развивающихся функциях обучения.

Информационные технологии это процессы
накопления, обработки, представления и
использования информации с помощью электронных
средств или совокупность электронных
средств и способов их функционирования,
используемых для реализации обучающей
деятельности. <1>

Информационные технологии основываются на
использовании некоторой модели содержания,
которое представлено педагогическими
программными средствами, находящимися в памяти
компьютера и возможностями
телекоммуникационной сети. Главной особенностью
фактологической стороны содержания образования
является наличие компьютерной информационной
среды,
которая включает в себя базы знаний,
электронные коммуникации (сети), экспертные
системы.

Под базами данных понимаются технологии ввода,
систематизации, хранения, и предоставления
информации с использованием компьютерной
техники. Систематизация и поиск информации в
базе данных осуществляется 3 основными
способами:

  • иерархическая база данных — в качестве
    классификационной основы используются каталоги
    и рубрикаторы (информационно- поисковые языки
    иерархического типа)
  • реляционная база данных — каждой единице
    информации, присваиваются определенные атрибуты
    и по ним ведется поиск
  • статистические базы данных (электронные
    таблицы) — оперируют с числовой информацией.

Базы данных используются в обучении для
оперативного предоставления учителю и учащимся
информации необходимой, но не вошедшей в учебные
пособия.

Базы знаний представляют информационные
системы, содержащие замкнутый объем информации
по данной теме, структурированный таким образом,
что каждый ее элемент содержит ссылки на другие
логически связанные с ним элементы из их общего
набора.

Такая организация информации позволяет
учащемуся изучать ее в той логике, которая ему
наиболее предпочтительна в данный момент.

Библиографическим аналогом базы знаний
являются энциклопедии и словари. Программные
продукты, реализующие базы знаний, относятся к
мультимедиа (гипермедиа). Они позволяют
использовать в учебном процессе компьютерные
имитации, микромиры и на их базе дидактически и
развивающие игры, вызывающие интерес у
обучаемых.

Экспертные системы — это компьютерное
тестирование (оценочные процедуры) эти
программные средства применяются в зависимости
от учебных целей и ситуаций, чтобы глубже понять
потребности учащегося, учесть психологические
принципы обучения, осуществить анализ знаний в
предметной области.

Повышение качества обучения школьников,
стимулирование познавательной активности в
значительной степени определяется достижениями
информатики, внедряемой в учебный процесс.

Информатизация включает в себя 3 этапа:

  1. Компьютеризация общества (насыщение
    вычислительной техникой ОУ). Идет процесс
    компьютерного освоения имеющихся
    информационных фондов в образовании и
    формирование основ информационной культуры.
  2. Персонализация информационного фонда
    (интенсивное применение ВТ на всех уровнях
    образования, перевод информации в компьютерную
    форму, расширение компьютерной грамотности).
  3. Социализация информационных фондов (высокий
    уровень информационной культуры полное
    удовлетворение информационных потребностей
    всего населения).

Процесс информатизации сферы образования
осуществляется по 2 направлениям:

  • Неуправляемая информатизация (реализуется
    снизу, по инициативе педагогических работников,
    охватывает актуальные сферы деятельности и
    предметные области).
  • Управляемая информатизация, та, которая
    поддерживается материальными ресурсами,
    обладает концепцией и программой. <1>

Особенности информационных технологий
заключаются в том, что в отличие от иных
педагогических технологий, информационные имеют
предметом
и результатом труда информацию,
а орудием труда - компьютер.

Информационные технологии включают в себя 2
проблемы:

  • решение проблем пользователя;
  • организация информационных процессов, которая
    предполагает: передачу, обработку, организацию
    хранения и накопления данных, формализацию и
    автоматизацию знаний.

Применительно к обучению можно выделить
информационные технологии:

  1. Компьютерные обучающие программы или ПП
    (программные продукты) или ЭИР — электронные
    учебники, энциклопедии, тренажеры, самоучители,
    тестовые системы.
  2. Обучающие системы на базе
    мультимедиа-технологий.
  3. Интеллектуальные и обучающие экспертные
    системы.
  4. Распределение базы данных по отраслям знаний.
  5. Средства телекоммуникации (электронная почта,
    чат, форум, телеконференции).
  6. Электронные библиотеки.

Информационные технологии, их применение
эффективны на всех стадиях педагогического
процесса:

  • на этапе предъявления учебной информации
    обучающимся;
  • на этапе усвоения (в процессе интерактивного
    взаимодействия с компьютером);
  • на этапе повторения и закрепления;
  • на этапе промежуточного, итогового контроля,
    самоконтроля достигнутых результатов обучения;
  • на этапе коррекции и самого процесса обучения и
    его результатов.

Использование информационных технологий
позволяет индивидуализировать и
дифференцировать процесс обучения, поддерживать
познавательный интерес обучаемых к предмету.
Деятельность учителя наполняется новым
содержанием и позволяет сосредоточиться на
обучающих, развивающих и воспитательных
функциях.

Содержание историко-обществоведческого
образования обогащается с применением
информационных технологий следующими ключевыми
компетенциями: социальной, коммуникативной ,
информационной, когнитивной, специальной

Однако, чтобы получение данных ключевых
компетенций стало глубже и осмысленнее
необходимо выполнение следующих условий:

  • создание реальных условий для обучения
    школьников с использованием информационных
    технологий;
  • значительное повышение уровня
    профессионального и общегуманитарного
    взаимодействия учителей и обучаемых благодаря
    возможности выполнения совместных проектов, в
    том числе и телекоммуникационных
  • появление качественно новых условий для
    реализации творческого потенциала обучаемых за
    счет доступа к электронным библиотекам,
    виртуальным лабораториям, к научным, учебным и
    другим значимым ресурсам на электронных
    носителях и в сети Интернет.
  • повышение эффективности самостоятельной
    работы учащихся.

Выполнение перечисленных условий будет
способствовать достижению основной цели
модернизации образования — улучшению качества
обучения, увеличению доступности образования,
обеспечению потребностей гармоничного развития
отдельной личности и информационного общества в
целом.

В школе для учащихся должны быть созданы
благоприятные условия для использования
технологических возможностей современных
компьютеров и средств связи, для поиска и
получения информации, развития познавательных и
коммуникативных способностей. Учителя,
освобожденные от передачи формальных знаний,
получат свободу в выборе форм взаимодействия с
обучаемыми и смогут приложить силы к тому, что
составляет суть их работы. Речь идет о выработке
подходов к изучению той или иной учебной
дисциплины с учетом индивидуальных возможностей
и потребностей учащихся, обучении последних в
ходе дискуссий, совместном проектировании и
критическом анализе полученных результатов,
нестандартном взгляде на стоящие проблемы. Часы,
отведенные на урок, будут наполняться новым
содержанием. А время, сэкономленное за счет
применения информационных технологий, может
быть отдано личному общению учителей и
обучаемых. С 2001 года при подготовке к урокам
использую офисную программу Power Point.

Технология создания уроков в виде презентаций.

  1. Постановка целей и задач урока.
  2. Подбор содержания учебного материала
  3. Представление сценария урока в виде структуры
    взаимосвязанных кадров с соблюдением логической
    последовательности подачи учебного материала.
  4. Заполнение блоков сценарием
  5. Определение места сценария в системе урока.
  6. Знания, умения, навыки, формируемые учителем на
    учебном занятии.

Наглядность — это средство. Мышление — это
действие (деятельность разума). Визуальная
информация обладает замечательным свойством,
она позволяет при помощи ее специальной
организации и оформления естественным путем
влиять на различные стороны мышления (на
абстрактную, логическую).

Однако это свойство необходимо правильно
реализовать — применить так, чтобы значения
понятий, порождающих информацию, стало видимым.
Механизмы визуального мышления являются
универсальными.

Визуальное представление знаний сводится к
совокупности зрительных образов так, что
механизмы зрительного мышления обеспечивают
овладение этим знанием. Рисунок может нести в
себе информацию, соответствующую полному объему
понятия и является важнейшим способом передачи
знаний, служит сигналом, символом. Особое
внимание уделяется качеству и содержательности
иллюстрации (рисунку), т.к. если этот момент будет
упущен, учитель потерпит неудачу в обучении. В
слайды, в зависимости от содержания урока,
вставляются графики, диаграммы, таблицы,
самодельные рисунки (программа Paint), фото,
картинки из коллекции office, (из файла), «со сканера
или камеры», в том случае если рисунок
вставляется из книги (журнала) или фото из
цифрового фотоаппарата.

Можно создавать уроки разных типов:

  • комбинированный урок,
  • практическая работа,
  • контрольная работа,
  • задания в форме теста,
  • урок опроса (различные виды заданий, задач),
  • урок лекция (последовательность показа слайдов
    моделируется в соответствии с содержанием
    нового материала по усмотрению учителя).

При работе с презентацией используется
мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Слайды являются иллюстрацией к излагаемому
лекционному материалу. Объяснение может быть
построено, в зависимости от поставленных целей и
задач, в виде эвристической беседы, а слайды
содержать вопросы и задания.

Сочетание словесной информации учителя с
показом презентации активизирует внимание
учащихся к содержанию учебного материала и
повышает интерес к изучаемой теме. Учебная
информация представляется на слайдах (которые
учитель заранее разрабатывает в программе Power Point
). Слайды имеют звуковое сопровождение, анимацию,
информация может быть подана с помощью
диаграммы, таблицы, схемы, в слайды можно
вставлять видеофрагменты.

В общую презентацию вставляются слайды,
осуществляющие функции контроля (тесты, вопросы),
которые позволяют проверить уровень усвоения
основ излагаемого учебного материала, это
позволяет своевременно осуществлять коррекцию и
устранять недостатки. Одной из современных форм
обучения является проектно — исследовательская
работа. Она учит учащихся анализировать, строить
обоснованные выводы, применять
исследовательские приемы, определять
перспективы своей деятельности и пути ее
дальнейшего совершенствования. Завершает работу
ученическая конференция, на которой ученики
защищают свои проекты, она делает результаты
работы зримыми, подчеркивает ее общественно
значимый характер, активизирует самостоятельную
учебно-познавательную деятельность.
С одной стороны она связана с культурой
умственного труда, с другой позволяет
совершенствовать речевые навыки и развивать
основы ораторского искусства. Защита рефератов,
проектов универсальна уже тем, что обобщает
результаты, подводит итоги самостоятельной
работы. Успех исследовательской работы зависит
от правильно организованной подготовки
обучаемых к самостоятельной творческой и
познавательной деятельности. Учащиеся намечают
проблему, раскрывают ее теоретические аспекты,
работают с дополнительной литературой, затем,
они аргументированно защищают свою позицию,
выражают свои убеждения. Чтобы правильно
оформить свою работу провожу индивидуальные
консультации и оказываю необходимую
методическую помощь. Исследовательская работа
возможна и эффективна только на добровольной
основе. Учебные исследования разворачиваюся вне
уроков и обычной учебной работы как
дополнительная, внеклассная, внеурочная работа.
Материал подбирается доступный для
исследования, и выполнение работы относительно
простое. У учащихся эта работа создает мотивацию
к обучению и творческой деятельности.
Исследовательская работа выполняется одним
учеником или группой. На ученика ложатся задачи
наблюдения, описания и обобщения результатов
работы. Учитель играет роль консультанта,
подсказывает направления, редактирует текст.
Учащиеся самостоятельно создают презентации
учебного занятия, доклада, сообщения. Они
работают с информацией, выделяют в содержании
главное, основное, структурируют,
систематизируют. Подготовка презентации
является творческой деятельностью.

В основе решаются 2 задачи.

  1. Ученики, подбирая учебный материал для
    презентации, работают с учебником,
    энциклопедией, дополнительной литературой.
    Отбирают необходимое содержание, запоминают
    историческую информацию, с которой работают
    (даты, основные события, исторические
    персоналии).
  2. Работая с компьютером, ученики совершенствует
    свои навыки как пользователи.
  • Информационные (компьютерные) технологии и их
    применение обеспечивают:
  • Повышается интерес и производительность труда
    учителя и учащихся на уроке.
  • Устанавливается межпредметная связь уроков
    информатики с историей и обществознанием.
  • Создавая презентацию, учащийся совершенствует
    навыки работы на компьютере, проявляет
    творческие способности, участвуя в проектной,
    деятельности.
  • Создание презентаций, совершенствует умение
    выделять в содержании учебного материала
    главное, существенное, а также подавать
    подготовленный материал в строгой логической
    последовательности.
  • Возрастает уровень использования наглядности
    на уроке рассчитанные на визуально-вербальное
    восприятие учащихся. Это способствует более
    основательной реконструкции широких картин
    исторической действительности, развивает
    познавательные способности.
  • Лучшее и более глубокое понимание и усвоение
    учебного материала.
  • Индивидуализация процесса обучения,
    использование эффективных приемов и средств
    самостоятельной работы.
  • Организация проектной и исследовательской
    деятельности учащихся.
  • Развитие коммуникативных способностей.
    Учащимся приходится руководить работой своих
    товарищей, при создании совместных проектов,
    видоизменять, монтировать, создавать новый
    продукт.
  • Умение решать широкий круг задач, заниматься
    сбором, анализом, синтезом данных,
    самостоятельно мыслить, развивает общие и
    когнитивные способности.
  • Экономия времени.
  • Полученные знания задерживаются в памяти на
    более долгий срок, кроме того, позднее ,такие
    знания легче восстанавливаются для применения
    на практике.

Результаты успеваемости и качества
обученности учащихся (диагностика)


Уроки в традиционном
режиме
Уроки с
использованием информационных технологий
Учебный год
Успеваемость
(%)
Качество обученности
(%)
Качество обученности
(%)
Успеваемость
(%)
99 72 90 100 2006-2005 (7 «а»)
100 72 93 100 2006-2007 (8 «а»)
100 71,5 97 100 2007-2008 (9 «а»)

Показатели:

1 — внимательность учащихся на уроке (в среднем,
по 5-балльной шкале);

2 — средняя частота ответов на уроке (на одного
ученика);

3 — тщательность выполнения задания на уроке (в
среднем, по 5-балльной шкале);

4 — правильность выполнения заданий (в среднем,
по 5-балльной шкале);

5 — средняя частота уточняющих вопросов (на
одного ученика);

6 — средняя частота проблемных вопросов (на
одного ученика).

Литература

  1. «Педагогические технологии» под ред. В.С.
    Кукушкина, Ростов на Дону » МарТ» 2002
  2. Андреев А.А » Компьютерные и
    телекоммуникационные технологии в сфере
    образования» журнал » Школьные технологии» № 3
    ,2001
  3. Башмаков М. И., Поздняков С. Н., Резник А. А. статья
    «Понятие информационной среды процесса
    обучения» и «Школьные технологии» № 2, 2002г. М· ,
    «Народное образование».
  4. ж. «История и обществознание в школе» № 6 2002г.
  5. Ж.. «Школьные технологии» № 3; 2002г. М· «Народное
    образование»
  6. Жилина Л.В. «Программа информатизации
    школьного образовательного пространства
    журнал» Школьные технологии» № 5 ,2002
  7. Захарова И.Г. » Информационные технологии в
    образовании» Москва, 2003
  8. Короткова М. В., Студеникин М. Т. «Методика
    обучения истории в схемах, таблицах, описаниях»
    М· , «Владос» 1999г.
  9. Лернер П.С.» Информатизация продуктивного
    образования старших школьников» журнал »
    Школьные технологии» № 4, 2002
  10. Пахомова Н.Ю » Метод учебного проекта в ОУ» М.,
    2003
  11. Полторак Д. И., Аппарович Н. И., Думин С. В.
    «Методика использования средств обучения в
    преподавании истории», М· , «Просвещение» 1987г.
  12. Студеникин М. Т. «Методика преподавания истории
    в школе» М., «Владос» 2000.
  13. Селевко Г.К. » Педагогические технологии на
    основе эффективности управления и организации
    учебного процесса» М., стр. 114
  14. Чернов А. В. «Использование информационных
    технологий в преподавании истории и
    обществознания» стр. 46 ж. «Преподавание истории
    в школе» №8 2001г.
  15. «Современные педагогические технологии» (авт.
    Гульчевская В.Г., Гульчевская Н.Е.) Ростов Н/Д 1999г.
    стр. 11

Следующий: