Владимир Святославич. Принятие христианства. 6-й класс


Цели урока:

  • Ознакомить учащихся с внешней и внутренней
    политикой князя Владимира.
  • Дать представление о принятии христианства на
    Руси.
  • Показать особенности по сравнению с язычеством.
  • Объяснить огромную роль и принципиальность
    этого шага в истории русского государства.
  • Оборудование:

    карта “Киевская
    Русь”.

    Основные понятия и термины:


    христианство, религия, язычество, православие.

    Ход урока



    1. Проверка домашнего задания.

    1. Тестовые задания

  • Какой князь был убит древлянами во время сбора
    дани в 945 году:
  • А) Аскольд; Б) Рюрик; В) Олег; Г) Игорь; Д)
    Кий.

  • Какие занятия были у славян основными:
  • А) бортничество; Б) земледелие; В)
    торговля; Г) разведение скота.

  • С именем какого князя связано образование
    государства Киевская Русь:
  • А) Игоря Б) Рюрика В) Святослава Г) Олега

  • Кто осуществлял власть в Киевской Руси:
  • А) бояре; Б) князь; В) дружина.

  • Кто из князей, собираясь в военный поход
    говорил: “иду на Вы”:
  • А) Игорь; Б) Олег; В) Святослав; Г) Рюрик.

  • Соотнести имена первых русских князей с
    заключенными договорами с Византией;
  • 1. Олег; А) договор 944 года;

    2. Игорь; Б) договор 911 года.



  • Кто стал править в Киеве после смерти Рюрика,
    объединив новгородские и киевские земли:
  • А) Олег; Б) Ольга; В) Игорь; Г) Святослав.


    2. Определить историческую личность

    В походах же не возил за собою ни возов,
    ни котлов, не варил мяса, но тонко нарезав конину
    или зверину, или говядину и зажарив на углях, так
    ел. Не имел он и шатра, но спал, подостлав потник, с
    седлом в головах… И посыла в иные земли со
    словами: “Хочу на вас идти”. ( Святослав)

    Именно этот человек провел первую в
    истории России налоговую реформу, установив
    размеры дани и места ее сборов;

    – этот правитель первым принял личное
    крещение, которое произошло в Византии;

    – соблюдая традиции своего времени,
    жестоко и изощрено отомстил за гибель близкого
    человека;

    – управлял государством не от своего
    имени, а от имени сына, который был малолетним.

    (Ольга)

    Этому князю летописец уделял много
    внимания на страницах “Повести временных лет”;

    – от своего отца он получил в
    управление Новгород, где ему помогал княжить его
    дядя Добрыня;

    – киевский престол он отвоевал у
    своего старшего брата, что считают первой
    княжеской усобицей на Руси;

    – этот князь создал первую
    оборонительную линию на южных рубежах
    государства, куда отправил служить воинов из
    северных земель;

    3. Работа над ошибками

    В 907 году князь Владимир Мономах пошел
    походом на Царьград. Он собрал огромное войско
    варягов, около 80 000 воинов. Греки, узнав о
    приближении русского войска, выслали встречные
    отряды. Тогда князь Владимир приказал поставить
    корабли на колеса, и они по суше, благодаря
    попутному ветру, добрались до стен византийской
    столицы. Испуганные греки запросили мира, в итоге
    был составлен договор. По этому договору Русь
    платила Византии огромную дань и теряла
    привилегии в торговле. Князь же прибил свой щит
    на ворота Царьграда.


    II. Изучение нового материала

    План:

  • Особенности внешней политики Владимира.
    Границы его государства. Владимир в народной
    памяти.
  • Крещение Руси – важнейшее событие российской
    истории и культуры.
  • Становление церковной системы.
  • Итоги правления Владимира.
  • 1. Беседа по вопросам:

    – Какие князья после смерти
    Святослава претендовали на княжеский престол?

    – На какую силу опирались князья?

    – В чем были сильные и слабые стороны
    наемного войска?

    – Как Владимир решал вопрос о
    варягах-наемниках? Почему это было важным
    государственным делом?

    Князь Владимир, после того как занял
    киевский престол, изгнал варягов-наемников и
    создал русскую княжескую дружину. Это позволило
    укрепить обороноспособность страны.

    А) Работа с картой. Определяем
    систему мер, проведенных Владимиром для
    укрепления южных границ Руси. Учащиеся называют
    эти меры:



    – создание мощной системы крепостей
    на южной границе;

    – создание гарнизонов крепостей из
    жителей северных областей;

    – строительство сигнальных башен.

    2. Причины принятия христианства.

    1. Работа с картой:

    – Назовите и покажите территории
    соседних с Русью государств.

    (Хазарский каганат, Византия, Волжская
    булгария, Польша, племена балтов, финно-угров)

    Учитель акцентирует внимание на
    вероисповедании соседей Руси:

    – хазары – иудаизм,

    – волжские булгары – ислам,

    Византия – православие,

    Польша – католичество.

    Следовательно это были религии, в
    основе которых лежала вера в одного бога. Только
    племена балтов, финно-угров были язычниками.

    2.Работа с текстом учебника

    .
    Учащиеся называют причины принятия христианства
    на Руси:

    1. Объединить и покорить восточнославянские
      племена, можно было только на основе общей
      религии.
    2. Необходимость усиления княжеской власти.
    3. Стремление сблизить Русь с Западной Европой,
      преодолеть культурную изоляцию Руси.
    4. Социальное расслоение и имущественное
      неравенство требовало идеологического
      обоснования.
    5. Стремление укрепить международный авторитет
      Руси.

    Крещение Руси.

    Рассказ учителя

    . Князь Владимир
    сыграл в судьбе русского народа особую роль –
    именно ему удалось обратить в христианство всех
    русичей и сделать православие государственной
    религией Древней Руси. Сам Владимир пришел к
    христианству не сразу. Половину своей жизни он
    прожил хитрым, воинственным язычником и
    многоженцем. Несмотря на то, что воспитывался
    православной княжной Ольгой, к христианскому
    учению и образу жизни не приобщился. Опираясь на
    варягов, он захватил государственную власть,
    убив своего брата Ярополка. Владимир имел 4 жен
    законных и, согласно летописи, много наложниц. У
    русичей-язычников многоженство не считалось
    беззаконием. Завоевав власть, Владимир усердно
    проявил себя в языческой вере.

    Работа с историческим документом.

    “И стал Владимир княжить в Киеве, один
    и поставил кумиры на холме за теремным двором:
    деревянного Перуна с серебряной головой и
    золотыми усами, затем Хорса, Дажьбога, Стрибога,
    Симаргла и Мокошь. И приносили им жертвы, называя
    их богами, и приводили к ним своих сыновей и
    дочерей, а жертвы эти шли бесам, и оскверняли
    землю жертвоприношениями своими. И осквернилась
    кровью земля Русская и холм тот. Но преблагий бог
    не хочет гибели грешников, и на том холме стоит
    ныне церковь святого Василия.

    (Перуну приносились и человеческие
    жертвы. Ими стали юный Иоанн и его отец Федор.
    После крещения они станут первыми святыми).

    Владимир посадил Добрыню, своего дядю,
    в Новгороде. И, придя в Новгород, Добрыня поставил
    кумира над рекою Волховом, и приносили ему жертвы
    новгородцы как богу”.



    Рассказ учителя

    Владимир стал все чаще задумываться о
    вере, проблеме выбора новой религии. Согласно
    летописи к Владимиру приходили разные
    проповедники, рассказывая о своей вере.

    Первым прибыл посол от волжских
    булгар, принявших ислам. Но многие запреты ислама
    показались Владимиру отвратительными. Немецких
    католиков Владимир выслушал и сказал: “Идите
    обратно, отцы наши не приняли веры от Папы”.
    Иудеев Владимир спросил, где их отечество. Они
    ответили: “Наша родина – Иерусалим, но Бог
    рассеял иудеев по чужим землям”. “И вы
    наказываемые Богом, дерзаете учить других? Мы не
    хотим, подобно вам, лишиться своего отечества”,
    – сказал им Владимир. Греческий философ
    рассказал Владимиру все содержание “Священного
    писания и нарисовал картину “Страшного суда”.

    Затем князь собрал бояр и старцев и
    сообщил о всех послах и их предложениях. Бояре и
    старцы предложили князю отправить 10 благородных
    мужей в разные страны. Послы, вернувшись,
    поведали, что скудны храмы, унылое моление и
    печальные лица мусульман произвели на них плохое
    впечатление. Обряды немецких католиков
    показались лишенными всякого величия и красоты.
    По поводу греческой веры сказали так: “Всякий
    человек, вкусив сладкое, имеет уже отвращение от
    горького, так и мы, узнав веру греков, не хотим
    иной”. Тем более княгиня Ольга тоже приняла
    христианство.

    Владимир решил принять веру греческую
    – православную. Но обращаться к Византии в
    качестве просителя Владимир не хотел. В 987 году
    завоевав богатый греческий город Херсонес, князь
    Владимир объявил через послов византийским
    императорам Василию и Константину, что желает
    жениться на их сестре, юной принцессе Анне, а в
    случае отказа возьмет Константинополь.

    Императорам пришлось согласиться, но
    христианка не могла стать женой язычника, даже
    если он князь большого и процветающего
    государства. Владимир должен был принять
    таинство крещения и отпустить всех своих жен.
    Владимир обещал это сделать. Царевну Анну
    отправили на корабле в Херсонес. В летописи
    говориться, что Владимир к этому времени потерял
    зрение. Царевна Анна убедила его в необходимости
    крещения. Как только он был крещен, – тут же
    прозрел. Бояре, видя это чудо, тоже крестились в
    церкви святого Василия.

    Это событие произошло в 988 году.
    Владимир принял крещение и женился на царевне
    Анне. Город Херсонес был отдан им в качестве
    выкупа за невесту.

    Работа с историческим документом.

    “Повесть временных лет” о крещении
    Руси

    Владимир повелел опрокинуть идолы.
    Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали
    его неверные, так как не приняли еще они святого
    крещения… Затем послал Владимир по всему городу
    сказать: “Если не придет, кто завтра на реку –
    будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, –
    будет мне врагом”. Услышав это, с радостью пошли
    люди, ликуя и говоря:

    “Если бы не было это хорошим, не
    приняли бы этого князь наш и бояре”. На следующий
    же день вышел Владимир с попами царицынскими и
    Корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без
    числа. Вошли в воду и стояли там… Владимир был
    рад, что познал Бога сам и люди его и приказал
    рубить церкви и ставить их по тем местам, где
    прежде стояли кумиры (идолы). Посылал он собирать
    у лучших людей детей и отдавать их в обучение
    книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо
    не утвердились еще они в вере и плакали о них как
    о мертвых.

    Рассказ учителя.

    Распространение христианства не было
    мирным процессом. Единобожие вводилось “огнем и
    мечом” (например в Новгороде). Язычество долго не
    уступало место христианству.

    По мере распространения христианства
    появляются и служители новой веры – это
    духовенство: священники, епископы. Архиепископ –
    старший епископ. Митрополит – одна из высших
    должностей в церкви, глава крупной епархии,
    подчинен только патриарху из Константинополя.. В
    городах стали строиться церкви.

    Значение принятия христианства.

    – княжеская власть и власть феодалов
    укрепилась, что способствовало объединению Руси.

    – византийская культура
    распространилась на Руси.

    – международное положение Руси
    укрепилось, Русь входила в круг христианских
    государств.


    III. Закрепление изученного материала.

    – Почему князь Владимир изменился,
    став христианином?

    – Почему была выбрана православная
    вера?

    – В чем заключается значение принятия
    христианства?


    IV. Итог урока.

    Домашнее задание: Подготовить
    сообщение по темам: “Братья Борис и Глеб”,
    “Ярослав Мудрый”.




    Следующий: