Виртуальный краеведческий музей Летопись малой родины

Перемены, ознаменовавшие начало XXI века, диктуют необходимость поиска новых подходов к осмыслению главных проблем культуры и образования, в основе которых лежит духовно-нравственное творчество человечества. Происходящие изменения привели к переосмыслению образования как соцкультурного феномена, суть которого заключается в сочетании рационального и ценностного аспектов в едином педагогическом процессе.

Одним из вариантов сочетания рационального и ценностного, на мой взгляд, является создание в школе виртуального краеведческого музея.

Идея создания музея была заложена в план развития МОУ СОШ № 3 города Сергача Нижегородской области, развивающейся в рамках культурологического направления. Культурологический подход к образованию предполагает создание условий для творческого, духовного самоопределения личности.

Виртуальный краеведческий музей – это большой проект, над которым работают учащиеся и педагоги. Большое содействие в его создании оказывают сотрудники Сергачского краеведческого музея им. Громова, центральной районной библиотеки им. Шуртакова, редакции газеты «Сергачская жизнь», родители учащихся. Используются интернет – ресурсы.

Музей является виртуальным, т.е. существует в электронном виде на электронных носителях. Это совокупность ученических работ, созданных в программах Microsoft Word и Power Point.

Проект призван объединить преимущества традиционного музея с преимуществами информационных технологий для успешного учебно-воспитательного процесса. Конечно же, он не ставит целью заменить реально существующий.

Основные цели создания виртуального музея это:

  • формирование чувства патриотизма и гордости за свой край;
  • повышение мотивации учащихся к изучению истории родного края;
  • совершенствование навыков самостоятельной краеведческой работы учащихся, развитие их творческой инициативы;
  • расширение интеграции, прежде всего с курсом информационных технологий, представление возможности конкретного применения полученных на уроках информатики знаний;
  • формирование социальной активности;
  • формирование информационной культуры.

Для их успешного осуществления был создан актив музея.

Актив музея и учащиеся старших классов:

  • пополняют фонды музея путем организации исследований, налаживание переписки и личных контактов с различными организациями и лицами;
  • проводят сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников по соответствующей тематике;
  • создают работы, выполненные в программах Microsoft Word и Power Point;
  • проводят виртуальные экскурсии для учащихся, родителей, педагогов;
  • оказывают содействие учителям в использовании работ музея в учебном и вне учебном процессе;
  • принимают активное участие в выполнении соответствующих профилю музея запросов от организаций и частных лиц.

Реализация данной программы осуществляется по следующим направлениям:

  1. Методическое направление
  2. Воспитывающая среда
  3. Информационно-технологическое направление
  4. Поисковая работа

Методическое направление

Целью данного направления является создание условий для накопления педагогического опыта, творческого педагогического поиска учителей и учащихся.

Основные мероприятия методической направленности:

  1. Семинарские занятия по осмыслению педагогического опыта.
  2. Создание методической копилки, как педагогами, так и школьниками. Это методические разработки экскурсий, мероприятий с использованием фондов музея. К большей части презентаций музея созданы приложения с тестами, которые возможно использовать в учебной деятельности на уроках истории, краеведения.

Воспитывающая среда

 Целью данного направления является создание формирующей воспитательной среды.

  1. Создание культурного пространства – повышение культурного уровня.
  2. Деятельность педагога по самосовершенствованию, развитию в себе творческого начала.
  3. Работа с родителями по привлечению их к участию в деятельности музея, которая способствуют укреплению связи семьи и школы.
  4. Расширение сотрудничества учителя и учащихся, развитие коммуникативных навыков.

Информационно-технологическое направление

 Целью данного направления является создание условий для развивающего обучения с применением информационно- коммуникационных технологий.

  1. Развитие умения добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью компьютерных технологий.
  2. Формировать коммуникативные навыки, культуру общения, толерантность, умение формулировать свою точку зрения.
  3. Совершенствование умений работы с компьютером, мультимедийным проектом, интерактивной доской.

Поисковая работа

Её цель — собрание краеведческого материала по истории родного края.

  1. Привитие навыков научно-исследовательской работы с использованием многообразия методов и форм самостоятельной и практической деятельности.
  2. Развитие умений анализировать исторические источники, выбирать и систематизировать главное.

На сегодняшний момент заложены основы музея. В нем несколько « залов» — разделов.

Зал №1. Зал памятных событий. Посвящен страницам истории города Сергача.

Представлен работами:

  1. История возникновения города.
  2. Пьянское побоище.
  3. Символы города.
  4. О медвежьем промысле.
  5. Сергач в годы Великой Отечественной войны.

Зал №2. Посвящен землякам. Это работы:

  1. Сергачане Герои Советского Союза.
  2. Почетные граждане города.
  3. Иллюстрированный словарь- справочник о людях, судьба которых связана с историей края.
  4. История семьи в истории страны.

Зал №3. Зал виртуальных экскурсий представлен работами:

  1. Исторические места города Сергача (о памятниках архитектуры).
  2. Их именами названы улицы города (экскурсии по улицам города).
  3. Мемориал погибшим героям.
  4. Сергачский краеведческий музей.
  5. Храмы Сергачского района.

Зал №4. Рассказывает о творчестве сергачан. Включает презентации:

  1. Подвижник слова С.И. Шуртаков. Работа выполнена к 90 –летию известного писателя – земляка.
  2. Ю.В. Назаров – учитель и поэт.
  3. В.А. Громов-создатель музея и автор «Сергачского притяжения».
  4. Конструктор В.М.Петляков.

Зал № 5. Топонимический раздел — словарь. Содержит объяснение топонимов Сергачского края.

Зал № 6. Зал современности:

  1. Сергач сегодня
  2. Родная школа.

 Зал № 7. Раздел исторических дат. Представлена хронология событий истории края.

Зал № 8. Архив музея. В нем хранятся документы, рефераты, фотографии, другой материал, который использовался и будет использоваться для создания работ.

Кроме того, в плане развития музея заложено создание таких разделов как «Зал воинской славы», «История Сергача в фотографиях», «Жертвы политических репрессии» и т.д.
В настоящее время создаётся сайт музея в Интернете, объявлен конкурс на создание лучшего буклета о музее.

Планируется, что в следующем учебном году к работе будут привлечены и учащиеся младшего и среднего звена.

Первые итоги работы музея были подведены на расширенном семинаре с приглашение сотрудников местного музея, библиотеки, учителей-историков, руководителей отдела образования. Все участники, как дети, так и взрослые были единодушны в положительной оценке начинания. Данная работа позволяет ближе познакомиться с яркими историческими событиями, личностями, обогатить свои знания, глубже усвоить краеведческий материал, осознать свой долг в созидательной деятельности на благо процветания будущего России.

(Приложение можно получить у автора статьи.)

Следующий: